zabika.ru 1 2 3 4


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УТВЕРЖДЕНО

Ректором Академии управления


при Президенте Республики Беларусь

«27» января 2011 г.

Рег. № УД-01-ГУИ/Пп-2

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности переподготовки  


1-26 01 71 Государственное управление и идеология

Институт государственной службы

Факультет подготовки

Кафедра идеологии и политических наук


Форма получения образования –

заочная

 

 
 
 
 
Минск 2011

Программа государственного экзамена разработана кафедрами идеологии
и политических наук, теории и практики государственного управления.

Авторы-составители:

канд. филос. наук, доцент В.Н.Семёнова



Заведующий кафедрой идеологии и

полит. наук, канд.

полит. наук Н.Н.Малишевский

Заведующий кафедрой теории

и практики государственного управления,

д-р истор. наук, доцент В.И.Яковчук


Рецензент: кафедра политологии юридического факультета Белорусского государствен­ного университета (протокол № 10 от 05 марта 2010 г.)

Рассмотрена на заседании кафедры идеологии и политических наук и рекомендована к использованию в 2011 г. (протокол № 5 от 14 декабря 2010 г.)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией факультета переподготовки Института государственной службы (протокол № 3 от 17 марта 2010 г.)



Рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Академии уп­равления (протокол № 4 от 31 марта 2010 г.)

Председатель

Научно-методического совета С.В. Шаврук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа государственного экзамена составлена в соответствии с тре­бованиями Образовательного стандарта переподготовки руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций по специаль­ности 1-26 01 71 «Государственное управление и идеология» и утвержденных
в установленном порядке учебных программ по дисциплинам специальности: «Основы идеологии белорусского государства», «Организация идеологической работы в трудовых коллективах», «Теория и практика государственного уп­равления».

Цель государственного экзамена по изучаемым курсам – проверка усвое­ния слушателями в систематизированном виде основного содержания идеоло­гии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправ­ных граждан, а также уровня профессиональной компетентности слушателей, приобретенных знаний теории и методологии идеологической работы в трудо­вом коллективе, умений пропагандировать и отстаивать ценности и приоритеты белорусского государства.

Основными задачами являются:


  • усвоение слушателями комплекса теоретических положений, объясняю­щих феномен идеологии и ее роль в жизнедеятельности общества;

  • ознакомление обучаемых с содержанием базовых идей и положений основных идейно-политических течений современности;

  • освоение слушателями содержания идей, ценностей, принципов, целей и представлений, составляющих в своей совокупности идеологию сов­ременного белорусского государства;

  • формирование у слушателей социальных качеств, необходимых для осоз­нанного участия в общественно-политической жизни страны.

В результате изучения дисциплин слушатели должны знать и понимать:

  • теоретические положения, объясняющие феномены идеологии, политиче­ской идеологии и государственной идеологии;
  • содержание базовых идей и положений основных идейно-политиче­ских течений современности;


  • содержание важнейших положений идеологии белорусского государства.

Изучение дисциплины предполагает ряд этапов.

  1. Повторение изученных тем лекций, практических занятий, тематических дискуссий, проведение контролируемой самостоятельной работы, управляемой самостоятельной работы. На этом этапе необходимо уяснить основные тезисы темы. После прочтения следует ответить на вопросы и отметить для себя не­понятные моменты.

  2. Изучение литературы. В конце каждой дисциплины приведен список литературы, включающий учебные и научные издания. Для повторения тем
    не обязательно пользоваться всеми источниками, приведенными в списке, достаточно ограничится несколькими.

  3. Программа государственного экзамена по специальности переподготовки состоит из трех дисциплин: «Основы идеологии белорусского государства», «Организация идеологической работы в трудовых коллективах», «Теория и практика государственного управления». После повторения последней темы каждой дисциплины, следует вернуться к предыдущей и повторить ее содер­жание в целом по тексту.

4. После того как все темы изучены, следует вернуться к повторению тем, по которым имели место оши­бочные ответы.

Специалист должен иметь высокий уровень социально-гуманитарной, обще­научной и профессиональной подготовки. Социально-гуманитарная подготовка должна обеспечивать стремление специалиста к постоянному профессиональ­ному и личностному росту на основе научного мировоззрения, современного методологического знания, ориентации в философско-мировоззренческих пробле­мах, владения высокими нравственно-этическими ценностями, высокого уровня патриотизма и гражданской ответственности, знания и соблюдения граждан­ских прав и свобод личности, освоения достижений белорусской национальной и мировой культуры, толерантности и веротерпимости, понимания принципов социальных и социально-психологических отношений в современном обществе.

