zabika.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Министерство образования и науки Республики Казахстан


Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Аграрный факультет

Утверждаю

Зав. кафедрой "Биологии", профессор

______________________Р.А.Арынова

"__" ________________20___г

Метод разработки на практическое (лабораторное) занятие

1. Тема: Определение понятий: жизнь, здоровье.

2. Цель занятия: Ознакомиться и изучить понятия: жизнь, здоровье.

3. Количество академических часов: 3.

4. Материальное обеспечение занятия: схемы, таблицы, графики.

5. Учебные пособия:

В.А. Берестов "Звероводство", С.-П.-2002.

Физиология с/х животных под редакцией А.Н. Голикова, М.-1991.

6. Краткое содержание занятия:

Здоровье - одна из величайших человеческих ценностей. Лучше всех об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, - счастья.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Виды здоровья (физическое, нравственное, индивидуальное и общественное)

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.


Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне), способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.

Контрольные вопросы:


  1. Дайте определение понятию жизнь.

  2. Дайте определение понятию здоровье.

  3. Перечислите основные виды здоровья.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Аграрный факультет

Утверждаю

Зав. кафедрой "Биологии", профессор

______________________Р.А.Арынова

"__" ________________20___г

Метод разработки на практическое (лабораторное) занятие

1. Тема: Определение понятий: болезнь, адаптапция, стресс.

2. Цель занятия: Ознакомиться и изучить понятия: болезнь, адаптация, стресс.

3. Количество академических часов: 3.

4. Материальное обеспечение занятия: схемы, таблицы, графики.

5. Учебные пособия:

С.И. Лютинский «Патологическая физиология животных», М.-2005.

Б.Н. Григорьев и др. «Кормление охотничьих собак», Астана-2007.

6. Краткое содержание занятия: Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует стойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Развернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.


Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа:

А — подверженных стрессу,

В — устойчивых к стрессу лиц.

Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса.


Адаптация

— это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”.

Контрольные вопросы:


  1. Что такое стресс?

  2. Назовите стадии стресса.

  3. Что такое адаптация.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Аграрный факультет

Утверждаю

Зав. кафедрой "Биологии", профессор

______________________Р.А.Арынова

"__" ________________20___г

Метод разработки на практическое (лабораторное) занятие

1. Тема: Основные физиологические функции организма зверей. Питание, обменная энергия.

2. Цель занятия: Изучить основные физиологические функции организма зверей. Питание, обменная энергия.

3. Количество академических часов: 3.

4. Материальное обеспечение занятия: схемы, таблицы, графики.

5. Учебные пособия:

В.А. Берестов "Звероводство", С.-П.-2002.

Физиология с/х животных под редакцией А.Н. Голикова, М.-1991.

6. Краткое содержание занятия: Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).


Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Постоянство физико-химического состава внутренней среды поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Пищеварительная система состоит из ротовой полости, слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. В этих органах пища механически и химически обрабатывается, перевариваются поступающие в организм пищевые вещества и всасываются продукты пищеварения.

Контрольные вопросы:


  1. Что вы понимаете под гомеостазом?

  2. Дайте определение понятию организм.

  3. Из чего состоит пищеварительная система пушных зверей?

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Аграрный факультет

Утверждаю

Зав. кафедрой «Биологии», профессор

______________________Р.А.Арынова

«__» ________________20___г

Метод разработки на практическое (лабораторное) занятие

1. Тема: Потребность зверей в питательных веществах.

2. Цель занятия: Изучить потребности зверей в питательных веществах.


3. Количество академических часов: 3.

4. Материальное обеспечение занятия: схемы, таблицы, графики.

5. Учебные пособия:

С.И. Лютинский «Патологическая физиология животных», М.-2005.

Б.Н. Григорьев и др. «Кормление охотничьих собак», Астана-2007.

6. Краткое содержание занятия: Белковое обеспечение организма тесно связано с уровнем энергетического и витаминного питания животного и зависит от набора и соотношения аминокислот в скармливаемом протеине. За оптимальную потребность зверей принимают такое количество всесторонне сбалансированного по аминокислотам протеина, которое наиболее полно используется организмом и обеспечивает здоровое состояние животных и высокую их продуктивность (рост, развитие, размножение, качество меха).

Лебенгарц (1968), исследуя влияние энерго-протеинового отношения на рост норок, установил, что самцы норок в раннем возрасте (до 3,5 месяцев) на рационах с умеренным содержанием протеина (8,5-9,5 г на 100 ккал) уступают по отложению энергии и белка норкам, получавшим много белка (11,1 -12,4 г на 100 ккал), но в более старшем возрасте они на этих рационах используют питательные вещества корма лучше и догоняют по росту щенков, получавших обильные дачи белка.

Щенки на повышенной даче протеина несколько интенсивнее росли до 3,5 месяцев, но в последующем снижали скорость роста по сравнению со щенками, получавшими умеренные дачи протеина. В результате звери как той, так и другой группы достигали к забою одинаковой живой массы и шкурки их были равного качества и размера.

При высокой концентрации энергии путем введения в рацион жира и легкоусвояемых углеводов и скармливании хорошо сбалансированного по аминокислотам протеина норки нормально растут и на еще меньших дачах протеина.

