zabika.ru   1 2 3 ... 8 9

1.2. Оценка уровня бедности

1.2.1. Уровень развития экономики и бедность

1.2.1.1. Экономический рост и бедность

      Развитие экономики - это важнейшее условие для эффективной борьбы с бедностью. В последние годы экономические показатели Казахстана свидетельствуют об устойчивом росте экономики. Реальный рост ВВП за 2001 год к 1998 году составил 28%. За этот период доля бедных была снижена с 39% до 28,4%. Об улучшении уровня жизни населения свидетельствует динамика показателей денежных доходов населения страны и величины прожиточного минимума. С августа 2000 года размер среднедушевого дохода населения, использованного на потребление, стал превышать величину прожиточного минимума. Эта тенденция сохранилась и в 2001 году: соотношение среднедушевого дохода, использованного на потребление, и величины прожиточного минимума составило - 121,2%.

-------------------------------------------------------------------
Год  !Реальное!Уро- !Доля  !Доля на- !Глубина!Острота!Коэф-!Коэффи-
     !измене- !вень !насе- !селения с!беднос-!беднос-!фи-  !циент
     !ние ВВП,!без- !ления !доходами !ти1    !ти2    !циент!фондов
     ! в % к  !рабо-!с до- !ниже про-!       !       !Джини!(доход
     !предыду-!тицы !ходами!довольст-!       !       !по   !10%
     !щему    !     !ниже  !венной   !       !       !квин-!богатых
     !году    !     !прожи-!корзины  !       !       !тиль-!к 10%
     !        !     !точно-!         !       !       !ным  !бед-
     !        !     !го ми-!         !       !       !груп-!ных)4
     !        !     !нимума!         !       !       !пам3 !
-------------------------------------------------------------------
1996   100.5   13.0   34.6              11.4    5.2   0.319
1997   101.7   13.0   38.3    12.7      12.1    3.1   0.338  10.2

1998    98.1   13.1   39.0    16.2      12.8    3.8   0.347  11.3

1999   102.7   13.5   34.5    14.5      13.7    5.5   0.340  11.0
2000   109.8   12.8   31.8    11.7      10.3    4.0   0.343  11.9
2001   113.5   10.4   28.4    11.3       7.7    3.0   0.348  11.3
-------------------------------------------------------------------

      1 Глубина бедности - индикатор бедности, показывающий среднее отклонение уровня дохода членов обследуемых домохозяйств от установленного критерия (прожиточного минимума, продовольственной черты бедности и установленной черты бедности).
      2 Острота бедности - индикатор бедности, служащий для более полной характеристики глубины бедности. Показывает среднюю из квадратов отклонений доли дефицита дохода членов обследуемых домохозяйств от установленного критерия и степень разброса доходов бедных.
      3 Коэффициент Джини (Коэффициент концентрации доходов) - дает возможность численно оценить степень неравенства. Он устанавливает степень отклонения фактического распределения доходов по численно равным группам населения от линии их равномерного распределения.
      4 Коэффициент фондов - измеряет соотношение между средними доходами сравниваемых групп населения внутри ряда распределения десятой и первой децильных групп.
 
 
      В 2001 году количество самостоятельно занятого населения выросло по сравнению с 1997 годом на 28,8%. Наблюдается рост количества занятых в малом бизнесе. За последние два года несколько увеличилось количество занятых в промышленности, на транспорте, связи, коммунальной сфере. Растут объемы поступления в государственный бюджет (если доходы государственного бюджета в 2000 году составляли 22,6% от ВВП, то в 2001 году доходы с учетом налогов, зачисленных в Национальный фонд, достигли 25% от ВВП).

      Наблюдается устойчивое улучшение уровня жизни населения в целом по стране. Однако эта тенденция имеет место не во всех регионах Казахстана. Коэффициент Джини вырос до 0,348 в 2001 году против 0,319 в 1996 году.

