zabika.ru 1

Учреждение образования


«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.

дискурсивная практика
Учебная программа для специальностей

1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков)

(1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;

1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык)

1-02 03 07 - 02 Иностранный язык (английский) Информатика

1-02 03 08 Иностранный язык (английский)


Факультет иностранных языков

Кафедра теории и практики английского языка

Курс 3


Семестр 5, 6 Зачет 5 семестр

Экзамен 6 семестр

Всего аудиторных


часов по дисциплине 132 часа

Всего часов Форма получения

по дисциплине 194 часа высшего образования дневная
Составила Г.Н. Игнатюк, ст. преподаватель

2010

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы, утвержденной ___ ______2010 г.,
регистрационный номер /баз.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры теории и практики английского языка
____ ________ 2010 г., протокол № ___

Заведующий кафедрой

доцент ____________ Л.С. Банникова
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом факультета иностранных языков
___ ___________ 2010 г., протокол № __

Председатель, старший преподаватель ____________ Ж.М. Поплавская



Пояснительная записка

Учебная программа дисциплины вузовского компонента «Дискурсивная практика» для специальностей 1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык; 1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык; 1-02 03 07 - 02 Иностранный язык (английский). Информатика; 1-02 03 08 Иностранный язык (английский) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


  • Образовательный стандарт республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);

  • Образовательный стандарт республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 07 02 Иностранный язык (английский). Информатика (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);

  • Образовательный стандарт республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-02 03 08 Иностранный язык (английский) (утвержден и введен в действие Министерством образования Республики Беларусь 2008 – 09 -01);

  • Типовой учебный план специальности 1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А02 -058/тип.);

  • Типовой учебный план специальности 1-02 03 07 - 02 Иностранный язык (английский) Информатика (утвержден 10.06.2008, регистрационный № А 02 -060/тип.);

  • Типовой учебный план специальности 1-02 03 08 Иностранный язык (английский) (утвержден 29.08.2008, регистрационный № А02 -062 - 1/тип.);

  • Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени образования (утверждено Министерством образования Республики Беларусь 12 ноября 2008)

Основными отличительными особенностями программы являются: реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов в области преподавания английского языка в различных типах учреждений образования Республики Беларусь; формирование и развитие поликультурной личности, профессионально подготовленной в контексте идеи диалога культур, современная концепция организации самостоятельной работы студентов.

Целями дисциплины вузовского компонента «Дискурсивная практика» являются:

- формирование коммуникативной компетенции (языковой, социолингвистической, социокультурной, прагматической);


- обеспечении корректного, с точки зрения нормы, употребления и стиля, ситуативно- и контекстно-адекватного пользования английским языком как средством устной и письменной коммуникации во всех сферах общения;

- развитие способности использовать определенные стратегии и дискурсивные приемы для конструирования и интерпретации текста;

- овладение особенностями, присущими различным типам дискурсов, и развитие способности порождать дискурсивно обусловленные типы высказываний и различные типы дискурсов в процессе общения;

- развитие способностей перцептивного характера (к различным видам восприятия информации), моделирующего характера (логическому изложению содержания высказывания, планированию своего высказывания и др.), репродуктивного и продуктивного характера в различных типах дискурсов.

Достижение основных целей обучения предполагает решение следующих частных задач, направленных на формирование у студентов способности:

- понимать дискурсивно обусловленные типы высказываний;

- владеть различными дискурсивными приемами, обусловленными жанровым контекстом иноязычного общения;

- адекватно использовать языковые средства, для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи;

- владеть основами лингвистического анализа художественных текстов;

- осуществлять ситуативно- и контекстно-адекватную эмоционально-оценочную деятельность (выражение широкого спектра чувств и эмоциональных состояний, различных видов оценки и проч.),

- понимать культурные различия и умело ориентироваться в иноязычной культурной среде, опираясь на национально-культурную специфику данной лингвокультурной общности;

- осуществлять устноязычное общение в соответствии с языковыми и культурными нормами данной лингвокультуры в рамках конкретного типа дискурса в учебно-профессиональной сфере общения.

