zabika.ru 1

Рубрика: Школа педагогического мастерства








Организация целеполагающей деятельности: вопросы и ответы.

Сычёва Елена Юрьевна, заместитель директора по учебно-методической работе


Цель данного материала – расширить представление учителя о целеполагании; показать, чем обусловлены происходящие изменения, дать возможность сравнить и оценить эффективность и целесообразность разных подходов. А дальше свой выбор каждый делает сам: как удобнее, как правильнее, как результативнее и перспективнее (а может быть, как проще или как привычнее…).

Выбор за учителем. Только особенность нашей профессии в том, что конечный результат, цель нашей работы – не мы сами, наши привычки и удобства, а наши ученики, их потребности и устремления. А ежедневный опыт постановки и достижения цели – неплохой стартовый капитал, как вы считаете?
Притча по случаю

Прознал как-то один человек, что в соседнем селе живет меткий стрелок, и решил встретиться с ним. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный лук, в колчане – ровные стрелы с ярким опереньем. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу. И та вошла точно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать его секреты. Спрашивает: «На что ты смотришь, когда целишься, - на кончик стрелы?» - «Нет», - был ответ. «Тогда, может быть, на кончик лука?» - «Нет». – «Или на деревья, чтобы увидеть, куда дует ветер?» - «Тоже нет, я смотрю только на цель. А как можно промахнуться если ничего, кроме цели, не существует?»


Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он – самый великий стрелок в мире. На что тот ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука.

Удивился мужчина и решил поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, и в ней точно в центре – стрела. На доме мишень, и опять точно в центре стрела! На земле мишень, и в ней точно в центре стрела! Возле дома сидит девочка и рядом с ней лежит лук. Обратился к ней человек: не она ли самая опытная лучница? Девочка ответила: «Да».- «В чем секрет твоего мастерства?» - поинтересовался человек. «Я просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень», - был ее ответ.

Значение цели в жизни человека трудно переоценить. Вся наша жизнь представляет собой процесс постановки и достижения намеченных целей. Одни из них глобальные, к которым мы идем всю жизнь, другие – локальные, их достижение возможно за короткий промежуток времени. Успешность нашей жизни напрямую зависит от того, насколько правильно мы умеем выбирать цели и строить программу для их достижения. Успешность нашей работы тоже зависит от грамотно поставленной цели урока. К сожалению, умение сформулировать цель является проблемным в подготовке к уроку не только для молодого, но и для опытного учителя.

Еще со времен студенчества каждый учитель твердо усвоил, как нужно ставить цели: во-первых, цель должна быть триединой (обучающая, развивающая, воспитывающая), во-вторых, применительно к обучающей цели используются глаголы «научить», «закрепить», «обобщить», «повторить», «объяснить», «систематизировать», «проверить» и т.д. и т.п.

И мы – кто годы, а кто и десятилетия, – так и писали, и все было в порядке. Но в последнее время ситуация изменилась: завучи, методисты, проверяющие нам стали говорить, что так неправильно, что надо писать по-другому. Вам не кажется странным, что такая цель сосредоточивает внимание вашей собственной деятельности? При таком подходе ребенок, его достижения не имеют никакого значения. Кто-то может возразить, ведь прежде чем сформировать какое-то умение, надо показать и объяснить! Но таким образом подменяется цель урока методами. Ведь показ, рассказ, объяснение, упражнение – это методы обучения.


Учителя, пусть не легко, но быстро «перестроились», начали «создавать условия» и «организовывать деятельность» (для научения, закрепления, обобщения, повторения), хотя и недоумевали: «А в чем собственно разница?».

Вопросы, вопросы… А вместе с ними часто накапливается и раздражение: мало нам всякой бумажной работы, так еще и цели переписывать надо!

Давайте попробуем спокойно разобраться.



