zabika.ru 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к проекту типовых учебных планов

для основного среднего образования
Настоящий типовой учебный план (далее - ТУП) организации образования для 5-9 классов основного среднего образования является основным государственным нормативным документом и составляет основную часть государственного стандарта для начального, основного и общего среднего образования, утверждается Министерством образования и науки РК.

Срок освоения содержания основного среднего образования в соответствии со ст. 16.2 Закона Республики Казахстан «Об образовании» составляет пять лет.

При составлении ТУПов учтены возрастные психологические особенности обучающихся и требования педагогической науки.

Структура ТУПа представлена двумя компонентами:


  • инвариантный компонент содержит совокупность предметов, обязательных для изучения в общеобразовательных организациях, и направлен на освоение обучающимися базисных основ наук, привитие у них высокой духовно-нравственной культуры и культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение и самореализацию личности, формирование функциональной грамотности;

  • вариативный компонент (школьный и ученический) включает учебные предметы и курсы, которые определяются общеобразовательной организацией с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Инвариантный компонент обеспечивает единство школьного образования независимо от языка обучения и определяет учебные курсы общегосударственного значения.

Содержание вариативного компонента определяется общеобразовательными организациями на основе ТУПов.

Содержание основного среднего образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

1.1 В образовательной области «Язык и литература» в действующих ТУПах с казахским языком обучения недельная учебная нагрузка составляет 49 часов, в новом проекте ТУПов – 50 часов. Недельная учебная нагрузка увеличена на 1час.

Целью обучения предмету «Казахский язык» на уровне основного среднего образования (5-9 классы) является овладение целостной, завершенной системой знаний о научных основах языка и его литературными нормами. В связи с изучением сложного и объемного раздела языковой системы – синтаксиса, являющегося базой грамматического строя речи и обеспечивающего формирование коммуникативной компетенции учащихся, необходимой в разных сферах жизнедеятельности, увеличена учебная нагрузка предмета «Казахский язык» в 8 классе на 1 час.

Интегрированный предмет «Русская речь» в объеме 3-х часов в неделю разделен на 2 предмета «Русский язык» (с недельной нагрузкой 2 часа) и «Русская литература» (с недельной нагрузкой 1 час). Данное разделение связано с корректировкой содержания образования по данным предметам. Заявленный интегрированный курс «Русская речь» не включает содержание языка и литературы. Действующие учебники по предмету «Русская речь» для 5-9 классов включают только содержание предмета «Русский язык» и не предусматривают содержания предмета «Русская литература». Предметы «Русский язык» и «Русская литература» имеют свои специфические цели: языковой курс направлен на формирование коммуникативной компетенции учащихся в разных сферах жизнедеятельности, основанной на знании особенностей функционирования языковой системы; литературный курс - на приобщение учащихся к сокровищницам русской литературы как части мировой культуры путем изучения классических произведений во взаимосвязи с другими видами искусства, на раскрытие русско-казахских литературных связей. Кроме того, разделение обосновано перспективой перевода содержания предмета «Русская литература» (для школ с казахским языком обучения) на содержание предмета «Мировая литература» при 12-летней модели обучения в целях приобщения учащихся к мировой культуре. Однако в предлагаемом перечне обязательной литературы указаны, наряду с учебниками по «Русской речи», учебники русской литературы.

1.2 В действующих ТУПах для школ с русским языком обучения недельная учебная нагрузка образовательной области «Язык и литература» составляет 64 часа, в новом проекте ТУПов – 55 часов. Недельная учебная нагрузка уменьшена на 9 часов.

Уменьшение общей недельной нагрузки образовательной области «Язык и литература» в новом проекте ТУПов составляет 10 часов за счет предмета «Казахский язык», так как объем часов данного предмета превышает учебную нагрузку, выделенную на изучение родного языка.

В 5-9 классах модульная подача материала позволяет системно представить языковой и речевой материал во взаимосвязи, что обеспечит комплексное формирование всех необходимых компетенций, обеспечивающих функционирование государственного языка.

В 5 классе недельная учебная нагрузка предмета «Русская литература» уменьшена на 1 час. Отобранный минимум учебного материала по литературе с учетом рационального распределения недельной нагрузки учащихся данного возраста рассчитан на 2 часа.

В 7 классе сохраняется общее количество в объеме 5 часов на предмет «Русский язык» и «Русская литература». Проведено внутреннее перераспределение часов: на предмет «Русский язык» отведено 3 часа (т.е. добавлен 1 час) за счет уменьшения 1 часа предмета «Русская литература», что связано с необходимостью усиления языковой грамотности на уровне основного среднего образования.

