zabika.ru 1

Казахский национальный университет имю аль-Фараби


Биологический факультет

Магистратура


ПРОГРАММА

Вступительных экзаменов в магистратуру КазНУ им. аль-Фараби

по дисциплинам направлений подготовки

Направление подготовки: 6N0804- Рыбное хозяйство

«Одобрено» Декан

Методическим объединением биологического факультета, проф.

Биологического факультета ___________Шалахметова Т.М.

________________________ «____»_____________2009 г.

«_____» ___________2009 г.

Цель экзамена - определение уровня подготовки претендентов и выявление на конкурсной основе потенциально способных и профессионально подготовленных для дальнейшего обучения в магистратуре.

Для приема в магистратуру биологического факультета всем выпускникам бакалавриата, желающим продолжить образование, необходимо сдать вступительный экзамен, который будет проводиться в устной форме по билетам, составленным на основе вопросов по фундаментальным дисциплинам направления подготовки. Апелляция проводится на следующий день после экзамена.

При зачислении претендентов, имеющих одинаковые баллы по результатам вступительного экзамена, преимущества будут иметь те лица, у которых выше средний балл диплома, есть научные публикации, грамоты и поощрения за годы обучения в бакалавриате, дети – сироты.

Перечень вопросов


  1. Загрязнение водоемов пестицидами, тяжелыми металлами, их влияние на гидробионтов.

  2. Загрязнение водоемов нефтью и его производными.

  3. Антропогенная эвтрофикация водоемов.

  4. Термофикация водоемов.

  5. Первичные и вторичные загрязнения водоемов.

  6. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды.

  7. Биологическая очистка сточных вод.

  8. Экологические основы питьевого водоснабжения.

  9. Роль гидробионтов в процессе самоочищение водоемов.
  10. Охрана водоемов от загрязнения.


  11. Характеристика воды, как среды обитания.

  12. Питание гидробионтов.

  13. Методы количественного учета водных организмов – планктона, бентоса.

  14. Жизненные формы гидробионтов.

  15. Форма размножения гидоробионтов.

  16. Защита гидробионтов от высыхания.

  17. Адаптация гидробионтов к газообмену.

  18. Биоценозы Мирового океана.

  19. Гидрофауна континентальных водоемов – озер, рек.

  20. Биологическое самоочищение водоемов.

  21. Конструкция рыбоводного пруда. Типы рыбоводных прудов. Прудовый фонд полносистемного прудхоза.

  22. Корма и кормление рыбы в прудовом рыбоводстве. Механизация кормления.

  23. Рыбопродуктивность карповых прудов и факторы ее распределяющие. Зоны карповодства.

  24. Заводской метод воспроизводства рыб. Инкубационные аппараты.

  25. Рыбохозяйственная мелиорация прудов и озер: цели, содержание и порядок проведения. Враги рыб.

  26. Рыбоводная характеристика карпа. Породы карпа. Поликультура карповых рыб.

  27. Рыбоводная характеристика осетровых рыб. Осетровые - объекты товарной аквакультуры.

  28. Рыбоводная характеристика сиговых рыб. Биотехника выращивания пеляди и рипуса в озерно-товарных хозяйствах.

  29. Рыбоводная характеристика лососевых рыб. Породы радужной форели. Биотехника выращивания форели в садках и бассейнах.

  30. Биотехника озерно-товарного рыбоводства. Классификации озер. Озеро как рыбоводный водоем. Зоны озерного

  31. Внутривидовые связи рыб и их значения. Явление стайности.

  32. Морфология, систематика и биология костных рыб.

  33. Питание и пищевые взаимоотношения рыб. Характер пищи. Адаптации к разной пищи.

  34. Способы перемещения рыб. Плавники, форма тела.

  35. Морфология, систематика и биология хрящевых рыб.

  36. Влияние на рыб абиотических факторов.
  37. Места и сроки нереста. Однократные и порционные икрометания. Плодовитость индивидуальное, относительная и рабочая.


  38. Различные типы миграции у рыб.

  39. Размножение рыб. Созревание половых продуктов.

  40. Систематика и экология карпообразных и лососеобразных.




  1. Кормовая база рыб и кормовые ресурсы водоемов. Совокупность животных и растительных организмов и их продукты распада.

