zabika.ru 1 2 3 4

Тема 2. Основные концепции в теории международной торговли и их эволюция

План


    1. Классические теории международной торговли.

    2. Теория альтернативных издержек производства.

    3. Теория международной торговли Хекшера-Олина.

    4. Парадокс Леонтьева.

    5. Альтернативные теории международной торговли.

    6. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера.



ПЛАН СЕМИНАРА


1 занятие

  1. Меркантилистская теория международной торговли

  2. Теория абсолютных преимуществ

  3. Теория сравнительных преимуществ

2 занятие

  1. Теория Хекшера-Олина

  2. Теория Хекшера-Самуэльсона

  3. Тестирование теории соотношения факторов производства. Парадокс Леонтьева

3 занятие

  1. Модель технологического разрыва

  2. Теория жизненного цикла товара

  3. Теория эффекта масштаба

4 занятие

  1. Теория внутриотраслевой специализации

  2. Теория Столпер-Самуэльсона

  3. Теория конкурентных преимуществ М. Портера. Детерминанты и динамика конкурентных преимуществ.


2.1 Классическая теория международной торговли

Международная торговля, как было выяснено в предыдущей теме, приносит выгоду участвующим в ней странам. Объяснения этому дает теория международной торговли, по которой определяются направления внешнеторговых потоков. Теории международной торговли в своем развитии прошли ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.

Классическая теория международной торговли представлена выдающимися английскими экономистами А. Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1746 г.) обосновал, что основой развития международной торговли является различие абсолютных издержек и что следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Смит показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они импортерами или экспортерами.


Страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Например, две страны Казахстан и Узбекистан производят два товара (зерно и хлопок). Казахстан на единицу затрат может произвести 50 тонн зерна или 25 тонн хлопка, Узбекистан при аналогичных затратах – 40 тонн зерна или 100 тонн хлопка. В нашем примере Казахстан обладает абсолютным преимуществом по зерну, Узбекистан по хлопку.

Эти абсолютные преимущества могут порождаться естественными факторами – особые климатические условия или наличие природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Приобретенные преимущества обусловлены развитием технологии, повышением квалификации работников и так далее.

После установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Казахстану будет выгодно экспортировать зерно и импортировать хлопок, а Узбекистану экспортировать хлопок и импортировать зерно.

Взгляды А. Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных издержек, согласно которой даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля несет выгоды обеим странам.

Теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены или издержек (цены) замещения. Она представляет собой простое сравнение цен единиц двух товаров на внутерннем рынке, выраженое через количество рабочего времени, истраченого на их производство.

Понятие издержек замещения эквивалентно по смыслу альтерантивной цене.

Альтерантивная цена – рабочее время необходимое на производство единицы одного товара выраженое через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.

Учитывая прямую зависимость между двумя переменными, альтерантивные издержки на производство товара 1, выраженное через количесвто товара 2 сосоатвляет .


Сделаем предположение, что альтернативные издержки на производство одних и тех же товаров в стране 1 ниже чем в стране 2, т.е.

формула относительного преимущества, или то же самое



Относительное преимущество показывает, что затраты на производство товара 1, выраженные через затраты на производство 2 у себя дома ниже, чем затраты на производство того же товара, выраженное через затраты на производство товара 2 за рубежом. Это одинаково справедливо для любых двух стран и для любых двух товаров, поскольку сравнительное преимущество зависит только от соотношения производительности труда каждой из стран.

Суть теории сравнительного преимущества состоит в том, что страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. Торговля в этом случае будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того является ли производство в одной из них абсолютно более эффективно, чем в другой.

Д.Рикардо для простоты расчета взял только две страны, два товара, все издержки производства измеряются рабочим примером (Таблица 1)



следующая страница >>