Вначале обратимся к словарям, как они определяют данное понятие:

В.И. Даль: «Конечное желание, намеренье, чего кто силится достигнуть»,

Д.Н. Ушаков: «То к чему стремятся, что намечено достигнуть»,

С.И. Ожегов: «Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить»,

Т.Ф. Ефремова: «То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть»,

БСЭ: «Идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности»,

Философский словарь: «Желаемое представление результата действия»,

Психологический словарь: «Осознанный образ предвосхищаемого результата».

Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В.Хуторской).

Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.




Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?

Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обчения на определённых его этапах.


Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

Кроме того, существуют требования к целеполаганию, среди наиболее значимых отмечаются: конкретность, реалистичность, операционность, диагностичность. То есть грамотно поставленная цель должна четко и однозначно определять когда? кем? как? и т.д. Предполагается достижение результата (какого?); цель должна быть выполнимой в данных конкретных условиях данным конкретным исполнителем; должна существовать возможность дробления цели: выделение отдельных пошаговых этапов, и, наконец, должны существовать объективные способы проверки ее достижения.

А теперь от теории снова вернемся к практике, в школу, и посмотрим, насколько привычные формулировки цели соответствуют необходимым требованиям. С одной стороны, всё правильно: действия «научить», «проверить», «обобщить» и др. являются конкретными и реалистичными, операционными и диагностичными (хотя, конечно, мы признаем, что не всех учащихся и не всему учебному содержанию можно научить, но тем не менее…).

Однако тут-то и содержится ловушка, в которую мы очень часто попадаем, забывая поговорку: «Если ты пришел не туда, не имеет значения, с какой скоростью ты двигался». В данном случае она будет звучать так: «Если цель не соответствует определению, неважно, как она соотносится с критериями» (аналогично: если вы заказали новый диван, а вам привезли шкаф, то вас мало будет интересовать, из какой благородной и прочной древесины он сделан, насколько он вместительный и изящный, потому что спать на нем все равно не сможешь…).

Когда учитель для постановки цели использует глаголы, описывающие его собственные действия (научить, проверить, повторить), то качество его работы автоматически становится 100%: ведь он действительно на уроке учит (проверяет, повторяет), а не отсиживается или отвлекается… Более того, при таком подходе никакие новые технологии не нужны, ведь результат достигается и без них…


Только вот чей результат, чьей работы? Учителя? Но тогда получается, что мы работаем сами для себя, сами ради себя, и конечным результатом наших усилий являются наши усилия, так?..

На самом деле, если определение цели вообще, сформулированное выше, преобразовать в определение цели обучающей, необходимо уточнение: «ОБУЧАЮЩАЯ цель – это планируемый результат деятельности УЧАЩИХСЯ», то есть это те знания и умения, которые «появились» за время урока у учащихся благодаря мастерству учителя.

А вот теперь формулировку цели можно рассмотреть и по критериям:

– когда планируется достижение цели урока? (к концу урока);

– кем предполагается достижение цели? (не всеми, а большинством учащихся – мы же реалисты, не так ли?);

– как проверить достижение результата? (предложить тест, самостоятельную работу и т.д.).

Вот и получается, что обучающая цель урока приобретает следующий вид: «К концу урока большинство учащихся смогут (будут… начнут…) – и опять-таки конкретно! – что именно» .

Таким образом, в структуре урока наличие итоговой диагностики является обязательным этапом, а анализ ее результатов позволяет оценить эффективность урока, сделать вывод о достижении поставленной цели.

При этом чтобы реально увидеть «приращение» знаний и умений учащихся, в начале урока также рекомендуется проведение диагностической работы, низкий уровень выполнения которой обеспечивает дальнейшую направленность учащихся на получение новых знаний и умений, т.е. мотивацию на успех.

А для того чтобы в конце урока вдруг не обнаружилось, что «он шел на Одессу, а вышел к Херсону», необходимо наличие обратной связи.

Так как правильно поставленная цель представляет собой определенную последовательность конкретных действий, то каждый этап урока предполагает наличие мини-цели, оценка уровня достижения которых позволяет оперативно «корректировать» курс урока.