  2. Гидробионты - основная кормовая масса рыб. Питание гидробионтов, пища гидробионтов.

  3. Пищеварительная система рыб. Взаимосвязь между длиной кишечника рыб и характером питания.

  4. Методики изучения питания рыб. Сбор материала по питанию рыб. Обработка содержимого желудочно-кишечных трактов рыб.

  5. Изучение пищевых отношений рыб. Межвидовые и внутривидовые отношения рыб.

  6. Методики изучения суточных рационов рыб методами: прямого учета пищи съеденной рыбами за единицу времени - сутки; определение скорости переваривания пищи.

  7. Изучение питания личинок рыб. Стандартные веса пищевых организмов. Вычисление индексов наполнения кишечника, частоты встречаемости компонентов пищи.

  8. Изучение питания хищных рыб. Качественная и количественная характеристика пищевого комка. Индексы наполнения отделов кишечника. Цифровая и литературная обработка материала.

  9. Изучение питания бентосоядных рыб. Качественная и количественная характеристика пищевого комка. Индексы наполнения отделов кишечника. Цифровая и литературная обработка материала.

  10. Изучение питания планктоноядных рыб. Качественная и количественная характеристика пищевого комка. Индексы наполнения отделов кишечника. Цифровая и литературная обработка материала.

  11. Ихтиопатология, как наука ее содержание и задачи. Связь ихтиопатологии с другими биологическими науками.

  12. Методы исследования болезней рыб (эпизоотологические, микробиологические, гистологические, паразитологические и др.) Определение понятия патология, болезнь, эпизоотология.
  13. Заразные и незаразные болезни рыб. Возникновение, закономерности развития и распространение болезней рыб.


  14. Протозойные заболевания, вызываемые споровиками. Кокцидиозный энтерит карпа и толстолобиков. Эпизоотология, клинические признаки, патогенез, диагноз, меры борьбы.

  15. Болезни рыб, вызываемые ресничными инфузориями. Ихтиофтириоз. Эпизоотология, клинические признаки, патогенез, диагностика. Меры борьбы.

  16. Трематодозы рыб. Диплостомозы. Сангвиниколез. Эпизоотология, клинические признаки, патогенез, диагностика. Меры борьбы.

  17. Цестоды рыб. Легулез, кавиоз. Эпизоотология, клинические признаки, патогенез, диагностика. Меры борьбы.

  18. Нематоды рыб. Рафидаскаридоз. Эпизоотология, клинические признаки, патогенез, диагностика. Меры борьбы.

  19. Заболевания человека и животных, переносчиками которых являются рыбы. Описторхоз. Дифилоботриоз. Эпизоотология, клинические признаки, патогенез, диагностика. Меры борьбы.

  20. Болезни рыб, вызываемые пиявками. Писциколез. Эпизоотология, клинические признаки, патогенез, диагностика. Меры борьбы.


Казахский национальный университет имю аль-Фараби

Биологический факультет

Магистратура



ПРОГРАММА

вступительных экзаменов в магистратуру на 2009 г.
по специальности 6N0701 - биотехнология

«Одобрено» Декан

Методическим объединением биологического факультета, проф.

Биологического факультета ___________Шалахметова Т.М.

________________________ «____»_____________2009 г.

«_____» ___________2009 г.


Перечень вопросов:


  1. Биотехнология и ее направления.

  2. Клетка как основа наследственности и воспроизведения. Строение ядра и его роль в наследственности.

  3. Химический состав клетки (нуклеиновые кислоты, белки, полисахариды, липиды, нуклеопротеиды, гликопротеиды, липопротеиды, минеральные компоненты и вода).
  4. Строение и функции клетки (различия клеток прокариот и эукариот).


  5. Молекулярные основы наследственности.

  6. Молекулярные основы организации хромосомы. Функции ДНК, гистонов, РНК в клеточном метаболизме.

  7. Положение микроорганизмов среди других организмов. Сапрофиты, паразиты, патогенные формы.

  8. Разнообразие типов питания микроорганизмов (автотрофия, гетеротрофия, фотолитотрофия, фотоорганотрофия, хемолитотрофия, хемоорганотрофия).

  9. Разнообразие источников углерода, азота, фосфора, серы и других элементов, используемых микроорганизмами.

  10. Способы культивирования микроорганизмов (периодическое, непрерывное, иммобилизация клеток и ферментов). Смешанные культуры, консорциумы. Принципы их культивирования.

