zabika.ru 1

Министерство образования и науки Республики Казахстан



Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра философии и культурологии

методические рекомендации по изучению дисциплины
«Этическое и эстетическое в творчестве М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова»

для студентов специальности 050204 «Культурология»

Составитель:

доцент кафедры ФиК

Ахметова Г.Г.______

Павлодар

1 Цели и задачи проведения лекционных занятий

Лекционный курс – целостный, развернутый, аргументированный комплекс идей той или иной учебной дисциплины, включенной в программу вузовской подготовки специалиста. Лекция имеет важное методологическое, познавательно-практическое, общественно-политическое и профессиональное значение.

Подготовка к слушанию и восприятию лекции:

  1. Психологический настрой на эту работу: осознание необходимости ее систематического выполнения;

  2. Целенаправленная, познавательно-практическая деятельность накануне лекции, в том числе:

а) просматривание записей предшествующей лекции с целью восстановления в памяти ранее изучаемого материала;

б) ознакомление с материалом предстоящей лекции по программе и учебнику (учебному пособию) с целью установления смысловой и логической связи между ранее изученным и изучаемым материалом. Учебник, как известно, издается один раз в несколько лет и вопросы, включенные в программу, могут не найти в нем своего отражения. Убедившись в таком несоответствии, студент акцентирует внимание на этих вопросах в ходе лекции;

в) определение основных видов работ, которые потребуется выполнить в ходе лекции (записи, схемы, зарисовки и т.п.), и заблаговременная подготовка материалов, необходимых для их выполнения;

г) ознакомление с заданиями для самостоятельной работы, включенными в программу и учебник, подбор литературы, необходимой для углубления и расширения знаний, для выполнения заданий.

Подготовка к предстоящей лекции мобилизует студента на творческую работу, главным в которой является умение слушать и воспринимать ее содержание.

В методике лекционного изложения знаний преподавателями преобладает диктовка, рассуждения, фактологичекое изложение, проблемное изложение знаний. Нетрудно понять, что так называемые «диктовка» и «фактологическое изложение знаний» не смогут возбудить творческую активность студентов в работе над лекцией.

Важным условием эффективного слушания является осознание целей и задач лекции, помогающие студенту более осмысленно воспринимать ее содержание. Кроме того, понимание целевой направленности лекции, и ее места в изучаемом курсе заставляет студента более внимательно относиться к сообщаемой информации, глубже вникать в содержание понятий, критически оценивать узнаваемое.

Вместе с тем всякая лекция как форма живого общения взаимодействия преподавателя и студентов должна отвечать и целому ряду психолого-педагогических требований, выполнение которых зависти не только от студентов, но и от преподавателя, от его умения читать лекцию, активизировать внимание студентов.

Записывание – это средство обратной связи, помогающее преподавателю контролировать усвоение знаний студентами. Если в ходе лекции преподаватель видит, что студенты не только внимательно слушают, но и записывают ее содержание, он читает лекцию так, чтобы помочь им в этом (остановками, повторениями, акцентом внимания на главном и т.п.).

Для того, чтобы научиться конспектировать лекции, прежде всего надо знать, что и как записывать. Записывается дата занятия, название темы, цель лекции (если она определена преподавателем) и краткий план ее, сообщенный преподавателем или составленный студентами в процессе слушания. План обеспечивает целенаправленность усвоения темы и последующей самостоятельной работы над материалом. Записав план и цель, надо попытаться установить как раскрываются они в лекции; как подкрепляются формулировками, выводами, доказательствами, то есть осмыслить записываемое.

В записях важно соблюдать четкость и последовательность путем выделения тем и подтем, вопросов и подвопросов; использование абзацев, красной строки, буквенной и цифровой нумерации. выделения главного.

Форма записи лекции может быть различной. Ее выбор во многом зависит от специфики изучаемого предмета. По гуманитарным наукам применяются самые разнообразные формы записей. Распространенной из них является следующая:

Основные вопросы лекции

Основные тезисы, доказательства, выводы. Собственные мысли по отдельным вопросам.


