zabika.ru 1

Подготовлено Офисом по правам людей с инвалидностью

Мониторинг обращений граждан

Период: Сентябрь 2011 года
За период с 01 сентября по 30 сентября 2011 года в ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью» поступило около 14 обращений граждан.

77 обращений были приняты к детальному рассмотрению юристами Офиса по правам людей с инвалидностью.
Обратившиеся граждане (в цифрах):

Женщины – 36

Мужчины – 41

С 1 группой инвалидности – 31

Со 2 группой инвалидности – 36

С 3 группой инвалидности – 6
Дети:

С 4 степенью утраты здоровья – 2

С 3 степенью утраты здоровья - 1

Со 2 степенью утраты здоровья – 1
Сделаны запросы в государственные органы: 4

Обращения, находящиеся на рассмотрении: 11
Обращения из г. Минска: 42

Обращения из регионов: 35
В отчетном периоде рассмотрено:
1. Обращения, касающиеся самостоятельного образа жизни и вовлеченности в местное сообщество: 12

3. Обращения, касающиеся образования: 1

4. Обращения, касающиеся труда и занятости: 11

5. Обращения, касающиеся достаточного жизненного уровня и социальной защиты: 47

6. Обращения, касающиеся здоровья: 3

7. Обращения, касающиеся участия в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом: 1

8. Обращения, касающиеся свободы и личной неприкосновенности: 1

9. Обращения, касающиеся абилитации и реабилитации: 1
Сделаны запросы в государственные органы: 8

Обращения, находящиеся на рассмотрении: 11
Наибольшее количество обращений за отчетный период содержало жалобы по вопросам жизненного уровня и социальной защите, а именно, по начислению, перерасчету пенсий, вопросы социального обеспечения, жилья, а также социального жилья, предоставлению социальной сиделки, льгот и основных прав инвалидов.

Гражданин И. обратился с вопросом, имеет ли он право на дополнительную площадь в соответствии со своим заболеванием. Юрист Офиса ознакомил его с Перечнем заболеваний, дающих право на получение дополнительной площади, установленным приложениями №№ 1 и 2 к Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 апреля 2001 г. № 27 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих лицам, страдающими ими, право на дополнительную площадь, и перечня заболеваний, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире)". В соответствии с чем данному гражданину было правомерно отказано в предоставлении дополнительной площади.


Гражданин Н. обратился с вопросом переоборудования своего транспортного средства механизмом ручного управления. К сожалению, официально, не одно производство в Республике Беларусь данным видом услуг не занимается. Переоборудованием занимаются так сказать «подпольно», в гаражах.
Достаточное количество обращений было по вопросам труда и занятости, включая трудовые споры и содействие трудоустройству. Например, гражданин Е., инвалид 2 группы, проживающий вдвоем со своей матерью-пенсионеркой, обратился в наш Офис с вопросом о трудоустройстве. Самостоятельно трудоустроиться данному гражданину не удалось.
Юрист Офиса обратился в исполком по месту жительства и на основании:


  • статьи 41 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 15 марта 1994 г. N 2875-XII;

  • статей 5, 28, 31 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 июля 2008 г. N 422-З «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ИНВАЛИДНОСТИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ» от 17.07.2009 N 48-З;

  • статьи 6 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 4 января 2010 г. N 108-З «О МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ И САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»;

данный инвалид был трудоустроен ведущим инженером в одну из местных организаций.
К сожалению, до сих пор, актуальным остается вопрос по созданию условий безбарьерной среды, а именно установление пандусов в соответствии с действующими техническими нормативно – правовыми актами. Чаще всего, это обусловлено отсутствием денежных средств у местных органов власти и неприспособленностью жилых объектов, а также неосведомленностью людей с инвалидностью о своих правах. А также благоустройством дорожного полотна дополнительными пешеходными переходами и светофорами, так как на некоторых участках дорог, есть только подземные переходы, а людям с различными заболеваниями опорно – двигательного аппарата, пересекать дорогу с помощью подземных переходов затруднительно.

Например, гражданка А. обратилась в офис с вопросом, куда можно обратиться по поводу благоустройства дорожного полотна дополнительным наземным пешеходным переходом. Юрист офиса составил письменное обращение в органы местного исполнительного комитета с просьбой рассмотреть обращение и оказать содействие в благоустройстве дорожного полотна от имени обратившейся гражданки А. и от имени офиса.

Например, гражданин Р., инвалид-колясочник, обратился в офис с просьбой разъяснить и указать, в соответствии с какими техническими – нормативно–правовыми актами, а именно на какой высоте должны быть расположены оконные ручки в жилых квартирах, а также какой высоты должны быть пороги в комнатах. Подготовка ответа заняла продолжительное время, так как в правовой базе, а также в иных нормативно – правовых документах, ответ на данный вопрос не найти. Юрист офиса отправил официальный запрос в «Проектный институт Белгипрозем» для того, чтобы получить официальное разъяснение по данному вопросу.
Так же поступали обращения по вопросам здравоохранения, оздоровления, обеспечения лекарственными средствами, средствами реабилитации, а также претензии к органам здравоохранения.
Обращений граждан по поводу самостоятельного образа жизни и вовлеченности в местное сообщество за отчетный период было больше, чем за предыдущие отчетные периоды.
Так, гражданин А. обратился в офис с вопросом о восстановлении своей дееспособности. Был ознакомлен с порядком восстановления в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, а именно:


  1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 №238- 3 § 4 «Особенности рассмотрения дел о признании гражданина ограниченно дееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности», ст. 376 «Признание гражданина дееспособным»

Однако, обратившийся гражданин хотел восстановить дееспособность без прохождения медицинского обследования (освидетельствования у врачей и проведения судебно – психиатрической экспертизы). А так как в соответствии со ст. 376 процессуального кодекса Республики Беларусь при подготовке дела к рассмотрению судом судья назначает судебно – психиатрическую экспертизу, восстановить дееспособность гражданина А. без проведения судебно – психиатрической экспертизы не представилось возможным.