zabika.ru 1


Профориентация и выбор профессии

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.

Выбор профессии - профориентация, на самом деле, очень ответственный шаг: от него зависит Ваше успешное будущее

«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.»

Три подхода:


педагогический


психологический (психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:

  • принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе;


  • воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений в соответствии с общественными потребностями.)

с позиции теории управления (процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи, соответственно и выбор профессии рассматривается, как стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе)

Объекты и принципы профориентационной деятельности
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.


Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Профессиональное просвещение



Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда”.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

  • профинформацию

  • профпропаганду

  • профагитацию.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

  1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

  1. Производственное содержание профессии:


Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

  1. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества

хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

  1. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии;



Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Социально-профессиональная адаптация.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.


главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.


Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

  • индивидуальные

  • групповые

  • массовые.

Методы профессионального воспитания можно также объединить в три группы:

  • методы формирования сознания личности;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

методы стимулирования поведения и деятельности.

Основные составляющие профориентации

Требования профессии к человеку по целям труда
1. Преобразующие профессии (строитель, педагог, наборщик, корректор, слесарь, водитель, садовод, художник-оформитель):

  • Склонность к практическому влиянию на окружающую среду.

  • Интерес к процессу труда, к результатам своего труда.

  • Высокая активность и работоспособность при собственной практической деятельности.


2. Гностические профессии (врач, товаровед, судья, контролер, лаборант химических анализов, дегустатор, приемщик продуктов, сортировщик овощей)

  • Интерес к свойствам объекта (познавательная активность).

  • Наблюдательность.

  • Устойчивость внимания.

  • Высокая работоспособность необходимых органов чувств.


3. Изыскательские профессии (изобретатель, научный сотрудник, конструктор, программист, закройщик, модельер, селекционер, дизайнер):

  • Проявление интереса к новому.
  • Способность находить новые варианты решений.


  • Умение легко отказываться от привычного.

  • Творческое воображение, фантазия.


Требования профессии к человеку по орудиям труда

Ручные орудия труда:

  • хорошая координация движений (точность, соразмерность движений, силы, скорости)

  • мышечно-суставная чувствительность

  • практическое мышление

  • интерес к процессу труда


Механизированные орудия труда:

  • быстрота движений, быстрая реакция

  • устойчивость внимания

  • техническая сообразительность, смекалка


Автоматизированные орудия труда:

  • устойчивость внимания и наблюдательность

  • воссоздающее воображение (способность представить невидимое)

  • готовность к экстремальным действиям


Функциональные орудия труда:

  • хорошая память (способность удерживать в голове различные правила, сведения)

  • способность к самокритике

  • самоконтроль, самоуправление

  • развитая речь, голос, дикция


Требования профессии к человеку по условиям труда

Условия бытового типа:

  • требований к человеку не предъявляют


Условия на открытом воздухе:

  • крепкое здоровье, отсутствие склонности к простудным заболеваниям


Необычные условия труда:

  • крепкое здоровье

  • мужество, выносливость, натренированность


Повышенная моральная ответственность:

  • высокий уровень развития моральных качеств.



Классификации профессий (по Е.М. Климову)
Типы профессий (по Е.М. Климову)

По предмету труда все профессии можно разделить на пять типов:
  1. Профессии типа «человек – человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это такие профессии, как экскурсовод, учитель, врач и др.


  2. Профессии типа «человек – техника» (Т). Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр и др.

  3. Профессия типа «человек – природа» (П). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К нему относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, цветовод и др.

  4. Профессии типа «человек – знаковая система» (З). Объектом труда для данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. К нему относятся профессии корректор, экономист, чертёжник, топограф и др.

Профессии типа «человек – художественный образ» (Х). Труд представителей этого типа профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Например, конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, настройщик музыкальных инструментов и др.

Что влияет на выбор профессии: (по Е.М.Климову)
Хочу Могу Надо

Интересы Способности Мир профессий

Склонности Состояние здоровья Необходимость

профессии

Что нужно делать

для достижения цели

Хочу

Интересы, склонности

Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.


Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.

Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности.

Склонности к работе:

С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду.

С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники.

С условными знаками – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем.

С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса, школы и т. д.

С растениями и животными – лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке.

Могу

Способности, состояние здоровья

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием её успешности.

Общие способности – способность к овладению знаниями, интеллект.

Специальные способности – обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.).

Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности.


Способности проявляются и развиваются в деятельности.

Надо

Мир профессий, потребности общества в кадрах

Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах. Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если:

профессия выбрана в какой-либо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии,

необходимо:


  • проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;

  • ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);

  • изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;

  • узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах);

  • выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;

  • принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;

  • побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;

  • получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;

прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?».

О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. Поэтому, чтобы не совершить ошибок при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге профессионального самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Здоровье человека и выбор профессии.
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов. Это многочисленная группа профессий: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхании и склонности к простудным заболеваниям.

Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста. Причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

Пятая группа — это профессии и специальности, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях. Но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.


Шестая группа — это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при нарушении органов зрения — чертежник сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем; органов слуха — стенографистка, автослесарь; органов обоняния — повар и др.

Ниже приводится сводная таблица противопоказанных профессионально-производственных факторов для наиболее распространенных заболеваний Информацией, помещенной и ней, необходимо руководствоваться, чтобы оградить себя от возможных ошибок в выборе профессии из-за состояния здоровья и вовремя переориентироваться, если намечаемая профессия противопоказана. Однако лучше всего заблаговременно пройти медицинское обследование. Только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о вашей профессиональной пригодности.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ


Болезни

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности

Органов зрения

Работы особо высокой точности, напряженности зрения. Работа с мелкими деталями; работа, требующая ношения очков, значительного физического напряжения; запыленность воздуха, пребывание тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефабрик и птицеферм, садовод, слесарь по ремонту автомобиля

Органов слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми. Работа, требующая напряжения слуха. Значительный шум и вибрация


Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер

Кожи

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук

Оператор ЭВМ, сборщик полупроводников, чертежник Конструктор

Опорно-двигательного аппарата

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице. Напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф

Сердечнососудистой системы

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза; предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор- оформитель


Почек и мочевыводящих путей

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания; вибрация

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервнопаралитического действия, с повышенной опасностью травматизма

Резчик по дереву, закройщик, столяр



Если врач обнаружит определенные отклонения в состоянии здоровья, то это будет означать, что вы ограничены в выборе профессии. Следует, однако, иметь в виду, что абсолютно профессиональной непригодности у человека не может быть. Каждая личность многогранна и обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти деятельность по себе.

Кроме того, растущему организму присущи пластичность, изменчивость и возможность развития компенсаторных механизмов Да и научно технический прогресс иногда ведет к изменению условий деятельности, избавлению от негативных факторов производства (шум, вибрация и т п.), что приводит к устранению профессиональной непригодности
Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и ряд других.

Полезные советы выбирающему профессию


Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь. Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей:


1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?

2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!

3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и ее теневую сторону.

4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.

5. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому! «Не сразу Москва строилась…».