zabika.ru 1

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы у детей и подростков с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии.


Организация поведения и деятельность.
У умственно отсталых детей, страдающих тяжелыми нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера.

Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопровождаются всему новому и неизвестному. Такие дети – рутенеры во всем: прогулку любят совершать по определенным, знакомым местам, учебные вещи в классе стараются расположить в строго определенном порядке. Они любят заниматься старым, хорошо известным,- так как косность и стереотипность поведения – отличительная черта детей с тяжелой умственной отсталостью.

Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными.

Эмоциональные реакции детей проявляются по-разному. Так для одних характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Дети как бы безразличны к воздействующим на них раздражителям. У других - реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев неадекватные. Вместе с тем у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью им

им свойственно «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.

Для обеспечения эффективной психотерапевтической работы с ребенком с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии, особенно важно понимание атмосферы, которая царит в семье. Наиболее типичным стилем воспитания является гиперопека, которая может возникать в связи с тем, что родители считают, что их ребенок не может общаться и играть с другими детьми. Отрицая возможности и право своего ребенка на самостоятельность и общение с другими детьми, родители лишь сильнее подчеркивают его умственные и физические недостатки препятствуют развитию ребенка. Поскольку все дети с недостатками в развитии учатся, наблюдая за действиями других людей, очень важно, чтобы ребенок имел возможность не только наблюдать за другими детьми, но и играть с ними. Иногда другие дети начинают командовать детьми с недостатками развития, поскольку те не способны себя защищать. Это может вызвать у детей вспышку агрессии, ребенок начинает драться и кусаться. Но возможно также, что ребенок стукнул другого, не умея сообщить ему о своем желании и пытаясь это сделать таким способом.


Как правило, ребенку с недостатками в развитии требуется больше времени больше времени, чтобы научиться пользоваться игрушками, вот почему ему лучше играть с игрушками, вот почему ему лучше играть с игрушками того же типа, с которыми играют более младшие дети.

Если в семье есть другие дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше с недостатками в развитии.

Для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта возможен определенный рост самосознания, что выражается в определенной способности 15-16-летних подростков критически оценивать некоторые виды учебной деятельности.

Правильное рациональное воспитание ребенка с тяжелыми отклонениями в интеллектуальном развитии способствует улучшению его состояния, стимулирует общее развитие и помогает ему усвоить некоторые умения, трудовые и социальные навыки, необходимые в повседневной жизни. Дома, в семье, ребенка можно обучить поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми.

Для достижения наилучших результатов крайне важно начать продуманное и целеноправленное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка как можно раньше, так как ему для усвоения даже самого простого навыка требуется очень много времени и усилий.

Недостатки воспитания нормального ребенка могут быть устроены им самим позже в процессе самовоспитания, так как он способен много усваивать самостоятельно – «брать из жизни». Умственно отсталый ребенок всецело зависит от окружающих. Он будет обладать только тем, что ему дадут, и сможет делать только то, чему его научат. Если такой ребенок живет в семье, с родителями, то от них, главным образом, зависит степень его приспособленности к жизни.

Главным в воспитании ребенка и подростка с глубокой умственной отсталостью является работа над эмоционально-волевой сферой и формирование мотивов поведения личности.

У такого ребенка необходимо развивать умение общаться с окружающими, развитие восприятия, установление зрительного и эмоционального контакта, понимание и выражение информации посредством символов, жестов, мимика пантомимики, речи. Необходимо развивать навыки социального взаимодействия с окружающими, умение планировать свои действия и следовать плану: учиться действовать адекватно месту и условиям. Обязательно завершать необходимые или требуемые задания. Искать и находить помощь. Охрана здоровья и физическое развитие включают умения, связанные с охраной здоровья и воспитанием привычки к физической активности. Это означает: уметь жевать, глотать, пить, подавать сигналы о болях и знать их, знать о лекарствах и уметь их принимать; знать основы оказания первой помощи и правила безопасности и соблюдать их, воспитывать зрительно-моторную координацию, искать и находить помощь – вот основные виды работы в этом направлении.


Эта работа непосредственно связана с активностью самого ребенка. Очень важно и научить его ходить, двигаться, прыгать и пр. Но это должно осуществляться не ради самих умений, а с целью развития у ребенка реального ощущения своего тела, состояния и понимания связи между внешним миром и собственным здоровьем.

Навыки социального общения, адекватной реакции на ситуацию, ощущение настроений других, общение со сверстниками, регуляция своего поведения, умение делать выбор, соблюдать правила, искать и находить помощь – вот примерные ориентиры организации игровой деятельности. Игра выступает как средство формирования социального интеллекта.

Главное помнить: ребенок развивается и корригирует свои недостатки в деятельности, которая возникает в результате мотива, которая возникает в результате мотива, желания, потребности, продиктованные какой-то целью. Именно для достижения этой цели ребенок и начинает действовать сам и осмысленно относиться к своим действиям; и только тогда возможным становится развитие у него критичности своего поведения, и на этой основе происходит формирование адекватного регулируемого поведения.