zabika.ru 1 2 ... 18 19

Университет «Туран»


УДК 338:314.7(574) На правах рукописи

ЖЕТЕСОВА МАРИЯМ ТУРАШЕВНА
Механизм экономической интеграции

оралманов в казахстанское общество

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности)

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук
Научный руководитель

д.э.н., профессор Алиев У.Ж.

Республика Казахстан

Алматы, 2007г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ – ОРАЛМАНОВ… 10

1.1 Сущность и место понятия «оралман» в системе миграции…....................10


1.2 Институциональные основы экономической интеграции оралманов … 23

1.3 Содержание и структура общего механизма экономической интеграции

оралманов ………………………………………………………......................36

1.4 Опыт зарубежных стран по приему иммигрантов-соотечественников…...47

2 ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИИ

ОРАЛМАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………...………..59


2.1 Анализ современного состояния механизма интеграции оралманов ….59

    1. Оценка процесса интеграции оралманов, на примере иммигрантов

прибывших из Монголии…………………………………………………..87

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ИНТЕГРАЦИИ ОРАЛМАНОВ В КАЗАХСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО……….98




3.1 Основные направления совершенствования институционально-правовых

основ интеграции оралманов …………………..…………………………...98

    1. Совершенствование организационно-экономического механизма

интеграции оралманов………………………………………………………104
    1. Совершенствование механизма социальной поддержки и адаптации


оралманов……………………………………………………………………........110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…123
ПРИЛОЖЕНИЯ

СОКРАЩЕНИЯ
ВАК – Всемирная Ассоциация казахов

ВКО – Восточно-Казахстанская область

ВТО – Всемирная Торговая Организация

ВУЗ – Высшее учебное заведение

ЗКО – Западно-Казахстанская область

НКЦ – Национальный культурный центр

НПО – Неправительственная Организация

МВД – Министерство внутренних дел

МИД – Министерство иностранных дел

МИИ – Механизм интеграции иммигрантов

МИО – Механизм интеграции оралманов

МНР – Монгольская Народная Республика

МРП – Месячный расчетный показатель

МТСЗН РК – Министерство труда и социальной защиты населения

Республики Казахстан

МОМ – Международная Организация по Миграции

РНН – Регистрационный номер налогоплательщика

РК – Республика Казахстан

САПП – Собрание актов Президента и Правительства

СИК – Социальный индивидуальный код

СМИ – Средство массовой информации

СКО – Северо-Казахстанская область

СНГ – Содружество Независимых Государств

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ЦИО – Центр интеграции оралманов

ЦОО – Центр обслуживания оралманов

ЮКО – Южно-Казахстанская область

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. С начала с 1991 года параллельно с эмиграцией – убытием из Республики Казахстан лиц других национальностей – немцев, евреев, русских, белорусов, украинцев, поляков, молдаван, чеченцев и других, наблюдался процесс прибытия в республику граждан других стран, считающие Казахстан своей исторической родиной.

Иммиграция, как и миграция населения в целом, представляет собой сложный социально-демографический процесс. Она тесно связана с другими социальными явлениями и развивается под их воздействием, что позволяет рассматривать их в едином русле законов миграции. Представляя собой массовый процесс, иммиграция, складывается из множества индивидуальных и групповых перемещений и подготовок к ним. Это предполагает необходимость изучения не только параметров и тенденций реальных иммиграционных потоков, но и уровня потенциальной подвижности. Речь идет о готовности разных социально-демографических и национальных групп населения сменить место жительства, а также о факторах внешней среды, влияющих на принятие ими соответствующего решения.


В стихийном развитии миграционных процессов не заинтересовано ни одно государство в мире. С начала 90-х годов прошлого столетия они приобрели новые, еще недостаточно изученные черты. Многие исследователи этих проблем считают, что умелое прогнозирование и управление миграционными процессами в значительной степени способствует становлению и развитию демократических государств. В то же время как потеря контроля над этими процессами грозит стране самыми серьезными социально-экономическими, демографическими и другими последствиями. Отсюда и необходимость в научном осмыслении новых реалий миграционной, а в ее рамках иммиграционной ситуации, сложившихся в Республике Казахстан. К тому же сегодня Казахстан, наряду с Израилем и Германией, стал в мире одной из трех стран этнической иммиграции. Одновременно для самих же иммигрантов - этнических казахов, которые получили название «оралманы», актуальны процесс адаптации и последующая их интеграция в казахстанское общество.