      Хотя рост экономики последних лет способствовал улучшению средних показателей здоровья населения (например, стабилизация показателей смертности и заболеваемости), количество инфекций, а также болезней социального неблагополучия (туберкулез и другие) возросло или не имеет тенденции к снижению.

1.2.1.2. Занятость и безработица

      Рынок труда в Казахстане в последние годы характеризуется снижением уровня безработицы, продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами и отраслями экономики в пользу негосударственного сектора, ростом численности, работающих по найму.
      По материалам выборочного обследования населения по вопросам занятости уровень безработицы от экономически активного населения в 2001 году составил 10,4%, число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) - 780,3 тыс. человек. Это меньше, чем в 2000 году на 126,1 тыс. человек или на 14%. В структуре безработных каждая вторая (56,7%) - женщина. Преобладающую часть безработных в 2001 году составили люди в возрасте от 15 до 39 лет, уровень молодежной безработицы (в возрасте от 15 до 24 лет) составил 19,1%.
      Усиливаются признаки длительной безработицы. В 2001 году в поисках работы свыше одного года находился каждый третий безработный. Уровень долгосрочной безработицы составил 7,6%. Усложняются квалификационные требования при трудоустройстве, что снижает возможность быть нанятыми для молодых людей без опыта работы и нужной квалификации.
      В условиях дефицита рабочих мест особенно обостряется проблема занятости инвалидов, имеющих наиболее низкий статус на рынке труда.

      На ситуацию на рынке труда оказывает влияние несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по профессиям и квалификационным разрядам. Вследствие оттока населения наряду со снижением численности квалифицированной рабочей силы, особенно специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих кадров, увеличивается число профессионально неподготовленных людей. Вместе с тем невостребованным остается потенциал безработных с высшим и средним профессиональным образованием по отдельным специальностям. Из числа безработных имеют высшее образование 100,4 тыс. человек (12,9%), среднее общее - 338,4 тыс. (43,4%), среднее профессиональное образование - 200,3 тыс. человек (25,7%).

      Одной из проблем, влияющей на казахстанский рынок труда, является нелегальная трудовая миграция, прежде всего из государств СНГ. Многие казахстанские предприниматели охотно нанимают нелегальных трудовых мигрантов из-за дешевизны малоквалифицированной иностранной рабочей силы. Это влияет на занятость местного населения, которое сталкивается с недобросовестной конкуренцией, что приводит к расширению "теневого" сектора и незаконного найма.
      Одной из причин бедности является низкий уровень заработной платы "работающих бедных", определяющийся большим количеством низкодоходных рабочих мест, неполной занятостью. Разница в заработной плате по видам экономической деятельности составляет 6-7 раз и в основном определяется существующими различиями между отраслями экономики по производительности труда и квалификации занятых.
      Факторами, влияющими на бедность женщин, являются различия в занятости мужчин и женщин, в разрыве их оплаты труда, в конкурентоспособности на рынке труда. Женщины, как правило, работают в секторах с низкой оплатой труда (здравоохранение, образование, сфера социальных услуг, культура). В 1998 году средняя заработная плата женщин составляла 75,8% от зарплаты мужчин, в 1999 году - 67,6%, в 2000 году - 61,5%, в 2001 году - 58,7%. Эта тенденция сохраняется и в традиционно "женских" отраслях, поскольку и внутри сектора мужчины занимают должности с более высокой оплатой.
      Наиболее остро стоит проблема занятости женщин в сельской местности и в малых городах. Третья часть безработных женщин проживает в сельской местности. Имеющая место при приеме на работу дискриминация по полу и возрасту усугубляет положение людей предпенсионного возраста, особенно женщин. Женщины чаще сталкиваются с проблемами при устройстве на работу в силу предпочтения работодателей нанимать работников-мужчин. Уровень безработицы в 2001 году среди мужчин составил 8,9%, среди женщин - 12,0%.