Содержание лекционного материала, можно вести записи по следующей форме:

Основные вопросы лекции

Важнейшие положения, основные факты, обобщения, выводы из содержания лекции

Замечания студента и его вопросы к преподавателю










Независимо от формы записей необходимо оставлять поля, которые потребуются для последующей работы над лекцией. Можно также вести записи на четных станицах, а для своих суждений, дополнений, зарисовок оставлять нечетные.

Существенное значение для формирования у студента качеств всесторонне развитой личности, компетентного специалиста и подготовки его к профессиональной и другим видам деятельности имеют семинарские занятия, являющиеся логическим продолжением работы начатой на лекции.

Лекция закладывает основы научных знаний, дает студенту возможность усвоить их в обобщенной форме, семинары и практические занятия углубляют, конкретизируют и расширяют эти знания, помогают ему овладеть ими на более высоких уровнях репродукции и трансформации. Вместе с тем, эти формы учебного процесса способствуют укреплению умений и навыком самостоятельной работы и самообразования, полученных в процессе работы над лекцией.
^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Методологические основания философского исследования взаимосвязи этического и эстетического.

Анализ фундаментальных понятий «этическое» и «эстетическое». Проблема классификации основных подходов к изучению проблемы этического и эстетического. Мировоззренческие универсалии казахской философии: Тенгри, ар, адамгершілік, құт, бақ и др. Специфика проявлений категорий этическое и эстетическое в казахской философии. Методологическая основа исследования духовных истоков мировоззрения М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова,
^ Тема 2. Генезис и оформление этического и эстетического в кочевой культуре

Духовная культура и ментальность кочевого народа. Древнетюркская мифология, космогония и религия. Космология, практически-ритуальная деятельность казахов традиционного общества. Защитительная функция символики света, числа, музыки в традиционной культуре кочевников. отождествление этического и эстетического.
^ Тема 3. Преломление традиционных мировоззренческих универсалий кочевой культуры в творчестве М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова

Своеобразие интерпретаций символики света, числа, музыки М.Ж.Копеевым, С.Торайгыровым и Ж.Аймаутовым. Преемственность и специфика развития традиционных мировоззренческих универсалий
^ Тема 4. Специфика этического и эстетического в мусульманской культуре средневековья

Проблема совершенства в средневековой мусульманской культуре. Человекообразующая сила как основа взаимосвязи этического и эстетического. Многослойность взаимосвязи этического и эстетического в эпоху средневековья. Аль-Фараби, Баласагуни, Яссави.
^ Тема 5. Преемственность проявлений этического и эстетического мусульманской культуры в наследии М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова

Единство этического и эстетического как проблема совершенства. Трагикомическое отношение М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова к проблемам человеческого бытия. Сходство и различия в интерпретации этического и эстетического в эпоху средневековья и в творчестве исследуемых мыслителей.
^ Тема 6. Единство и противоречие этического и эстетического в наследии акынов и жырау ХV-ХVIII веков.

Синтез этического и эстетического как основание героического. Эпические основы этического и эстетического. Соотношение красоты инравственности: Асан-Кайгы, Доспамбет-жырау, Шалкииз-жырау, Шал-акын, Бухар-жырау.
^ Тема 7. Развитие этико-эстетических идей акынов и жырау М.Ж.Копеевым, С.Торайгыровым и Ж.Аймаутовым

Интерпретация категории героического в наследии М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Айматова: сравнительный анализ. Идеи патриотизма. Героическое как внутреннее преодоление.
^ Тема 8. Своеобразие соотношения этического и эстетического в творчестве казахских мыслителей начала ХХ века.