И когда спрашивают, сколько задач нужно ставить на урок, то универсального ответа здесь быть не может, т.к. задач будет столько, сколько промежуточных действий необходимо выполнить, чтобы достичь конечного результата, и в каждом конкретном случае они могут отличаться (хотя излишняя детализация, или, наоборот, абстрагирование применительно к уроку являются нежелательными). Таким образом, грамотное описание задач представляет собой не что иное, как план достижения цели.


И подготовка учителя к уроку при таком подходе начинается с составления итоговой диагностической работы, причем форма контроля может быть любой, главное – чтобы она соотносилась с целью урока и давала возможность наглядно судить об уровне ее достижения. Затем определяются конкретные действия (знания, умения, навыки), необходимые для успешного выполнения проверочной работы, соответственно которым определяется учебное содержание на каждом этапе урока. А еще учителю необходимо продумать, как дидактическую цель учителя «превратить» в личную цель учеников, ведь современный урок обязательно предполагает участие учащихся в целеполагании (одним из эффективных приемов является карта «белых пятен» изучаемой темы: обсуждение, что мы знаем и чего не знаем, чему сегодня будем учиться).
Что же касается воспитательного и развивающего потенциала урока, то формулирование соответствующих целей, если строго придерживаться определения понятия, не представляется возможным: как спустя 45 минут оценить «прирост» уровня воспитания или развития? Как оценить, насколько ученик стал более воспитанным или интеллектуально развитым к концу урока?

Поэтому современные подходы в рассматриваемом аспекте целеполагания, во-первых, предусматривают замену слова «цели» на слово «задачи», тем самым сразу подчеркивая незавершенность, «промежуточность» данного процесса; а во-вторых, признавая неразрывное единство воспитания и развития в процессе формирования личности, не допускают их искусственного разделения. Таким образом, «старые» воспитательные и развивающие цели «по-новому» формулируются как «задачи личностного развития».

Вот здесь как раз и появляются те самые речевые обороты: «создавать условия», «организовать деятельность», «способствовать», «содействовать», «обеспечить ситуацию», «предоставить возможность» и др. В отличие от прежних формулировок («формировать», «воспитывать» и т.д.) они свидетельствуют о гуманистических тенденциях современного образования, подчеркивают его ненасильственный характер.


И несмотря на то, что данные глаголы описывают действия учителя, а не учащихся, применительно к задачам личностного развития именно такие формулировки являются правильными: педагог может только надеяться (рассчитывать, предполагать, уповать) на то, что воспитательное и развивающее воздействие урока окажется эффективным, но гарантировать этот эффект невозможно.

Поэтому учитель может отвечать только за результат собственной деятельности (именно это и есть ответственное поведение, когда знаешь свои возможности и отдаешь отчет ограничениям, а не берешься решать любые проблемы, а потом оправдываешься, дескать, не сумел, не рассчитал, не получилось…).
Цель урока включает образовательный аспект, задачи личностного развития – развивающий и воспитывающий аспекты.

Цель урока должна формулироваться через деятельность учащихся и планируемые результаты обучения.

Какие словесные конструкции можно использовать для формулировки цели урока?
Они могут быть следующими:


  • владение учениками умениями различать, находить, характеризовать, решать, использовать...;

  • планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями...;

  • планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него).


Как определить планируемые результаты обучения урока?
Процедуру можно представить следующим алгоритмом (по Ю.А.Конаржевскому).

  1. Определение основных, «генеральных» целей изучения темы.

В планируемой для изучения теме определяются основные знания и умения на основании раздела учебной программы: «Учащиеся должны знать..., учащиеся должны уметь...»


