zabika.ru 1 2 ... 8 9

Программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы


Программа
по снижению бедности в Республике Казахстан
на 2003-2005 годы

Паспорт Программы

Наименование            Программа по снижению бедности в Республике
                        Казахстан на 2003-2005 годы

Основание для           Пункт 5.7.1. Плана мероприятий по
разработки              реализации Программы Правительства
                        Республики Казахстан на 2002-2004 годы,
                        утвержденного постановлением Правительства
                        Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года
                        N 470

Основной                Министерство экономики и бюджетного
разработчик             планирования Республики Казахстан,
                        министерства и агентства при технической
                        помощи Азиатского Банка Развития и
                        Программы Развития Организации Объединенных
                        Наций (ПРООН)

Цель                    Снижение уровня бедности за счет реализации
                        комплекса мер по улучшению основных
                        экономических и социальных факторов,
                        оказывающих влияние на уровень жизни
                        населения страны

Задачи                  Для реализации цели Программы
                        предусматривается решить следующие задачи:
                        - создание благоприятных условий для
                        обеспечения занятости и развития
                        предпринимательства;
                        - дальнейшее развитие и совершенствование
                        активных мер на рынке труда за счет
                        создания дополнительных рабочих мест,
                        организации общественных работ,

                        профессионального обучения, повышения

                        квалификации и переподготовки безработных;
                        - повышение эффективности и доступности
                        услуг здравоохранения, образования и
                        инфраструктуры;
                        - совершенствование механизмов оказания
                        адресной социальной помощи социально
                        уязвимым группам населения;
                        - повышение эффективности государственного
                        управления в снижении бедности в стране;
                        - активизация участия и взаимодействия
                        всех институтов общества: государственных
                        органов, профессиональных союзов, частного
                        сектора и неправительственных организаций,
                        включая объединения, представляющие бедное
                        население, для решения проблем бедности

Источники               Программа носит комплексный характер,
финансирования          поэтому основные средства, направляемые на
                        снижение бедности в Казахстане в 2003-2005
                        годах, будут предусматриваться в рамках
                        действующих и разрабатываемых
                        государственных и отраслевых программ,
                        решающих вопросы снижения бедности в
                        соответствующих сферах экономики. Кроме
                        того, предусматривается привлечение помощи
                        международных организаций и стран-доноров

Ожидаемые               Доля населения, имеющая доходы ниже
результаты от           величины прожиточного минимума, в стране в
реализации              2005 году снизится на четверть по сравнению
Программы               с 2002 годом и доля населения, проживающая

                        ниже черты бедности, - на 48,8%,

                        обеспечение роста объема ВВП на душу
                        населения с 1631 долларов США в 2002 году
                        до 2028 долларов США в 2005 году, а также
                        снижение уровня безработицы с 9,4% в 2002
                        году до 8,1% в 2005 году

Сроки                   2003-2005 годы
реализации

Введение

      Одним из важнейших направлений в социальной политике государства на современном этапе развития страны становится реализация мер по снижению уровня бедности населения.
      Первым программным документом в Казахстане, нацеленным на решение этой задачи, является Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года N 833. Данная Программа была разработана с учетом актуальных проблем и приоритетов, характерных для данного этапа развития общества, и направлена на осуществление активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам.
      В ходе реализации действующей Программы, а также других государственных и отраслевых программ, прямо или косвенно связанных с улучшением положения бедных, достигнуты определенные позитивные результаты.
      Доля населения Казахстана, имеющая среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, снизилась с 31,8% на начало реализации Программы до 28,4% в 2001 году. По материалам обследования занятости населения, проведенного Агентством Республики Казахстан по статистике, уровень безработицы за 2001 год составил 10,4% от экономически активного населения против 12,8% в 2000 году.
      Несмотря на позитивную динамику показателей, характеризующих уровень жизни населения, уровень бедности в стране остается еще значительным.
      Сохраняются основные экономические и социальные условия, вызывающие рост бедности:

      дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

      низкий размер оплаты труда, пенсий и пособий;
      низкий уровень развитости сельской инфраструктуры, в первую очередь дорог, магистральных водоводов, влекущий за собой социальное отчуждение бедного населения, живущего в отдаленных районах;
      сокращение доступности гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
      недостаточность сети общеобразовательных и профессиональных школ в сельской местности;
      иждивенческие настроения части населения, его низкая информированность о возможностях трудоустройства;
      недостаточный охват государственной адресной социальной помощью социально уязвимых групп населения.
      Происходит трансформация социальной структуры бедности за счет увеличения доли трудоспособных граждан.
      Настоящая Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470 "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы".
      Основные пути снижения бедности, заложенные в Программе, учитывают многоаспектность причин бедности населения и предполагают соответствующие подходы по ее снижению на основе международного опыта, который рассматривает решение проблемы бедности посредством обеспечения:
      экономического роста;
      занятости и снижения безработицы;
      адресности социальной помощи;
      доступности базового образования, первичной медицинской помощи, жилья, транспортной инфраструктуры и коммунальных услуг, включая питьевую воду;
      эффективности администрирования бюджетных программ;
      участия бедных в принятии государственных решений, повышения доступности информации.

      В Программе учитываются положения Декларации Всемирного Саммита по социальному развитию "Десятилетие ООН по искоренению бедности", принятой в марте 1995 года в городе Копенгагене, а также конвенций Международной Организации Труда в области труда, занятости, гендерного равенства.

      Кроме того, Программа учитывает влияние окружающей среды на уровень жизни населения, региональные особенности бедности, а также бедность в малых городах с простаивающими градообразующими предприятиями и в депрессивных сельских районах.
      Для решения проблем бедности предполагается активное участие и взаимодействие всех институтов общества: государственных органов, профессиональных союзов, частного сектора и неправительственных организаций, включая объединения, представляющие бедное население.

1. Анализ современного состояния бедности в Казахстане

1.1. Определение и измерение уровня бедности в Казахстане

1.1.1. Понятие и индикаторы оценки уровня бедности

      Бедность - это социально-экономическое явление, при котором определенные группы населения испытывают трудности с удовлетворением первоочередных физиологических потребностей, связанных с реализацией права на жизнь, лишены возможности полноценно участвовать в жизни общества в рамках конституционно закрепленных прав и свобод.
      Проблема бедности включает экономический и социальный аспекты, а также аспект управления. Индикаторами могут служить показатели, позволяющие оценить масштаб проблем бедности в этих аспектах.
      Существуют критерии и индикаторы для измерения бедности по доходам и по доступности населению гарантированных государством социальных услуг.
      Основные критерии по доходам - это прожиточный минимум и черта бедности. Прожиточный минимум является основой для определения уровня бедности и рассчитывается на основе минимальной потребительской корзины, включает 70% продовольственных и 30% непродовольственных товаров и услуг.

      Фактическое соотношение потребительских расходов в прожиточном минимуме на продовольственные и непродовольственные товары в 2001 году составило 56,3/43,7. Потребительская корзина не полностью отражает затраты на коммунальные услуги и транспорт, которые составляют значительную часть расходов бюджета малоимущих.

      Черта бедности, установленная в 2001 году, составляла 38% от прожиточного минимума, в 2002 году - 40%. Этот показатель характеризует, прежде всего, экономические возможности государства в оказании адресной социальной помощи.
      Индикаторы бедности по доходам - это доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, разрыв и острота бедности.
      Основные критерии оценки бедности не по доходам - это минимальный уровень доступности основных социальных благ и услуг. В сфере здравоохранения - это количество медицинского персонала и медицинских организаций на душу населения, количество населенных пунктов, не имеющих медицинских организаций; в образовании - это охват детей обучением, количество населенных пунктов, в которых отсутствуют школы, количество детей, которые оказались вне системы обучения, а также тех, кому оказана материальная помощь в образовательных заведениях; в системе социальной помощи - охват и количество предоставляемой помощи социально уязвимым группам населения.
      Косвенными индикаторами доступности социальной инфраструктуры для бедных являются показатели по здоровью, образованности, средней продолжительности предстоящей жизни, социальной деградации (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность), а также показатели по миграции населения.
      Однако имеющиеся индикаторы не полностью отражают все аспекты бедности. Индикаторы доступности физической инфраструктуры, которые помогают раскрыть такие факторы бедности как отдаленность от коммуникаций, ограниченность природных или энергетических ресурсов, имеются, но недостаточно используются в процессе разработки необходимых мер.

