zabika.ru 1

Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии


В.Г. Смелова

ЦИТОЛОГИЯ

Образовательная, познавательно-развивающая краткосрочная программа

естественнонаучной и художественно-эстетической направленности

для учащихся среднего школьного возраста

в системе дополнительного образования

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии. Раздел «Цитология» предназначена для учащихся, изучающих биологию в 6-11 классах, а также может использоваться в качестве пропедевтической программы для учащихся 5-х классов с целью подготовки к изучению биологии в качестве отдельного предмета.

Актуальность программы определяется значимостью создания развивающей образовательной среды в современных условиях, необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению и воспитанию, отвечающим современным потребностям российского общества и отдельного индивида.

Новизна программы состоит в усилении развивающего потенциала биологического образования в основной школе средствами межпредметной интеграции знаний и театральной педагогики.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании непрерывной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей создание условий для интеллектуального и духовного развития, творческой самореализации личности ребенка, развитии мотивации личности к познанию, обеспечению эмоционального благополучия, укреплению психического и физического здоровья.

Цель программы: изучить строение клетки и заболевание человека гриппом средствами театральной педагогики.

Задачи:


  • рассмотреть клетку с позиций аналитико-синтетической деятельности;

  • выявить функциональные взаимоотношения органоидов клетки и вируса гриппа;

  • развивать экспериментальные умения изучения клетки специальными (микроскопическими) методами;
  • развивать эмоционально-личностное и чувственно-ассоциативное восприятие учащихся изучаемых биологических объектов;


  • развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;

  • развивать вокальные, танцевальные, художественные, литературные способности учащихся, их дикцию и речь;

  • развивать коммуникативную компетентность учащихся, их взаимодействие в парах, группах, коллективе.

Образовательный процесс рассчитан на 68 часов учебных занятий и предполагает несколько этапов:

  1. теоретическая часть

  2. практическая часть

  3. театрализация

    1. подготовка декораций

    2. выбор и запись музыки

    3. изготовление костюмов

    4. постановка танцев

    5. постановка вокальных номеров

    6. репетиция сцен

Основная форма учебных занятий – групповая. Группа делится на подгруппы по 2-8 человек в зависимости от сцены.

Продолжительность обучения – 1 учебный год (при нагрузке 2 часа в неделю), 2 учебных четверти (при нагрузке 4 часа в неделю).

Общий объем учебного материала рассчитан на групповые занятия – 36 часов; занятия в каждой из подгрупп – 32 часа.

Занятия проводятся в виде: лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, проектной деятельности по созданию декораций, костюмов, грима спектакля, индивидуальной работы с исполнителями ролей в ходе репетиций спектакля (постановка танцев, вокальных номеров и т.п.), выступлений учащихся по афишированию и защите выполненных проектных заданий.

Ожидаемые результаты:

  • полное усвоение учебной темы всеми учащимися и повышение учебной мотивации;

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету и повышение успеваемости и качества знаний;

  • развитие творческих способностей учащихся и «рождение» литераторов, музыкантов, танцоров, художников, актеров;

  • развитие коммуникативной компетентности учащихся и формирование классного коллектива;
  • формирование родительского коллектива и повышение заинтересованности родителей в оказании помощи школе.


Форма подведения итогов реализации программы – премьера классик-рок-оперетты «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» (см. Сценарии театрализации учебных тем).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В содержании программы выделяем три части:

  • теоретическая;

  • практическая;

  • театрализация.

В теоретической части раскрывается общий план строения клетки, механизм действия гормонов на клетку, взаимодействие клетки с вирусами. Содержание построено в соответствии с дедуктивным принципом от общего к частному. Особый интерес представляет взаимосвязь особенностей строения клетки с инфицированием организма вирусной инфекцией, особенностями вирусов как неклеточной формой жизни. В содержании курса с современных позиций науки рассматривается механизм влияния вирусов на генетический аппарат клетки на примере инфицирования клетки вирусом гриппа. Содержание, соответствующее базовому содержанию обязательного минимума образования, включено с целью его актуализации, определению его места в системе современного биологического знания о клеточном уровне жизни.

Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета биологии.

Театральная – техническое оборудование актового зала (сцена, магнитофон, микрофоны, синтезатор и т.п.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Введение (2 часа)

Теория ( 1 ч). Цитология как наука. История изучения клетки. Клеточная теория, ее основные положения.

Театрализация (1 ч). Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Проведение входной диагностики.

Тема 1. Строение и функции клеточных органоидов (13 часов)

Теория (3 ч).Цитоплазма и ее органоиды: митохондрии, рибосомы ЭПС.