  11. Выделение чистых культур микроорганизмов.

  12. Основные мономеры конструктивного метаболизма. Пути образования и дальнейшего их использования.

  13. Селекция, генетические основы селекции. Понятие о генотипе и фенотипе.

  14. Транскрипция, компоненты аппарата транскрипции. Взаимодействие РНК-полимеразы и промотора.

  15. Трансляция, ее этапы и функции рибосом.

  16. Генетический код и его свойства.

  17. Репликация ДНК. Генетический контроль процесса репликации.

  18. Рекомбинация, ее типы и модели.

  19. Механизмы репарации ДНК.

  20. Взаимосвязь процессов репликации, рекомбинации и репарации.

  21. Классификация мутаций. Спонтанный и индуцированный мутагенез.

  22. Классификация мутагенов. Молекулярный механизм мутагенеза. Идентификация и селекция мутантов.

  23. Основы генной инженерии. Механизм и генетический контроль генных мутаций.

  24. Ферменты рестрикции и модификации. Выделение и клонирование генов.

  25. Векторы для молекулярного клонирования. Принципы конструирования рекомбинантных ДНК и их введения в реципиентные клетки.
  26. Белки. Аминокислоты как мономеры белков и пептидов. Стереохимия. Уровни структуры белков.


  27. Углеводы. Моносахариды. Строение и стереохимия. Ациклические и циклические структуры моносахаридов.

  28. Липиды. Классификация липидов. Нейтральные липиды, фосфолипиды, сфинголипиды. Структурные компоненты липидов.

  29. Ферменты и их биохимическая роль. Классификация и номенклатура.

  30. Основные пути ассимиляции субстратов: белков, жиров, углеводов, липидов.

  31. Основные пути диссимиляции субстратов: белков, жиров, углеводов, липидов.

  32. Основные биологические объекты биотехнологии: промышленные микроорганизмы, клетки и ткани растений, животных и человека, биокатализаторы, в том числе реконструированные продуценты биологически активных веществ.

  33. Типовые технологические приемы и особенности культивирования микроорганизмов, клеток и тканей растений, животных и человека.

  34. Этапы получения трансгенных животных.

  35. Получение гаплоидных растений методами биотехнологии.

  36. Трансплантация. Первые сведения о эмбрионах.

  37. Экологическая биотехнология и его значение.

  38. Биология растений, выращенных в условиях іn vitro.

  39. Химический синтез генов.

  40. Производство на основе процесса брожения: получение этанола и пива.

  41. Сомаклональная изменчивость.

  42. Методы получения трансгенных животных.

  43. Клеточная селекция растений.

  44. Клеточная инженерия растений.

  45. Генная инженерия растений.

  46. Криоконсервация и его значение.

  47. Изменчивость и ее виды.

  48. Процессы морфогенеза в условиях in vitro.

  49. Методы выращивания клеток и тканей растений в искусственных питательных средах.

  50. Получение каллусных тканей и их характеристика.

  51. Суспензионная культура клеток и ее характеристика.

  52. Выделение и выращивание протопластов в условиях іn vitro.
  53. Соматический эмбриоидогенез.


  54. Выращивание зародышей іn vitro.

  55. Изменение клеток растений іn vitro и использование их в селекции.

  56. Гибридизация соматических клеток растений.

  57. Развитие генной инженерии.

  58. Непрерывные процессы биотехнологического выращивания и используемые материалы.

  59. Объекты и задачи биотехнологии микроорганизмов.

  60. Использование клонального микроразмножения и его цели.

  61. Общая характеристика исскувственных питательных сред для выращивания тканей растений.

  62. Процесс дедифференциации клеток растений, выращенных в условиях in vitro.

  63. Способы выращивания клеток и тканей растений в in vitro.

  64. Типы сомаклональной изменчивости.

  65. Микробиологическое производство возобновляемых источников энергии: низших спиртов, ацетона, метана, путем биоконверсии органических отходов и растительного сырья.


Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Биологический факультет

Магистратура



ПРОГРАММА

Вступительных экзаменов в магистратуру КазНУ им. аль-Фараби

по дисциплинам направлений подготовки

Направление подготовки: 6N0607 – Биология

«Одобрено» Декан

Методическим объединением биологического факультета, проф.

