zabika.ru 1

28 января на базе СШ№19 состоялся городской семинар учителей начальных классов по теме "Мотивация обучения младших школьников как условие повышения качества образования"


В работе семинара приняли участие 42 педагога начальных классов. Согласно представленной программе состоялось теоретическое и практическое погружение в проблему.

Методист ГорУо Климешина О.В. познакомила участников семинара с понятием мотивации и мотивами учебной деятельности, их классификацией и значением её формирования.

Методы и приёмы формирования мотивационных установок можно было проследить на уроках подготовленными педагогами школы.

В данной школе организована и функционирует творческая группа, изучающая данную проблему. Её работа идёт в тесном сотрудничестве со школьным психологом. Имеются определённые позитивные результаты и наработки.

С участниками семинара были проведены тренинги, позволяющие основательней понять проблему.

По окончании работы семинара были определены рекомендации учителям города.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА



тема: Мотивация учебного процесса как условие повышения качества образования.
цель: 1. обогащение знаниями участников семинара опытом практического применения по использованию различных приемов деятельности учителей, способствующих формированию мотивации;

2. ознакомление с опытом работы методического объединения учителей начальных классов по формированию мотивов учения.

дата проведения: 28 января 2004 г.


  1. организационный момент: 8. 30

  • прием участников семинара

  • ознакомление с программой




  1. Понятие о мотивах учения, их

квалификация.

3. Мастер-классы: (8.50 – 9.35)

    • Урок музыки в 3 «В» классе

  • урок информатики в 1 «Б» классе (9.45 – 10.20)




  1. Рефлексия. Самоанализ уроков.

Опыт работы творческой группы.

(учителя: Гришко Людмила

Викторовна,

Володина Елена

Николаевна)

учитель: Жумабекова Толкын

Раисовна)

Выступление методиста горУо Климешиной О.В.



Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и ее формирова­ние - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче­ника. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз­вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлин­ное изучение и диагностика осуществляются в ходе форми­рования. Само по себе формирование является целенаправ­ленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формиро­ванию, и с теми планами, которые были намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не сле­дует рассматривать как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, из­вне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и даль­нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складыва­ется мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.


Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюде­ния за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благода­ря чему учитель может делать достаточно достоверные вы­воды, намечать и корректировать пути формирования.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осущест­вляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо ис­ходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных от­ношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конк­ретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимис­тической гипотезой. Она означает определение оптималь­ной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне неболь­шие успехи, проявляет больший интерес, добивается ни­сколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.


Формировать мотивацию - значит не заложить го­товые мотивы и цели в голову учащегося, а поста­вить его в такие условия и ситуации развертывания актив­ности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого уче­ника.


УРОК МУЗЫКИ. УЧИТЕЛЬ: Гришко Л.В. и

Володина Е.Н.

===============================================

Тема: Эпос «Алпамыс».

Цель
: -продолжить работу над изучением каз. эпоса "Алпамыс";

-знать содержание легенды, героев;

-уметь выразительно спеть "Плач Жадигера" и айтыс юродивого и Бадамши.

-уметь сформировать основную мысль эпоса "Алпамыс"- независимость, мирная жизнь, борьба за справедливость, уважение к старшим, забота о младших.

Тип: обобщение

Вид: комбинир.

ТСО: видеофильм "Степь", костюм джигита и девушки, словари с понятиями, домбра, ф-ма "Жар-жар", "Адай".

Понятия: жоктау, коштасу, тарантелла.
Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Распевка "Туйе" вверх, вниз, стаккато, легато.

3. Сегодня мы продолжим работу над изучением каз. эпоса "Алпамыс" и узнаем чем закончилась легенда. А средства технического труда помогут нам встретиться с главными героями.

А сейчас давайте вспомним, где же происходили события, которые описываются в легенде. -/Это происходит на каз. земле./

/видео «Степь»./

А давайте вспомним каз. поэтов, прославлявших землю казахов. -/называют поэтов/.

- А можешь ли ты прочитать нам отрывок из стих-я.

/ стих-е "Казахстан"/

Не только поэты прославляют красоту своей земли, но и музыканты. Послушайте муз. произведение – «Каз. нар. песня.»

/исп. произведение/.

-Расскажите о ком и о чем рассказывает эпос "Алпамыс" -/Содержание до заключит. части/.

Назовите положительных героев. -/Алпамыс, Гульбаршин, пастушок Кейкуат, Каракозаим -дочь хана Тайшика/.


Почему они положительные герои?

- Как вы думаете, в образе Алпамыса и Гульбаршин отразились качества всего народа? -/Да/. -И действительно, положительные герои - Алпамыс, Гульбаршин, пастушок Кейкуат, Каракозаим являются носителями лучших качеств народа. Это стремление к справедливости, к мирной жизни.