Лизосомы. Автолиз и автофагия. Лизосомы – клеточные киллеры.

Ядро – строение и функции.


Практика (5 ч).Лабораторная работа № 1: Строение лупы. Лабораторная работа № 2: Устройство и правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 3: Строение растительной клетки. Лабораторная работа № 4: Строение животной клетки.

Практическая работа № 1: Изготовление модели клетки.

Театрализация (5 ч). Репетиция роли Митохондрии, постановка танца и вокала. Репетиция ролей Рибосом, постановка танца и вокала. Репетиция роли Лизосом, постановка танца и вокала. Репетиция картины 3. Сцена у Ядра. Совещание.

Тема 2. Строение клеточной мембраны и проникновение в клетку различных веществ (6 часов)

Теория (3 ч).Общий план строения клеточной мембраны.

Белки мембраны и их роль в регуляции клеточной активности. Клеточные поры.

Движение через клеточную мембрану кислорода, питательных веществ и продуктов обмена (углекислый газ, мочевина и пр.) Пиноцитоз. Фагоцитоз.

Практика (1 ч).Лабораторная работа № 5: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Театрализация (2 ч). Репетиция картины 1. Сцена у клеточной стенки. Стражники. Движение Кислорода, Углекислого газа, Воды, Глюкозы, Мочевины.

Тема 3. Влияние гормонов на биологическую активность клетки (2 часа)

Теория (1 ч). Гормоны – биологические регуляторы. Влияние гормонов на изменение жизненной активности клетки. Инсулин как регулятор поступления сахара.

Театрализация (1 ч). Репетиция картины 1. Сцена у клеточной стенки. Инсулин и Стражники.

Тема 4. Вирусы как факторы изменения генетической активности клеток. Клеточный иммунитет (8 часов)

Теория (2 ч).Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение, проникновение в клетку. Вирус гриппа. Интерферон и его действие на вирусы.

Клеточный иммунитет. Макрофаги – строение, функции.

Театрализация (6 ч). .Репетиция картины 1. Сцена у клеточной стенки. Вирус и Стражники. Репетиция картины 2. Вирус и Митохондрия. Вирус и Инсулин. Вирус и Лизосомы. Репетиция картины 3. Сцена у Ядра. Паника. Появление Интерферона.


Репетиция сцены Макрофагша у клеточной стенки.

Заключение. Подготовка спектакля к премьере ( 37 часов)

1. Подготовка декораций (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Декорации спектакля». Проведение конкурсного отбора лучшего варианта. Организация выставки работ учащихся. Коллективная деятельность по созданию декораций.

2. Музыкальное оформление спектакля (2 ч). Ассоциативно-чувственная деятельностьучащихся «Музыкальное оформление спектакля». Музыкально-художественное творчество по визуализации музыкальных образов в художественные произведения (живопись, литература). Афиширование созданных произведений. Организация выставки работ учащихся.

3. Подготовка костюмов и грима (2 ч). Проектная деятельность учащихся по созданию, афишированию и защите проектов «Костюмы и театральный грим к спектаклю». Проведение конкурсного отбора лучших вариантов. Организация выставки работ учащихся. Совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов обслуживающего труда по изготовлению костюмов.

4. Постановка танцев (8 ч). Создание танцевальных образов: танец Лизосом (Майкл Джексон «The Bad»), танец Митохондрии, Вируса и Митохондрии (Кармен из одноименной оперы Бизе), танец Рибосом («Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»), танцевальная импровизация умирающего Ядра (К. Сен-Санс «Умирающий лебедь»), танцевальная импровизация Вируса (на музыку в стиле «рэп»). Совместная деятельность преподавателя хореографии и учащихся по постановке танцев.

5. Постановка вокальных номеров (10 ч). Совместная деятельность преподавателя музыки и учащихся по постановке вокальных номеров: ария Митохондрии (на музыку Бизе «Кармен»), квартет Рибосом (на музыку П.И. Чайковского «Танец маленьких лебедей»), дуэт Лизосом «Наша служба и опасна и трудна» (на музыку из к/ф «Следствие ведут знатоки»), ария Ядра (на музыку арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст»), речитатив Вируса (на музыку в стиле «рэп»).


6. Общая репетиция сцен (13 ч). Развитие речевой деятельности учащихся. Постановка дикции, артикуляции, дыхания.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (см. Приложение)

Литература

1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

4. Смелова В.Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе – 1996. – № 2. – С. 38-41.

© Смелова В.Г., 2006 г.

Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.

ПРИЛОЖЕНИЕ