В 8-9 классах недельная учебная нагрузка предмета «Русский язык» увеличена по 1 часу. Данное изменение нагрузки направлено на достижение необходимого уровня орфографической, пунктуационной, стилистической грамотности, прочных грамматических навыков говорения и коммуникативной компетентности на этапе завершения основного среднего образования.

1.3 В образовательной области «Язык и литература» в действующих ТУПах с уйгурским, узбекским, таджикским языками обучения недельная учебная нагрузка составляет 64 часа, в новом проекте ТУПов – 65 часов. Недельная учебная нагрузка увеличена на 1 час.


В 5-9 классах учебная нагрузка предмета «Казахский язык» уменьшена на 1 час, так как обучающиеся в достаточной мере владеют языком ввиду наличия языковой среды.

В 5-9 классах модульная подача материала позволяет системно представить языковой и речевой материал во взаимосвязи, что обеспечит комплексное формирование всех необходимых компетенций, обеспечивающих функционирование государственного языка.

Увеличение учебной нагрузки направлено на изучение родного языка и родной литературы в связи с учетом соблюдения прав компактно проживающей диаспоры на территории Республики Казахстан.

В действующих ТУПах для 5-9 классов отсутствует предмет «Русская литература». В этих классах введен данный предмет с недельной нагрузкой 1 час в целях создания равных условий для всех школьников и соблюдения единой основы базового содержания среднего образования во всех общеобразовательных организациях независимо от языка обучения.
2. В образовательной области «Математика» в действующих ТУПах недельная учебная нагрузка составляет 27 часов, в новом проекте ТУПов – 32 часа. Недельная учебная нагрузка увеличена на 5 часов.

Во исполнение п.3 Плана мероприятий по итогам работы І Съезда учителей математики РК учебная нагрузка по предметам «Математика» в 5-6-х классах и «Алгебра» в 7-9-х классах увеличена на 1 час. Увеличение учебной нагрузки направлено на развитие логического мышления и познавательной самостоятельности учащихся; усиление практической и прикладной направленности, реализацию уровневой дифференциации обучения для развития функциональной грамотности.

Особенности преподавания предметов «Математика» и «Алгебра» в 5-9 классах отражаются в методических рекомендациях для учителя.

Ориентация на формирование компетентности в области глобальной компьютеризации и сверхкоммуникации, связанной с межкультурными контактами, требует раннего введения информатики. В связи с этим в 5-6 классах вводится предмет «Информатика» с недельной нагрузкой 1 час. Деление класса на 2 группы осуществляется в организациях образования, имеющих соответствующие условия при проведении уроков.


Введение учебной нагрузки направлено на расширение и углубление умений программировать с использованием современных инструментальных средств; развитие алгоритмического мышления и познавательной самостоятельности учащихся, формирование способностей применять новейшие средства информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, раннее изучение информатики обусловлено переходом 50% казахстанских школ с 2015 года на систему электронного обучения (ГПРО-2011-2020 годы). В связи с этим введены новые программы: работа с векторной и растровой графикой, программирование для разработки сайтов. С целью повышения мотивации и эффективности всего учебного процесса последовательность, структуризация материала ориентированы на раннее применение более широкого спектра информационных технологий.

В действующем ГОСО предусмотрено изучение предмета «Черчение» в 9 классе в объеме 2 часов в неделю. В новом ГОСО предмет перенесен в образовательную область «Технология» с сохранением недельной учебной нагрузки.

Знания и умения по черчению необходимы с 5-го класса при изучении «Технологии» при выполнении чертежей изделий, составлении технологической карты. В экспериментальных классах 12-летней школы содержание предмета «Черчение» интегрировано с предметом «Технология» с 5-го по 10-ый классы, что позволит уменьшить недельную нагрузку в основной школе, обеспечит межпредметную связь и преемственность содержания, усилит практическую направленность обучения, способствует развитию функциональной грамотности учащихся. Данный опыт будет использован при переходе на 12-летнее обучение.
3. В образовательной области «Естествознание» в действующих ТУПах недельная учебная нагрузка составляет 27 часов, в новом проекте ТУПов – 27 часов. Общая недельная учебная нагрузка не изменена, однако осуществлено внутреннее межпредметное распределение часов.