В результате изучения дисциплины вузовского компонента «Дискурсивная практика» студент должен:


знать:

- фактологическую информацию в рамках изучаемой проблематики;

- социокультурные особенности страны изучаемого языка в пределах предметно-тематического комплекса;

- нормы социально-вербального поведения в определенном типе дискурса;

- тематически и дискурсивно обусловленные языковые единицы, структуры и речевые клише;

- дискурсивные приемы, обусловленные жанровым контекстом иноязычного общения;

- основы лингвистического анализа художественных текстов;

- лингвистические средства, типичные для разных видов дискурса;

уметь:

- понимать нейтральную и эмоционально окрашенную аутентичную речь в различных типах дискурсов при непосредственном общении или в записи;

- извлекать фактологическую, содержательно-подтекстовую, идейно-образную, социокультурную и лингвистическую информацию из разных типов текстов;

- реализовывать коммуникативное намерение в рамках поставленной коммуникативной задачи;

- строить монологическое высказывание в диапазоне от сверхфразового единства до связного устного сообщения, доклада и т.п.;

- вести диалог, беседу, дискуссию, используя речевые структуры и адекватные типы дискурсивной практики;

- логично и доказательно излагать мысли, используя изученные лексико-грамматические структуры и адекватные дискурсивные приемы;

- выражать письменно свою позицию по изученной проблематике с использованием характерных для письменного дискурса языковых структур и дискурсивных приемов.

Дисциплина обязательного компонента «Дискурсивная практика» изучается студентами 3 курсов специальностей 1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык; 1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык; 1-02 03 07 - 02 Иностранный язык (английский) Информатика; 1-02 03 08 Иностранный язык (английский).

Общее количество часов – 194, количество аудиторных часов – 132, из них: практические занятия – 132 . Форма отчётности – зачет, экзамен.


Курс «Дискурсивная практика» состоит из разделов:


  1. Личностно-ориентированный дискурс.

  2. Социально-ориентированный дискурс.

Изучение раздела 1 завершается выполнением студентами тестовых заданий с целью проверки усвоения материала по изученным темам и контроля уровня знаний и умений в области личностно-ориентированного дискурса. Изучение раздела 2 завершается выполнением студентами творческого задания, которое направлено на совершенствование умений выражать свою позицию по изученной проблематике с использованием характерных для социально-ориентированного дискурса языковых структур и дискурсивных приемов.

Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как «Практика устной и письменной речи», «Практическая фонетика английского языка», «Практическая грамматика английского языка», «Страноведение» и является основой для дальнейшего изучения учебных дисциплин «Английский язык для специальных целей», «Профессиональное общение», «Общественно-политический дискурс» и др.


Содержание дисциплины



РАЗДЕЛ 1. Социально-этические проблемы личности
Тема 1.1 Семья и семейные ценности в современном мире

Решение о вступлении в брак: «за» и «против». Преимущества и недостатки «холостой жизни». Мотивы для вступления в брак у мужчин и женщин.

Выбор партнера, помолвка. Виды брака. Брак по любви и брак по расчету. Роль семьи и социума. Брак по договоренности родителей (“Arranged marriage”). Брачные традиции в различных странах.

«Гражданский брак»: модная тенденция или необходимая проверка на совместимость? Однополые браки: должно ли общество легализовать их?

Проблемы, возникающие в браке. Основные причины семейных конфликтов: несходство характеров, супружеская измена, насилие в семье).

Развод как выход из семейного кризиса? Причины развода и его последствия для супругов и детей. Как помочь детям, если родители разводятся? Отношения бывших супругов после развода. Помощь семейного психолога.


Неполная семья как одно из проявлений изменений в современном институте брака. Повторный брак и его проблемы.

Брачный договор: «за» и «против». Может ли брачный договор удержать семью от развода? Брачный договор за рубежом и в нашей стране.

Мужчины и женщины в современном мире. Отношения полов в семье, распределение обязанностей. Проблема работающих матерей. Семья и карьера. Проблемы воспитания детей в семье.

«Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Н.Толстой). Как сделать брак счастливым? Рецепт семейного счастья.

Современный институт брака как отражение изменений в социальной жизни. Основные изменения в институте брака. Сохранится ли семья в классическом понимании этого слова?
Тема 1.2 Моральные качества человека и его внешние данные

Характер и индивидуальность. Из чего складывается характер. Врожденные или приобретенные черты? Воспитание характера. Механизм самооценки. Значение адекватной самооценки. Какими мы видим себя и окружающих.

