zabika.ru 1

« Изучение проблем коррупции и методов борьбы с ней»



Одним из серьезных вопросов обеспечения национальной безопасности Казахстана является проблема коррупции. В отношении данной проблемы, существуют очень много стереотипов, которые зачастую препятствуют объективному изучению причин коррумпированности общества.

Во-первых, коррупции подвержены не только бедные, но и богатые государства. В демократически развитых странах Запада с эффективной рыночной экономикой коррупция съедает от 2 до 12% ВВП. Но наиболее коррумпированными являются те страны, в которых существуют авторитарные формы правления. В таких странах, доля теневой экономики достигает более 50% валового внутреннего продукта.

Во-вторых, несмотря на общую схожесть проблем, существуют четкие национальные черты коррупции. Национальные особенности обусловлены сложившимися в обществе характером социально-экономических и политических отношении. В России (если не брать в счет скандальные события, связанным с делом компании «Мабетэкс») проблема коррупции имеет в основном криминальные формы. Ежегодно из-за деятельности организованных преступных групп, которые занимаются вымогательством денег у частных предприятии, вирус коррупции съедает от 5 до 7% ВВП. Аналогичная ситуация и на Украине, тогда как в Узбекистане проблема коррупции относится, преимущественно, к сфере государственного регулирования экономикой, и само государство выступает в роли В Казахстане, коррупция базируется на распределительно-клановых отношениях. Теневая экономика возникла в результате перераспределению финансовых и иных ресурсов в интересах не всего общества, в определенных групп и кланов. 1/3 часть бюджетных средств перераспределяется в интересах политических кланов. Специфика Казахстана, и в целом всех центрально-азиатских республик состоит в том, что здесь действует сила неофициального права. Деятельность людей, в частности политиков регламентируют не нормативно-правовые акты, а система неофициальных отношении. Теневая экономика дополняет теневую политику. Поэтому при выполнении хозяйственно-экономических операции предприниматели ориентируются не на подписанные соглашения и договора, а на неофициальные связи.


В-третьих, принято рассматривать коррупцию, исключительно в экономической плоскости. Согласно общепринятой формулировке коррупция возникает там, где существуют возможности для вмешательства государства в экономику. Чем шире возможность, тем коррумпированное общество. Но, в большинство случаев, данное определение не оправдывает себя, поскольку закладывает только социально-экономический подход к объяснению данного явления. На практике, коррупция проявляется не только по схеме предприниматель - чиновник, но и по схеме чиновник - чиновник. То есть воспринимая ее как чисто экономическое явление, коррупцию часто забываем рассматривать в политической плоскости. Существуют определенные расценки на «административном рынке» за утверждение того или иного чиновника в той или иной должности. Платят чиновники из за оказанную политическую поддержку, или просто, в качестве, знака собственного уважения.

В четвертых, ужесточение механизмов борьбы с коррупцией не может стать эффективной панацеей от этой болезни. Ужесточение механизмов уголовного преследования и наказания за коррупционную деятельность, наоборот будет поощрят взяточничество. В этом и кроется основная причина безуспешных попыток антикоррупционной кампании, как в постсоветских странах, так и в государствах Центральной и Восточной Европы.

Ошибочным является сам подход, направленный больше на борьбу, хотя в

действительности необходимо было концентрировать усилия на контроле над «теневой экономикой». Ужесточенные меры наказания, как не парадоксально, еще больше расширяют границы «теневой экономики», поскольку коррупция является реакцией экономической системы на механизмы ограничения передвижения капитала и товаров. Дело в том, что доля «теневой экономики» в народно-хозяйственной системе постсоветских стран высока настолько, что она стала самостоятельной отраслью экономической системы. Более того, коррупция является по большему счету средством адаптации национальной экономической системы к внутренним и внешним условиям. Еще один парадокс заключается в том, что коррупция субъектам экономики приносит больше выгоды, чем вреда. Почему? Потому, что она позволяет: а) минимизировать потери; б) сократить расходы; в) сбалансировать прибыль.