Историко-культурные основы изменения мировоззрения кочевого общества начала ХХ века. Проблема соотношения человек-в-мире и мир-в-человеке. Основные черты и причины психоанализа в творчестве М.Жумабаева, С.Торайгырова, Ж.Аймаутова, М.Ж.Копеева.
^ Тема 9. Компаративистский анализ соотношения этического и эстетического в творчестве русских, европейских и казахских мыслителей начала ХХ века

Новые ориентации этико-эстетического сознания на рубеже 19-20 веков, характерные для переломной эпохи. Усиление противоречия между этическим и эстетическим началом в человеке. Эстетизм. Устремленность к наслаждению. Духовный раскол человека. Мотивы интровертности, внутреннего психоанализа духовного состояния человека. Человек, обретающий свою собственную судьбу и индивидуальное сознание. Реализм как тип образной условности (Достоевский, Гоголь, Ясперс, Хайдеггер)
^ Тема 10. Эстетическое в природе (по М.Ж.Копееву, С.Торайгырову и Ж.Аймаутову)

Созерцательность окружающего как способ познания и отображения реальной действительности. Прекрасное и возвышенное в природе М.Ж.Копеева. Прекрасное и трагическое, экзистенциальная безысходность, выраженная С.Торайгыровым через соотнесенность с природой. Эстетическое переживание как небезразличие к природе в размышлениях Ж.Аймаутова. Комическое и ирония в природе. Элементы сходства мира природы и человека. Религиозный образ природы, антропоморфный характер природы в творчестве Копеева. Диалектическая подчиненность человека природным законам времени в творчестве С.Торайгырова. Экологически чистое, этически возвышенное отношение к природе.
^ Тема 11. Феноменология эстетического отношения к миру в наследии М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова

Эстетическое как духовная сторона человека. Критика эстетического принципа. Феномен эстетизма и пути его гармонизации. Столкновение этического и эстетического. Негативный, произвольный, субъективный характер свободы. Чрезмерная устремленность к чувственному как неразвитость духовного. Эстетизм как природное, индивидуальное, отрицательно-духовное начало.

^ Тема 12. Сравнительный анализ духовно-нравственных оснований свободы в творчестве М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутов

Понятие судьбы – тағдыр. Свобода и ответственное отношение. Выбор свободы как выбор судьбы. Религиозное понимание судьбы и свободы. Свобода выбора между добром и злом (М.Ж.Копеев). Судьба как раскрытие во времени сущности человека. Свобода как противоположность судьбе. Противостояние свободы и судьбы (С.Торайгыров) Судьба как испытание свободой (Ж.Аймаутов), тождественность судьбы и свободы.
^ Тема 13. Феноменология этического отношения к миру в творчестве М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутов

Историко-философский анализ категории счастья – бақ, құт. Традиционное казахское понимание счастья как благодать, дар свыше, везение. Религиозное обоснование счастья в размышлениях М.Ж.Копеева. Диалектический анализ С.Торайгырова традиционных представлений о счастье. Ж.Аймаутов о гармоничном сочетании личностного призвания с общественными интересами.
^ Тема 14. Диалектика взаимосвязи этического и эстетического и принципы разрешения их противоречий в творчестве М.Ж.Копеева , С.Торайгырова и Ж.Аймаутова.

Противоречие этического и эстетического. Истоки и причины противоречий этического и эстетического в человеке. Природное, эстетическое, чувственное отношение к жизни. Этическое (С.Торайгыров) и религиозное (М.Ж.Копеев) начало как способ разрешения духовного раскола. Отрицательно-духовное отношение к жизни. Сверхэтическое (Ж.Аймаутов) (божественное начало) как способ разрешения противоречия этического и эстетического.
^ Тема 15. Этико-эстетический идеал в мировоззрении М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова.

Отношение М.Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова к социально-политическим изменениям в Казахстане начале ХХ века. Идеализация прошлого. Кризис настоящего. Перспективы развития и способы реализации будущего казахского народа.


Список литературы:

Основная:


  1. Көпеев М.Ж. Таңдамалы, Екі томдық, Алматы, Ғылым, 1999.