Например, русский язык, IV класс, тема «Имя существительное». В учебной программе указаны следующие знания и умения учащихся на конец изучения темы:

учащиеся должны

знать:


  • падежи имени существительного;

  • о 1, 2, 3-м склонении имён существительных;

  • способы проверки написания безударных падежных окончаний;

уметь:

  • определять склонениеимён существительных (с опрой на памятку, таблицу);

  • использовать способы проверки написания безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения единственного и множественного числа.

Данные знания и умения являются основной целью изучения темы.

  1. Декомпозиция «генеральной» цели на подцели, составление комплексной дидактичекой цели изучения темы.

Основная цель носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Её обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на локальные цели. Систему локальных целей учитель определяет, проанализировав содержание программы.

Целесообразно перед изучением каждой темы составить комплексную дидактическую цель, содержащую все знания и умения, которыми должен овладеть ученик к концу изучения данной темы.

В конце изучения темы ученик знает:

В конце изучения темы ученик умеет:

  • определение имени существительного как части речи, его грамматические признаки;

  • о начальной форме имени существительного;

  • о склонении имени существительного;

  • падежи имени существительного (названия, вопросы, предлоги);

  • алгоритм определения имени существительного;
  • о 1,2,3-м склонении имени существительных;


  • алгоритм определения склонения имени существительного; об одинаковом написании ударных и безударных окончаний имен существительных одного и того же склонения;

  • алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний исен существительных 1,2,3-го склонения в единственном числе;

  • алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе

  • находить в речи имена существительных и определять их грамматическое значение;

  • изменять имена существительные по падежным вопросам;

  • ставить падежные вопросы к именам существительным;

  • ставить имя существительное в начальную форму;

  • употреблять имена существительные в нужной падежной форме;

  • определять падеж имени существительного по вопросам и предлогам;

  • различать неодушевленные имена существительные в именительном и винительном падежах;

  • различать одушевленные имена существительные в винительном и родительном падежах;

  • различать имена существительные винительного и родительного падежей с предлогами в, на;

  • определять склонение имен существительных;

  • проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения единственного числа по алгоритму;

  • проверять написание безударных падежных окончаний имен существительных множествееного числа по алгоритму


Составив комплексную дидактическую цель, учитель выбирает её элементы к конкретному уроку темы и фиксирует их в поурочных планах как цель урока.

Тема. Дательный падеж имён существительных

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

знать:

  • название, вопросы и предлоги дательного падежа;
  • о синтаксической роли имён существительных в дательном падеже;


уметь:

  • ставить падежные вопросы к именам существительным в дательном падеже;

  • употреблять имена существительные в форме дательного падежа;

  • находить в тексте имена существительные в дательном падеже по вопросам и предлогам.


Планируемые результаты обучения урока определяются на основании расчленения основных целей изучения темы, зафиксированных в требованиях учебной программы, на локальные.
Как сформулировать задачи личностного развития?
Напомним, что задачи личностного развития должны отражать развивающий и воспитывающий аспекты. Их определение возможно только по отношению к процессу и должно выражаться в деятельной форме. Целесообразно начинать формулировку со слов:

содействовать...

способствовать...

создать условия для...

Далее в соответствующем падеже:

развитию (я), формированию (я), воспитанию (я), привитию (я)...

Затем называется конкретное умение или качество личности, для формирования которого учитель создаёт условия.

Наконец, определяются средства для развития, воспитания данных умений, качеств: через (посредством, с помощью и т.п.) организацию ситуации... (игры, диалога, деятельности и т.п.), использование приёмов..., форм организации урока и т.д.
Предлагаем примеры развёрнутой процедуры целеполагания учителя.

Математика. IV класс (Т.М.Чеботаревская, В.Л.Дрозд)

Раздел «Умножение и деление» (61 ч). Подраздел «Письменное умножение и деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное» (уроки 95-121)

Основные знания и умения, которые должны усвоить учащиеся к концу этого блока уроков (из учебной программы):

знать:
  • алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел на двузначное, трёхзначное число;


уметь:

  • выполнять письменное умножение на двузначное, трёхзначное число в пределах 1 000 000;

  • выполнять письменное деление на двузначное, трёхзначное число в пределах 1 000 000;

  • решать задачи в 2-3 действия.


