zabika.ru 1

Маяк


в образовательном пространстве

В.Н.Афанасьева ─ к.п.н., проф.ПГПИ,

научный руководитель гимназии


Планка казахстанского среднего общего образования движется ввысь с каждым новым витком развития общества и страны. И сегодня устами нашего Президента и Лидера нации Н.А. Назарбаева, установками недавно принятой Государственной Программы в области образования выделены ключевые идеи и вопросы, от решения которых зависит будущее нашей многонациональной Родины. Сам Президент это будущее связывает с интеллектуальным прорывом, с необходимостью интеллектуальной революции, с Проектом «Интеллектуальная нация-2020» (1). Отсюда главной проблемой государства остается «формирование конкурентоспособного человеческого капитала». Потому что «империями будущего будут империи ума» (1); потому что главными сегодня становятся не машины, а технологии, их создающие; потому что успехи развития связаны не с объемом знаний, а с умениями их добывать и использовать в практических целях.

Вот почему значимость феномена детской одаренности, роль интеллекта и таланта в нашем глобальном мире возросли многократно, чем и объясняется приоритет государственной политики РК в области образования, связанный с социально-педагогической поддержкой и развитием одаренных детей и молодежи (2).

На этот приоритет работают сегодня специализированные школы для одаренных детей, гимназии и лицеи, интеллектуальные школы первого Президента и многие общеобразовательные школы с классами углубленного изучения отдельных предметов.

Гимназия № 3 для одаренных детей ─ одно из таких элитарных образовательных учреждений Павлодарской области со статусом экспериментальной площадки республиканского уровня.

Если оглянуться 50 лет назад, то на примере этого учебного заведения легко можно проследить путь, какой прошло наше образование с 1962г. ─ начала целинной эпопеи в Казахстане.

Так, почти десятилетие ушло на становление школы (1962-1970), следующий этап (1971-1981) был связан с освоением системы развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; в 1981-1996гг. школа использовала все возможности выживания, прибегая к рычагам рыночной образовательной модели; 1994-2007 ─ это годы формирования школы-гимназии, которая начала активную борьбу за свой позитивный имидж. И, наконец, 2007-2008 учебный год дал старт новому статусу школы как гимназии для одаренных детей с обучением их на трех языках.


Свой статус она продолжает отстаивать и по сегодняшний день, о чем убедительно говорит её эмблема. В основу логотипа положен символ мудрости, с которым связаны многие высказывания, идущие из глубины веков. Например, Демокрит считал, что «из мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует». А великий Лев Толстой веками позже выразил близкую нам мысль о том, что «знание ─ это орудие, а не цель».

Вот почему гимназия в качестве своих методологических основ взяла четыре ключевых слова, которые обрамляют дерево знаний на эмблеме. С одной стороны, обрзованность как компетентность ─ искусство идеи переплавлять в дела; с другой ─ интеллектуальность как любомудрие и аристократизм ─ способность быть непосредственным и ответственным. С одной стороны, гражданственность как осознание себя сыном своего отечества; с другой ─ планитарность как осмысление своей исторической миссии в мире, как поликультурность, полиязычие и толерантность.

Когда мы говорим, что методология школы начинается с её эмблемы, мы имеем ввиду лишь верхушку айсберга, самую её сущность, а всё пространство школьного бытия измеряется многими его гранями и ответвлениями.

Возьмём главную ветвь школьной системы ─ управление. Это чёткая модель иерархических связей по вертикали и по горизонтали между членами команды руководителей с директором школы во главе. И, конечно, стержнем этих связей является интеграция науки и практики.

Сказать, что гимназия сотрудничает с учёными, с вузами ─ значит ничего не сказать или сказать слишком мало. Нет, учёные поистине проживают жизнь вместе с учителями школы, с педагогическим её коллективом.

Только в подобном тандеме могли родиться на свет и успешно реализовываться такие уникальные проекты, как «Казахстанский гимназический идеал», её модельный вариант с 12-летней школой и обучением на трёх языках; как «Динамическая модель полиязычной личности выпускника экспериментального класса гимназии»; как «Основы информационной культуры человека настоящего и будущего» и многие и многие другие проекты и программы.


Чтобы не быть голословными, давайте на перекрёстке двух последних лет заглянем в распахнутые двери некоторых школьных аудиторий, которые после ремонта [не скрою своего восхищения] выглядят как белокаменные палаты, а всё здание ─ как храм науки и высоких технологий.

Итак, мы на заседании педагогического совета школы. Тема педсовета: «От информационных к новым педагогическим технологиям». Проблема подсказана «Госпрограммой развития образования РК на 2011-2020гг.», где подчёркивается связь между глобализацией ─ движением огромных информационных потоков и интеллектуальной продукции, с одной стороны, и современными педагогическими технологиями, с другой, которые позволяют быстро и качественно усваивать и перерабатывать информацию (3).