Специалист должен сочетать широкую фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, владеть передовыми достижениями мирового опыта в области своей деятель­ности.


Специалист с квалификацией «идеолог» должен знать механизм функции­онирования и возможности реализации социальных законов в различных сферах общественной жизни, владеть навыками их использования в сфере управления и идеологии, знать принципы и особенности осуществления социологического и политологического анализа проблем общественной жизни, владеть методами экономического и социально-экономического регулирования и управления; иметь высокий уровень профессиональной подготовки в управленческой сфере и сфере политической культуры, владеть теорией, методикой и практикой идеоло­гической работы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

По дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»
Тема 1. Предмет курса и методология изучения
идеологии белорусского государства


Особенности современного этапа развития белорусского общества как при­чина, обусловливающая актуальность научного анализа и необходимость изуче­ния и осмысления государственной идеологии Республики Беларусь: распад СССР и провозглашение суверенитета белорусского государства; становление институтов современной белорусской государственности и гражданского обще­ства; формулирование целей развития белорусского общества, приоритетов внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Необходимость посто­янной работы по формированию, систематизации и совершенствованию соци­ально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского государства.

Предмет курса идеологии белорусского государства – составляющая основу деятельности государства, совокупность идей, ценностей, принципов и пред­ставлений, объединяющих население Беларуси в политическое сообщество, опре­деляющих цели и задачи развития белорусского общества и обосновывающих пути их реализации. Курс «Основы идеологии белорусского государства»

как специфическая часть темы «Политическая идеология» курса политологии. Связь курса с содержанием общей теории государства и права, историей бело­русского народа, историей политической и правовой мысли Беларуси, историей государства и права Беларуси, политологией, философией, культурологией, экономической теорией, другими социально-гуманитарными дисциплинами.


Теория идеологии как методологическое основание анализа феномена госу­дарственной идеологии и содержания идеологии белорусского государства. Основные понятия и категории, посредством которых раскрывается содержание курса: этнос, народ, нация, государство, государственность, нация-государство, идея, идеал, принцип, ценность, представление, убеждение, интерес, цель, куль­тура, цивилизация, политика, развитие, модернизация и др. Определение терми­нов «учение», «концепция», «доктрина».

Источники идеологии белорусского государства: нормативно-правовые акты и политические документы Республики Беларусь (Конституция, законы, де­креты, постановления, концепции и т. п.); международные политико-правовые документы, подписанные белорусским государством; политические документы прошлых периодов истории белорусского народа; произведения отечественной и мировой философской, политической и правовой мысли, литературно-худо­жественные произведения белорусских писателей и поэтов и др.

Логика (последовательность) изложения содержания курса: рассмотрение основных положений теории идеологии – анализ государственной идеологии как социально-политического феномена и видового понятия, – раскрытие содер­жания составных элементов идеологии современного белорусского государства.

Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение

Введение в научный оборот и политический лексикон французом А. Де­стютом де Траси понятия «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс

и Ф. Энгельс об идеологии как «ложном сознании». К. Манхейм об идеологии как типе (форме) мышления определенных групп людей и орудии коллектив­ного действия в общественно-политической жизни. Современное понимание иде­ологии как относительно систематизированной совокупности взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, посредством которых определенная группа или общность людей осознает себя, свои потребности и интересы, выражает свое отношение к существующей социальной действительности, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути и средства их достижения. Язык идеологии. Формирование идеологии. Идеология и мировоз­зрение. Черты идеологии как особого типа верований. Идеология и политика. Идеология и утопия.


Понятие политической идеологии. Мифологические системы и религи­озные вероучения как идеологии традиционных обществ. Возрастание роли собственно политической идеологии в Новое время. Субъекты политики (инди­виды, группы, классы, общности и их объединения) – носители политических идеологий. Возможность и предпосылки формирования общечеловеческой (планетарной) идеологии. Функции политической идеологии. Общественные объ­единения (группы интересов, союзы, партии) и движения как формы инсти­туционального оформления политической идеологии. Социально-политические учения, доктрины, концепции и теории как формы выражения и закрепления содержания идеологий. Уровни политической идеологии: теоретико-концепту­альный, программно-политический, обыденно-актуализированный. Идеология и социально-политическое знание. «Теории» деидеологизации и реидеоло­гизации.