Коррупция равно выгодна, как для иностранных, так и для местных участников рынка. Иностранные инвесторы благодаря коррупционным механизмам получают возможность обходить протекционистские барьеры установленные правительством для обеспечения конкурентоспособности местных производителей. Учитывая расширение глобальной финансовой системы и увеличение мирового потока товаров на фоне все еще сохраняющихся национальных границ, следовательно коррупция в придачу станет еще и инструментом процесса глобализации. Потому, что глобальное экономическое пространство с каждым днем все больше и больше расширяет свои границы, но политическое пространство наоборот дробится. Поэтому коррупция станет своеобразным инструментом проникновения в национальную экономическую и политическую систему.

Для местных производителей коррупция наоборот своеобразный инструмент интеграции в глобальную экономическую систему, поскольку она является реакцией на неконкурентоспособность.

Согласно подсчетам европейских экспертов, коррупция прибавляет к цене сделки 3-10%, вследствие чего цены на товары повышаются на 15-20%. Но в постсоветских условиях, коррупция наоборот позволяет сдерживать цены на товары повседневного спроса. Затраты, потраченные на оплату услуг чиновника, позволяют обходить налоговые барьеры, вследствие чего уравновешиваются расходы и доходы.

Таким образом, коррупция создает дополнительные механизмы для уравновешивания возможностей субъектов экономики. В целом, коррупция, выполняет три функции:

1. Стабилизирующий. Если в экономической системе начинает проявляться процесс стагнации, то автоматически включаются нелегальные рычаги поддержания равновесия.

2. Компенсаторская. В момент возникновения кратковременных, сбоев, благодаря нелегальным механизмам единая экономическая сеть не прерывается. Иными словами, коррупция в иных случаях, играет роль дополнительного источника питания для национальной экономики.

3. Смягчителя. В периоды серьезных политических катаклизмов и социальных потрясении теневая экономика обеспечивает население товаром повседневного спроса.


Если мы хотим изжить коррупцию, надо задуматься над созданием дополнительных механизмов саморегуляции экономической и политической системы, которые могли бы заменить подобные теневые рычаги. Из-за отсутствия подобных механизмов коррупция всегда будет наиболее удобной и эффективной в продвижении и защите экономических и политических интересов.

ЧТО МЕШАЕТ ГОСУДАРСТВУ БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ?

Можно с уверенностью сказать, что уже на протяжении последних лет продолжаются последовательные действия правительства по искоренению коррупции в Казахстане. Эти действия, однако, не являются пока достаточно эффективными и не привели к ощутимым результатам.

Возможно, причины не всегда успешной деятельности правительства по борьбе с коррупцией кроются в несовершенстве политико-правовой системы Республики Казахстан.

Несмотря на провозглашенный в Конституции РК принцип разделения властей и наличия системы сдержек и противовесов, можно отметить доминирующую роль исполнительной власти над законодательной и судебной.

Демократическая подотчетность в Казахстане пока еще достаточно слаба. Парламент не обладает достаточными контрольными функциями в отношении деятельности правительства и исполнения бюджета, а большинство законов, принимаемых парламентом, готовится исполнительной властью. Сам же парламент формируется при непосредственном участии исполнительной власти, вследствие чего представляет в значительной мере ее интересы. Отсутствуют механизмы обратной связи с депутатами, формально избранными в округах их проживания. Все то же самое можно сказать про местные представительные органы.

Конечно, 15 лет независимости Казахстана - очень маленький срок для формирования гражданского общества. Но при этом нельзя и забывать, что развитие гражданского общества есть обязанность государства, исходящая из Конституции и международно-правовых актов, которые Казахстан должен соблюдать как член ООН и ОБСЕ. Вместо этого делается попытка усиления контроля над обществом, отсутствуют приемлемые условия для развития неправительственных организаций, используются слабые и неэффективные формы взаимодействия с обществом и его институтами. Общественные организации не могут осуществлять независимый гражданский контроль за деятельностью государства. Одна из причин безуспешной борьбы государства с коррупцией в том, что не инициируется деятельность общественных организаций в этом направлении, так как невозможно победить коррупцию без участия общества.