Положительные и отрицательные качества в человеке. То, что нас восхищает и раздражает. Воспитание терпимости к недостаткам других людей. (Getting along with people). Что такое «сильный характер»? Человек, которым я восхищаюсь.

Отношения между людьми: от любви до полного неприятия. От чего зависит наш выбор? Совместимость / несовместимость характеров. Противоположности притягиваются?

Верите ли вы в гороскопы? Влияют ли звезды на судьбу и характер? Мой знак зодиака. Астрологические прогнозы совместимости.

Национальные черты характера. Стереотипы или реальность? Национальный характер англичан, американцев, русских, белорусов и др.

Черты характера человека в английской и русской фразеологии. Национально-культурная обусловленность фразеологизмов, описывающих качества человека.

Язык мимики и жестов. Национальные традиции в невербальном общении.

Внешняя характеристика человека. Роль внешности в жизни современного человека. Связь между внешним видом человека и его характером. Внешность обманчива?

«Красота в глазах смотрящего»? (“Is Beauty in the eye of the beholder?”). Существуют ли универсальные законы красоты?

Что такое красота души? Для чего мы пришли в этот мир? Воспитание доброты и милосердия. Что такое счастье? Каким мы его представляем? Система моих приоритетов.
Тема 1.3 Чувства и эмоции: отношения симпатии, антипатии.

Роль чувств и эмоций в нашей жизни. Положительные и отрицательные эмоции.

Отношения между людьми. Выражение симпатии и антипатии.

Поведенческие реакции человека на различные ситуации. Выражение эмоциональных состояний в идиоматических выражениях.

Должны ли мы сдерживать наши отрицательные эмоции или лучше «выпустить пар»? Гнев как одна из основных негативных эмоций. Как дать гневу приемлемый выход?

Стресс, его виды и факторы, его вызывающие. Как бороться со стрессом? Аутогенная тренировка и др. методы.

Чувство юмора как наиболее эффективное средство защиты от стресса. Как вы оцениваете свое чувство юмора?

Чувство любви – самое совершенное из всех чувств. Верите ли вы в любовь? История любви, которая меня потрясла.

Волшебная сила искусства. Тема любви в поэзии и музыке. Чувства, вызываемые поэзией и музыкой.

Какие чувства эксплуатирует кинематограф? (Мелодрамы, триллеры, фильмы ужасов и т.д.). Фильм, который вызвал у меня бурю эмоций.

Самое запоминающееся событие в моей жизни. Мои ощущения тогда и теперь.
Тема 1.4 Возраст человека: проблема взаимоотношения поколений.

Возраст человека. Различные подходы к классификации возрастных периодов. Развитие и изменения в физиологии, психологии и привычках.

Детство – самое беспечное время нашей жизни? Мир взрослых глазами детей.

Современные подростки. Кто они? Трудности переходного возраста. Молодость и зрелость (Young and Late Adulthood). Проблемы зрелого возраста, с чем они связаны?


«Осень жизни». Чего мы больше всего боимся в старости? Проблемы этого периода. Выход на пенсию и занятия для души. Университеты для тех, кому за … (U3A students in Europe)

Проблема взаимоотношения поколений. Энтузиазм молодости и мудрость старости. «Если бы молодость знала, а старость могла».

«Жизнь для молодых – это бескрайнее будущее, а для стариков – очень короткое прошлое». (Ирвинг Стоун)
Раздел 2 Социально-культурные проблемы общества
Тема 2.1 Изобразительное искусство

Основные понятия и термины, относящиеся к изобразительному искусству. Из истории развития изобразительного искусства. Различные жанры и школы живописи.

Выдающиеся живописцы эпохи Возрождения (Old Masters) и их шедевры. Голландская школа живописи.

Знаменитые английские художники. Английский романтизм XIII–XIX вв.

Французская живопись. Импрессионисты и постимпрессионисты. Русская школа живописи. Передвижники. Известные белорусские художники.

Классическое или современное искусство (авангардизм, сюрреализм, модернизм, постмодернизм, экспрессионизм и др.). Чему я отдаю предпочтение.

Сокровищницы мирового искусства. Знаменитые картинные галереи (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Лувр, Дрезденская галерея и др.)

Интерпретация и оценка произведений изобразительного искусства. (“A thing of beauty is a joy forever”). Описание своей любимой картины. (Автор, исторический период, жанр, тема, манера/техника исполнения, композиция, цветовая гамма, атмосфера, общее впечатление и т.д.)

