zabika.ru 1

Устройство, содержание переправ и меры безопасности при пользовании ими.


1. Переправы по льду.

Организация и эксплуатация переправ по льду должны обеспечивать безопасность движения людей, транспорта, сохранность перевозимых грузов.

Места переправ, время открытия и закрытия, движение по ним, а также режим работы определяется комиссией, образуемой Акимами города, района. Места, отводимые для переправ должны отвечать следующим требованиям:

- В районе переправы и поблизости с ней не должно быть мест отвода теплой воды, отработанной на предприятиях, а также промоин, майн, площадок для выколки льда, опасных трещин и разводий.

- На переправе должен быть организован ведомственный спасательный пост.

- На подъездах к переправам устанавливается хорошо видимая вывеска с названием переправы, времени работы и фамилия ответственного за ее устройство и содержание.

- Подъезды к переправам должны быть хорошо освещены, трассы ледяных дорог должны быть одностороннего движения на удалении 40- 50 м друг от друга с обязательной установкой дорожных знаков. Границы трасс обозначаются вехами, расположенными на расстоянии 3- 5 м от оси и в 15- 20 м друг от друга. На вехах прикрепляются красные флажки или метелки.

- На спусках к переправе с обеих сторон водоема выставляется на специальных щитах зимний спасательный инвентарь: багры, лестница, спасательные круги, концы “ Александрова”, 7- 8 бревен длиной 5- 6 м диаметром 120- 160 мм, необходимых для оказания первой помощи в случаях пролома льда, а также плакаты и листовки по правилам безопасности на льду, кроме того, указатели номеров ближайшей спасательной станции, органов милиции и скорой медицинской помощи.

- Порядок движения транспорта и нормы провоза грузов и пассажиров устанавливаются администрацией переправы с учетом ледового прогноза и таблицы максимальной нагрузки на лед, составленные гидрометеослужбой.

- В опасных для движения местах выставляются специальные знаки, предупреждающие об опасности движения.

- Организации, ответственные за устройство и содержание переправ по льду обязаны ежедневно утром и вечером, а в период оттепели и днем делать замеры льда и определять его грузоподъемность.

Замер льда производить по всей трассе и особенно там, где большая глубина и повышенная скорость течения. Во избежание утепления льда и нарушения его прочности очищать проезжую часть дороги от навоза, сена, снежных заносов, посыпать песком или гравием.

Назначать ответственного дежурного, хорошо знающего правила спасания на льду и правила оказания первой медицинской помощи, выделять в распоряжение ведомственного спасательного поста отопляемое помещение, комплект зимних спасательных средств, медицинскую аптечку с медикаментами, средства связи.

- Участки, предназначенные для содержания проруби общественного пользования, водопоя скота и заготовки льда, должны выделять на мелких проточных местах в стороне от переправы и ограждаться щитами, предупредительными надписями и вехами.

- Открывать переправу по льду можно только в том случае, когда лед достигнет необходимой толщины, обеспечивающей гарантию грузоподъемности. Грузоподъемность льда определяется по таблице.

- При движении по льду колесного и гусеничного транспорта не допускаются случаи скопления машин, групповых остановок, рывков и разъездов на середине водоема. Скорость движения по льду колесных и гусеничных машин не должна превышать 10 км/ час, дистанция между машинами должна быть не менее 50 м, дверцы кабин открытыми.

- В весенний период или в дни сильных оттепелей тяжелые грузы безопаснее переправлять через водоем во время ночных и утренних заморозков. Переправу по льду следует прекращать, если лед начинает приобретать игольчатую структуру, это обычно происходит через 4- 5 дней после появления на льду талой воды или закраин.

У дежурного по переправе должны находиться:

- журнал учета работы спасательного поста;

- журнал записи о состоянии льда и ледовой обстановки;


- журнал регистрации случаев нарушения правил движения по переправе;

- таблица определения грузоподъемности льда;

- ледовый бур с рейкой;

- правила пользования переправой;

- книга жалоб и предложений;

- выписка из приказа, кому принадлежит переправа и фамилия ответственного лица за устройство переправы и охрану жизни людей на ней;

- плакаты и листовки по мерам безопасности на льду и оказания помощи , провалившимся под лед;

- номера телефонов и адреса ближайшей спасательной станции, милиции, скорой помощи.

Категорически запрещается:

- переходить и переезжать водоем по льду в неустановленных и непроверенных местах;

- производить заготовку льда, разводить костры, выкалывать лунки для рыбной ловли на участках переправы и поблизости к ней;

- переходить и переезжать водоемы по льду в местах, где установлены знаки, предупреждающие о возможной опасности;

- рыбная ловля, движение пешеходов и транспорта в начальный период ледообразования и ледостава;

- допускать скопление больших групп людей, скота и техники на льду;

- устраивать катки, массовые игры и лыжные соревнования возле ледовых переправ и около мест, представляющих опасность для жизни, а также при толщине льда менее 25 см;

- сваливать мусор, навоз и другие отходы на ледяной покров водоема;

- пользоваться спасательными средствами не по прямому назначению, самовольно переставлять или убирать предупредительные знаки.

Методика определения толщины и грузоподъемности льда
Измерение толщины льда производится с помощью ледомера в пробитой во льду лунке.