Основания классификации политических идеологий. Идеологии социаль­ных групп, классов, общностей и их объединений. Идеологии тотальные (гло­бальные), локальные и частичные (частные). Идеологии прогрессивные, консерва­тивные и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (ради­кальные), праворадикальные и леворадикальные. Понятие идейно-политиче­ского течения и идейно-политического спектра. Традиционные (классические) и современные идеологии. Проблема идентификации идеологий.
Тема 3. Либерализм и неолиберализм (социальный либерализм)

Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Соци­ально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классиче­ского либерализма. Третье сословие – изначальный носитель либеральных идей. А. Смит, Дж. Локк, Дж. Милль и другие основоположники либерализма. Индивидуализм и свобода личности – базовые ценности либерализма. Идеи либерализма относительно организации политической, экономической и духов­ной жизни общества. Кризис классического либерализма в XХ в. Современный, или социальный, либерализм.

Тема 4. Консерватизм и неконсерватизм


Консерватизм – идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радика­лизм Французской революции. Основоположники консерватизма: Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд и др. Верность традиции, понимание об­щества как органической реальности, социальная иерархия – фундаментальные ценности и положения консерватизма. Консервативная трактовка человека, власти и собственности. Отношение консерватизма к революционным и эволю­ционным социальным изменениям. Социальные носители консервативной иде­ологии в различные исторические эпохи. Эволюция консерватизма во второй половине ХХ в. Сущность неоконсерватизма.
Тема 5. Социализм и его разновидности

Социализм и его разновидности. Социальные предпосылки возникнове­ния социалистических идей. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Понимание социального равенства и путей его утвер­ждения представителями раннего (утопического) социализма (Т. Мор, Т. Кам­панелла, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн и др.). Марксистское понимание социализма как ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Предпосылки и пути утверждения социали­стического идеала общественного устройства. Интерпретация марксистского понимания социализма в идейных доктринах коммунистического и социал-демократического движений.
Тема 6. Нетрадиционные идейно-политические доктрины XIX–XX вв.

Анархизм и его истоки. М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кро­поткин – идеологи анархизма. Анархистский проект общественного устройства. Анархизм и современность. Доктрина «перманентной революции» Л.Д. Троц­кого (троцкизм). Идеология движения «новых левых». Источники теоретиче­ских представлений «новых левых», их тактические установки. Концепции «национального социализма» в странах Азии и Африки.

Возникновение идеологии национализма. Исходные постулаты национа­лизма. Позитивное и негативное значения термина «национализм». Формы про­явления национализма (политический, языковой, культурный и экономический национализм). Либеральный, консервативный и экспансионистский национа­лизм. Шовинизм. Ксенофобия. Фашизм и неофашизм.


Идейные постулаты либерализма, идеи движения «новых правых» (А. де Бенуа, П. Виаль и др.). Р. Генон и Ю. Эвола – предшественники «новых пра­вых». Глобализм как направление научного мышления и как идейно-полити­ческая доктрина. Роль Римского клуба в формировании идеологии и практики глобализма. Положительные и негативные последствия политики глобализма.
Тема 7. Идейные постулаты альтернативных движений

Предпосылки возникновения альтернативных движений (новых социаль­ных движений) на исходе второго тысячелетия (1970-е гг.) Смысл понятия «альтернативные движения». Сущность альтернативного подхода к новым соци­альным реалиям. Возникновение пацифизма, его разновидности (либеральный, социалистический и радикальный). Этапы развития феминистского движения. Предпосылки возникновения экологизма. Стратегическая цель участников экологического движения. Возникновение коммунитаризма в 1990-е гг. Ком­мунитаризм как конструктивная оппозиция индивидуалистическому рыночно-демократическому либерализму и традиционалистскому авторитаризму. Антигло­бализм как идеология и практика противодействия глобалистскому проекту переустройства мира. Основные постулаты антиглобализма. Особенности соци­ального действия участников альтернативных движений.
Тема 8. Религиозные социально-политические доктрины

Религия и политика. Социально-политическая роль ранних религиозных общин. Социально-политическая роль церкви. Государство и церковь, модели их взаимоотношений. Религия в современной Беларуси. Законодательство Рес­публики Беларусь о свободе совести, вероисповедания в религиозных органи­зациях.