Посещение художественной выставки с последующим обсуждением выставленных картин.

Роль изобразительного искусства в жизни современного человека. (“Art is long, life is short”). Воспитание умения видеть прекрасное. «Красота спасет мир»?
Тема 2.1 Система образования в современном мире

Школьное образование в Англии. Типы школ. Общеобразовательная школа. Начальное и среднее образование. Учебные планы и организация занятий.


Элитное образование в Британии. Особенности обучения в частных школах. Мое отношение к неравенству возможностей.

Какой я вижу школу завтрашнего дня? Школа моей мечты – мой второй дом.

Реформа школьного образования. Какие изменения необходимы школе?

Система школьного и высшего образования в странах Европы. Болонский процесс.

Учебный процесс. Взаимодействие учителя и учеников. Разрешение конфликтных ситуаций. Налаживание контакта с «трудными» учениками.

Формальное и неформальное обучение: за и против. Как научить учиться?

Учение с увлечением.

Психологический портрет ученика. Поведенческие типы и необходимость их учета при установлении отношений с классом. Роль семейного воспитания в формировании типа характера ученика.

Роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Каким должен быть современный учитель? «Живое» и компьютерное обучение: за и против.

Учитель – не профессия, а призвание. Что привлекает меня в этой профессии. Специфика преподавания в школе и в университете.
Тема 2.2 Проблемы экологии: окружающая среда и цивилизация.

Человек как часть окружающей среды. Место человека в природе. Основные экологические проблемы современного мира. Оценка состояния окружающей среды в экономически развитых странах.

Загрязнение окружающей среды – одна из наиболее острых экологических проблем. Наиболее опасные виды загрязнения.

Климатические изменения. Глобальное потепление. Причины и возможные последствия для планеты.

Нарушение биологического баланса в природе как результат целенаправленной экономической деятельности человека. Генетически модифицированные продукты.

Проблемы больших городов. Издержки урбанизации. Что такое жизнь в мегаполисе?

Научно-технический прогресс и его влияние на окружающую среду. Две стороны одной медали. Развитие цивилизации – путь к разрушению природы.

Проблема неограниченной эксплуатации природных ресурсов. Поиск альтернативных источников энергии.


Атомная энергетика: «за» и «против». Чернобыльская трагедия в Беларуси и ее последствия.

Международные экологические проекты. Киотский протокол. Движение «зеленых». Гринпис.

Воспитание экологической сознательности – одна из важнейших задач современного общества. Роль средств массовой информации в борьбе за сохранение окружающей среды. Письма в редакцию. Проект «Спасем нашу планету – дом, в котором мы живем!»

Информационно-методическая часть




Примерный перечень практических занятий





  1. Решение о вступлении в брак: «за» и «против». Преимущества и недостатки «холостой жизни». Мотивы для вступления в брак у мужчин и женщин.

  2. Выбор партнера, помолвка. Виды брака. Брак по любви и брак по расчету. Роль семьи и социума. Брак по договоренности родителей (“Arranged marriage”). Брачные традиции в различных странах.

  3. «Гражданский брак»: модная тенденция или необходимая проверка на совместимость? Однополые браки: должно ли общество легализовать их?

  4. Проблемы, возникающие в браке. Основные причины семейных конфликтов: несходство характеров, супружеская измена, насилие в семье).

  5. Развод как выход из семейного кризиса? Причины развода и его последствия для супругов и детей. Как помочь детям, если родители разводятся? Отношения бывших супругов после развода. Помощь семейного психолога.

  6. Неполная семья как одно из проявлений изменений в современном институте брака. Повторный брак и его проблемы.

  7. Брачный договор: «за» и «против». Может ли брачный договор удержать семью от развода? Брачный договор за рубежом и в нашей стране.

  8. Мужчины и женщины в современном мире. Отношения полов в семье, распределение обязанностей. Проблема работающих матерей. Семья и карьера. Проблемы воспитания детей в семье.
  9. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Н.Толстой). Как сделать брак счастливым? Рецепт семейного счастья.


  10. Современный институт брака как отражение изменений в социальной жизни. Основные изменения в институте брака. Сохранится ли семья в классическом понимании этого слова?