Кроме толщины льда, необходимо также определить и его прочность. Для этого выкалывают куски льда по форме приближающийся к кубику, с поперечными размерами около 30 см, а затем раскалывают его на две части.

Обычно лед состоит из двух слоев. Верхний слой - желтоватого или мутнобелого цвета. Нижний слой - прозрачный (голубой или зеленоватый), обладающий значительно большей прочностью, чем верхний слой. На этом кубике замеряют толщину верхнего и нижнего слоев. Далее следует установить структуру нижнего слоя льда. Она бывает двух типов:


- раковистая, с неправильной формой поверхности излома;

- игольчатая, при которой лед расслаивается на вертикальные иглы.

Если возникает сомнение в типе структуры, то лед следует считать игольчатым, т. е. более слабым. При определении несущей способности ледяного покрова, учитывается наименьшая его толщина из всех замеров.

Расчетная толщина льда определяется по формуле:

Hp = ( h 1 + 0, 5 h 2) К 1 х К 2

Где: Hp - расчетная толщина льда

h 1 - толщина нижнего слоя

h 2 - толщина верхнего слоя

К 1 - коэффициент структуры льда равный при раковистой структуре - 1

при игольчатой - 2/ 3

К 2 - коэффициент температуры, равный при температуре воздуха ниже нуля– 1, выше нуля - 4/5.

Расчет толщины льда для заданной нагрузки:

Н = 13 ÷15√ Р

Где: Н – толщина льда

Р – полная нагрузка на лед

13 ÷ 15температурный коэффициент;

13 - при отрицательных температурах;

15 - при положительных температурах;

Примечание:


  1. При появлении воды на льду под действием прилива или нагона нагрузка на лед должна быть снижена на 50-80%.

  2. При расчете нагрузки на лед следует учитывать, что прочность льда весной уменьшается вдвое.

  3. При наличии сухих несквозных трещин шириной меньше 3-4 см и глубиной не больше половины толщины льда нагрузка на лед должна быть снижена на 20%.

  4. В местах впадения ключей, речек и рек лед тоньше, находится не на плаву и висит в виде свода.

  5. Весной нагрузку на лед следует уменьшить в 2 раза т.к. прочность льда уменьшается вдвое.

(Правила безопасности труда на водолазных работах Ч – 1, стр. 108, Алматы, 1999 г)

Таблица грузоподъемности пресноводного льда





п/п

Наименование нагрузки





Порожний транспорт

Транспорт с грузом

Собственная масса (тонн)

Расчетная толщина льда (см)

Расчетная толщина льда для собственной массы с прицепом (см)

Наименьшие интервалы и расстояния до кромки льда (м)

Полная масса (тонн)

Расчетная толщина льда (см)

Расчетная толщина льда для полной массы с прицепом (см)

Наименьшие интервалы и расстояния до кромки льда (м)

1

Пешеход с ручной кладью


0,1

7




5 – 3













2

Верховой

0,5

11 – 9




6













3

Одноконная повозка

0,8

14 – 12




8











4

Пароконная повозка

1,5

19 – 16




11













5

Легковые автомобили с V до 1,7 л

1,0

15 – 13

17 – 15

9

1,5

19 – 16

23 – 20

13

6

Волга и др. с V до 2,8 л

1,7

20 – 17

21 – 18

11

2,5

24 – 21

27 – 24

15

7

УАЗ; джип; Газель; легковой фургон

2,7

25 –22

26 – 23

14

3,5

28 – 24

31 – 27

17

8

Автобус КАВЗ; ПАЗ

4,5

32 – 28




18

7,9

42 – 36




23

9

Автобус ЛАЗ; ЛИАЗ; Икарус

8,6

44 – 38




25

16,3

60 – 52




33

10

Грузовые ГАЗ-52; 53; 66

3,5

28 – 24

32 – 28

17

7,4

41 – 35

50 – 44

27

11

Грузовые УРАЛ; КАМАЗ; МАЗ

8,6

44 – 38

51 – 45

28

15,3

59 – 50

77 – 67

42

12

Грузовые ЗИЛ-130; 131; 133

7,9

42 – 36

50 – 43

27

18,5

65 – 56

82 – 71

45

13

Грузовые КРАЗ; ТАТРА; ВОЛЬВО

12,5

53 – 46

63 – 55

35

22,0

70 – 61


108 – 93

56

14

Тракторы Т-40; МТ3; Т-16; ДТ-14

3,4

27 – 24

32 – 28

18







36 –31

20

15

Тракторы гусеничные Т-74; ДТ-75

8,0

42 – 37

51 – 44

28







66 – 57

37

16

Тракторы Т-150К; Т-150; К-700

12,5

53 – 46

60 – 52

33







74 – 64

41

17

Тракторы Т-330;

27,0

78 – 67

86 – 77

48







113 – 98

63

18

Снегоход Буран;












0,48

10 – 9




6


Примечание:1. Расчетная толщина льда: правая цифра при отрицательной температуре, левая – при положительной.

2. Если автомобиль является базовым (например, установлен подъемный кран, бетоносмеситель и т.д.) расчет толщины льда производится для полной массы