Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 марта 2012 года № 309
Санитарные правила
«Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов»
1. Общие положения
1. Настоящие Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов» (далее - Санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации транспортных средств (железнодорожные, автомобильные, морские, внутренние водные, воздушные), применяемых для перевозки пассажиров, пищевых продуктов, продовольственного сырья, хозяйственно-питьевой воды, радиоактивных, опасных, химических и токсических веществ (далее - транспортные средства), условиям перевозки пассажиров и грузов.
2. При вводе в эксплуатацию на транспортное средство выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие требованиям настоящих Санитарных правил.
3. В настоящих Санитарных правилах используются следующие понятия:
1) автомобильное транспортное средство (далее - автотранспортное средство) - единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающего автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных преимущественно нетранспортных работ);
2) аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для окружающей среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые
места с опасными грузами;
3) аварийные карточки (Алфавитный указатель поиска опасных грузов по номеру Организации Объединенных Наций и по наименованию) - включают в себя все синонимические варианты наименования опасного груза, под которыми он поименован в действующей нормативно-технической документации «Аварийные карточки на опасные грузы», утвержденной и введенной в действие решением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств, Протокол от 30 мая 2008 года № 48 (далее - Аварийная карточка).
Аварийная карточка содержит указания по применению средств индивидуальной защиты, необходимые указания по действиям при аварийной ситуации: общего характера; при утечке, разливе и россыпи; при пожаре; указания по нейтрализации; указания по мерам первой помощи;
4) специальный самоходный подвижной состав (далее - СПС) - тяговые транспортные средства (мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины), предназначенные для перевозки по железнодорожным путям пассажиров, работников железнодорожных подразделений, багажа и грузов;
5) остановочный пункт - пункт, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров;
6) багаж - имущество пассажира, принятое к перевозке на борту пассажирского транспортного средства;
7) буфет-бар - отведенный участок в вагоне пассажирского поезда или электропоезда под устройство стойки бара с соответствующим оборудованием, для реализации напитков, соков, воды и не скоропортящейся продукции в заводской упаковке;
8) вагон-ресторан - пункт общественного питания, где производится хранение, приготовление и реализация пищевых продуктов и блюд в пути следования пассажирского поезда;
9) вагон-холодильная станция - вагон, оборудованный охладительными установками;
10) гидрофора - цистерна для хранения воды, находящаяся под давлением;
11) дизель-электростанция
- энергетическая установка, оборудованная одним или несколькими генераторами электрического тока, приводимыми во вращение дизельными двигателями;
12) междупутье - участок между железнодорожными путями;
13) поезд пассажирский - поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов;
14) пассажирские вагоны - вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа;
15) пункт экипировки пассажирских вагонов (далее - пункт экипировки) - специализированный участок железнодорожных путей, где осуществляется подготовка и оснащение вагонов в рейс;
16) техническое обслуживание пассажирских вагонов (далее - ТО) - осмотр, текущий безотцепочный ремонт и экипировка вагона в пунктах технического обслуживания, на пассажирских технических станциях в пунктах формирования и оборота, станциях по пути следования поезда, при техническом обслуживании пассажирских вагонов в отстое;
17) пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки более двенадцати пассажиров;
18) пассажировместимость - количество пассажиров, определяемое по числу спальных мест (каютные пассажиры) и числу постоянных мест для сидения (внекаютные пассажиры);
19) камбуз - помещения для приготовления и приема пищи экипажа судна с численностью не более пяти человек;
20) карантинные заболевания - группа заболеваний (чума, холера, желтая лихорадка), характеризующиеся повышенной контагиозностью и летальностью, одним из эффективных профилактических мероприятий, против которых, является проведение карантинных мероприятий;
21) экипаж судна - лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров;
22) упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потери, а также облегчающих транспортировку, хранение и реализацию продукции;
23) караульная служба - подразделение военизированной железнодорожной охраны, осуществляющее охрану железнодорожных объектов, грузов на станциях и в пути следования поездов;
24) опасный груз - опасное вещество, материалы, изделия и отходы производства, которые, вследствие их специфических свойств, при транспортировке или перегрузке могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей среды, вызвать повреждение и уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества;
25) нефтесодержащие воды - воды, скапливающиеся под настилом машинных и котельных отделений, и другие воды, содержащие нефтепродукты;
26) служебно-бытовой вагон - вагон, предназначенный для отдыха и соблюдения бытовых условий персонала;
27) судно внутреннего плавания - судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях;
28) машинные помещения - помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, оборудование для вентиляции и кондиционирования воздуха, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения, а также шахты этих помещений;
29) кабина машиниста - отделенная перегородками часть кузова, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом;