Комплексная дидактическая цель (уроки 95-104)

К концу изучения темы учащиеся должны знать:

К концу изучения темы учащиеся должны уметь:

  • приёмы подбора цифры частного при делении на двузначное, трёхзначное число;

  • алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное, трёхзначное число;

  • алгоритм письменного деления многозначных числел на двузначное, трёхзначное число;

  • способ решения задач на нахождение чисел по двум разностям;

  • способ решения задач на совместную работу

  • умножать многозначное число на круглое;

  • оформлять запись при письменном умножении круглых чисел;

  • умножать круглые числа, одно из которых многозначное;

  • делить и умножать на разрядную единицу;

  • устно делить круглые тысячи на круглые числа;

  • подбирать цифру частного при делении многозначного числа на двузначное, трёхзначное число;

  • делить с остатком многозначное число на круглое двузначное число;

  • подбирать цифру частного при делении на круглые двузначные, трёхзначные числа;

  • делить круглое многозначное число на круглое двузначное;

  • делить круглое многозначное число на круглое трёхзначное;

  • решать простейшие уравнения с использованием освоенных приёмов вычисления;
  • решать составные задачи на нахождение доли числа самостоятельно;


  • решать задачи на нахождение чисел по двум разностям после анализа при помощи учителя;

  • решать составные задачи на нахождение периметра и площади с опрой на чертёж;

  • решать задачи на совместную работу самостоятельно с опрой на таблицу


Урок 95. Умножение на круглые числа

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

знать:

  • способ решения задач на нахождение чисел по двум разностям;

уметь:

  • оформлять запись при письменном умножении круглых чисел;

  • письменно умножать многозначное число на круглое;

  • решать задачи на нахождение чисел по двум разностмя при помощи учителя (уровень понимания).

Задачи личностно развития:

  • способствовать развитию у учащихся умений выстраивать и воспринимать цепь суждений, мысленно проигрывать варианты решения задач;

  • содействоватьовладению способами совместной деятельности в группе, приёмам действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • создать условия для воспитания доброжелательности, терпимости к лругим участникам дискуссии, чувства ответственности за результат совместной деятельности.


Урок 100. Деление с остатком многозначного числа на круглое число

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

знать:

  • приём подбора цифры частного при делении на двузначное число;

уметь:

  • подбирать цифру частного при делении многозначного числа на двузначное, трёхзначное;

  • делить с остатком многозначное число на круглое двузначное число;

  • решать задачи на нахождение чисел по двум разностям после анализа при помощи учителя.

Задачи личностного развития:


  • содействовать формированию у учащихся умений формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы;

  • способствовать воспитанию самостоятельности, организованности, стремления к преодолению трудностей.


Цели уроков литературного чтения, т.е. умения, которыми должны овладеть учащиеся, тождественны задачам личностного развития (например, формирование умения читать правильно, осознанно и выразительно читать вслух и молча; развитие устной и письменной речи; развитие умения чувствовать художестенное слово и т.д.). Овладение данными умениями невозможно за короткий промежуток времени, их формирование идёт при работе над любым произведением. Следовательно, нельзя заявить, что к концу урока дети научатся выразительно читать или кратко пересказывать прочитанное. Отсюда следует, что целесообразноформултровать цельт урока со ссылкой на конкретное произведение, изучаемое на уроке. Например, планируется, что к окончанию урока учащиеся будут:

уметь:

выразительно читать, соблюдая интонацию с опорой на знаки препинания, выделяя с помощью логического ударения важные по смыслу слова, стихотворкение Б.Заходера «Что красивее всего?».

Для составления целей уроков литературного чтения нет необходимости составлять комплексную дидактическую цель, которая бы отражала последовательность целей, поскольку они не вытекают одна из другой, как при изучении языка или математики.