  11. Характер и индивидуальность. Из чего складывается характер. Врожденные или приобретенные черты? Воспитание характера. Механизм самооценки. Значение адекватной самооценки. Какими мы видим себя и окружающих.

  12. Положительные и отрицательные качества в человеке. То, что нас восхищает и раздражает. Воспитание терпимости к недостаткам других людей. (Getting along with people). Что такое «сильный характер»? Человек, которым я восхищаюсь.

  13. Отношения между людьми: от любви до полного неприятия. От чего зависит наш выбор? Совместимость / несовместимость характеров. Противоположности притягиваются?

  14. Верите ли вы в гороскопы? Влияют ли звезды на судьбу и характер? Мой знак зодиака. Астрологические прогнозы совместимости.

  15. Национальные черты характера. Стереотипы или реальность? Национальный характер англичан, американцев, русских, белорусов и др.

  16. Черты характера человека в английской и русской фразеологии. Национально-культурная обусловленность фразеологизмов, описывающих качества человека.

  17. Язык мимики и жестов. Национальные традиции в невербальном общении.

  18. Внешняя характеристика человека. Роль внешности в жизни современного человека. Связь между внешним видом человека и его характером. Внешность обманчива?

  19. «Красота в глазах смотрящего»? (“Is Beauty in the eye of the beholder?”). Существуют ли универсальные законы красоты?

  20. Что такое красота души? Для чего мы пришли в этот мир? Воспитание доброты и милосердия. Что такое счастье? Каким мы его представляем? Система моих приоритетов.

  21. Роль чувств и эмоций в нашей жизни. Положительные и отрицательные эмоции.

  22. Отношения между людьми. Средства выражения симпатии и антипатии.
  23. Поведенческие реакции человека на различные ситуации. Выражение эмоциональных состояний в идиоматических выражениях.


  24. Должны ли мы сдерживать наши отрицательные эмоции или лучше «выпустить пар»? Гнев как одна из основных негативных эмоций. Как дать гневу приемлемый выход?

  25. Стресс, его виды и факторы, его вызывающие. Как бороться со стрессом? Аутогенная тренировка и др. методы.

  26. Чувство юмора как наиболее эффективное средство защиты от стресса. Как вы оцениваете свое чувство юмора?

  27. Чувство любви – самое совершенное из всех чувств. Верите ли вы в любовь? История любви, которая меня потрясла.

  28. Волшебная сила искусства. Тема любви в поэзии и музыке. Чувства, вызываемые поэзией и музыкой.

  29. Какие чувства эксплуатирует кинематограф? (Мелодрамы, триллеры, фильмы ужасов и т.д.). Фильм, который вызвал у меня бурю эмоций.

  30. Самое запоминающееся событие в моей жизни. Мои ощущения тогда и теперь.

  31. Возраст человека. Различные подходы к классификации возрастных периодов. Развитие и изменения в физиологии, психологии и привычках.

  32. Детство – самое беспечное время нашей жизни? Мир взрослых глазами детей.

  33. Современные подростки. Кто они? Трудности переходного возраста. Молодость и зрелость (Young and Late Adulthood). Проблемы зрелого возраста, с чем они связаны?

  34. «Осень жизни». Чего мы больше всего боимся в старости? Проблемы этого периода. Выход на пенсию и занятия для души. Университеты для тех, кому за … (U3A students in Europe)

  35. Проблема взаимоотношения поколений. Энтузиазм молодости и мудрость старости. «Если бы молодость знала, а старость могла».

  36. «Жизнь для молодых – это бескрайнее будущее, а для стариков – очень короткое прошлое». (Ирвинг Стоун)

  37. Основные понятия и термины, относящиеся к изобразительному искусству. Из истории развития изобразительного искусства. Различные жанры и школы живописи.
  38. Выдающиеся живописцы эпохи Возрождения (Old Masters) и их шедевры. Голландская школа живописи.


  39. Знаменитые английские художники. Английский романтизм XIII–XIX вв.

  40. Французская живопись. Импрессионисты и постимпрессионисты.

  41. Русская школа живописи. Передвижники. Известные белорусские художники.

  42. Классическое или современное искусство? (авангардизм, сюрреализм, модернизм, постмодернизм, экспрессионизм и др.). Чему я отдаю предпочтение.

  43. Сокровищницы мирового искусства. Знаменитые картинные галереи (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Лувр, Дрезденская галерея и др.)