Формирование социальной доктрины католицизма. Энциклики римских пап «Рерум новарум» («О новых вещах», 1891) и «Центесимус аннус» («Сотый год», 1991). Оценка католицизмом современного мира. Подход к проблемам войны и мира. Отношение к социальным и этическим проблемам. Католицизм
и социально-политические движения.

Источники социально-политического учения православия. Документ «Ос­новы социальной концепции Русской православной церкви» (2000 г.). Отно­шение православия к государству и его политике. Подход православия к про­блемам войны и мира, международных отношений. Православие и общест­венно-политическая жизнь.


Роль ислама в жизни мусульманского общества. Источники социальных идей ислама. Социальные идеи Корана и политика. Исламский фундамен­тализм.

Буддизм и общественно-политическая жизнь. Подход протестантских кон­фессий к социально-политическим проблемам.
Тема 9. Государственная идеология как социально-политический феномен

Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокуп­ность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное госу­дарство, как субъект политики. Национальная идея – выражение этнокуль­турной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией
и своего стремления к самоорганизации (самосохранению) в качестве нации-государства. Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее ин­тересов, чаяний и устремлений.

Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идео­логия – целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязан­ных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общ­ность (народ) осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. «Государственная идеология» как видовое понятие (обозначение признака, общего для всего множества государств); «идеология данного государства» как единичное понятие (обозначение того же признака
в его индивидуальной конкретности, характерной для определенного государства). Совпадение предметного значения понятий «национальная идеология», «государ­ственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология госу­дарства» и их взаимозаменимость в соответствующих контекстах. Определение понятия «идеология белорусского государства». Другие синонимичные ему термины.

Роль идеологии государства как основы духовного единства народа, внутрен­ней целостности и консолидации общества, программы социальной жизнеде­ятельности нации, средства политической мобилизации граждан. Познаватель­ная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции государст­венной идеологии.


Понятие элементов государственной идеологии; ее культурно-историче­ская (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная состав­ляющие. Уровни государственной идеологии: теоретико-концептуальный; про­граммно-политический; обыденно-актуализированный. Механизм функциони­рования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, орга­низаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, норма­тивно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии.

Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государствен­ная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодательству государства.
Тема 10. Белорусская общность, национальная идея и государственность

Понятие государственности. Представления народа о своей государствен­ности – составная часть национально-государственной идеологии. Теоретико-концептуальная интерпретация государственности народа. Концепция государствен­ности. Взаимосвязь между интерпретацией истории народа и концепцией его государственности.

Формирование белорусов как самобытной этнической общности. Заселе­ние территории Беларуси славянами и этногенетические процессы, происходив­шие здесь в VI–IX вв. Формирование древнерусской народности в Х–ХIII вв. Формирование белорусской, малорусской (украинской) и великорусской (рус­ской) общностей в XIII–XVI вв. Происхождение самоназвания белорусов и на­звания территории их расселения («Беларусь»). Формирование белорусского национального самосознания в XVII–XIX вв. Обоснование белорусскими мысли­телями в конце XIX – начале XX в. существования белорусской нации, ее равенства с другими народами и права конституироваться (самоопределиться)
в качестве нации-государства.

Государственность на белорусских землях. Княжения как протогосудар­ственные образования. Восточнославянские княжества как составные части Древнерусского государства (Киевской Руси). Значение Древнерусского госу­дарства для возникновения предпосылок формирования белорусской общности и ее государственности. Значение вхождения белорусских земель в состав Вели­кого княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи в фор­мировании и развитии белорусского народа и зарождении идеи создания его собственной государственности.


Становление белорусской национальной государственности. Провозглаше­ние Белорусской Народной Республики – попытка создания собственно бело­русской государственности. Белорусская Советская Социалистическая Республика (ССРБ, БССР) – исторически первое реальное белорусское национальное госу­дарство. Значение вхождения БССР в состав СССР для развития институтов белорусской государственности. Формирование территории белорусского наци­онального государства. Международно-правовое признание БССР.

Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Альтернативы развития белорус­ской государственности после распада СССР и провозглашения государствен­ного суверенитета Беларуси. Становление институтов белорусской государствен­ности в постсоветский период. Утверждение Республики Беларусь в качестве полноправного субъекта международных отношений. Самоутверждение и раз­витие в качестве нации-государства в союзе с евразийскими народами – доминирующий компонент современного самосознания белорусской общности. Союзное государство Беларуси и России – форма практической реализации белорусской национальной идеи в условиях глобализирующегося мира.

Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа.
Тема 11. Традиционные (социокультурные) идеалы
и ценности белорусского народа


Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая нацио­нально-государственной идеологии. Соответствие белорусской государствен­ной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народа, фун­даментальным ценностям его бытия и его ментальным свойствам.

Цивилизационное многообразие современного мира. Принадлежность бело­русов к славяно-русской, или православной, цивилизационной общности. Заро­ждение духовных оснований славяно-русской общности в период Киевской Руси. Становление социокультурной самобытности белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия и общественной деятельности Евфросинии Полоцкой (ок. 1120–1173), Кирилла Туровского (1130–1182) и Климента Смо­лятича (? – после 1164) в формировании мировосприятия белорусов. Уникаль­ность места белорусов среди славянских и европейских народов. Восточное

и западное влияние на формирование социокультурных идеалов и ценностей белорусов.

Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV–XX вв. (Н. Гу­совский, Ф. Скорина, С. Полоцкий, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.) в формирование традиционных идеалов и ценностей бело­русского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства
и справедливости. Свободолюбие и патриотизм, чувство национального досто­инства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосозна­ния белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство – фун­даментальные ценности белорусского народа.

Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Толерантность и доброжелательность (добразычлівасць) – доминиру­ющие социальные качества белорусов. Труд (працавітасць) как сущностная черта образа жизни белорусов. Соборность, или индивидуалистическо-коллек­тивистская этическая установка белорусов.

Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества. Значение Союзного государства Беларуси и России для сохранения социокультурной самобытности белорусского народа в глобализирующемся мире.
Тема 12. Конституционно-правовые основы идеологии
белорусского государства


Идеология государства и национальная система права. Конституция Рес­публики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гума­нистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства. Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Принципы ответственности государства перед личностью за создание условий для ее свободного развития и ответственности личности перед государством за не­уклонное выполнение своих гражданских обязанностей. Актуальные проблемы правового регулирования, обеспечения и защиты прав человека в Республике Беларусь.


Республика – форма организации государственной власти (форма прав­ления) в Беларуси. Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления в современном белорусском государстве. Идея унитарности государственного устройства и объективные предпосылки ее реали­зации в Республике Беларусь. Особенности административно-территориального устройства белорусского государства. Территориальная целостность Беларуси
и национальное единство – базовые ценности белорусского общества.

Демократия – важнейшая ценность белорусского народа. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Бе­ларусь. Белорусский народ – единственный источник государственной власти
и носитель суверенитета в Республике Беларусь. Идея осуществления народом своей власти непосредственно и через своих представителей; ее реализация в политической системе белорусского общества. Идея разделения властей и ее воплощение в институтах государственной власти Республики Беларусь. Идейно-политический плюрализм белорусского общества. Основополагающие идеи (принципы) избирательной системы Республики Беларусь. Идея многообразия форм собственности как условие демократизма общества и ее реализация
в Республике Беларусь. Политика Республики Беларусь в области государст­венного строительства, развития народовластия и формирования институтов гражданского общества.

Республика Беларусь – социальное правовое государство. Идея верхо­венства права и ее реализация в законодательстве белорусского государства. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства. Идея конституционного контроля и ее реализация в Республике Беларусь. Понятие социального государства. Государство либеральное («минимальное государ­ство»), так называемое социалистическое и социальное. Соотношение право­вого и социального принципов в деятельности современного демократического государства. Объективные предпосылки становления Республики Беларусь в каче­стве социального правового государства. Актуальные приоритеты социальной политики Республики Беларусь.


Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законода­тельстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси.
Тема 13. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI в.

Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интер­претации. Основные теории общественного развития. Доиндустриальное, инду­стриальное (модернистское) и постиндустриальное (информационное) обще­ства – последовательные стадии общественного развития. Национальные инте­ресы и цели общественного развития. Понятие политической модернизации.

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт обще­ственного развития. Социально-экономическая сущность и технологическая ос­нова белорусского общества в период СССР как органической части советского общества. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Объективная необходимость интеграции белорусского общества в ми­ровое сообщество.

Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Бела­руси в современных условиях; объективные предпосылки ее реализации. Ос­новные задачи постиндустриальной модернизации белорусского общества
в политической, экономической, социальной и духовно-культурной сферах его жизнедеятельности. Особенности белорусской модели социально ориентиро­ванной рыночной экономики. Устойчивое и инновационное развитие – способ движения Беларуси к своей стратегической цели. Постиндустриальная модер­низация и программные цели и задачи политических партий Беларуси.

Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития, национальная безо­пасность, всесторонняя интеграция Беларуси с Россией и другими странами Содружества Независимых Государств, успешное включение страны в общеевро­пейскую интеграцию и глобализационные процессы – важнейшие внутри-

и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модерни­зации белорусского общества. Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь.
Тема 14. Механизм функционирования идеологии
белорусского государства


Белорусский народ – носитель и субъект формирования национально-госу­дарственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объединений в форми­ровании национально-государственной идеологии. Значение Всебелорусских народных собраний в формировании государственной идеологии Республики Беларусь. Белорусское государство как выразитель национальных интересов
и основной инструмент их реализации.

Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных инте­ресов, формулировании идей и положений национально-государственной идео­логии, ее правовом закреплении и обеспечении реализации целей и задач раз­вития белорусского общества. Смысл избрания гражданина в качестве Пре­зидента Республики Беларусь – одобрение народом предложенной им про­граммы развития общества. Формы и методы деятельности Президента по реализации положений национально-государственной идеологии: правовые, адми­нистративные, моральные.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – важнейшее звено механизма формирования и реализации государственной идеологии. Функция Парламента как представительного органа – выявление и агрегация существующих в обществе интересов и обеспечение приемлемого для общества баланса интересов различных категорий населения. Закон как форма выраже­ния и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан. Законотворчество – основная форма деятельности Парламента по формулиро­ванию и реализации положений государственной идеологии.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, органы государст­венного управления, институты судебной власти, органы местного управления и самоуправления как инструменты практической реализации положений госу­дарственной идеологии. Смысл права законодательной инициативы – участие

в формулировании интересов общества и различных категорий граждан. Основ­ные формы их деятельности по реализации государственной идеологии: нормо­творчество; принятие решений и обеспечение их исполнения; информирование граждан в трудовых коллективах и по месту жительства; работа с личным сос­тавом органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел, других силовых ведомств государства.

Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропаган­дистские учреждения (институты и центры) как необходимое звено в меха­низме государственной идеологии. Основное их предназначение – теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций и доктрин и доведение их содержания до сознания различных категорий населения страны. Основные формы их деятельности – проведение исследований по проблемам идеологии и политики государства и подготовка соответствующих литературных произведений – статей, монографий, диссерта­ций, справочников, аналитических документов, учебных программ, пособий
и т. п. Сеть научно-исследовательских и информационно-пропагандистских учреж­дений социально-гуманитарного профиля в Республике Беларусь.

Роль средств массовой информации (печать, радио, телевидение) в форми­ровании и распространении национально-государственной идеологии. Консо­лидация белорусского общества, защита национальных интересов, формиро­вание положительного образа Беларуси, обеспечение благожелательного отно­шения к белорусскому народу в мировом сообществе – основная задача СМИ. Информационная политика Республики Беларусь.

Учреждения национальной системы образования и профессиональной под­готовки как составные звенья идеологического механизма белорусского госу­дарства; их роль в распространении содержания государственной идеологии, воспроизводстве национальных идеалов и ценностей, воспитании у обучаемых гражданских качеств, формировании чувства патриотизма, национальной гор­дости и достоинства. Право и обязанность органов государственного управ­ления направлять и контролировать деятельность учреждений образования. Особое значение учебников по социально-гуманитарным дисциплинам в обеспе­чении усвоения учащимися идей, норм и ценностей национально-государст­венной идеологии.


Профессиональные союзы, общественные объединения патриотической на­правленности и их роль в усвоении гражданами содержания идеологии бело­русского государства, формировании гражданственности. Общенациональный компонент в содержании идеологии и деятельности политических партий
и других общественно-политических объединений. Роль конфессиональных орга­низаций (церкви) в поддержании авторитета идеалов и ценностей белорусского народа, в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.

