zabika.ru 1 2 ... 4 5


Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Утверждаю

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________ И.В. Семченко

« __ » ______________ 2010 г.

Регистрационный № УД-___________/баз.


ОХРАНА И ЗАЩИТА ДЕТСТВА



Учебная программа для специальности

1-03 04 02-02 «Социальная педагогика.

Практическая психология»

2010

Составитель: И. Т. Зайцева — старший преподаватель кафедры педагогики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»,



Рецензенты:

С.Я. Астрейко
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики технологического образования МГПУ им. И.П. Шамякина

Г.В. Гатальская кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной и педагогической психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:


Кафедрой педагогики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 2010);

Методическим советом факультета психологии и педагогики

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

(протокол № __ от ____ _____________ 2010);


Ответственный за редакцию: И.Т. Зайцева

Ответственный за выпуск: И.Т. Зайцева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Принятие Конвенции ООН о правах ребенка, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь» (2002) коренным образом изменило социальный статус ребенка, что привело к формированию и развитию новой политики в отношении к детству. Этика таких отношений предусматривает научное обоснование, комплексное воздействие общества на выработку системы экономических, социальных, юридических мер по созданию условий для удовлетворения потребностей и интересов детей, а также системы институтов по охране и защите детства во всех сферах его жизнедеятельности.


Для решения означенной проблемы требуются новые технологии подготовки педагогических кадров, способных в условиях современной школы быть носителями духовной культуры общества; формировать в социуме гуманное отношение к детям; нивелировать проявление различных социальных патологий детства; охранять права детей; способствовать воспитанию человека, который ощущает себя индивидуальностью, членом общества и представителем всего человечества. Реализации поставленной задачи в полной мере должен содействовать курс «Охрана и защита детства», который является специальной общенаучной дисциплиной, исследующей защиту детства как общественное явление, как широкую социальную деятельность, как целостную социально-педагогическую систему.

Данный курс является своеобразным вхождением в систему профессионального образования, основная задача которого заключается в раскрытии основ профессиональной деятельности по охране и защите детства и формировании у будущих социальных педагогов мотивации для получения знаний, необходимых для эффективной деятельности в отмеченном направлении.

Цель дисциплины заключается в освоении будущими социальными педагогами теоретических и прикладных знаний об основных направлениях международного права и государственной политики Республики Беларусь в области охраны и защиты детства, их осознании и умении применять на практике

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи курса:

– включение будущих специалистов в процесс осознанного понимания теоретических и прикладных аспектов генезиса идеи охраны и защиты прав детей в мире и в Республике Беларусь;

– формирование педагогического мышления, способности оценивать проблемы жизнедеятельности детей в мире, государстве, конкретном микросоциуме, анализировать их, предлагать конкретные пути решения;

– развитие практического умения системно подходить к решению каждой в отдельности проблемы несовершеннолетнего, прогнозировать результаты социально-педагогической деятельности.


Курс строится на междисциплинарной, интегративной основе, учитывает базовые элементы знаний из различных отраслей гуманитарных наук (философии, общей и возрастной психологии, педагогики, социологии, этнопедагогики). Материал дисциплины «Охрана и защита детства» основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким учебным курсам, как «Педагогика», «Права человека», «Введение в специальность», «Социальная педагогика», «Методика работы социального педагога», «Основы педагогического общения», «Педагогика семьи».

В результате изучения дисциплины «Охрана и защита детства студенты специальности 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология» должны

знать:

– основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны детства; роль и функции социального педагога в охране прав детей;

нормативные документы, регламентирующие деятельность социального педагога по охране и защите детства;

– основы планирования работы с детьми, нуждающимися в государственной защите;

формы оказания помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении;

уметь:

– организовывать работу по охране прав ребенка в соответствии с основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны детства;

– определять цель, задачи и содержание социально-педагогической деятельности по профилактике нарушения прав детей и подростков;

– разрабатывать и осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации;

– осуществлять планирование социально-педагогической работы по защите прав ребенка;

– определять формы и методы работы с детьми, оказавшимися в социально опасном положении.

Общее количество часов по дисциплине «Охрана и защита детства» составляет 90, из них: 74 часа – аудиторные занятия; лекционных – 40 часов, семинарских – 34 часа, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) – 8 часов. Форма отчётности – экзамен.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Название темы

Лекции

Практические

Семинары

СУРС

Всего



Раздел 1.

Теоретические основы социально-правовой защиты детства


10




10

2

22

1.

Защита и охрана детства как значимая социально-педагогическая проблема


2




2







2.

Эволюция взглядов на функции детства и права ребенка











2




3.

Генезис идеи социально-педагогической защиты законных прав и интересов детей








2







4.

Охрана и защита детства в системе международного права


2




2







5.

Государственная политика и система охраны детства в Республике Беларусь

2




2







6.

Нормативно-правовые основы охраны детства в Республике Беларусь

2













7.

Деятельность государственных и общественных институтов по охране и защите детства

2




2










Раздел 2. Несовершеннолетние как объект социально-правовой защиты

10




12

4

26

8.

Положение детей в мире и в Республике Беларусь










2




9.

Права ребенка как общечеловеческая ценность


2




2







10.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних







2







11.

Национальные механизмы защиты законных прав и интересов детей

2




2







12.

Социальная патология детства







2

2




13.

Дети, находящиеся в социально опасном положении как объект государственной защиты

2




2







14.

Социально-правовые основы защиты детей-сирот

2




2







15.

Психолого-педагогические особенности ребенка, нуждающегося в социальной защите

2

















Раздел 3.

Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности

12




12

2

26

16.

Основные направления социально-педагогической деятельности по оказанию помощи детям, нуждающимся в государственной защите

2




2







17.

Деятельность социального педагога по профилактике сиротства, выявлению детей, нуждающихся в государственной защите

2




2







18.

Опека и попечительство.

2













19.

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2




2






20.


Подготовка детей к передаче в приемную семью, проблемы воспитания приемных детей

2













21.

Подготовка замещающей семьи к исполнению роли приемного родителя, социально-педагогическое сопровождение приемной семьи







2







22.

Защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних










2




23.

Социально-педагогическая защита прав и интересов несовершеннолетних

2




2







24.

Место и роль социального педагога в системе защиты прав детей







2










Итого

32




34

8

74




Содержание учебного материала



следующая страница >>