Кажется странным, что при наметившихся положительных тенденциях наблюдается политика все большего давления на средства массовой информации, разный подход государства к ним. Наблюдаются попытки установления тотального контроля государства над информационным пространством, контроля над Интернетом, применение административных и уголовных мер в отношении руководителей СМИ и журналистов. Все это, на наш взгляд, является причиной слабого участия СМИ в борьбе с коррупцией. Несмотря на закрепленные в Конституции РК положения о том, что высшими ценностями в республике являются человек, его права и свободы, граждане имеют ограниченные права на свободу объединений, собраний, на проведение объективного расследования, социально-экономические права, права на получение и распространение информации. Все это, в конечном счете, приводит к слабому участию граждан в борьбе с коррупционными проявлениями.

Говоря о системе государственной власти, необходимо отметить, что существует два уровня коррупции. Первый уровень включает в себя взятки, которые берут чиновники нижнего и среднего звена управления из-за своей очень низкой зарплаты, размытых административных процедур и попустительства со стороны руководства.

На втором уровне берутся комиссионные за заключение крупных контрактов, отмывание денег за рубежом, выдача разрешений на проведение банковских операций с бюджетными средствами, предоставления кредитов, льготных экспортных квот, назначения на высокооплачиваемые либо позволяющие иметь незаконный доход должности в государственном управлении. Постоянные попытки государства ужесточить контроль над чиновниками и внесение соответствующих изменений в законодательство не приводят к достаточно позитивным результатам.

Не Кроются ли причины частых незаконных действий отдельных чиновников в том, что большинство законов, причем часто противоречащих друг другу, готовится в основном исполнительной властью? Существует пока еще избирательность права, когда закон одинаков не для всех, а граждане в спорах с государством не всегда являются равной стороной и даже случае положительного судебного решения не всегда могут получить достаточную компенсацию.


Много споров ведется в Казахстане о роли прокуратуры в соблюдении прав и свобод граждан и конституционной законности. При отсутствии института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) прокуратура явно не справляется с возложенными на нее обязанностями. Хотя она является единственным государственным механизмом защиты прав и свобод граждан. По некоторым мнениям, прокуратура является действенным механизмом, а по другим - рудиментом советской системы, так как не входит в структуру ни министерства юстиции, ни судебной системы. Нуждается в изучении вопрос заключения под стражу граждан только с санкции прокуратуры, что невозможно осуществить без решения суда в других странах.

При всех своих активных действиях правоохранительные органы недостаточно взаимосвязаны, а зачастую просто конкурируют друг с другом. Частые реорганизации и изменения законодательства, отсутствие гражданского контроля за их деятельностью и недостаточное взаимодействие с общественными структурами и СМИ, не позволяют им достаточно полно осуществлять свои функции.

Недостаточное финансирование судов, их кадровая зависимость от исполнительной власти необъективность в подборе кадров и повышения по службе, низкой квалификация отдельных судей, способствовали коррупции в судейском корпусе. Очевидно, что для искоренения коррупции в судах необходимы независимая судебная система и равный статус судебной власти по отношению к законодательной и исполнительной ветвям власти.

Невозможно говорить в Казахстане о достаточном аудите использования средств государственного бюджета. Поскольку право формирования бюджета и расходования составляющих его средств находится в исключительной компетенции правительства, то нет гарантий, что в случае проведения соответствующих проверок члены Счетного комитета получат объективную информацию и подлинные документы. Злоупотребления в бюджетной системе во многом стимулируется отсутствием действенного парламентского контроля. Существующая система налогообложения и контроля государства над предпринимательским сектором не способствует честному ведению бизнеса. Малый и средний бизнес подвержен многочисленным проверкам различных контрольных органов, число которых постоянно растет. Это способствует созданию теневого рынка, уводу денег из легального оборота. В результате не создаются новые рабочие места, а государство не получает доходы за счет налогов. Значительная часть предпринимателей предпочитают решать проблемные вопросы не через суд, а путем дачи взяток чиновникам.