Аналогичные результаты были получены Самковым и Ефремовым (1976). Молодые самки стандартных, серебристо-голубых и пастелевых норок, выращенные на рационах с 8,4 г переваримого протеина на 100 ккал и продолжавшие получать в зимне-весенний период 8,3- 8,6 г переваримого протеина на 100 ккал, имели высокие воспроизводительные способности: в среднем принесли по 4,71-5,46 щенка на основную самку к регистрации.. В корме содержалось триптофана 92 мг, а серосодержащих аминокислот 285 мг на 100 ккал. В контрольных группах с 11 -11,6 г протеина на 100 ккал в зимний период выход щенков составлял 4,16-4,52 на основную самку.


Потребность норок в аминокислотах. К рекомендуемым в настоящее время протеиновым нормам следует относится как к далеко не совершенным. Поскольку они установлены эмпирическим путем без учета потребности организма в отдельных аминокислотах, то нет уверенности в том, что они будут в одинаковой мере эффективны при различном качестве (аминокислотном составе) применяемого в рационах протеина.

Практикуемый в опытах и производстве прием обеспечения полноценности протеина включением в кормовую смесь разнообразных источников недостаточно надежен и не в состоянии давать однозначные результаты. Поэтому можно ожидать, что выявленные нормы протеина как минимальные могут в практических условиях в зависимости от состава незаменимых аминокислот в корме в одних случаях оказаться недостаточными, а в других – избыточными по отношению к истинной потребности зверей в белке.

Контрольные вопросы:


  1. В чем суть исследований Лебенгарца?

  2. Каковы результаты исследований Самкова и Ефремова?


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима

Аграрный факультет

Утверждаю

Зав. кафедрой «Биологии», профессор

______________________Р.А.Арынова

«__» ________________20___г

Метод разработки на практическое (лабораторное) занятие

1. Тема: Потребность зверей в обменной энергии и протеине.

2. Цель занятия: Изучить и ознакомиться с потребностью зверей в обменной энергии и протеине.

3. Количество академических часов: 3.

4. Материальное обеспечение занятия: схемы, таблицы, графики.

5. Учебные пособия:

В.А. Берестов «Звероводство», С.-П.-2002.

Физиология с/х животных под редакцией А.Н. Голикова, М.-1991.

6. Краткое содержание занятия: Белковое обеспечение организма тесно связано с уровнем энергетического и витаминного питания животного и зависит от набора и соотношения аминокислот в скармливаемом протеине. За оптимальную потребность зверей принимают такое количество всесторонне сбалансированного по аминокислотам протеина, которое наиболее полно используется организмом и обеспечивает здоровое состояние животных и высокую их продуктивность (рост, развитие, размножение, качество меха).


Лебенгарц (1968), исследуя влияние энерго-протеинового отношения на рост норок, установил, что самцы норок в раннем возрасте (до 3,5 месяцев) на рационах с умеренным содержанием протеина (8,5-9,5 г на 100 ккал) уступают по отложению энергии и белка норкам, получавшим много белка (11,1 -12,4 г на 100 ккал), но в более старшем возрасте они на этих рационах используют питательные вещества корма лучше и догоняют по росту щенков, получавших обильные дачи белка.

Щенки на повышенной даче протеина несколько интенсивнее росли до 3,5 месяцев, но в последующем снижали скорость роста по сравнению со щенками, получавшими умеренные дачи протеина. В результате звери как той, так и другой группы достигали к забою одинаковой живой массы и шкурки их были равного качества и размера.

При высокой концентрации энергии путем введения в рацион жира и легкоусвояемых углеводов и скармливании хорошо сбалансированного по аминокислотам протеина норки нормально растут и на еще меньших дачах протеина.

Аналогичные результаты были получены Самковым и Ефремовым (1976). Молодые самки стандартных, серебристо-голубых и пастелевых норок, выращенные на рационах с 8,4 г переваримого протеина на 100 ккал и продолжавшие получать в зимне-весенний период 8,3- 8,6 г переваримого протеина на 100 ккал, имели высокие воспроизводительные способности: в среднем принесли по 4,71-5,46 щенка на основную самку к регистрации.. В корме содержалось триптофана 92 мг, а серосодержащих аминокислот 285 мг на 100 ккал. В контрольных группах с 11 -11,6 г протеина на 100 ккал в зимний период выход щенков составлял 4,16-4,52 на основную самку.

Потребность норок в аминокислотах. К рекомендуемым в настоящее время протеиновым нормам следует относится как к далеко не совершенным. Поскольку они установлены эмпирическим путем без учета потребности организма в отдельных аминокислотах, то нет уверенности в том, что они будут в одинаковой мере эффективны при различном качестве (аминокислотном составе) применяемого в рационах протеина.


Практикуемый в опытах и производстве прием обеспечения полноценности протеина включением в кормовую смесь разнообразных источников недостаточно надежен и не в состоянии давать однозначные результаты. Поэтому можно ожидать, что выявленные нормы протеина как минимальные могут в практических условиях в зависимости от состава незаменимых аминокислот в корме в одних случаях оказаться недостаточными, а в других – избыточными по отношению к истинной потребности зверей в белке.




следующая страница >>