Биологического факультета ___________Шалахметова Т.М.

________________________ «____»_____________2009 г.

«_____» ___________2009 г.

Цель экзамена - определение уровня подготовки претендентов и выявление на конкурсной основе потенциально способных и профессионально подготовленных для дальнейшего обучения в магистратуре.

Для приема в магистратуру биологического факультета всем выпускникам бакалавриата, желающим продолжить образование, необходимо сдать вступительный экзамен, который будет проводиться в устной форме по билетам, составленным на основе вопросов по фундаментальным дисциплинам направления подготовки. Апелляция проводится на следующий день после экзамена.


При зачислении претендентов, имеющих одинаковые баллы по результатам вступительного экзамена, преимущества будут иметь те лица, у которых выше средний балл диплома, есть научные публикации, грамоты и поощрения за годы обучения в бакалавриате, дети – сироты.

Программа для вступительных экзаменов в магистратуру на 2008-2009 уч.г. по специальности 6N0607 - биология (естественные науки)
1.Основные принципы организации живых систем (элементарный состав живых организмов, химическая основа живых организмов, структурная организация живых организмов.

2. Термодинамика биологических процессов. Источники энергии живых организмов. Применимость закона сохранения энергии к живым организмам.

3.Системы коммуникации и потоки информации в живых организмах.

4.Современные физико-химические методы, используемые в биологии.

5.Химические связи и взаимодействия между молекулами. Белки – структура и конформации белков, физико-химические свойства белков.

6.Нуклеиновые кислоты -материальная основа наследственности. Модель структуры ДНК Уотсона-Крика. Различные формы организации двухцепочечной ДНК. Организация ДНК в хромосомах. Общие особенности репликации ДНК. Строение и виды РНК.

7.Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Пути расщепления углеводов.

8.Липиды: жиры, фосфо- и гликолипиды.

9. Обмен веществ и энергии в клетке. Биокатализ.

10. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой. Свободный
транспорт. Транспорт с переносчиком.

11. Диссимиляция как источник энергии. Обзор процессов диссимиляции.

12. Биологическое окисление. Окислительно-восстановительный потенциал. Цепь дыхания.

13.Фотосинтез (общий обзор).

14.Хемосинтез. Гетеротрофная ассимиляция.

15.Внутриклеточная передача информации в клетках. Синтез ДНК и РНК. Синтез белка.

16.Генетический код. Генетическое изучение кода. Расшифровка кода с

помощью биохимических методов. Особенности построения генетического
кода. Терминаторные ко доны. Генетический код митохондрии.

17.Клетка как структурная единица: эукариотические, прокариотические клетки, вирусы.

18.Методы исследования клеток (морфологические, биохимические, цитохимические, физиологические).

19.Клеточная теория, её значение для развития биологии.

20. Теория регулирования. Теория связи.

21.Реализация генетической информации. Действие генов.

22.Биологический смысл митоза и мейоза. Особенности гаметогенеза. Клеточный цикл.

23.Моноцитогенное бесполое размножение. Полицитогенное бесполое размножение.

24. Половое размножение (гамогония, гологамия, мерогамия. Образование половых клеток. Процесс оплодотворения. Партеногенез. Клонирование.

25.Развитие многоклеточного растения. Развитие многоклеточного животного.

26. Биологические мембраны. Их структура, свойства и методы их изучения.

27. Клеточные основы цитогенетики. Клеточное деление. Хромосомные основы наследственности.

28.Хромосомная теория и её значение в познании принципов организации

29.Этапы биосинтеза белка. Транскрипция и трансляция.

30.Процессы самоорганизации и саморегуляции живых систем.

31.Учение о гомеостазисе.

32.Современные проблемы молекулярной биологии. Современное представление о строении гена.

33.Молекулярные основы клеточной биологии. Ультраструктура ядра и хромосом. Репликация ДНК. Синтез белка.

34.Регуляторные элементы гена.Способы переноса генетической
информации в природе. Ферменты, используемые в генной инженерии.
Способы получения генов.

35. Техника рекомбинантных ДНК. Векторы для клонирования генов
растений. Методы прямого переноса генов в растения. Проблемы и
перспективы генетического клонирования.

36. Кров как внутренняя среда организма. Функции крови. Состав и свойства крови.


