zabika.ru 1 2 3


Астана 2013

Содержание:


  1. Введение

  2. Учитель-стажер – первый год работы

  3. Напутствия молодому учителю.

  4. Недостатки в работе начинающих учителей и способы их преодоления.

  5. Психологическая атмосфера урока.

  6. Правила общения с ребёнком.

  7. Тактика педагога по отношению к детям, занимающим неблагоприятное положение в коллективе.

  8. Как провести первое родительское собрание.

  9. Как быть хорошим классным руководителем.

  10. Как провести урок?

  11. Триединая цель урока.

  12. Всё о домашнем задании.

  13. Самоанализ урока.

  14. Памятка для составления тематического плана.

  15. Рекомендации для работы с одарёнными детьми.

  16. Как работать со слабоуспевающими учащимися.

  17. Работа со школьной документацией.


Введение

Заставить ребенка учиться невозможно. Учебой можно только увлечь. Надо работать так, чтобы не было в классе угасших детских глаз, чтобы им было интересно как на самом уроке, так и рядом с учителем.

Школа никогда не предназначалась только для того, чтобы дать детям сумму знаний, умений и навыков. Поставить ребенка на «крыло» и показать ему направление его полета – вот главная задача школы. Когда у ребенка есть крылья, ему можно сказать: «Лети, дитя, лети!». А воспитывать крылатого человека может только крылатый человек.

Как сделать так, чтобы школьник шел на урок без принуждения, не ради отметки?

  1. Дать возможность ребенку жить на уроке.

  2. Раскрыть свои потенциальные возможности.

  3. Высказать свои взгляды.

  4. Отстоять свою точку зрения.

  5. Не бояться того, что мысли могут быть ошибочными.

Познавательная самостоятельность характеризуется следующими

признаками:
  • потребностью в знаниях;


  • умением самостоятельно мыслить;

  • способностью ориентироваться в новой ситуации;

  • стремлением найти свой подход к новой задаче;

  • желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добываться;

  • способностью высказывать свою точку зрения.

У каждого вашего ученика есть, пусть и небольшое, творческое

начало, которое важно укрепить и постараться развить. Задача сложная, важная и очень актуальная. Чтобы развить творческие способности, необходимо выработать у ребят навык смотреть на вещи с разных точек зрения, иногда другими глазами, возможно, с юмором. Надо научить уважать авторитеты, но и считать их неоспоримыми. Особое внимание нужно придать процессу мышления и принятия самостоятельных решений. Важно научить думать логично и нелогично, задавать вопросы, искать аналоги, перебирать варианты, давать определиться, создать образцы, фантазировать, предсказывать. Так будет сформирована потребность в новом, необычном, интересном.

От любознательности к заинтересованности, от заинтересованности к прочной познавательной активности, от них к научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение разных предметов, до появления особенного внимания к некоторым из них – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям.
Если ждешь ты встречи с ними,

Если ждут они тебя,

Не проходят после мимо,

Если в них твоя судьба –

Значит, ты уже у цели,

Значит, их сердца зажег,

Значит, ты на самом деле

состоялся педагог?
Уже говорилось, что одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимость непрерывного образования. Учитель до тех пор современный профеесионал, пока учится. Учитель, с одной стороны, отдаёт, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдаёт детям.

И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро истощится. Педагога должен учиться до глубокой старости, если он с пользой хочет учить других.


Послевузовское образование учителя в разные периоды его профессиональной деятельности выполняет особенные функции.
Учитель-стажер – первый год работы
Первый год работы – это период обретения нового социального статуса, активного вхождения в профессию на многие годы, возможно, на всю сознательную трудовую жизнь. Иначе говоря, это период адаптации к новому положению и условиям жизни, привыкания к коллективу коллег, учащихся и к их родителям, новой мере долга и ответственности не только за себя, но и за многих других. Период адаптации представляет для новичка определённую сложность. Чтобы помочь ему безболезненно преодолеть эти трудности, предусмотрена стажировка первогодка. К стажеру официально прикрепляется наставник из числа опытных учителей; составляется индивидуальный план стажировки на учебный год, в котором предусмотрены и консультации, и открытые уроки, и воспитательные занятия, и участие в методической работе. В конце года учитель-стажер отчитывается.
Напутствия молодому учителю
*Береги мир в школе.