Идеологическая работа как деятельность различных звеньев идеологиче­ского механизма государства по формированию, систематизации и теоретиче­ской интерпретации, нормативно-правовому оформлению и распространению среди населения идеологии государства. Кадровое обеспечение идеологической работы. Критерии оценки идеологической работы.
По дисциплине «Организация идеологической работы

в трудовых коллективах»
Тема 1. Идеологическая работа в трудовом коллективе

Понятие «идеология». Современные представления о ведении идеоло­гической работы. Опыт советского периода. Методология построения кон­цепции идеологической работы. Подходы к определению объекта и субъекта идеологической работы. Психолого-педагогическая основа идеологической работы. Общая характеристика коллектива, его состав по возрасту, полу, образованию. Трудовая деятельность коллектива в контексте социально-экономического развития Беларуси. Изучение ценностных ориентаций членов коллектива
и факторов, влияющих на их формирование. Влияние СМИ на формирование общественного мнения.
Тема 2. Задачи, формы и методы идеологической работы

Пассивные и активные формы идеологической работы. Роль и место пропаганды и агитации. Перевод идеологических норм и ценностей на язык политических решений и программ. Методы идеологического воздействия.

Задачи и стратегические цели идеологической работы. Тактические цели идеологической работы. Критерии информационно-идеологического воздействия. Вербальные и визуальные методы идеологического воздействия. Внушение

и убеждение как методы идеологического воздействия. Сочетание рациональ­ного и эмоционального в идеологической работе. Формы идеологической работы: от лекции до идеологической экспертизы. Реализация основных функций идеологии в идеологической работе с коллективом.

Тема 3. Организация идеологической работы в трудовом коллективе

Общая характеристика коллектива, его состав по возрасту, полу, обра­зованию. Трудовая деятельность коллектива в контексте социально-экономиче­ского развития Беларуси. Изучение ценностных ориентаций членов коллектива и факторов, влияющих на их формирование. Влияние СМИ на формирование общественного мнения. Каналы, источники влияния на коллектив: день инфор­мирования, политинформация, многотиражная (стенная) печать, заводное радио, доска почета, формы морального поощрения. Планирование работы. Инди­видуальная беседа и особенности публичного выступления. Возможности библи­отеки как одного из центров идеологической, идейно-воспитательной работы.

Тема 4. Современный идеологический работник: мастерство и требования

Роль науки в формировании и трансформации идеологии. Убеждения, знания и определенная гражданская позиция как основа идеологической и идейно-воспитательной работы. Плюрализм мнений и позиция идеологического работ­ника. Необходимые личностные качества идеологического работника.
Тема 5. Речевые коммуникации в идеологической работе

Особенности публичной речи. Искусство публичной полемики. Выступле­ние в неблагожелательно настроенной аудитории. Методы и приемы оратор­ского искусства, используемые идеологическим работником.

Тема 6. Традиция и инновации в политической культуре современного белорусского общества и проблемы идеологической работы

Термин «политическая культура»: от появления до введения в научный оборот. Функции политической культуры. Исторический опыт и национальные традиции в формировании политической культуры. Влияние идеологии белорус­ского государства на формирование политической культуры.


Формирование политической культуры белорусского народа и влияние национальных традиций. Идеология белорусского государства – ядро полити­ческой культуры современного белорусского общества. Тенденции в развитии политической культуры и индивидуальное политическое сознание.
Тема 7. Политическая символика в идеологической работе

Политический символ – язык политической культуры. Национально-госу­дарственная, ритуально-процессуальная, скульптурно-архитектурная, условно-графическая, объективно-предметная политическая символика. Политическая мода. Политическая символика как язык политической культуры. Группы поли­тических символов и отношение к ним населения. Символика «оранжевых рево­люций». Использование политической символики в идеологической работе.
Тема 8. Особенности идеологической работы с молодежью

Молодежь как специфическая социальная группа. Политическая социали­зация молодежи. Формирование государственной молодежной политики: опыт и проблемы. Политико-идеологические основы социальной защиты молодежи в условиях реформ. Молодежь как специфическая социальная группа. Полити­ческая социализация молодежи в Республике Беларусь. Политико-идеологи­ческие основы социальной защиты молодежи в условиях реформ.
Тема 9. Опыт идеологической работы в трудовых коллективах (проводится в форме выездных практических занятий)

Характеристика трудового коллектива. Формы и методы идеологической работы. Проблемы и пути их решения.
Тема 10. Организация идеологической работы на региональном уровне

Специфика идеологической работы на региональном уровне. Стратегиче­ские и тактические цели идеологической работы и методы идеологического воздействия. Критерии информационно-идеологического воздействия. Формиро­вание общественного мнения. Кадровое обеспечение идеологической работы на региональном уровне.
Тема 11. Изучение влияния идеологической работы

на деятельность трудового коллектива


Специфика идеологической работы в трудовом коллективе. Стратегиче­ские и тактические цели идеологической работы. Методы идеологической работы (на примере трудового коллектива).
Тема 12. Роль руководителя трудового коллектива в организации идеологической работы

Информационное обеспечение деятельности коллектива. Организация обучения идеологического актива.