-Хорошо, это положительные герои. А теперь давайте вспомним отрицательных героев. -/Ултан, хан Тайшик, Мыстан кемпир/.

Почему они отрицательные герои?

- Вспомните, какую уловку придумала Мыстан? -/Обманом заманила Алпамыса в ловушку/.


  • Как выглядит Мыстан внешне? -/Портрет/.

Мы знаем, что на сюжет народного эпоса «Алпамыс» композитор написал оперу "Алпамыс". Назовите этого композитора. -/Е. Рахмадиев/.

- Как звучит музыка, передающая образ Мыстан? -/быстро, подвижно/.

- Как называется ее танец? -/Тарантелла/.

/наиграть/.

- Что такое тарантелла? (В словарях). -/Это итальянский танец, исп. в быстром, подвижном темпе./

- Как вы думаете, почему композитор использовал именно такую музыку, чтобы изобразить Мыстан, быструю, скачкообразную? -/Хотел подчеркнуть ее непостоянный характер, ее хитрость, изворотливость, она радуется, что ее план удался/.

/наиграть/.

Ну что же, мы отправляемся дальше и сегодня мы узнаем, чем закончилась легенда. Во многих легендах богатыри возвращаются на свою родину после долгих странствий. Так бывает в легендах, так бывает и в жизни. Посмотрите фрагмент видеозаписи, где человек вернулся с чужой страны на свою историческую родину.

/ видео/.

Откройте стр. 20 и давайте посмотрим, как же разворачивались события дальше.

/Уч. читает "На земле Жидели Байсын"/

/Исп "Плач Жадигера"/.

Обратите внимание на напев. На что он похож? -/на плач, на скорбную песню/.

- А какие печальные, скорбные песни вы знаете? -/Жоктау, коштасу/.

(В словарях) - Что такое жоктау?


  • Что такое коштасу?

  • Можно ли «Плач Жадигера» отнести к жоктау или коштасу? -/Да/

  • О чем поет Жадигер? Послушайте дословный перевод:

Он желает прохожему счастливого пути. Ты в гордом одиночестве. Пусть тебе сопутствует удача. Не посмотри, что я беден, возьми меня вместо козленка. Ноги мои закованы, а в голове большая печаль. Я очень бедный и несчастный.

- Кто хотел поступить с ним так жестоко? -/Ултан/.

Снова мы видим злодейство Ултана. Чему же нас учит легенда? -/Нельзя поступать жестоко/.

Но за свои злодеяния Ултан должен расплатиться. Добро всегда побеждает зло.

Давайте посмотрим, что же было дальше.

/Уч. читает "На тое Ултана"/.

Итак, на тое обычно проходят айтысы.

- Что такое айтыс? -/Песенное состязание/.

- Между кем происходит состязание? -/Алпамысом и Бадамшой/.

- Вспомните особенности свадебного айтыса. -/Исп. джигиты и девушки по очереди и каждая строчка заканчивается словами "жар-жар"./

/ Исп. айтыс "Жар-жар"/.

- О чем же поют Алпамыс и Бадамша? /Зачитать перевод/.

Как во всех сказках, так и в нашем эпосе, богатырь с честью возвращается на Родину. И народ признает его героем.

/Уч. Читает «Алпамыс достигший исполнения желаний./

  • За что же народ признал героем Алпамыса? -/Он воздал по заслугам Ултану/.

  • Что еще сделал Алпамыс?

/Уч. читает последний абзац./

/ Учитель дочитывает легенду/.

Так чему же нас учит эта легенда? -\Уважать старших, уважать своих родителей, заботиться о младших, жить по справедливости.../
Любое счастливое событие заканчивается тоем. Для этого народ украшал свои жилища, надевал праздничные нац. одежды. Вот этими преобразованиями мы с вами займемся. Мы будем украшать мужской и женский национальный костюмы.

/беседа об узорах/.

/вырезают узоры под музыку "Жар-жар"/.


А теперь настало время появиться главным героям - Алпамысу и Гульбаршин.

/Одевают костюмы/.

И наш сегодняшний урок хотелось бы закончить словами одного из авторов Гимна РК Музафара Алимбаева - Я-сын степей, которое очень удачно вписывается в тему нашего урока.

/Алпамыс с домброй в руках читает стих-е "Я-сын степей". На последних словах звучит вступление "Адай" и Гульбаршин танцует танец/.

Оценивание.

Урок информатики 1 «Б» . Учитель: Жумабекова Т.Р.
Тема: Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов.

Цели: Учить анализировать. Учить выделять общий признак группы предметов. Учить выделять лишний предмет из группы предметов. Развивать внимание и логическое мышление. Формировать умение аргументировать свои выводы. Воспитание наблюдательности, исполнительности, самостоятельности, уверенности.

Оборудование: Плакаты для решения логических задач. «Ромашка» с цифрами. Карточки с заданиями. Программа найди «лишнего».