37. Легочные объемы. Жизненная емкость легких. Легочная вентиляция. Физиологическое мертвое пространство. Регуляция дыхания.

38. Гормональная регуляция физиологических функций. Железы внутренней секреции.

39. Межклеточная передача возбуждения. Синапси: клссификация, строение, свойства. Проведение возбуждения через синапс.

40.Нейрон-функциональная единица нервной системы. Строение, функции.

41.Ростовые движения. Тургорные движения. Движение при помощи жгутиков и ресничек. Мышечное движение. Химические процессы при мышечной активности.

42. Этология — наука о поведении. Врожденные формы поведения. Внутренние условия и факторы. Приобретенное поведение. Ориентация в пространстве. Биокоммуникация.

43.Современные проблемы клеточной и молекулярной биофизики.

44.Наследственные изменения. Изменения плоидности. Хромосомные мутации.Генные мутации и репаративные процессы. Рекомбинации целых хромосом. Внутрихромосомная рекомбинация. Рекомбинация у бактерий. Гибридизация соматических клеток. Рекомбинантная ДНК.

45. Конвенция о биологическом биоразнообразии. Понятие о биоразнообразии. Классификация биоразнообразия. Таксономическое
разнообразие. Центры таксономического разнообразия.

46.Факторы видового богатства. Антропогенные изменения биомов.
Воздействия человека на биоразнообразие. Модели построения графиков видового обилия.

47. Генетическая инженерия, методы и достижения

48.Методы генетики человека. Генетический анализ родословной человека.

49.Принципы и методы культивирования клеток. Биология культивируемых клеток: дифференциация и каллусообразование; гетерогенность культивируемых клеток; рост клеток в культуре; дифференцировка, морфогенез и регенерация.

50. Методы клонального размножения; этапы размножения; условия и факторы, влияющие на процесс клонального размножения растений; применение клонального размножения и его перспективы.


51. Клеточная селекция растений: методы клеточной селекции; методы отбора устойчивых клеток; сомаклональная изменчивость; причины и факторы, влияющие на сомаклональную изменчивость в культуре клеток и тканей; значение для селекции.

52. Биогеоценоз — элементарная ячейка биосферы. Классификация биогеоценотических систем.

53. Функциональная структура биогеоценозов. Устойчивость и динамичность биогеоценозов.

54. Естественный отбор как движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора.

55.Микроорганизмы и экология использования микроорганизмов в утилизации отходов, нефтепродуктов, тяжелых металлов.

56..Рост и размножение микроорганизмов, первичные и вторичные метаболиты.

57. Обмен веществ микроорганизмов: брожение, дыхание, неполное окисление органических соединений.

58. Микроорганизмы — продуценты биологически активных веществ (антибиотики, ферменты, аминокислоты, витамины и др.).

59.Микроорганизмы и сельское хозяйство (инсектициды, азотфиксаторы и др.)

60. Понятие о популяции. Критерии популяции. Генетическая изменчивость в природных популяциях. Виды популяции (клональные и панмиксические).

61. Элементарные процессы эволюции: Эволюция — процесс
двухступенчатый. Случайное скрещивание. Закон Харди-Вайнберга.
Применение закона Харди-Вайнберга. Гены. Слепленные с полом. Мутации.
Миграции. Случайный дрейф генов.

62. Концепция естественного отбора. Дарвиновская приспособленность.

63. Направления эволюционного процесса (ароморфоз, идиоадаптации, катаморфоз).

64. Борьба за существование как движущий фактор эволюции. Формы борьбы за существование.

65. Мутационная изменчивость - одна из движущих сил эволюционного развития.

66.Сущность эволюции. Доказательства эволюции. Факторы эволюции. Эволюция на надвидовых уровнях.

67. Эволюция прокариот. Эволюция эукариот. Эволюция человека.


68. Современное понимание движущих сил эволюции.

69.Краткая характеристика направлений: креационизм, номогенез, витализм, педоморфоз, теория катастроф, теория прерывистого равновесия.

70. Современное понимание естественного отбора. Формы движущего и
стабилизирующего отбора. Соотношение индивидуального и исторического развития.
Биогенетический закон.

71. Теории происхождения жизни. Современное понимание происхождения человека.

72. Формы направленной эволюции (конвергенция, ортоселекция, параллельная эволюция).