Взяв за основу эту идею, педколлектив гимназии поставил цель ─ выяснить, какие педагогические технологии дают наилучший результат в работе с учебной информацией и чей опыт в этом направлении нужно распространить по всей гимназии.

На этом педагогическом форуме было всё: и железная логика вступительного слова директора Карамбаева Ж.П., и доклад заместителя по научно-методической работе Макишевой В.А. о необходимости овладения информационной культурой каждым учителем, и секционная работа по отбору оптимальных технологий для достижения заданных целей, и подиумная дискуссия с участием учёных, учителей и старшекласников.

Само же решение вылилось в открытое обращение к педагогическим коллективам инновационных школ с призывом активно включиться в процесс кардинальной модернизации общего среднего образования (4). Девизом взаимосотрудничества школ были слова: «Инновационные идеи превратим в полезные дела!»

Дела предлагались в трёх магистральных направлениях. А именно:

─ электронное обучение связать с формированием информационной культуры личности и учителя, и ученика;

─ организацию самостоятельной работы обучаемого (СРО) ─ и учителя, и ученика ─ рассматривать как главное средство борьбы за творческую личность и интеллектуальную нацию ─ 2020»;


─ роль компетентностной педагогики, ознаменовавшей глобальный 21 век, демонстрировать и доказывать прежде всего с помощью соответствующих учебных заданий, разработка которых в прерогативе учителя.

Только один педсовет этого уникального коллектива позволил каждому учителю осознать, что для него путь к модернизации школы проходит через «ЦОРы» и «КОЗы» (цифровые образовательные ресурсы и компетентностно ориентированные задания), которые он должен научиться составлять сам и использовать на уроках.

Однако продолжим наше путешествие и побываем ещё на одном мероприятии, не совсем ординарном, но для этой школы привычном. Речь идёт о встрече школьной команды с методистами районных отделов образования области и о передаче опыта научно-методической работы.

Выступали все: завучи, учителя, гости, и цементирующим стержнем разговора стал документ обобщающего характера, разработанный школой с научным руководителем и раскрывающий её путь от образовательных идей международного уровня через осмысление государственных программ и концепции к общешкольным задачам и личностным их решениям каждым отдельно взятым учителем.

Если проследить по этим параметрам движение хотя бы одной идеи, например « Эпоха глобализации и компетентностная педагогика», то связь обнаруживается самая прямая. На государственном уровне это «Концепция интеллектуальных школ Первого Президента», нацеленная на строительство компетентностно ориентированной школы. Гимназия подхватила эту идею в своей программе развития, где в качестве результата выступает трёхаспектная компетентностная личность выпускника, а далее каждый учитель выстраивает свою траекторию обучения, переводя абстрактное понятие «компетентность» в план конкретных учебных задач и заданий.

Вот так работает педколлектив в этой школе, и мы говорим: здесь есть система, здесь реализуется наукаёмкая практика, здесь найдена точка опоры в сотрудничестве учёного и учителя.

Подарком для гимназии стало участие в разработках экспериментальной программы школы одного из крупных учёных страны по полиязычию, доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук РК З.К. Темиргазиной, представляющей филологическую науку нашего ПГПИ.


Её научные взгляды на формирование полиязычной личности, на раскрытие самого феномена полиязычия, на отбор учебников и методических средств с учётом возрастного аспекта обучаемых ─ всё это стало предметом размышлений и взвешенных решений по формированию полиязычной личности в условиях УВП гимназии.

Сегодня в экспериментальных классах биология ведётся на английском языке, история Казахстана и казахская литература ─ на казахском языке, изучаются кроме английского немецкий, французский (как второй иностранный) и китайский (как третий иностранный). Но самая трудно решаемая проблема в работе школьной экспериментальной площадки по обучению на 3-х языках ─ это кадры, наличие учителей, готовых к преподаванию базовых дисциплин на иностранном, английском и других языках. И, конечно, преодолеть эту трудность не под силу одному школьному педагогическому коллективу, его руководителю. Нужна модернизация и высшей педагогической школы по подготовке специалистов этого направления.

ПГПИ во главе с ректором, доктором философских наук, профессором Аршабековым Н.Р. решает эту задачу, но потребуется не год и не два, чтобы запустить подготовку полиязычных педагогов базовых дисциплин (имеются в виду биология, география, физика, химия и др.).

А пока школа выруливает, как может, своими силами при содействии учёных Павлодарских вузов, которые помогают и в проектировании, и в отборе оптимальных образовательных средств, и в подготовке олимпиадников и победителей ШНП, и в формировании выпускника гимназии ─ полиязычной компетентностной личности.

Пожелаем счастливого горения этому маяку на долгие годы развития казахстанского образования вместе со страной и её народом.

Использованная литература

1. Н.А. Назарбаев. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. //»Каз. Правда» от 14.10.09.

2. Проект Концепции Элитарного образования в Республике Казахстан. //РМЦ «Дарын», 2006.

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020гг. //»Звезда Прииртышья» от 20.05.10

4. Обращение педсовета. «Устаздар», №3. (194) от 1.02.2011.