ТСО: мультимедийный комплекс.

План урока:


  1. Орг. Момент

  2. Разминка

  3. решение логических задач

  4. работа с карточками (с проверкой)

  5. физкультминутка

  6. работа на компьютере

  7. упражнения для глаз

  8. подведение итога урока

Ход урока:

Ребята послушайте стишок – задачу, подсчитайте результат и покажите на листочках ромашки число, соответствующее результату. Например:

Дед Евсей поймал восемь окуней,

Внук Андрей поймал 3-х окуней

Сколько рыбок из реки натаскали рыбаки?

(11 рыбок, значит надо показать число 11)


  1. Ёжик по грибы пошел,

Десять рыжиков нашел.

Семь грибов – в корзинку

Остальные – на спинку.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж?


  1. Два бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Восемь шишек принесла.

Разделила на двоих-

Сколько каждому из них?


  1. У этого цветка

Четыре лепестка,

Сколько лепестков

У двух таких цветков?



Решение задач на нахождение лишней фигуры.


  1. котенок собрался в школу и приготовил все то, что положит в портфель. Что же лишнее берет котенок, почему? (плакат)

  2. Назвать геометрические фигуры. Найти лишнюю фигуру, объяснить почему она лишняя. (плакат)

  3. Найти лишнюю фигуру и объяснить , почему она лишняя.

  • (плакат)

  • фигуры (презентация)

  • персонажи сказок (презентация)

  1. Даны числа: 1,10,6 (какое из них лишнее (рассм все варианты, презентация)

  2. Назвать лишнее слово: (презентация)




    • Дуб, дерево, клен,береза;

    • Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной;


В тетради:

        1. Подчеркни лишнюю букву А,Щ,Р,Т,К

        2. Подчеркни лишнее число:21,24,34,25,200

        3. укажи лишнее(рис животных)

        4. В группе слов найди лишнее и подчеркни его:




          • Синий, серый, смелый, белый;

          • Роза, фиалка, ромашка, дуб, василек;

          • Поле, море, полянка, луг


Дополнительное задание:

В группе слов найди лишнее и подчеркни его:
  • Красный, алый, белый, розовый;


  • Ель, береза, ромашка, дуб, сосна;

  • Озеро, море, камень, ручей, пруд, река;




Физкультминутка

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Вот мы к берегу поплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять –

Вправо2, влево2.

Не забудем и присесть –

Раз, два(присели) три, четыре (встали)

На счет пять – за парты сесть.


Работа на компьютере «Укажи лишнего»

Упражнения для снятия усталости глаз.

Подведение итога урока. (слайды с фотографиями)






А Щ Р Т К


21,24,34,25,2



СИНИЙ, СЕРЫЙ, СМЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ


РОЗА, ФИАЛКА, ДУБ, ВАСИЛЕК



П ОЛЕ, МОРЕ, ПОЛЯНКА, ЛУГ

Презентация работы творческой группы учителей начальных классов.

(Руководитель : Гордеева К.П.)
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым особо значимым человеком. Учитель воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, уроками и школьной жизнью в целом. Это встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать учителю, обращаться к нему в трудные и счастливые минуты своей жизни. Но это произойдет только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет считаться с ними, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если будет искать новые способы общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Для того, чтобы таких встреч было как можно больше нужно утвердить опыт основанный на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода, учителю следует научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя. Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка, является дифференцированное обучение на основе глубокой психофизиологической и психолого-педагогической деятельности.

Вот почему учителями первых классов была создана творческая группа в составе 4-х человек: Гордеевой К.П., Фефеловой Л.И., Крикало И.В., Нурмагамбетовой Р.С., которая начала свою работу над темой «Мотивация деятельности у учащихся начальных классов», через изучение психологического развития. Эта тема рассчитана на 3 года. В этом учебном году были взяты следующие разделы: готовность ребенка к школьному обучению и адаптации в школе; составление карт психологического развития ребенка; коррекция школьных страхов и тревожностей; методы развития произвольности поведения. Перед собой нами были поставлены следующие цели: глубже изучить психофизиологические особенности детей, повысить мотивацию учебной деятельности, углубить свои знания о сущности гуманизации учебного процесса.


С чего начать работу? Прежде всего, совместно с психологом школы Махмутовой А.Г. были проведено тестирование учащихся первых классов по выявлению готовности и адаптации учащихся. Вот перед нами таблица (анализ)

Диагностика готовности к школе и адаптация первоклассников.


класс

учитель

Готовность к школе

Адаптация

Отношение к школе

Н/в

в

Ср.

Низн.

В.

Ср.

Низ.

Нрав.

Не нрав.

1 «А»

Гордеева К.П.

-

25%

59%

16%

41%

43%

16%

84%

16%

1 «Б»

Фефелова Л.И.

3

48

31

18

59

34

7

97

3

1»В»


Крикало И.В.