За основу необходимо взять умения четырёх взаимосвязанных блоков, названных в учебной программе: «выразительное чтение», «чтение – восприятие – исследование», «литературная пропедевтика», « литературное творчество». По каждому их этих направлений выделены основные умения по классам. В зависимости от специфики изучаемого произведения учитель выбирает в качестве цели одно или несколько умений из данных разделов.
Номенклатура образовательных задач урока
Организационный этап:

  • обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке;


  • психологически подготовить учащихся к общению на уроке;

Этап проверки домашнего задания:

  • установить правильность, полноту и осознанность вы­полнения домашнего задания всеми учащимися;

  • выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся;

  • определить причины возникновения затруднений со­вместно с учащимися;

  • устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы;

  • обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания и возникших затруднений.

Этап актуализации субъективного опыта учащихся:

  • обеспечить мотивацию учения школьников;

  • обеспечить включение учеников в совместную деятель­ность по определению целей урока;

  • актуализировать субъектный опыт учащихся (личност­ные смыслы, опорные знания и способы деятельности, цен­ностные отношения).

Этап изучения нового материала:

  • обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоми­нание учащимися изучаемого материала: существенных при знаков понятий, законов, теорий и др.; правил и построенных на их основе алгоритмов деятельности;

  • содействовать усвоению способов, средств, которые при­вели к определённому содержательному выводу, обобщению;

  • обеспечить усвоение методики воспроизведения изучен­ного материала;

  • содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися понятий, законов, правил и др.;

  • обеспечить осознание школьниками своих способов про­работки учебной информации.

Этап первичной проверки знаний и способов деятельности:
  • установить правильность и осознанность освоения уча­щимися изученного материала;


  • выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления школьников;

  • провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися нового материала;

  • обеспечить соотнесение школьниками своего субъектного опыта с признаками научного знания.

Этап закрепления знаний и способов деятельности:

  • обеспечить закрепление учащимися знаний и способов дей­ствий, которые им необходимы для самостоятельной работы;

  • обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысле­ния учащимися изученного материала, глубины его усвоения;

  • создать условия для выявления школьниками индивиду­альных способов закрепления изученного материала;

  • обеспечить закрепление изученного материала с учётом индивидуальных способов закрепления знаний.

Этап применения знаний и способов деятельности:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятель­ности на уровне их применения в разнообразных ситуациях;

  • обеспечить развитие у школьников умений самостоятель­но применять знания в разнообразных ситуациях с учётом своего индивидуального познавательного стиля.

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности:

  • обеспечить формирование у школьников целостной си­стемы ведущих знаний учащихся;

  • обеспечить установление внутрипредметных и межпред­метных связей;

  • создать условия для освоения фундаментальных фило­софских идей.

Этап контроля и самоконтроля:

  • выявить качество усвоения учащимися знаний и спосо­бов действий;

  • определить недостатки в знаниях и способах действий учащихся;

  • установить причины выявленных недостатков;

  • обеспечить развитие у школьников способности к оце­ночным действиям.

Этап коррекции:

  • скорректировать выявленные пробелы в знаниях и спо­собах действий учащихся.


Этап информации о домашнем задании:

  • обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Этап подведения итогов урока:

  • дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Этап рефлексии:

  • инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодей­ствия с учителем и одноклассниками;

  • обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуля­ции и сотрудничества.

Многие мысли, изложенные в данной статье, принадлежат современному белорусскому ученому Николаю Ивановичу Запрудскому, которые он неоднократно высказывал в своих выступлениях и публикациях; данный подход реализуется в критериях оценки урока на республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года».

Но это совсем не означает, что сейчас всем нужно писать цели только «по Запрудскому», такого «закона» нет и быть не может (к тому же во многих методичках по-прежнему расписываются триединые цели…).

Продолжение следует…



Информационно-методический, научно-практический журнал «ПОИСК» 1/2013