При безусловно прогрессивном законе "О государственных закупках" имеются случаи, когда производители тех или иных товаров и услуг зачастую заключают выгодные контракты с государством в лице отдельных его ведомств на поставку им своей продукции. Отсутствие же эффективного парламентского и общественного контроля над данной сферой позволяет допускать нарушения в этой сфере.

Еще раз, отмечая положительные изменения и целенаправленную политику государства в борьбе с коррупцией, нельзя не подчеркнуть, что ее можно успешно реализовать лишь при:

- дальнейшем реформировании политической системы и укреплении демократии;

- полной реализации прав и свобод граждан;

- создании условий для развития гражданского общества и его институтов;

- подконтрольности государства и его органов обществу;

- равноправном распределении полномочий между тремя ветвями государственной власти;

- ратификации международно-правовых актов по правам человека и антикоррупционной конвенции и приведение национального законодательства в

соответствии с ними.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ
Точкой отсчета в борьбе с коррупцией стоит считать декабрь 1998 года, период, когда Глава государства подписал Указ, утверждающий Государственную программу борьбы с коррупцией на 1999 - 2000г. К тому времени, коррупция стала одной из наиболее острых проблем в системе государственного управления, приобрела настолько крупные масштабы, что под угрозой оказалась экономическая безопасность страны.

Коррумпированность государственного аппарата оказывает негативное воздействие на социально-экономические показатели страны. Производители продукции или услуг вынуждены закладывать расходы на взятки, подарки в конечную цену товара. Но, пожалуй, один из самых негативных результатов коррупции - удар по международному имиджу государства. Это приобрело особую значимость в современный период. Как известно, Казахстан является лидером среди стран-участников СНГ по привлечению иностранных капиталов. Но, тем не менее, не все инвесторы спешат вложить деньги в экономику республики. Например, доля немецких инвестиций продолжает оставаться низкой - около 2% от общего числа вкладов, именно по причине низкого правового уровня в Казахстане. В тот период, ситуация осложнялась тем, что отсутствовала какая-либо действенная система противодействия коррупции, борьба велась всеми органами, но несогласованность действий, отсутствие единого координирующего органа сказывалось на результатах. Для исправления ситуации Указом главы государства была создана Государственная комиссия по


борьбе с коррупцией. Причем, этому органу были даны широкие полномочия, вплоть до рассмотрения дел о причастности к коррупции членов правительства и чиновников из Администрации Президента. Тем самым на самом высоком уровне подтвердился факт о коррумпированности государственных чиновников высшего ранга. Именно в тот период казахстанцы стали свидетелями разоблачений и громких отставок высокопоставленных чиновников. Благодаря деятельности этой комиссии на начальном этапе были наработаны первоначальные варианты противостояния коррупции. Однако постоянная и целенаправленная систематизация борьбы с этим явлением предъявляла новые требования к координирующее органу. Более того, коррупция, как система приспосабливалась к мерам противодействия. Методы госкомиссии потеряли эффективность. На смену комиссии пришел Республиканский оперативный штаб по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Такое сочетание не случайно, так как существование организованной преступности априори подразумевает наличие коррупционных связей. Следующим шагом государственных органов по противодействию коррупции, стало принятие Государственной программы борьбы с коррупцией на 2001-2005, 2006-2010, 2011-2015 гг.. Реализация программы рассчитана на 4 года. Согласно официальным комментариям первоначальный этап завершен, борьба с коррупцией переходит в следующую фазу.

На сегодняшний день - коррупция не просто категория уголовного права, анализ показывает, в ее корни лежат в экономической и социальной сферах, имеют исторические традиции. Поэтому, в борьбе с коррупцией упор должен делаться не только на повышение ответственности государственных органов, но и активное участие гражданских институтов.