30) специализированное очистное судно - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части сточных вод и последующей их обработки;
31) модернизация - внесение в принятую типовую конструкцию подвижного состава существенных изменений, требующих проведения типовых или приемочных испытаний;
32) мотор-вагонный подвижной состав (далее - МВПС) - это моторные и прицепные вагоны, из которых формируются мотор-вагонные поезда (электропоезда, дизельные поезда и автомотрисы), предназначенные для перевозки пассажиров, багажа, почты;
33) пестициды (ядохимикаты) - химические, биологические и другие вещества, используемые против вредных и особо опасных вредных организмов, а также для предуборочного просушивания, удаления листьев и регулирования роста растений;
34) радиоактивный груз - радиоактивный материал, принятый к перевозке в грузовом (специальном) транспорте;
35) рефрижераторный вагон - вагон, оборудованный холодильной установкой для перевозки скоропортящихся продуктов;
36) рефрижераторный подвижной состав - состав, который состоит из рефрижераторных вагонов, вагон-холодильной станции, дизель-электростанции, служебно-бытового вагона;
37) санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам и гигиеническим нормативам проектной документации, факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг;
38) салон (кабина) - внутреннее помещение автотранспортного средства для пассажиров и водителя;
39) суда-водолеи - суда для перевозки воды;
40) железнодорожная станция - пункт, разделяющий магистральные пути на участки, имеющий путевое развитие, обеспечивающий регулирование движения, пропускную способность и позволяющий производить операции по приему, отправлению, скрещению, обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приему, выдаче багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и (или) грузов;
41) техническое обслуживание-1 (далее - ТО-1) - осмотр, текущий безотцепочный ремонт, подготовка оборудования пассажирских вагонов перед каждым отправлением в рейс в пункте технического обслуживания, а также в поездах в пути следования;
42) техническое обслуживание-2 (далее - ТО-2) - комплексная подготовка пассажирских вагонов перед началом летних и зимних перевозок;
43) скоропортящийся груз - груз, имеющий ограниченный срок годности, и требующий особых условий перевозки и хранения;
44) организованный детский коллектив - коллектив не менее чем из десяти детей, в возрасте от 6 до 18 лет, следующий в одном транспорте по одному маршруту в сопровождении взрослых и медицинского работника;
45) сырой груз - груз, содержащий жидкость, или груз который может по своей природе выделять жидкость или образовать жидкость (жидкость в водонепроницаемом контейнере, неупакованное сырое мясо, замороженная рыба, внутренности животных, шкуры, кожа в водонепроницаемом контейнере и животные).
4. Работники проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, предсменное медицинское освидетельствование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
5. Работники декретированного контингента имеют при себе личную медицинскую книжку установленного образца, с отметками о прохождении медицинского осмотра и допуска к работе.
6. Государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения совместно с должностными лицами транспортных организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, определяют контингенты лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам с указанием вредных и опасных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на работников.
7. Ответственность за своевременное направление работников на медицинский осмотр несет работодатель - руководитель организации, осуществляющей перевозку пассажиров и грузов.
8. Рабочие места обеспечиваются медицинской аптечкой с набором медикаментов.
9. Для уборки и дезинфекции используются средства, разрешенные к применению в Республике Казахстан.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и вводу в эксплуатацию пассажирских вагонов
10. На проектную документацию изготовления новых образцов пассажирского вагона, модернизацию существующих типов, юридическим и физическим лицам выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие требованиям настоящих Санитарных правил.
11. Для внутренней отделки применяются материалы стойкие к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобные для очистки от загрязнения, разрешенные к применению в Республике Казахстан.
12. Используются конструкционные и отделочные материалы, имеющие критерий токсичности (индекс токсичности) меньше 20.
13. Из полимерных конструкционных и отделочных материалов не должны выделяться в окружающую воздушную среду летучие химические вещества в количествах, могущих оказать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм человека (с учетом совместного действия всех выделяющихся веществ).
Допустимые уровни выделения химических веществ в воздушную среду и вещества, подлежащие определению при санитарно-химических исследованиях основных типов полимерных строительных материалов, приведены в приложениях 1 и 2 к настоящим Санитарным правилам.
14. Из конструкционных и отделочных материалов миграция вредных веществ 1 класса опасности в воздух внутреннего пространства вагона, не допускается. Содержание остальных веществ, выделяющихся из материалов, не должно превышать предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.
При определении класса опасности руководствуются техническим регламентом, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 2010 года № 1219 «Требования к безопасности токсичных и высокотоксичных веществ».
15. При выделении из полимерных материалов нескольких вредных веществ, обладающих аддитивным действием, сумма отношений концентрации к их ПДК не должна превышать единицу.
16. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности полимерных материалов в условиях эксплуатации вагонов не должен превышать 15,0 кВ/м (при относительной влажности воздуха 30-60 процентов) (далее - %).