-

25

50

26

35

60

5

75

25

1 «Г»

Нурмагамбетова Р.С.

-

75

16

9

50

47

3

80

20

всего




3%

41%

39%

17%

46%

46%

8%

84%

16%


За этими цифрами стоят дети, которые нуждаются в постоянной поддержке, чуткой и четкой продуманной работы, выделяя их личностные достоинства, учитывая интересы.

Личностно-орентированное обучение предполагает, прежде всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения по изменениям, которых можно судить о степени овладевания учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка. Что такое мотивация учения – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их. Мотивация же достижения успехов – это стремление человека добиваться успехов в разных видах деятельности, особенно, тогда когда его результаты сравниваются достижениями других людей или оцениваются.


При поступлении ребенка в школу возникает личностное новообразование – внутренняя позиция – это и есть мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, на его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В таких случаях, когда важнейшие потребности не удовлетворены, ребенок может переживать эмоциональное неблагополучие, постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к нему, развивается страх, тревожность. Таким детям особенно нужна помощь, чтобы не упустить их, психологом Махмутовой А.Г и социальным педагогом Искаковой Б.Ж. были проведены тренинги «Борьба со страхом» - эту работу начали вести, после того, как выяснили всем известным нам методом неоконченных предложений был проведен опрос. Выяснилось при беседе с детьми (на вопрос: «Когда я еду в школу, я… были услышаны следующее ответы «Я жду встречу со своими друзьями, учителем», «Я радуюсь, что узнаю много интересного», «Научусь решать и писать», «Будем все вместе играть и петь». Но наряду с этим прозвучали и такие высказывания «Я боюсь, что не справлюсь с задачей»; «Меня обидят старшеклассники»; «Меня спросят, а я все забуду». Выяснилось, что 16 % детей имеют тревожность и страх. Вот почему были необходимы эти тренинги (тренинг «Сжигания страха»).

Чтобы вселить в детях уверенность перед любой работой, учителя стали давать положительные установки на выполнение желаний. Урок начинается словами: «Доброе утро, все улыбнулись, пожелали друг другу всего хорошего, удачи». А чтобы почувствовать уверенность перед диктантом, контрольной работой произносим очень простые, но нужные слова: «У меня все получится, я все смогу, я справлюсь с работой, непременно выполню задание на «4» и «5»» (игра «Я не могу, я могу, я сумею).

Среди детей имеются агрессивные дети. Хочется сказать о знакомом вам приеме, помогающем снять повышенную напряженность (можно использовать лист бумаги, ладонь учителя, щит в который можно постучать мячом, бить кулачком). После проведения такого тренинга ребята снимают с себя агрессивность.


У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной саморегуляции и самоконтроля. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развивается память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. Они учатся управлять своим поведением. Этот процесс довольно долгий и сложный, часто осуществляется стихийно и приводит к не желаемым последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости. Бывает, что мы сами педагоги способствуем этому. Желая воспитать саморегуляцию, читаем им нравоучения – внушая тем самым чувство неполноценности; даем инструкции - убивая самостоятельность. Психологи считают, что развивать психическую произвольность необходимо через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные сферы психологической жизни складывается из конкретных контролироуемых умений: в двигательной сфере – умение направлять свое внимание на мышцы, определять соответствующий характер ощущения, менять характер движений;

в эмоциональной сфере – умение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения;

в сфере общения – уметь понимать и различать чужие состояния, сопереживать, отвечать адекватными чувствами;

в поведении - умение управлять своими поступками.

Методика развития основ произвольности включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного поведенческого и актерского тренингов. Все игры психогимнастики выражают образ фантазии (гнома, зайчика, кузнечика, самолетика, Карлсона и многих других героев).

(Тренинг «Всем весело, а одному грустно»)

Учителями творческой группы заполнены карточки для мониторинга психологического развития учащихся, который состоит из 5-ти показателей:

Класс


Умственная активность



Саморегуляция

Словарное развитие

Память

Умозаключение (мышление)




В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.

В.

Ср.

Н.


Такая работа ведется во всех первых классах , а к концу 4-го класса этот мониторинг будет передан классным руководителям 5-х классов.

Проведя диагностику видно, как в процессе обучения изменяется показатели благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу использования разноуровневых и логических заданий, а также углубленному изучению психологических особенностей каждого ребенка, только тогда будут преодолены задачи, поставленные перед нами. В данное время творческая группа продолжает по классам «Обследование психологического развития», создается банк тренингов, игр, анкет по данной теме.
(Пример возможного тренинга прилагается)


Р
екомендации:



  1. Глубже изучить психологические и возрастные особенности учащихся начальных классов на диагностической основе;

  2. углубить знания педагогов о сущности гуманизации учебного процесса;
  3. применять разноуровневые и логические задания, включать игровую деятельность.