zabika.ru 1

И. Л. Чернейко

Обзорная тема на уроках литературы

в старших классах
Важную роль в системе литературного образования школьников занимают обзорные темы в 9 – 11 классах, которые представляют собой труднейшие разделы школьной программы и требуют от учителя свободного владения разнообразными методическими приёмами, литературоведческими, искусствоведческими, историческими знаниями. Точность и афористичность, лаконичность и яркость тезисов – главное в подаче материала при изучении обзорных тем в старших классах.

В обзорной теме «Русский классицизм» следует не только показать школьникам значительность авторов данной эпохи, самобытность, оригинальность, богатство литературы классицизма, но и раскрыть содержание термина «литературное направление». Особо следует обратить внимание на основные критерии, характеризующие художественное направление:

характеристика эпохи;

– идеологические позиции;

– философские взгляды;

– эстетические принципы;

– основные темы и конфликты художественных произведений;

– главные герои и принципы их типизации;

– особенности композиции, стиля и языка.

Задачи работы над темой «Романтизм», изучаемой в 9 классе, несколько иные. В процессе её изучения учащиеся получают знания о романтизме как о литературном направлении. По существу этот урок можно считать этапом обобщения знаний о романтических произведениях, полученных в средних классах (перенос накопленных знаний в новую ситуацию). Вслед за Л.А. Мурач, В.Г. Маранцманом, А.В. Дановским мы считаем также важным, «чтобы новые понятия по теории литературы опирались на знакомый ученикам материал и помогали заново увидеть его, осмыслить в новых, более сложных и всеобщих связях» [1, c. 52].

В процессе работы над обзорной темой было выработано несколько вариантов. Первый – традиционный, включающий лекцию учителя с элементами беседы, выступления учеников с докладами, использование наглядности (произведений живописи и музыки, таблиц, схем и т.д.). Включение в уроки наглядного эстетического эквивалента (живописного, музыкального) стало эффективным средством рассмотрения ведущих черт романтизма не только на уроках-обзорах, но и в ходе изучения монографических тем. Использование на уроках фрагментов из произведений, которые можно назвать музыкальным и живописным «выражением» романтической концепции искусства, способствовало созданию на уроках эмоционально-нравственной атмосферы, обеспечивающей эстетическое воздействие изучаемого материала на читателя-школьника. В ходе лекции учащиеся слабого и среднего уровня познавательных возможностей составляли тезисный конспект лекции учителя, опираясь на предложенный план, сильные – готовили индивидуальные выступления самостоятельно.


Другой вариант – исследовательская и творческая деятельность школьников по освоению понятия в малых группах с использованием приёма сопоставления и игровых технологий. Такая форма работы вовлекает старшеклассников в коллективное обсуждение поставленных учебных задач, способствует развитию у обучаемых самостоятельности и коммуникативных умений.

Вариативность в изложении материала призвана решить следующие методические задачи:

– помочь учащимся осмыслить специфику романтизма как литературного направления;

– дать установку на освоение школьниками художественного своеобразия романтических произведений русской и белорусской литературы;

– пробудить у учащихся желание самостоятельно расширить представление о развитии и бытовании романтизма в славянских литературах.

В лекции «У истоков романтизма» учитель остановился на характеристике литературного направления, показал предпосылки формирования романтизма в русской и белорусской литературах, выделил основные периоды развития романтизма, обосновал философские и эстетические принципы романтического искусства. Учитель обратил внимание учеников на то, что романтизм – это особый тип мировоззрения (эстетический, творческий в своей основе) и одновременно – художественное направление. В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой свободы художника и его права на преображение реальности. Романтизм впервые открыл человеческую личность как самое ценное во Вселенной. К духовному миру человека, его разуму обратился и XVIII век, освободив мышление от религиозного влияния. Но личность в эпоху классицизма все свои внутренние возможности направляла на процветание отечества. Идея гражданского служения для неё становится главной. И лишь в эпоху романтизма человек стал отождествляться с Богом, с Универсумом. Его внутреннее «Я» возвысилось. Человеческое, духовное становится более значимым, чем материальное и общественное.

Учителю здесь уместно вспомнить, что такое классицизм и, отталкиваясь от этого, охарактеризовать новое литературное направление. Ученики в качестве домашнего задания готовили письменно ответ на вопрос: какие ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите слова «классический», «романтический»? На уроке из самых частотных образов были составлены лексические ряды слов - образные ассоциации, связанные со словами «классический», «романтический»: «образцовый», «античный», «совершенный», «признанный», «строгий», «нормированный», «торжественный», «разумный»; «таинственный», «субъективный», «универсальный», «исключительный», «непохожий», «одинокий», «лирический», «волшебный», «загадочный» и т.д. Учитель сопоставляет общеупотребительное значение этих слов с научными понятиями (работа со словарём).


Таким образом, решая эти задачи на уроке, мы показываем, что искусство – один из важнейших способов освоения мира, учим историческому подходу к явлениям литературы, воспитываем умение видеть в литературе прошлого «вечно живое начало». Важно донести до школьников, что каждая историческая эпоха давала своё «открытие правды жизни». В любую эпоху произведение искусства должно восприниматься как «живой организм».