В действующих ТУПах в 5 классе указан предмет «География», в то время как в пункте 5.2.3 ГОСО РК 2.3.4.01-2010 данный предмет значится как «Естествознание» и разработана одноименная учебная программа (авторы: Токбергенова У.К., Карбаева Ш.Ш., Казахбаева Д.М., Нуралиева С.К.), утвержденная приказом № 367 МОН РК от 09.07.2010 г. Поскольку «Естествознание» не является новым предметом, в проекте нового ТУПа устранено данное несоответствие.


Уменьшение недельной учебной нагрузки предмета «Естествознание» на 1 час обусловлено частичным повторением содержания предмета «Познание мира» в начальной школе, представлением части содержания в предмете «География» в 6 классе.

Особенности преподавания предмета «Естествознание» в 5 классе отражаются в методических рекомендациях для учителя.

В 6 классе учебная нагрузка предметов «География» и «Биология» увеличена на 0.5 часов, так как по «Географии» увеличение направлено на развитие прикладных, исследовательских умений и навыков наблюдения за природными явлениями, работы с измерительными ресурсами карт, инструментами, приборами при съемке местности; по «Биологии» - на усиление практикоориентированного содержания образования с учетом особенностей регионов, на развитие умений и навыков учебно-исследовательской работы обучающихся.

В 9 классе на предмет «География» учебная нагрузка увеличена на 1 час, поскольку курс содержит большой объем теоретического и практического материала (13 практических работ). Предмет развивает практические, аналитические умения и навыки, формирует знания и представления об экономике Казахстана, особенностях развития его регионов, об инновационных преобразованиях в производстве страны, о рыночной, смешанной моделях развития экономики, что способствует профессиональной ориентации обучающихся, воспитанию патриотических, мировоззренческих чувств и понятий.

Уменьшение недельной учебной нагрузки предмета «Химия» в 8 классе на 1 час обусловлено обусловлено оптимизацией содержания за счет прикладного, практикоориентированного аспекта учебного материала с учетом современных требований к химическим знаниям.

4. В образовательной области «Человек и общество» в действующих ТУПах недельная учебная нагрузка составляет 20 часов, в новом проекте ТУПов – 19 часов. Общая недельная учебная нагрузка уменьшена на 1 час.

В 5 классе учебная нагрузка на предмет «История Казахстана» уменьшена на 1 час. Учебные материалы для 5 класса представлены в форме рассказов, их объем рассчитан на 1 час.


Предмет «Основы обществознания» в 9 классе интегрирован в предмет «Человек. Общество. Право» в целях уменьшения недельной учебной нагрузки учащихся и соблюдения принципа преемственности и целостности содержания основного и общего среднего образования.

В связи с реализацией поручений Президента РК Н.А. Назарбаева соответственно программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» о формировании основ акмеологических знаний предусмотрена интеграция содержания курса «Основы акмеологии» в предмет «Самопознание».
5. В образовательной области «Искусство» в действующих и в новом проекте ТУПах недельная учебная нагрузка составляет 4 часа. В общей недельной учебной нагрузке изменений нет.
6. В образовательной области «Технология» в действующих ТУПах недельная учебная нагрузка составляет 10 часов, в новом проекте ТУПов – 7 часов. Общая недельная учебная нагрузка уменьшена на 3 часа.

В действующих ТУПах в 5-9 классах указан предмет «Трудовое обучение», в то время как в пункте 5.2.6 ГОСО РК 2.3.4.01-2010 данный предмет значится как «Технология» и разработана одноименная учебная программа (авторы: Устемиров К.У., Чимекеева Г.М., Каимова Р.Т., Ирсимбетов М.М., Кенжебеков Б.Т., Кутбанбаев А.К., Калназаров Б.М., Литвинова Т.В., Нуралиева С.К.), утвержденная приказом № 367 МОН РК от 09.07.2010 г. Поскольку «Технология» не является новым предметом, в проекте нового ТУПа устранено данное несоответствие.

Недельная нагрузка предмета уменьшена на 1 час. В экспериментальных 5-10 классах 12-летней школы апробируется учебная программа и учебник интегрированного курса «Технология с элементами черчения». При переходе на модель 12-летнего образования будет учитываться данный опыт. 1 час недельной учебной нагрузки из инвариантного компонента переносится в вариативную часть для реализации предпрофильной подготовки в основной школе.

7. В образовательной области «Физическая культура» в действующих ТУПах недельная учебная нагрузка составляет 15 часов, в новом проекте ТУПов – 10 часов. Общая недельная учебная нагрузка уменьшена на 5 часов.

Уменьшение общей недельной учебной нагрузки связано с увеличением количества секционных (спортивных) занятий в форме внеклассной работы с учетом индивидуальных интересов учащихся к определенному виду спорта.