zabika.ru 1

4 курс


Задания по психологии и педагогике

_________________этап

(название этапа)

 

В период педагогической практики студент под руководством учителей осуществляет педагогическую деятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса. Именно в ходе педагогической практики студент учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса.

В этой связи необходим своеобразный пропедевтический этап включения студентов в жизнь образовательного учреждения. Учитывая, что основные психолого-педагогические знания даются студентам на I-III курсах, педагогическая практика III курса носит пропедевтический характер. Вхождение студента в профессиональную деятельность предполагает практическое знакомство с функциями учителя-предметника - школьного преподавателя определенного предмета и учителя-воспитателя - классного руководителя и организатора внеурочной деятельности учащихся.

Педагогическая практика студентов 4 курса проводится в объёме 216 часов в 8-ом семестре. Факультет имеет право распределить время проведения практики в графике учебного процесса, исходя из условий, возможностей и целесообразности для наибольшей эффективности профессиональной подготовки студентов. Это могут быть варианты: 1) проведения практики отдельным модулем в 1,5 недели в семестре; 2) выделение одного дня в неделю на протяжении 9 недель семестра.

Во время практики студенты становятся членами педагогических коллективов образовательных учреждений, активно включаясь в учебно-воспитательную работу с детьми. На педагогической практике студенты 4 курса включены в профессиональную деятельность классного руководителя и учителя-предметника. Кроме того, студенты проводят ряд исследовательских мероприятий по изучению условий жизнедеятельности школы, отрабатывают навыки психолого-педагогического тестирования.


Целями практики являются:


  • развитие устойчивого позитивного отношения к будущей профессии;

  • воспитание уважения к личности ребенка;

  • развитие стремления к овладению профессиональной деятельностью и профессиональному самосовершенствованию;

  • формирование психологической готовности к самостоятельной педагогической деятельности;

  • формирование основных педагогических умений.

Студенту предстоит решить следующие задачи:

  • 1) научиться изучать и анализировать различные стороны учебного процесса, организовывать и проводить диагностику личности школьника, классного коллектива;

  • 2) научиться составлять характеристику образовательных учреждений различного типа (школа, гимназия, лицей);

  • 3) научиться делать «фотографию» урока школьного учителя, анализировать его и проектировать собственный урок;

  • 4) научиться анализировать план воспитательной работы классного руководителя с учетом современных требований;

  • 5) научиться планировать, проводить и анализировать воспитательное дело для классного коллектива;

  • 6) познакомиться с методикой организации и оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями;

  • 7) научиться анализировать собственную педагогическую деятельность, овладеть техникой решения педагогических ситуаций.

 

Технологическая карта

педагогической практики студентов 4 курса


Умения, способствующие формированию компетентностей

Компетентности

Задания по дисциплинам


Педагогика

Психология

Научиться составлять характеристику ОУ различного типа (школа, гимназия, лицей).

Диагностико-аналитическая.

Реализуйте программу знакомства с ОУ (приложение 1, раздел «Педагогика»).

Проанализируйте социально-психологическую специфику контингента учащихся вашего ОУ.

Научиться делать «фотографию» урока школьного учителя, анализировать его и проектировать собственный урок.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.

Представьте фотографию урока (приложение 2, раздел «Педагогика»).

1. Проанализируйте урок учителя по предложенной схеме (приложение 1, раздел «Психология»).

2. Спроектируйте собственный урок (задание 2, приложение 4, раздел «Психология»).

Научиться планировать, проводить и анализировать воспитательное дело для классного коллектива.

Прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

рефлексивная.

Проведите воспитательное дело (приложение 3, раздел «Педагогика»).

Выделите психологическое содержание в воспитательном мероприятии, проведите его психологический анализ (приложение 3, раздел «Педагогика»).

Научиться анализировать план  воспитательной работы классного руководителя с учетом современных требований.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая.


Проанализируйте план воспитательной работы классного руководителя (приложение 4, раздел «Педагогика»).

Используя методы анализа и экспертной оценки, определите психологические цели запланированных классным руководителем воспитательных мероприятий.

Научиться изучать и анализировать различные стороны учебного процесса.

Научиться организовывать и проводить диагностику личности школьника, классного коллектива.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.

Составьте психолого-педагогический портрет вашего класса (приложение 6, раздел «Педагогика»).

1. Используя метод наблюдения, проведите психологический анализ урока.

2. Выполните задание 1 (приложение 1, раздел «Психология»).

3. Организуйте и проведите изучение личности учащегося (приложения 2, 3 раздела «Психология»).

4. На основе наблюдения сформулируйте психологические гипотезы о (1) причинах поведения ребенка, (2) особенностях взаимодействия педагога и ребенка. В Дневнике практики опишите анализируемые случаи, зафиксируйте свои гипотезы.

5. Исходя из выдвинутых гипотез сформулируйте заказ школьному педагогу-психологу;

Познакомиться с методикой организации и оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Фасилитационная,

коммуникативная,

интерактивная.

Используя схему психологического анализа урока, определите приемы (способы), используемые учителем для удовлетворения особых образовательных потребностей ученика (приложение 1, раздел «Психология»).





Научиться анализировать собственную педагогическую деятельность. Овладеть техникой решения педагогических ситуаций.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.

1. Проведите анализ ситуации успеха и ситуации, которая вызвала у Вас затруднения в установлении взаимодействия с различными участниками образовательного процесса, планировании и проведении урока, воспитательного мероприятия.

Определите свои профессиональные и личностные возможности и дефициты.







4. Составьте индивидуальный портфолио (приложение 12, раздел «Педагогика») с учетом предложенных заданий.