73. Видообразование и макроэволюция. Анагенез и кладогенез. Концепция вида. Процесс водообразования. Географическое видообразование. Квантовое видообразование.

74. Энтропия и негэнтрапия. Применры.

75. Первый и второй закон термодинамики. Применимость их в живых системах.

76. Применимость закона Ома к живым организмам.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Биологический факультет

Магистратура


ПРОГРАММА
Вступительных экзаменов в магистратуру КазНУ им. аль-Фараби

по дисциплинам направлений подготовки

Направление подготовки: 6N0113 – Биология

«Одобрено» Декан

Методическим объединением биологического факультета, проф.

Биологического факультета ___________Шалахметова Т.М.

________________________ «____»_____________2009 г.

«_____» ___________2009 г.

Цель экзамена - определение уровня подготовки претендентов и выявление на конкурсной основе потенциально способных и профессионально подготовленных для дальнейшего обучения в магистратуре.

Для приема в магистратуру биологического факультета всем выпускникам бакалавриата, желающим продолжить образование, необходимо сдать вступительный экзамен, который будет проводиться в устной форме по билетам, составленным на основе вопросов по фундаментальным дисциплинам направления подготовки. Апелляция проводится на следующий день после экзамена.


При зачислении претендентов, имеющих одинаковые баллы по результатам вступительного экзамена, преимущества будут иметь те лица, у которых выше средний балл диплома, есть научные публикации, грамоты и поощрения за годы обучения в бакалавриате, дети – сироты.

Программа для вступительных экзаменов в магистратуру на 2008-2009 г. по специальности 6N0113 - биология (образование)

1. Строение клеток про- и эукариот. Общая характеристика клеток.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Органоиды клеток.

2.Жизненный цикл клеток. Митоз клеток животных. Амитоз. Мейоз.

3. Структурные единицы растительной клетки. Их строение и функции.

4.Корень. Виды корней. Зоны корня. Функции

5. Лист. Общая характеристика. Строение мезофила. Функции листа.

6. Цветок. Андроцей. Геницей. Строение и функции.

7. Ткани. Классификация. Общая характеристика. Функции.

8. Обмен веществ и энергии у автотрофных и гетеротрофных клеток.

9. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой: свободный транспорт, транспорт с переносчиком.

10.Обзор процессов диссимиляции: дыхание, гликолиз, брожение, цепь дыхания.

11.Обзор процессов ассимиляции: фотосинтез, хемосинтез.

12.Реализация генетической информации: действие генов, регуляциягенной активности.

13.Репликация и сегрегация генетического материала: репликация ДНК, клеточное деление у бактерий, деление клеток и ядер у эукариот.

14.Размножение: бесполое, половое размножение, процесс оплодотворения, партеногенез, клонирование особей.

15.Чередование поколений: первичное чередование, вторичное чередование.

16. Зоология как наука. Предмет и задачи зоологии. История возникновения и развития зоологии.

17. Происхождение многоклеточных животных. Особенности их строения и размножения.

18.Общая характеристика, классификация кольчатых червей и их значение.


19. Общая характеристика, классификация плоских червей и их значение.

20.Тип моллюски. Общая характеристика, классификация и значение.

21.Общая характеристика и классификация, особенности строения и размножения членистоногих и их значение.

22.Происхождение, классификация и биологические особенности хордовых животных.

23.Происхождение, классификация, морфология и физиология ракообразных.

24. Классификация, морфология и физиология земноводных.

25. Происхождение, классификация и особенности строения пресмыкающихся и их значение.

26.Биология рыб. Их систематика и значение.

27.Происхождение, классификация, особенности строения птиц и их значение.

28. Классификация, морфология и физиология млекопитающих.

29.Отряд приматы, общая характеристика и классификация.

30.Предмет и задачи цитологии, ее место и роль в современной биологии, связь с другими науками. Краткий очерк истории цитологии.

31. Эпителиальные ткани. Строения различных видов эпителия. Секреция, типы секреции.

32.Общая характеристика соединительной ткани. Кровь как ткань. Кроветворение.

33.Плотная соединительная ткань. Хрящевая ткань. Регенерация.

34.Нервные ткани. Синапсы. Рецепторы. Нейросекреторные клетки. Нейроглия.

35.Общий обзор нервной системы человека. Нейроглия, ее разновидности и функции. Спинной мозг и спинномозговые нервы. Рефлекторные дуги.