Однако недостаточная разработанность единой, гармоничной государственной стратегии в области иммиграционной политики в нашей республике негативно сказывается на многих сторонах практической деятельности в организации и управлении этими процессами. Чтобы выработать конкретные направления и мероприятия по иммиграционной политике государства, необходимо знать масштабы и основные характеристики данного процесса. Уникальность процессов в области иммиграции, происходящих в Казахстане, пока не находит должного отражения и в научных исследованиях, публикациях, статистических материалах. Только глубокое научное изучение всего комплекса проблем иммиграции может позволить преодолеть негативные последствия ее стихийного развития. Необходимо изучить и проанализировать ситуацию последних лет в сфере иммиграции в целом и, особенно, определить перспективы, разработать предложения и рекомендации по совершенствованию механизма экономической интеграции этнических казахов – иммигрантов-оралманов, возвращающихся на историческую родину. Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного институционального, социально-экономического и организационно-экономического исследования механизма интеграции иммигрантов-оралманов в развивающееся казахстанское общество.


Степень изученности проблемы. Определенный вклад в изучение теории и прикладных аспектов решения миграционных проблем внесли ученые стран Содружества Независимых Государств: Э.К. Васильева, Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, М.В. Курман, Л.В. Корель, В.В.Покшишевский, В.И.Лаптев, В.М. Моисеенко, Д.Д. Москвин, В.И.Староверов, В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский, А.У. Хомра и др.

В Казахстане экономическими исследованиями миграционных процессов продолжительное время занимаются такие ученые, как А.И.Рогачев, А.К.Дауренбеков, Б.С.Досманбетов, Н.С.Есипов, У.М.Искаков, Жалимбетова Р.Б., С.М.Сундетов, Г.М.Мурсалимова, Б.Л.Татибеков. В последние годы проблемой миграцией стали заниматься ряд молодых исследователей, а именно: А.И.Молдабекова, Г.О.Жангуттина, С.А.Лукашов, К.М.Жумаксанова, К.Бадаухан и другие. В их трудах дана довольно стройная системная характеристика миграции населения, включающая методику исследования, механизм, закономерности и систему показателей миграции, теорию факторов миграционной политики и другие аспекты миграционной тематики. Исследованием проблем миграции занимаются не только экономисты, но и демографы, историки, социологи. Среди них следует отметить работы М.Б.Татимова, М.Х.Асылбекова, А.Галиева, В.В.Козиной, М.Н.Сдыкова, А.М.Нурмагамбетова, Е.Ю.Садовской, Г.Мендикуловой, Г.Тлегеновой и Н.Шеденовой.

Вместе с тем в теории миграции имеются малоизученные или же вовсе неразработанные аспекты, которые нуждаются в уточнении и проведении более глубоких исследований. В частности, к этой предметной и проблемной области относится собственно иммиграция и организационно-экономическая и социально-экономическая интеграция этнических казахов – оралманов в суверенное казахстанское общество. Это обстоятельство и предопределило выбор темы диссертационной работы, ее структуру и содержание.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертационной работы - исследование и совершенствование механизма экономической интеграции иммигрантов-оралманов в развивающееся казахстанское общество с выявлением основных, сложившихся и возможных в будущем тенденций развития иммиграции населения в Республику Казахстан для учета их в миграционной политике государства и на этой основе разработка предложений и рекомендаций по эффективной ее реализации. Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:


- выяснить сущность и место понятия «иммигрант-оралман» («оралман») в системе понятий и категорий теории миграции;

- изучить содержание и структуру механизма интеграции иммигрантов- оралманов в казахстанское общество;

- исследовать опыт зарубежных стран по приему иммигрантов- соотечественников;

- проанализировать современное состояние механизма интеграции оралманов в РК;

- дать оценку развития механизма привлечения и размещения оралманов;

- определить основные направления совершенствования государственной политики относительно иммигрантов-оралманов;

- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию механизма экономической интеграции иммигрантов-оралманов.

Объект исследования. Объектом исследования является феномен иммиграции в Казахстан этнических казахов ─ оралманов из дальнего и ближнего зарубежья и процесс их интеграции в казахстанское общество.

Предмет исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические и социально-экономические отношения, выражающиеся в соответствующем механизме экономической интеграции оралманов в трансформирующееся казахстанское общество.

Информационная база исследования. Информационную базу исследования составили данные первичной статистической отчетности, аналитических разработок, сборников Национального статистического агентства Республики Казахстан и итоги переписи населения 1999 года в Республике Казахстан, а также официальные документы государственных и правительственных органов, материалы законодательных и нормативных актов органов государственной власти РК, а также материалы периодических изданий.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационного исследования послужили монографические, диссертационные работы и научные статьи зарубежных и отечественных исследователей, посвященные демографическим процессам и миграционным проблемам. В качестве методологического инструментария исследования использовались традиционные методы анализа и синтеза, системный метод и метод сравнительных исследований (компаративистика), а также методы и приемы статистики: абсолютные, относительные и средние величины, графики, группировки, ряды динамики, таблицы и другие. Обработка данных проводилась с применением современных средств вычислительной техники на персональной ЭВМ IBM РС с использованием различных редакторов.


Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Авторская структурная классификация миграции с выделением ее типов, видов и форм, где вполне определенное место занимает такое относительно новое явление как феномен оралманов.

2. Уточненная и дополненная автором система понятий и категорий, выступающая методологическим инструментарием исследования и включающая в себя ряд производных от базового понятия «оралман», понятий как «беглец-оралман», «беженец-оралман», «чистый оралман», «реоралман», а также «диаспориант» и другие.

3. Предложение автора о необходимости формирования новой отрасли научного исследования миграции под названием «оралманология» (или «оралмановедение») наряду с другой, также формирующейся областью этнолого-демографической науки как «диаспорология».

4. Систематизация основных институтов (субъектов), регулирующие миграционные процессы с уточнением их основных функций применительно к оралманам: государственные структуры, неправительственные организации (НПО), международные организации.

5. Общий механизм социально-экономической интеграции оралманов, включающий в себя ряд атрибутивных элементов и выявление на его основе проблем институционального, социально-экономического и организационно-экономического характера по вопросам интеграции и адаптации оралманов к новым условиям их жизнедеятельности.

6. Предложенные автором конкретные рекомендации по принятию закона РК «Об оралманах», а также по расширению сети Центров временного размещения оралманов, отвечающих современным требованиям, созданию специальных центров, курсов в густонаселенных местах зарубежных диаспор в целях обеспечения потенциальных оралманов наиболее полной и объективной информацией о Казахстане, включая действующий порядок приема и реальные проблемы по дальнейшей их адаптации на исторической родине.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования вытекает из достигнутых целей и решенных задач, поставленных в работе. В диссертации дано теоретическое обобщение и решение вопросов, связанных с механизмом возвращения этнических казахов ─ оралманов на историческую родину и их экономической интеграции в казахстанское общество. В частности, в ходе исследования получены следующие результаты, содержащие научную новизну:


1. Углублены теоретические основы исследования миграционных процессов, на основе которых была разработана наиболее полная авторская структурная классификация феномена миграции с выделением типов, видов и форм миграции;

2. Систематизирован понятийно-категориальный аппарат предмета исследования, и определено в нем место понятия «оралман» с уточнением ранее известных и введением ряда новых понятий: «диаспориант», «беглец-оралман», «беженец-оралман», «чистый оралман», «реоралман», «механизм интеграции оралманов» и другие, служащие методологическим инструментарием исследования феномена оралманов;

3. Обоснована, хотя в общей и постановочной форме, новая область научного направления – «оралманология» («оралмановедение»), специфическим объектом которой является собственно феномен оралманов в единстве с диаспорологией (научной дисциплиной о диаспорах вообще, казахских диаспорах в частности), а предметом – система отношений, государственных и общественных мер по органической и эффективной интеграции оралманов в развивающееся казахстанское общество.

4. Систематизированы основные институты (субъекты) с уточнением их функции по регулированию процесса миграции: Парламент, Правительство с его министерствами и ведомствами, Неправительственные Организации (НПО), Всемирная Ассоциация казахов (ВАК), Международная Организация по Миграции (МОМ).

5. Разработана авторская структурная модель «механизма интеграции оралманов», состоящая из таких элементов, как цели и задачи, направления, приоритеты, принципы, объекты, субъекты, факторы и условия, инструменты, результаты интеграции оралманов в казахстанское общество.

6. Раскрыт действующий механизм экономической интеграции оралманов в современных условиях и выявлены проблемы, связанные с недостаточной его эффективностью (обустройство, трудоустройство, адаптация и другие).

7. Предложены рекомендации по совершенствованию институционально-правовых основ экономической интеграции оралманов в казахстанское общество (необходимость разработки и принятия Национальной иммиграционной доктрины, политики, концепции применительно к оралманам, закона РК «Об оралманах», Национальной программы «Оралман», оптимизация и гармонизация системы функций основных институтов по регулированию процесса иммиграции (репатриации) оралманов, создание Агентсва по иммиграции, вместо ныне существующего Комитета по миграции и другие).


8. Разработаны система мер по социальной поддержке, а также пути совершенствования социально-экономического и организационно-экономического механизмов интеграции и адаптации оралманов, позволяющие улучшение условий и повышение уровня жизни оралманов (отмена квоты для оралманов и ее замена системой дифференцированной государственной поддержки оралманов, объединенных в четыре группы, исходя из уровня их благосостояния в момент прибытия в РК, расширение сети Центров адаптации, создание в казахских диаспорах за рубежом Центров и курсов по обеспечению полной и объективной информации о Казахстане будущих оралманов, увеличение льгот на получение образования, создание Национального иммиграционного фонда и другие).



следующая страница >>