**Никогда не приходи на урок без подготовки.

***Готовясь к уроку, определи для себя прежде всего то, что ты должен повторить.

****То, что задаешь наизусть, должен знать наизусть сам.

*****Никогда не спрашивай: “Что вам на сегодня задано? На чем мы остановились?” Ты должен сам знать это лучше всех.

*При ответах учеников следи за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо и чтобы все учащиеся слышали отвечающего.

**Никогда не проводи урок в раздраженном состоянии. Сделай небольшой перерыв и, успокоившись, продолжай дальше.

***Вопросы, которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам. Поэтому после каждого вопроса делай небольшую паузу и только тогда вызывай отдельных учеников. Обращаться к школьникам лучше по имени.

****К участию в уроке нужно привлечь каждого ученика.

*****Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без внимания.


*Если на какой-либо вопрос несколько учеников совсем не ответят или ответят неверно и только затем последует правильный ответ, то можешь повторить его сам или попросить повторить кого-нибудь другого. Не забывай отметить удачный ответ.

**Если ученик не может дать правильный ответ, спрашивай другого; но если поймешь, что это бесполезно, то не заставляй учеников отвечать попусту.

***Никогда не спрашивай о том, что ученик еще знать не могут. Ты должен твердо помнить, что могут и доджны знать ученики из пройденного курса. Мало чести для тебя, если ученики ответят: “Мы этого еще не учили”.

****Избегай вопросов, на которые может или должно последовать лишь “да” или “нет”.

*****Никогда не спрашивай “Поняли?” Если ты предлагаешь такой вопрос, то можно подумать, что ты сам уверен в том, что тебя не поняли.

*Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, дай ему окончить предложение.

**Не расхаживай по классу, выбери себе раз и навсегда определенное место, откуда и ученикам хорошо тебя видно, и ты можешь видеть всех учеников. Не стой, однако, как прикованный на одном и том же месте: каждый ученик должен быть уверен, что ты в любую минуту, если захочешь, можешь быть около него.

***Всегда веди себя как образованный человек; никогда не позволяй себе по отношению к ученикам никаких вульгарных выражений.

****Избегай всяких замечаний относительно положения, материального состояния, жизни отца или матери ученика.

*****У тебя не должно быть ни любимых, ни нелюбимых учеников.

*Всегда помни, что ты должен не проявлять свое красноречие, а суметь “разговаривать” своих учеников.

**“Не рисуйся” перед учениками своей ученостью.

***“Выставляй” не самого себя, а преподаваемый предмет.

****Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.

*****Будь правдив с учениками. Если при преподавании или при исправлении работы сделаешь какую-нибудь ошибку, то признай ее тотчас и докажи ученикам, что истина стоит выше тебя. Это сделает тебе честь как человеку, учителю и воспитателю, а на юные души произведет незаметное, но самое благотворное влияние.


*Старайся пробудить в учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в классе.

**Не рассчитывай на быстрый успех. Не раздражайся, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха, главным образом, в себе.

***Никогда не объявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успешности.

****Если во время урока ученик нарушает дисциплину, то не раздражайся, помни, что он ребенок. Попробуй “призвать к порядку” пристальным взглядом; только в том случае, если это окажется бесполезным, обратись к нему с замечанием.

*****Наказания, дозволенные законом, в твоем распоряжении. Однако последуй доброму совету – постарайся обходиться во время уроков вообще без всяких наказаний.

*Не задавай домашней работы ученикам вместе со звонком, следи за тем, чтобы каждый ученик правильно записывал в свой дневник домашнее задание.

**Если ты берешь на проверку письменные работы учеников, сразу же удостоверяйся в опрятности тетради; работы, выполненные неряшливо и небрежно, должны быть переписаны. На каждой письменной работе должна быть обозначена дата выполения.

***К письменным работам, задаваемым в классе, ученики должны быть тщательно подготовлены. Следи за тем, чтобы учащиеся не списывали друг у друга. Если работы учеников вызовут предположение, что один списал у другого, то главная вина – твоя.

****Тщательно проверяй работы учеников, обращая внимание на то, исправлены ли ошибки в предшествующей работе. Все замечания, которые ты делаешь, пиши ясно и отчетливо.