17. В конструкции тамбура предусматриваются решетки в полу для чистки обуви пассажиров, пепельницы, на торцевых стенах - ящики для хранения запаса топлива, уборочного инвентаря, мусоросборники.
18. Исполнение переходных площадок вагонов, исключает
попадание атмосферных осадков, влаги, пыли и грязи, предусматриваются поручни с гигиеничным, гладким покрытием, пол перехода оборудуется герметично.
19. Малый тамбур неслужебного конца вагона оборудуется мусорными ящиками стандартного типа с вставленными полиэтиленовыми мешками.
20. Двери в вагоне оборудуются травмобезопасными ручками. В служебном отделении и проходных предусматриваются двери с фиксаторами для удержания их в открытом состоянии.
21. Окна пассажирских вагонов остекляются стеклом, обеспечивающим достаточную видимость и естественную освещенность, звуковую и тепловую изоляцию.
22. Окна в коридоре пассажирского вагона ограждаются поручнями, оборудуются солнцезащитными шторами с механизмом подъема и опускания.
23. Окна туалетных и душевых помещений остекляются матовым или тонированным стеклом.
24. В туалетах вагона унитаз изготавливается из коррозионно-стойкого материала. Конструкция крепления исключает попадание влаги под унитаз и покрытие пола.
25. В туалетах вагона отверстие пола для слива воды закрывается пробкой. Трубопроводы для сточных вод размещаются на удалении от подвагонного оборудования с теплоизоляцией, а во вновь поставляемых и проектируемых вагонах оборудуются обогревательными устройствами.
26. Унитаз оснащается пластмассовым сидением с крышкой, держателем для туалетной бумаги, емкостью с дезинфицирующими средствами и ершом.
27. Поверхности стен, потолка и пола в санитарных узлах покрываются водонепроницаемыми и стойкими к воздействию дезинфицирующих средств материалами, без щелей и выбоин, исключающими попадание влаги, грязи под покрытие.
28. Умывальник в туалете оснащается смесителем горячей и холодной воды, дозатором жидкого мыла, полкой с бортиком для туалетных принадлежностей, зеркалом. Над водоразборными кранами предусматривается пиктограмма «Вода не питьевая». Около умывальника размещается полотенцедержатель для одноразовых полотенец или электрополотенце, емкость для использованных одноразовых полотенец.
29. Санитарно-техническое и бытовое оборудование вагона поддерживается в исправном состоянии.
30. В служебном помещении предусматриваются:
1) шкафы для чайных принадлежностей и посуды, ниши для специальной одежды;
2) раковина с подводкой горячей и холодной воды;
3) диван для проводника, подоконный столик, громкоговоритель с регулятором громкости, термометр для показания температуры внутри вагона;
4) холодильник;
5) микроволновая печь.
31. Для отдыха проводников отводится двухместное купе (один диван и одна спальная полка). Купе оборудуется откидным столиком, откидной сеткой (полкой) для мелких вещей, гардеробом или крючками, вешалками, нишей для багажа, выдвижной лестницей.
32. В спальных вагонах предусматривается место для раздельного хранения чистого и использованного постельного белья.
33. Оборудование спального купе включает: спальные диваны и полки; откидной столик; откидную сетку (полку) для мелких вещей; выдвижную лестницу; гардероб или крючки, вешалки; нишу для багажа; зеркало.
34. Предусматривается конструкция спальной полки, исключающая сползание матраца, верхние полки оборудуются оградительными бортиками.
35.Основание спального дивана оборудуется из пыле-влагонепроницаемого материала.
36. Пассажирские вагоны, предназначенные для перевозки организованных детских коллективов, снабжаются ремнями безопасности для верхних полок.
37. В служебно-бытовом вагоне предусматриваются: салон для отдыха, спальное купе, кухня, санитарный узел.
38. Салон для отдыха располагается изолированно от кухни. Оборудуется диваном (полка для лежания), столом, стульями, шкафом с раздельными отделениями для хранения рабочей и домашней одежды, чистого и использованного белья.
39. Кухня оборудуется: кухонной плитой, холодильником, шкафом для хранения продуктов, раковиной со смесителем холодной и горячей воды, столом, шкафом для столовой посуды и кухонного инвентаря, маркированной тарой для сбора пищевых отходов и мусора, оснащается столовой и кухонной посудой.
40. Санитарный узел служебно-бытового вагона функционально разделяется на туалетную и душевую. К душевой и умывальнику подводится холодная и горячая вода.
41. При проведении ТО-2 (осеннего) выполняются работы по утеплению окон и дверей. Оконные стекла и межрамное пространство перед утеплением очищаются.
42. При проведении ТО-2 (весеннего) окна очищаются изнутри и снаружи с удалением утеплительных материалов и ремонтом механизмов подъема опускных окон.
43. При проектировании почтово-багажных вагонов предусматриваются купе для работников, санитарный узел (туалет и душевая).