zabika.ru 1 2 ... 4 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ,

ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основная цель практического занятия – углубление, закрепление и расширение знаний студентов, полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом, проверка качества знаний, оказание помощи в усвоении наиболее сложных вопросов учебного процесса.

Одной из основных задач практического занятия является развитие творческой активности и самостоятельного мышления студентов. Практическому занятию принадлежит особое место в изучении дисциплины «Административное право» как одному из важнейших средств, закрепления, углубления и проверки знаний студентов по конкретным темам.

Познавательные, контрольные, стимулирующие и воспитательные функции практического занятия находятся в тесном единстве.

Одной из целей практического занятия по административному праву является также формирование способности юридического анализа сложных явлений общественной жизни, нахождение правильного сочетания теоретического и практического материала, логического подхода к раскрытию основных положений административного права.

Практические занятия помогают студентам овладеть сложным административно-правовым понятийным аппаратом, выработать умения оперировать им при анализе конкретных административно-правовых институтов, прививать навыки самостоятельного юридического мышления, устного выступления, ведения полемики по проблемным вопросам. Планы практических занятий являются основными методическими документами при самостоятельной работе студентов.

Наиболее распространенными видами проведения практических занятий по курсу «Административное право» являются: творческое обсуждение вопросов, поставленных в плане; решение задач; выполнение заданий.

В ходе практических занятий формируются умения и приобретаются навыки, необходимые для практической деятельности юриста. На практических занятиях студенты применяют полученные ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания для выполнения групповых заданий, оформления административно-процессуальных документов.


Во время самостоятельной работы студенты обязаны изучить по соответствующим темам учебную литературу, нормативный материал, ознакомиться с дополнительными рекомендованными источниками, подготовить развернутые планы ответов на поставленные вопросы, решить со ссылкой на нормативные акты задачи, выполнить задания.
Образцы решения задач
Задача

Районный исполком принял решение «Об усилении борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте», п. 4 этого решения гласил, что за это нарушение на водителей автотранспорта налагается штраф в размере 3 минимальных заработных плат, на организацию и предприятия – до 5 минимальных заработных плат.

Исполком обязал прокурора района усилить надзор за движением транспорта, улучшить контроль за техническим состоянием автопарка района, потребовал не оставлять безнаказанным ни одного случая нарушений правил дорожного движения.

Руководствуясь нормами права, определите законность принятого решения. Изложите понятие и порядок принятия решений, предусматривающих административные санкции местными советами и их исполкомами. Укажите, имеет ли право исполком давать подобные поручения прокурору. Если Вы считаете, что данное решение незаконно, составьте проект протеста прокурора.

Решение


Решение, принятое районным исполкомом незаконно. Подобные поручения прокурору исполком давать не имеет права. Согласно ст. 5 КоАП Республики Беларусь областные, Минский городской Советы депутатов в пределах, определяемых законодательными актами, могут:

1) принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;

2) устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 102, ч. 2 ст. 143, ст. 147 настоящего Кодекса.

Районные и городские Советы народных депутатов в пределах, определяемых законодательными актами, могут:


1) принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;

2) устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 102, ч. 2 ст. 143 настоящего Кодекса.

Исполнительные комитеты областных, Минского городского, районных, городских Советов народных депутатов могут в пределах, определяемых законодательными актами, принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 102 настоящего Кодекса.

Областные, Минский городской, районные, городские Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты не могут принимать решения, предусматривающие административную ответственность, по вопросам, указанным в настоящей статье, если административная ответственность за эти нарушения уже установлена соответствующими вышестоящими органами. (В редакции Законов от 25 ноября 1992 г. и 1 декабря 1994 г. – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 33, ст. 526; 1995 г., № 3, ст. 8.)
Районный исполнительный комитет
ПРОТЕСТ

на решение № ______________ районного исполнительного комитета

«Об усилении борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте»
Решением районного исполнительного комитета «Об усилении борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте» за нарушение установленных правил предусмотрено наложение на водителей автотранспорта штрафа в размере 3 минимальных заработных плат, на организации и предприятия – до 5 минимальных заработных плат.

Кроме того, исполнительный комитет обязал прокурора района усилить надзор за движением автотранспорта, улучшить контроль за техническим состоянием автопарка района, потребовал не оставлять безнаказанным ни одного случая нарушений правил дорожного движения.


Указанное решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 3 ст. 5 КоАП Республики Беларусь исполнительные комитеты областных, Минского городского, районных, городских Советов народных депутатов могут в пределах, определяемых законодательными актами, принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по ст. 102 настоящего Кодекса («Нарушение правил по карантину животных, ветеринарно-санитарных норм и правил по охране территории Республики Беларусь от заноса заразных болезней животных»).

Действующим законодательством районным исполнительным комитетам право устанавливать административную ответственность в сфере безопасности дорожного движения не предусмотрено.

Согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» определены цели и направления деятельности прокуратуры, среди которых какие-либо обязанности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на органы прокуратуры не возложены.

Выполнение предусмотренных в решении районного исполнительного комитета мероприятий входит в компетенцию иных государственных органов (Госавтоинспекция) и должностных лиц (руководителей автотранспортных предприятий).

Таким образом, при принятии данного решения районный исполнительный комитет вышел за пределы своих прав и полномочий, предоставленных ему Законом, в связи с чем оно является незаконным и подлежит отмене.


На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 35 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», –
ПРОШУ:

Решение районного исполнительного комитета «Об усилении борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте» отменить.

Протест подлежит обязательному рассмотрению на очередном заседании исполнительного комитета.

О времени и результатах рассмотрения протеста необходимо письменно уведомить прокурора района.

Вынесение протеста приостанавливает действие незаконного нормативного акта.
Прокурор подпись.



следующая страница >>