  44. Интерпретация и оценка произведений изобразительного искусства. (“A thing of beauty is a joy forever”). Описание своей любимой картины (автор, исторический период, жанр, тема, манера/техника исполнения, композиция, цветовая гамма, атмосфера, общее впечатление и т.д.).

  45. Посещение художественной выставки с последующим обсуждением выставленных картин.

  46. Роль изобразительного искусства в жизни современного человека. (“Art is long, life is short”). Воспитание умения видеть прекрасное. «Красота спасет мир»?

  47. Школьное образование в Англии. Типы школ. Общеобразовательная школа. Начальное и среднее образование. Учебные планы и организация занятий.

  48. Элитное образование в Британии. Особенности обучения в частных школах. Мое отношение к неравенству возможностей.

  49. Какой я вижу школу завтрашнего дня? Школа моей мечты.

  50. Реформа школьного образования. Какие изменения необходимы школе?

  51. Система школьного и высшего образования в странах Европы. Болонский процесс.

  52. Учебный процесс. Взаимодействие учителя и учеников. Разрешение конфликтных ситуаций. Налаживание контакта с «трудными» учениками.

  53. Формальное и неформальное обучение: за и против. Как научить учиться? Учение с увлечением.
  54. Психологический портрет ученика. Поведенческие типы и необходимость их учета при установлении отношений с классом. Роль семейного воспитания в формировании типа характера ученика.


  55. Роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Каким должен быть современный учитель? «Живое» и компьютерное обучение: за и против.

  56. Учитель – не профессия, а призвание. Что привлекает меня в этой профессии. Специфика преподавания в школе и в университете.

  57. Человек как часть окружающей среды. Место человека в природе. Основные экологические проблемы современного мира. Оценка состояния окружающей среды в экономически развитых странах.

  58. Загрязнение окружающей среды – одна из наиболее острых экологических проблем. Наиболее опасные виды загрязнения.

  59. Климатические изменения. Глобальное потепление. Причины и возможные последствия для планеты.

  60. Нарушение биологического баланса в природе как результат целенаправленной экономической деятельности человека. Генетически модифицированные продукты.

  61. Проблемы больших городов. Издержки урбанизации. Что такое жизнь в мегаполисе?

  62. Научно-технический прогресс и его влияние на окружающую среду. Две стороны одной медали. Развитие цивилизации – путь к разрушению природы.

  63. Проблема неограниченной эксплуатации природных ресурсов. Поиск альтернативных источников энергии.

  64. Атомная энергетика: «за» и «против». Чернобыльская трагедия в Беларуси и ее последствия.

  65. Международные экологические проекты. Киотский протокол. Движение «зеленых». Гринпис.

  66. Воспитание экологической сознательности – одна из важнейших задач современного общества. Роль средств массовой информации в борьбе за сохранение окружающей среды. Письма в редакцию. Проект «Спасем нашу планету – дом, в котором мы живем!»

Рекомендуемые формы контроля знаний





  1. Тестовые задания.

  2. Сочинения.

  3. Изложения.

  4. Проектные задания.

Рекомендуемые темы тестовых заданий




  1. Семья и семейные отношения.


  2. Характер человека и его поведение.

  3. Чувства и эмоции.

  4. Возраст человека.

  5. Живопись

  6. Система образования.

  7. Экологические проблемы.



Рекомендуемые темы сочинений





  1. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастливы по-своему». (Л.Н.Толстой)

  2. Для чего мы пришли в этот мир? Как победить равнодушие?

  3. Что такое счастье? Как я его понимаю?

  4. Роль образования в современном мире». Система образования: какой ей быть в 21 веке?

  5. «Жизнь для молодых – это бескрайнее будущее, а для стариков – очень короткое прошлое». (Ирвинг Стоун)

  6. Цивилизация и технический прогресс – благо или путь к катастрофе?

  7. Что такое красота души? (по рассказу У.С. Моэма «Сальваторе»)

  8. История любви (по рассказу О. Генри «Дары волхвов»)

  9. «Жизнь коротка – искусство вечно» (по рассказу Р. Бредбери «Улыбка»)


Рекомендуемые темы проектных заданий

1. Семья в современном обществе.

2. Шедевры мирового изобразительного искусства.

3. Школа моей мечты.

4. «Спасем нашу планету!»