  2. Аймауытов Ж. Бес томдық шығармалар жинағы, Алматы, Ғылым, 1999

  3. Торайғыров С. Екі томдық шығармалар жинағы, Алматы: Ғылым, 1993,

  4. Әбішев Қ.Ә. Ежелгі түркілік дүниеге көзқарас ерекшеліетері // Адам әлемі, №1, Алматы, 1991, 7-12 б.;

  5. Орынбеков М.С. Духовные основы консолидации казахов, Алматы: Аркаим, 2001, 252 с.;

  6. Кшибеков Д.С. Қазақ менталитеті: кеше, бүгін, ертең. Алматы: Ғылым, 1999, 200 б.;

  7. Акатай С.Н. Древние культы и традиционная культура казахского народа, Алматы, КазНИИКИ, 2001, 363с.;

  8. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. Алматы: Евразия, 1993, 79 с.;

  9. Сегизбаев О.А. Казахская философия ХV - начала XX века, Алматы: Ғылым, 1996, 472 с.;

  10. Бегалинова К.К. Суфизм как религиозно-философская концепция мира и человека. Алматы: Айкос, 1999, 194 с.

  11. Айтқазин Т.Қ. Қазақтардың мұраты. Алматы: Ғылым, 1994, 100 б.;

  12. Нурланова К. Эстетика художественной культуры казахского народа, Алма-Ата: Наука, 1987, 176 с.;

  13. Нурланова К. Человек и мир. Казахская национальная идея, Алматы: Қаржы-қаражат, 1994, 48 с.

  14. Казыханова Б.Р. Эстетическая культура казахского народа, Алма-Ата, Казахстан, 1973, 330 с.;

  15. Каратаев М. Природа эстетического в казахском героическом эпосе // Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством, Алматы, Гылым, 1993, 264 с.

  16. Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби // Бурабаев М.С., Курмангалиева Г.К., Сагадеев А.В. Алма-Ата: Наука, 1984, 175 с.;

  17. Сейтахметова Н.Л. Концепция человека в духовных исканиях мусульманского средневековья, Алматы, 2001, 244 с.;

  18. М.С.Бурабаев, Н.Х.Жолмухамедова, А.М.Кенисарин, Г.Р.Коянбаева, Г.К.Курмангалие-ва, Духовное наследие Аль-Фараби: История и современность Алматы: КазГосИНТИ, 2001, 219 с.

  19. Фортова А.И. О диалектическом единстве нравственного и эстетического, Киев.: Вища школа, 1985, 150 с.;

  20. Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и искусстве. М.: Мысль, 1968, 141 с.;

  21. Сикорский Б. Ф. Взаимоотношение нравственного и эстетического как социологическая проблема, Воронеж, 1985, 136 с.; Этическое и эстетическое. Л: ЛГУ, 1971, 118с.

  22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М.: Искусство, 1986, 445 с.;

  23. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий, М.: Искусство, 1965, 373 с.;

  24. Борев Ю. Эстетика, М.: Политиздат, 1988, 496 с.;

  25. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем, М.: Просвещение, 1988, 191 с.;

  26. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория: Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1979, 256 с.;

  27. Кормин Н.А. Онтология эстетического, М.: Наука, 1992, 117 с.;

  28. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности, М. Политиздат, 1972, 271 с.

  29. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики 1999, 472 с.

  30. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн.1, Харьков: Фолио; М.: Издательство АСТ, 2000, 832 с.

  31. Касабек А., Касабек С. Искание истины. Алматы: Ғылым, 1998, 144 с.;

  32. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты, М.: Восточная литература, РАН, 2001, 511 с.

  33. Хамидов А.А. Категории и культура, Алма-Ата: Ғылым, 1992, 240 с.

  34. Бес ғасыр жырлайды. 2-томдық. 1.Т., Құрастыр. М.Мағауин, М.Байділдаев, Алматы: Жазушы, 1989, 384 б..

  35. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОиН РК, 1999, 285 с.

  36. М.Қашғари. Түбі бір түркі тілі / Диуани Луғат ит турк, Алматы: Ана тілі, 1993, 191 б.

  37. Валиханов Ч.Ч. Полное собр. соч. в 5-томах., Алматы, 1998.

  38. Айқап // Қазақ энциклопедиясы, Алматы, 1995, 367 б.

  39. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты, Алма-Ата: Наука, 1973, 400 с.