Разграничение и конкретизация действий правоохранительных органов, последние изменения в фискальных структурах принимающих участие в антикоррупционной деятельности, не позволили радикально изменить ситуацию. Как подметил Глава государства, снижение динамики происходит, в основном, за счет сокращения проявлений коррупции на низовом уровне. Одним из основных направлений работы государственных органов в текущем году, Президент Н. Назарбаев назвал усиление борьбы с преступностью и коррупцией. Глава государства заметил, что за последние два года финансирование правоохранительных структур увеличено вдвое, и теперь государство вправе ожидать конкретных результатов. Судебная реформа, широко рекламируемая властями, призвана навести порядок в судебных и арбитражных инстанциях.


Новая система приема на государственную службу позволила сократить число случайных людей, принятых в госорганы благодаря родственным связям, но, продолжают практиковаться неоправданные реорганизации, перетасовка кадров по принципам формирования «команды», что создает условия для коррупционных правонарушений. Исходя из этого, стоит ожидать новых идей по изменению правил приема на государственную службу.

Скорее всего, реализация данной программы вызовет необходимость пересмотра многих норм уголовно-процессуального права. Можно гарантированно утверждать, что перечень коррупционных правонарушений пополнится новыми пунктами, будут внесены поправки в лицензионные и регистрационные регулирующие акты.

Одним из основных источников коррупции является теневая экономика, в частности вывоз финансовых средств, зачастую криминального происхождения. Создание отдельного, не подотчетного правительству органа финансовой полиции, с возложением на нее функций расследования всех экономических преступлений, по идее должно было укрепить бюджетную сферу и дисциплину, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней. Одним из направлений работы финансовой полиции стало повышение эффективности контроля за валютными и экспортно-импортными операциями. Кроме того, новому органу вменяется в обязанность выявление механизмов и правовое устранение механизмов «отмывания» незаконных капиталов, ограничение незаконного обналичивания денег. На сегодняшний день, финансовая полиция не стала эффективной системой борьбы с отмыванием «грязных денег». В этом свете, попыткой решения данной проблемы стало амнистирование капитала, которое состоился 14 июня прошлого года. Закон направлен на привлечение в экономику республики денег, добытых с нарушением налогового и финансового

законодательства. Легализация денег является разовой акцией и будет проведена в течение 20 дней. По расчетам Министерства финансов в Казахстане в рамках амнистии может быть легализовано до $500 миллионов.

Закрытость экономической политики создает подходящую среду для всякого рода злоупотреблений. В программе предусмотрена четкая правовая регламентация 22 экономических процедур и доведение их до сведения общественности. Предполагается дальнейшее совершенствование системы проведения различных конкурсов по госзакупкам, тендеров по размещению государственных заказов, приватизационных торгов.

Однако, для успешного противодействия коррупции, как было указано выше, необходимо активное участие не только уполномоченных государственных органов, но и гражданских общественных институтов. В целом, такой комплексный подход к борьбе с коррупцией должен придать деятельности государственных органов в этой сфере целенаправленный, последовательный и системный характер.

В противодействии системной коррупции необходимо учитывать следующие направления:

1) антикоррупционное просвещение населения;

2) содействие координации общественных инициатив и деятельности СМИ,

направленных на борьбу с коррупцией со стороны государственных органов власти;

3) распространение международного опыта борьбы с коррупцией;

4) поддержка проектов нацеленных на совершенствование деятельности органов власти, в первую очередь на местном уровне;

5) обеспечение прозрачности использования ресурсов.

Эффективное противодействие коррупции возможно только сообща, с привлечением всех заинтересованных в этом сторон - государственной власти, гражданского общества и частного сектора. Сложное социально-экономическое положение, расслоение общества на богатых и бедных и вызываемое этим разочарование способствуют отчуждению общества от власти и изоляции последней. Между тем, ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть преодолены без участия общественных организаций.