В другом случае (сильные классы) формирование начального понятия о романтизме происходит в процессе поисковой и творческой деятельности школьников в мини-группах. Ребята выбирают тот или иной мини-блок согласно своим интересам и в зависимости от характера предлагаемых вопросов-заданий:

1. Романтическая лирика первой половины XIX века в восприятии современных школьников (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф Рылеев, А. С. Пушкин, Я. Барщевский, П. Багрим, А. Мицкевич).


  1. «Я знал одной лишь думы власть,

Одну, – но пламенную страсть...». Герой романтического произведения.

3. Основные темы и жанры романтической прозы и поэзии в русской и белорусской литературах (сравнительный анализ).

4. Белорусский романтизм XIX века. Презентация книги В. Колесника «Творение легенды».

  1. Романтизм в музыке и живописи (Ф. Шопен, И. Брамс, М. Глинка, А. Верстовский, А. Даргомыжский, А. Алябьев; Э. Делакруа, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Олешкевич, В. Ванькович).

Работа на этом этапе урока строится с помощью «игровых вкраплений». Внутри каждой группы ребята выполняют дифференцированные и индивидуальные задания, принимают участие в обсуждении проблемы романтизма в аспекте русско-белорусских взаимосвязей со всем классом. Это побуждает их к диалогу, к межличностному общению, к поиску неординарных решений поставленных проблем.

Ребята второй группы исследуют проблему романтического героя в творчестве поэтов-романтиков. Ученикам предлагается ответить на вопросы: каковы причины одиночества, разочарования романтических героев?, Подумайте, каких два типа героев своего времени создали романтики?. Данные виды заданий были направлены на развитие у школьников умения сопоставлять литературных героев разных авторов, выявлять общие и индивидуальные основы романтического мировосприятия поэтов.


В процессе обсуждения школьники приходят к выводу, что у всех без исключения романтиков – будь то Жуковский или Лермонтов, Пушкин или Мицкевич – герой очень близок автору, почти слит с ним. Всегда разочарован, одинок, резко противопоставлен миру и «толпе», как правило несчастен в любви… Каждый из них конфликтует с реальной жизнью, но одни герои относятся к миру смиренно (как герои Жуковского), а другие бунтуют (Мцыри, Демон, Гражина, Конрад Валенрод, Бондаровна, Машека). Обобщая размышления школьников, учитель делает вывод, что романтический образ имеет всегда обобщающий характер, вырастает до образа-символа, так как в нём воплотились многие качества людей целого поколения той или иной эпохи.

Ученики четвёртой группы исследуют проблемы развития романтизма в белорусской литературе. Учитель информирует школьников о национальном своеобразии литератур, подчёркивает общность эстетической концепции, которая определяет романтизм как литературное направление (В разных странах существовали свои условия для их развития: в Белоруссии романтизм складывался под влиянием идеи национального Возрождения).

С целью совершенствования литературоведческой компетенции школьников «динамическая пара» группы подготовила блиц-рекламу книги известного белорусского учёного В. Колесника «Творение легенды» по следующему плану:


  1. Краткие сведения об авторе и его книге.

  2. Основные положения романтизма в трактовке В. Колесника.

Особым успехом у школьников пользуются игровые технологии, которые способствуют развитию инициативы и творческой активности обучаемых. Характерным итогом данного вида работы явился блиц-опрос учащихся (школьники предлагают друг другу ряд вопросов по обсуждаемым темам и оценивают правильность ответов одноклассников карточками, в роли эксперта выступает учитель, дающий оценку деятельности каждой соревнующейся группы). Рейтинговая оценка выставлялась по количеству карточек, полученных за точность ответов и неординарность суждений.


Вопросы учеников имели разносторонний характер:

- Когда и почему возник романтизм?


  • Объясните лексическое значение слов “романтика”, “романтический”, “романтизм”.

  • Раскройте понятие о романтизме как литературном направлении.

  • Обоснуйте классические свойства романтизма в русской и белорусской литературах, укажите национальные особенности белорусского романтизма.

  • Назовите основные черты романтического героя.

  • Какие новые приемы внес романтизм (в сравнении с классицизмом) в изображение человека, природы?

  • Какие темы преобладали в русской романтической литературе, а какие в белорусской ? Почему?

  • Назовите поэтические тропы из произведений поэтов-романтиков, которые свидетельствуют об их романтическом стиле.

- Какие литературные образы ассоциируются у вас с музыкой Ф. Шопена, М. Глинки, А. Алябьева, А. Верстовского, А. Даргомыжского ?

  • Какова роль романтизма в духовной жизни человечества?

Таким образом, включение в урок «У истоков романтизма» исторических, литературоведческих, искусствоведческих материалов, умелый подбор фактов, вопросов и заданий для каждой группы способствовали более глубокому осмыслению школьниками понятия о романтизме как литературном направлении, а игровые элементы урока пробуждали и развивали их познавательно-творческую активность и поисково-исследовательскую деятельность, предоставляя возможность каждому ученику «открыть» для себя мир романтизма. Важным моментом в работе по формированию теоретико-литературного понятия «романтизм» является комплексный подход, когда учащиеся обращаются ко всем признакам понятия (философским, эстетическим, литературоведческим), раскрывая их функциональную роль в произведении. Это создаёт возможность закрепить на новом материале умения анализировать произведения романтической литературы.
Литература
1. Маранцман, В. Г. Изучение литературы в 8 классе /В. Г. Маранцман. – М., 1987.