1.1.2. Профиль бедности в Казахстане

      Профиль бедности - это количественная и качественная характеристика наиболее ярких проявлений бедности. В 2001 году в Казахстане она характеризуется следующими данными:
      28,4% населения имели доходы ниже величины прожиточного минимума;

      11,7% населения страны имели доходы ниже стоимости продовольственной корзины, в том числе в Мангистауской области - 26,7%, в Атырауской области - 21,6%;

      соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения составило 11,3 раз в среднем по республике (пороговый показатель составляет 8 раз);
      территориально бедность сконцентрировалась в отдаленных сельских районах и в малых городах: на селе доля бедного населения составила 38,0% в среднем, а в Мангистауской области - 95,5%; городская бедность в основном представлена в малых депрессивных городах;
      уровень безработицы в целом по республике составил 10,4%;
      заболеваемость туберкулезом в 2001 году по сравнению с 1996 годом увеличилась на 78,3%;
      около 55% беременных женщин сегодня страдают анемией;
      48,1% населения с доходами ниже прожиточного минимума из общей численности малообеспеченных граждан проживали в домашних хозяйствах, состоящих из 5 и более лиц;
      более 30 тысяч школьников вынуждены преодолевать расстояние от 3 до 40 км, чтобы попасть в школу, около 6 тысяч - проживают в арендованных квартирах или у родственников;
      75% зарегистрированных Министерством внутренних дел случаев непосещений школы детьми связаны с неблагополучной обстановкой или плохим материальным положением семьи;
      14% городского и 27% сельского населения не имеют доступа к качественной питьевой воде;
      4% населения пользуется привозной водой, в южных регионах республики бедность связана в основном с отсутствием воды для орошения;
      определенная часть населения страдает от деградации и загрязнения окружающей среды.

1.1.3. Портрет бедности в Казахстане

      Портрет бедности - это перечень и характеристика наиболее социально уязвимых групп населения с точки зрения бедности.

      В социально уязвимые группы населения в Казахстане входят дети и многодетные семьи, длительно безработные, не учащаяся и не работающая молодежь, одинокие пожилые люди, инвалиды, маргинальные группы (бездомные, освобожденные из учреждений пенитенциарной системы, беженцы).

      Дети имеют меньше всего возможностей самостоятельно улучшить свое положение. Бездействие по отношению к детям, проживающим в бедных семьях, может привести к мультипликативному эффекту увеличения масштабов бедности в будущем. Анализ показывает, что многодетные семьи сосредоточены в южных и западных регионах, в основном в сельской местности.
      Длительная безработица связана с несоответствием определенной части рабочей силы потребностям рынка труда по возрастным, квалификационным, психологическим параметрам, а также с сокращением количества рабочих мест на действующих предприятиях, отсутствием возможностей самозанятости.
      Молодежь (15-19 лет) составляет самую большую долю экономически неактивного населения (24%), а также значительную долю безработного населения (12%). Не учащаяся и не работающая молодежь попадает в особую группу риска по наркомании, преступности, проституции.
      Проблемы одиноких пожилых людей состоят в увеличении затрат на коммунальные услуги, лечение и другие подобные расходы.
      Риск бедности среди инвалидов наиболее высок из-за ограниченных возможностей этих людей.
      Отсутствуют оценки количества людей, относимых к маргинальным группам. Потеря этих людей как активных членов общества вызывает особую озабоченность. Маргинальные группы населения требуют пристального внимания еще и в силу их способности оказывать негативное воздействие на другие группы населения.
      Численность маргинального населения увеличивается за счет сельских мигрантов, которые не могут приспособиться к жизни в городах, безработных, легальных и нелегальных иммигрантов, беженцев.
      Рост преступности является одним из основных отрицательных последствий бедности. Общая преступность широко распространилась среди низкодоходных групп населения, которые вынуждены получать доход незаконным путем.

      Другим негативным последствием бедности является рост различных форм девиантного поведения, наиболее тяжелыми формами которых являются алкоголизм и наркомания.

      В числе наиболее социально уязвимых групп населения сегодня находятся лица, освободившиеся из мест лишения свободы. Они нуждаются в оказании помощи в трудовом и бытовом обустройстве, поскольку абсолютное большинство из них после выхода на свободу оказываются за чертой бедности.
      Не во всех регионах действуют центры социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства. В настоящее время в стране фактически действуют только 11 таких центров. С момента открытия социальную адаптацию прошло около 3,5 тыс. человек, в том числе около тысячи ранее судимых.



следующая страница >>