Тема 13. Особенности идеологической и информационной работы
среди работающей молодежи


Работающая молодежь как специфическая социальная группа. Ценно­стная ориентация мировоззрения работающей молодежи. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения работающей молодежи. Стратегические и так­тические цели идеологической работы с работающей молодежью. Методы идео­логического воздействия. Критерии оценки информационно-идеологического воздействия.
Тема 14. Формирование патриотических убеждений
в ходе идеологической работы в школьных коллективах


Сущность патриотизма. Роль учреждений образования в идеологическом и нравственном воспитании личности. Факторы, влияющие на формирование ценностно-мировоззренческих ориентиров школьников. Методы и формы иде­ологического влияния. Формирование патриотизма и гражданской позиции.
Тема 15. Роль и влияние идеологической работы в колледжах и вузах
на процесс политической социализации молодежи


Специфика идеологической работы в средних и высших учебных заведе­ниях. Психолого-педагогическая основа идеологической работы с учащимися
и студентами. Роль учреждений образования в идеологическом и нравственном воспитании личности. Стратегические и тактические цели идеологической работы в средних и высших учебных заведениях. Формы и методы идеологической работы
в школах, средних и высших учебных заведениях.
Тема 16. Использование элементов политической символики
в идеологической работе

Место и роль политической символики в процессе формирования граж­данской позиции личности. Формирование патриотических убеждений при ис­пользовании элементов политической символики.

Тема 17. Деятельность государства по сохранению
и приумножению культурно-исторического наследия –
важнейшая часть идеологической работы


Историческое и культурное наследие нации: роль и место в форми­ровании гражданской позиции. Роль и деятельность белорусского государства
по сохранению исторических и культурных ценностей.
Тема 18. Роль и место общественных объединений в идеологической
и идейно-воспитательной работе (на примере региона)


Цели и задачи общественных объединений. Формы и методы их деятельности.

Тема 19. Опыт взаимодействия с традиционными конфессиями
в ходе идеологической работы


Конфессиональная структура в Республике Беларусь: особенности и тен­денции. Реализация принципа свободы совести в организации идейно-воспи­тательной работы.

По дисциплине «Теория и практика
государственного управления»

Тема 1. Понятие, сущность и характеристика
государственного управления


Понятие управления как объективной реальности, необходимого элемента жизнедеятельности людей и целенаправленного взаимодействия субъекта и объ­екта управления. Социальная потребность в управлении. Генезис управления. Виды управления. Понятие управленческой парадигмы.

Единство государства, гражданского общества и экономики. Понятие госу­дарственного управления. Государственное управление в широком и узком смысле. Политическое и административное управление. Специфика государствен­ного управления, сферы и масштабы его применения. Объективная необхо­димость государственного управления и его границы. Государство и государ­ственное управление как социальные феномены.

Современные концептуальные подходы к государственному управлению. Смена парадигм.

Современные проблемы и противоречия в государственном управлении, пути их преодоления. Опыт реформ государственного управления в зарубеж­ных странах: проблемы и направления реформирования. Проблемы и направ­ления развития государственного управления как самостоятельного научного направления в Республике Беларусь.


Эволюция науки государственного управления. Научные школы госу­дарственного управления.
Тема 2. Система государственного управления

Понятие системы и ее свойства. Системы управления. Управляющие
и управляемые подсистемы. Особенности систем управления. Государственное управление как социальная система, ее специфические свойства и предназна­чение. Факторы, влияющие на формирование системы государственного управ­ления. Системообразующие элементы и подсистемы государственного управле­ния. Вертикальный и горизонтальный срезы системы государственного управле­ния. Институциональная, нормативно-правовая, коммуникативная, функци­онально-структурная, профессионально-кадровая, профессионально-культурная и научно-техническая подсистемы государственного управления.

Прямые и обратные связи в системе государственного управления. Вертикальные и горизонтальные, постоянные и временные прямые связи, их характеристика. Типы обратных связей.

Влияние степени открытости системы на развитие прямых и обратных связей.

Тема 3. Государство и общество как субъект и объект, их взаимодействие
в процессе государственного управления



следующая страница >>