36.Общая характеристика соединительной ткани. Кровь как ткань. Кроветворение.

37. Цитологические основы наследственности: митоз, мейоз.

38. Нейрон. Связь нейронов. Закономерности передачи возбуждения по нервному волокну. Синапс. Классификация синапсов.

39. Рефлекс. Рефлекторная теория. Психофизиологическая концепция рефлекса. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в формировании научной концепции условного рефлекса

40. Рефлекторная деятельность нервной системы. Понятие рефлекса, виды, рефлекторная дуга.


41.Физиология сердца. Строение и функции сердечных камер. Большой и малый круги кровообращения.

42. Кора большого мозга. Роль коры больших полушарий в

осуществлении высшей нервной деятельности.

43. Механизм мочеобразования. Нефрон-структурная единица выделительной системы. Процесс реабсорбции.

44.Система органов выделения. Строение и функции почек. Значение органов выделения.

45.Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормонов в жизнедеятельности организма.

46.Законы наследственности Г. Менделя.

47.Основные виды изменчивости: наследственная, ненаследственная.

48.Пол, типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом.

49.Идеальные популяции. Закон Харди-Вайнберга для панмиксических популяций. Факторы, нарушающие равновесие генов.

50.Понятие о росте и развитии. Этапы онтогенеза растений.

51.Биологические мембраны. Их структура, свойства и методы их обучения.

52.Общее понятие вида, популяции, биоценоза, биогеоценоза и экосистемы. Экологическая ниша.

53.Теория Ж.Б. Ламарка и развитие неоламаркизма.

54.Системная концепция макроэволюции.

55.Направления эволюционного процесса (ароморфоз, идиоадаптации, катаморфоз).

56.Основные положения концепции нейтральной эволюции.

57. Формы направленной эволюции (конвергенция, ортоселекция, параллельная эволюция).

58. Системная концепция макроэволюции. Редукционная концепция макроэволюции.

59. Краткая характеристика направлений: креационизм, номогенез, витализм, педоморфоз, теория катастроф, теория прерывистого равновесия.

60.Понятие эволюционного прогресса.

61. Предмет, задачи и методы научного исследования методики преподавания биологии, роль и место биологии в жизни современного общества.

62.Методы обучения биологии. Классификация методов обучения.

63.Формы обучения: урок, семинарские занятие, практическая и лабораторная работа, факультатив.


64.Самостоятельная работа учащихся. Организация и формы самостоятельной работы.

65.Дидактические принципы методики преподавания биологии.

66.Межпредметные связи в преподавании биологии, их значение и организация.

67.Методы обучения и их связь со средствами обучения.

68.Формы организации учебно-воспитательного процесса.

69.Внеклассные и внеурочные занятия по ботанике и зоологии.

70.Организация факультативных занятий по биологии.

71.Подготовка учителя к уроку. Урок, структура и этапы урока.

72.Игровые методы обучения биологии. Их роль в развитии и активизации познавательной деятельности учащихся.

73.Контроль результатов обучения биологии. Формы, виды и методы контроля.

74.Роль контроля в процессе обучения биологии. Организация контроля за усвоением знаний.

75.Основные этапы методики преподавания биологии. Первый учебник естествознания В.Ф. Зуева.

76.Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Этапы урока.

77.Методика подготовки, организации и проведения экскурсий по ботанике.

78.Методика подготовки, организации и проведения экскурсий по зоологии.

79.Уголок живой природы, его организация, оборудование.

80.Роль биологического образования в школе. Основные принципы и
законы обучения.

81.Учебно-наглядные средства обучения: натуральные, изобразительные. Их роль в организации познавательной деятельности учащихся.

82. Материальная база преподавания биологии. Кабинет биологии.

83. Учебно-опытный участок и педагогические требования к организации работ на участке.

84.Методика формирования и развития биологических понятий.

85. Словесные, наглядные, практические методы, их виды и возможности в преподавании биологии.

86. Подготовка к уроку, составление плана урока, методика анализа урока.

87. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по биологии.

88. Методические приемы и их характеристика.

89. Неаллельные гены. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное, эпистаз, полимерное, гены-модификаторы.

90. Создание синтетической теории эволюции. Доказательства общности происхождения человека и животных.