*****Возвращай работы ученикам всегда в срок.
Недостатки в работе начинающих учителей и способы их преодоления


Недостатки

Реакция учащихся


Способы преодоления

Неумение мобилизовать и поддерживать внимание учащихся

Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися
Острая реакция на любое отклонение в поведении учащихся
Заигрывание”, стремление любыми средствами понравиться, неумение найти правильный тон в отношениях
Неумение концентрировать внимание учащихся на главном, выделять существенное в информации
Неумение формулировать цели обучения и воспитания учащихся на каждое занятие
Игнорирование (недооценка) самостоятельной работы учащихся
Невыразительность речи, неумение оттенять голосом более существенное в информации
Неумение опираться на коллектив учащихся

Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Отсутствие дисциплины и работоспособности; учащиеся отвлекаются, шумят
Наличие “аритмии” при овладении знаниями


Неприязненное отношение к педагогу

Несерьёзное отношение к требованиям педагога, переходящее в неуважение


Перегрузка, потеря веры в возможности овладевать нужным объемом знаний


Пассивное отношение к восприятию информации

Потеря собственной инициативы и творчества, отсутствие целеустремленности и ответственности в учёбе


Безразличное отношение к информации педагога, вялость ума


Пассивное поведение отдельных учащихся

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке
Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Увлекательный рассказ, активизация мышления, игра и т.п.


Обеспечение сопричастности между учащимися: вовлечение в коллективный поиск

Обеспечение доверия в условиях требовательности

Соблюдение меры требовательности в отношениях на основе постоянной обдуманности способов педагогического воздействия
Систематическая ориентация учащихся на выделение существенной информации (в учебнике, в рассказе педагога и т.п.)

Постоянное нацеливание на осмысление учащимися образовательных, воспитательных и познавательных задач
Чередование различных видов учебы


Тщательнейшее продумывание оттенков в голосе при изложении информации


Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся
Периодическая целенаправленная проверка степени осмысления учащимися заданий педагога, привлечение самих школьников к осмыслению объема домашнего задания
Творческое переосмысление методов обучения соответственно складывающимся ситуациям во время занятий



Психологическая атмосфера урока
Что такое психологический климат коллектива? Его можно определить как доминирующий компонент эмоциональных состояний, достаточно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношения в коллективе.

Для психологически здорового коллектива свойственны высокая нравственная атмосфера, дружелюбие, чувство долга, ответственность, взаимная требовательность. В такой атмосфере легко работать и совершенствовать свои знания. Если в ученической группе сложился неблагоприятный психологический климат, то он отрицательно воздействует на группу, тормозит развитие коллектива и личности, находящейся в нем. Психологический климат на уроке проявляется в общем эмоционально насыщенном отношении учеников к происходящему. Благоприятная психологическая атмосфера в группе влияет на активность учащихся, их сознательное отношение к учёбе и общественной работе. Она во многом зависит от общения и воздействия педагога на учащихся.


Первый тип - конъюнктивный

Этот тип взаимоотношений проявляется в юморе, просьбах, похвале, одобрении, поощрении самостоятельности, однако он не исключает замечаний, упреков. Если после этих воздействий учащийся надолго замыкается, озлобляется, становится агрессивным и не хочет выполнять требуемое, значит, педагог должен использовать свой обычный арсенал средств: похвалить, найти повод согласиться. Общение не должно унижать достоинство обучаемого, каким бы он ни был и как бы плохо ни учился. Именно этот тип взаимоотношений ведёт к сотрудничеству. В основе его лежат взаимопомощь, солидарность и единство.
Второй тип - дизъюнктивный

В этом случае общение характеризуется антипатией, подозрительностью, холодностью, даже враждебностью. Учитель использует порицания, угрозы, окрики, насмешки, занижает оценку возможностей учащихся. Систематическое применение этих воздействий вызывает резкое недовольство деятельностью учителя, а его личность становится неприятной. Возникают частые обиды, конфликты, отвращение ко всему, что связано с личностью педагога.

Если между учителем и учащимися возникла эмоциональная глухота и образовалась коммуникативная пропасть, то часто даже позитивные воздействия вызывают негативный отклик. Тогда и похвала становится незначимой или неприятной. В такой ситуации педагогу предстоит многое сделать, чтобы отношения с учащимися стали более теплыми. Ему помогут откровенный разговор, беседы с родителями, друзьями.
Общаться с ребёнком. Как?

Человеку нужно:



следующая страница >>