zabika.ru 1 2 3

Работа


классного руководителя

Ибраевой Жанны Ерназаровны

по трудовому воспитанию

за 2009-2014 уч.год

СШ № 37, г. Астана


Принципы и содержание трудового воспитания в системе воспитания СШ №37

«Я тысячу раз убеждён, - писал

 В.А.Сухомлинский, - что трудовое

воспитание начинается за партой,

за книгой – это главный и самый

 сложный станок, овладеть которым

 не так просто»

 



Проблема трудового воспитания молодёжи  архиважная, она носит комплексный общегосударственный характер, ибо имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение.

От решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.   

    Методической темой является воспитание высокоорганизованного, предприимчивого гражданина- труженика с развитым чувством ответственности за себя, свою семью, способного проявлять инициативу, деловитость, профессионализм.

   Основная задача трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагание, оценивание собственной деятельности.


   Из неё вытекают цели: формирование ценностных основ отношения к действительности, приобщение ребёнка к миру человеческих ценностей. Добиваться  формирования этих ценностей у каждого школьника.

  

 Труд,  практическая деятельность  оказывают благотворное  влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет его жизненную энергию и умственную работоспособность,  сообразительность, творческую смекалку.

  Воспитательная деятельность  в нашей школе строится непосредственно через коллектив, мероприятия организуются, и проводятся по возрастным группам, через коллективное творческое дело.

    Все трудовые дела в школе проводятся через общественно- полезную работу.

 Основным направлением в этой работе является самообслуживание. 

 В самообслуживание  входит  дежурство по школе и в кабинетах      Дежурные  в классах делают  влажную уборку в кабинетах, а дежурные по школе следят за порядком в школе, в столовой.

 

Начиная с первого класса учащиеся школы, привлекаются к изготовлению учебно-наглядных пособий, таблиц, диаграмм, гербариев. В среднем звене кроме этого учащиеся изготовляют стенды, организуют работу по подкормке птиц,  проводят ремонт учебно-наглядных пособий, книг, инвентаря.

  Учащиеся работают на пришкольном участке. Возле школы разбит цветник, дети копают, сажают цветы, кустарники, поливают и занимаются прополкой и подрезкой кустарников.

 

  Проводятся трудовые десанты. За каждым классом закреплён свой участок, они следят за чистотой территории школы и прилегающей к ней спортивной площадке.

  В апреле месяце учащиеся всей  школы выходят на субботник. Работы всем хватает. Скребут, метут, сажают кустарники.

 

 

 Каждый год в июне месяце работает бригада по ремонту школы. Она выполняет  различные виды работ: это побелка коридоров, классов, других помещений, покраска панелей, парт,  пола в классах,  ремонт стульев, парт и многое другое. Поэтому весь ремонт школы, подготовка её к учебному году ложится и на плечи школьников. Сами ремонтируют, сами берегут. Поэтому школа всегда чистая, светлая. Конечно, помогают и  родители. Родители начальной школы отрабатывают на ремонте, приходят и дети.

 По подготовке школы к новому учебному занимаем призовые места.

 Дети принимают участие в сельскохозяйственных работах – это домашний труд. Некоторые  учащиеся живут в своих домах. Осенью проходит в школе  «Осенняя ярмарка» где представляют  учащиеся плоды своих трудов. Они рассказывают, как ухаживали и выращивали эти овощи.


 


Налажена связь с библиотекой. Там проводятся встречи с интересными людьми  разных профессий посёлка.

В школе, проводится большая работа по профессиональному обучению и воспитанию. Перед нами стоит задача подготовить человека к возможной смене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики..

«Мой выбор» способствует созданию положительной мотивации в жизни и дальнейшем обучении, помогает  определить потенциал с точки зрения образовательной перспективы, жизненной позиции, усвоению ценностей гражданского общества

Основы профессионального самоопределения направленная на расширение знаний о профессиях, подготовке  к профессиональному самоопределению, способствует выбору сферы деятельности в соответствии с интересами, склонностями, способностями и с учётом требований рынка.

Обеспечение теоретическими сведениями и выработка практических навыков реализуется через применение следующих форм работы:  

  -диагностика профессиональных интересов , анкетирование об отношении к труду

   -экскурсии на различные предприятия

   -поездки в учебные заведения

Побывали в профессиональных колледжах, лицеях

Основу системы трудового воспитания составляют уроки труда. Учителя начальных классов ведут уроки сами. В среднем звене и старшем звене проводят опытные учителя: обслуживающий труд-учитель Камиева М.К., Утенова А.Т.


В 5-9классах ведутся кружки, факультативные занятия: »Дизайн», « Знай, твори, умей», « Техническая обработка материалов». В конце года организуются выставки по техническому  и художественному творчеству, где учащиеся защищают свои изделия, проекты.

     Вывод: Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение  и профессиональная ориентация, непосредственно участие  школьников в общественно- полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности .

 Велико значение труда в нравственном воспитании личности. К.Д. Ушинский  подчёркивал:

 « Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни». 
На тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

План:
1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных

ценностей как фактор морального формирования личности. Функции

трудового воспитания.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной

ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его

внутренняя структура.

3. Основные виды трудовой деятельности школьников.


4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к

материальным ценностям общества и личным вещам.

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по

вопросам трудолюбия.

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них

трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой

деятельности школьников.
Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных

ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового

воспитания.
Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование

личности в современной школе может осуществляться только на основе

разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с

практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и

педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая

обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого

человека в отдельности.

Труд – основной источник материального и духовного богатства

общества, главный критерий социального престижа человека, его священный

долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое

воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном,

производительном труде, является действительным фактором гражданского

взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её


физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников

школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает

как весьма существенная педагогическая система.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного

и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах

наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям

и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».

Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-

технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются

высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому

овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему

приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду,

организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в

школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-

воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и

других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9

классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится

производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они

занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки,


знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на

котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает,

некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила

большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой

проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж.

Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым,

Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А.

Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.

В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в

развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается

внимание на следующие вопросы.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают



следующая страница >>