  40. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения, М.: Восточная литература, РАН, 1998, 527 с.

  41. Көпеев М.Ж. Адам мен жұлдыздар арақатынасы // Қазақ тарихи, 1995, № 6, 25 б.

  42. Гегель. Эстетика. В 4-томах. М.: Искусство, 1968

  43. Нуржанов Б. Город и степь // Евразийское сообщество, № 3, 1997, 183-199 с.


Дополнительная


  1. Бейсембиев Б.К. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период), Алма-Ата, Казахстан, 1976, 427 с.;

  2. Нысанбаев А.Н. Мировоззрение Аль-Фараби и Ибн-Сина в контексте религиозно-философской традиции народов Центральной Азии // Евразийское сообщество: общество, политика, культура. №1, Алматы, 1998, С.62-69;

  3. Нұрмұратов С.Е. Рухани құңдылықтар әлемі әлеуметтік философиялық талдау, Алматы, ҚР БҒМ Философия және саясаттану Институты, 2000, 180 б.;

  4. Ғабитов Т.Х. Қазақ мәдениетінің типологиясы, Алматы, Қазақ университеті, 1998, 204 б.;

  5. Альжан К. Онтологическое единство человека и мира у казахских жырау ХVIII-ХІХ // Адам әлемі, №3, 2002,С. 13-25.;

  6. Валиханов Ч.Ч. Полн. собр. соч. в 5-томах, Т.1, Алма-Ата: изд-во АН КазССР, 1961, 776 с.

  7. Стеблева И.В. Поэзия тюрков VІ-VІІІ веков, М.: Наука, 1965, 148 с. Толстой Л.Н. Собр.соч.: в 20 т. Т.12, М.: Художественная литература 1964, 511 с.

  8. Бурабаев М.С. Эстетическая мысль в теории искусства. Проблемы красноречия и гармонии // Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби, С. 148.

  9. Нысанбаев А.Н. О месте и роли Ходжа Ахмеда Яссави в истории культуры Казахстана // Евразийское сообщество, 1998, №3, С. 91-95

  10. Лирики Востока, Переводы, Москва: Правда, 1986, 480 с.

  11. Соловьева Г.Г. Путь к истине бытия. Мартин Хайдеггер // Современная западная философия (от Серена Кьеркегора до Жака Деррида), Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2002, 465 с.

  12. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В. М., 1997, 451 с.(122).

  13. Кобланды батыр, Москва: Наука, 1975, 445 с.

  14. Поэзия жырау: Стихи казахских поэтов ХV-ХVIII веков. Пер.с каз., Алма-Ата: Жалын, 1987, 88 с.

  15. Серебряков Б.С. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви, Тбилиси, 1976, С. 58.

  16. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии, М.: Мол.гвардия, 1989, 317 с.

  17. Зеньковский В.В. Возврат к церковному мировоззрению // История русской философии. В 2-х томах, Т.1, Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, 544 с.

  18. Гоголь Н.В. Авторская исповедь, Всероссийский фонд культуры, Псковское отделение, 1990, 128 с.

  19. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. в 6 томах, Т.4, М.: Гослитиздат, 1953, 456 с. Бердяев Н.А. О назначении человека, М.: Республика, 1993, 382 с.

  20. Вересаев В. Живая жизнь: О Ф.Достоевском и Л.Тостом: Аполлон и Дионис (о Ницше), М.: Политиздат, 1991, 336 с.

  21. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л.: Художественная литература, 1990, 416 с.

  22. Серен Аабье Къеркегор (Киргекор) Болезнь к смерти / Этическая мысль: Научно-публицистические чтения, М.: Политиздат, 1990, 480 с.

  23. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. Учебное пособие, М.: Проспект, 1998, 432 с.

  24. Китай, Дао дэ Цзин // Антология мировой философии: Древний восток, Мн.: Харвест, М.: Издательство АСТ, 2001, 992 с. (621).

  25. Диоген Лаэртский о Сократе // Антология мировой философии: Античность, Мн.: Харвест, М.: Издательство АСТ, 2001, 960 с.