1.2.1.3. Малый бизнес

      Малый бизнес в рамках решения проблем преодоления бедности способен оказать помощь и предоставить рабочие места различным категориям населения, в том числе и его социально уязвимым слоям - безработным, инвалидам, матерям-одиночкам, пенсионерам, оралманам, беженцам. Стабильная деятельность малого бизнеса обеспечивает рост налоговых поступлений в государственный бюджет и соответственно способствует увеличению расходов на социальные нужды страны. Однако в Казахстане доля малого бизнеса в ВВП до сих пор остается незначительной.

      По состоянию на 1 апреля 2002 года в Казахстане зарегистрировано более 388 тыс. субъектов малого предпринимательства, ими получены доходы от реализации произведенной продукции и оказанных услуг на сумму 238,8 млрд. тенге.
      Вместе с тем на сегодняшний день бедные слои населения имеют низкий уровень участия в малом бизнесе по причине отсутствия необходимых средств и навыков для открытия и ведения предпринимательской деятельности, организационной поддержки со стороны местных органов власти.

1.2.1.4. Общественные работы

      Не играя заметной роли в регулировании рынка труда, общественные работы выполняют функции социальной поддержки безработных и смягчения ситуации на рынке труда в периоды резкого возрастания уровня безработицы.
      В общественных работах за 2001 год приняло участие 132,5 тыс. человек. За период 1997-2001 годов численность безработных, занятых на общественных работах, возросла на 113,6 тыс. человек или в шесть раз. Это связано с отменой пособия по безработице, что при дефиците вакансий делает общественные работы для большинства безработных одной из возможностей получения дохода.
      Наиболее массовыми в 2001 году по количеству участников были работы, связанные с озеленением и благоустройством городов, а также с уборкой территорий. В них приняли участие более 60% от общего количества безработных, участвовавших в общественных работах.
      Невысокий уровень оплаты при средней продолжительности труда менее двух месяцев в год, а также непривлекательный в большинстве своем физический труд, непрестижность являются основными причинами отказа от участия безработных в общественных работах. Тем самым, только наиболее нуждающиеся подают заявки на участие в них.

1.2.1.5. Профессиональная подготовка и переподготовка

      Удельный вес безработных, прошедших курсы профобучения и подготовки в 2001 году, составил всего 5,9%. Уполномоченным органам по вопросам занятости не удается своевременно реагировать на потребности рынка труда, особенно по специальностям, требующим применения новых технологий (например, подготовка сварщиков, каменщиков, машинистов, рабочих строительных специальностей). Отсутствуют базы данных по потребностям рынка в рабочих и инженерно-технических специальностях, не проводится мониторинг рынка труда на предмет определения необходимости в квалифицированных рабочих и специалистах по отраслям экономики, слабо налажено сотрудничество с предприятиями по использованию их базы в переподготовке кадров.

      Доля переобученных в сельской местности, где организация профессиональных курсов осложняется территориальной разбросанностью, слабым транспортным сообщением и отдаленностью от организаций образования, составила в 2001 году всего 4,6%. Имеется тенденция снижения численности обученной молодежи, в то время как именно молодежь является источником пополнения трудовых ресурсов.
      В регионах республики слабо принимаются меры для максимального использования государственных профессиональных школ (лицеев) в качестве региональных центров для обучения безработных и незанятого населения за счет средств уполномоченных органов по вопросам занятости, улучшения их учебно-материальной базы и повышения квалификации инженерно-педагогических работников. Региональные комиссии по вопросам профессионального образования и переобучения молодежи и безработных граждан не обеспечивают согласованность действий социальных партнеров в планировании и организации подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров с учетом требований рынка труда.

1.2.1.6. Микрокредитование

      Микрокредитование малообеспеченных трудоспособных граждан путем выдачи грантов или микрокредитов позволяет обеспечить последним самозанятость и улучшить их материальное положение.
      Программа микрокредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан на 1998-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 года N 103, предусматривала выдачу микрокредитов в размере 400 долларов США (в эквиваленте) малообеспеченным гражданам на создание бизнеса. Реализация Программы началась в пилотных областях (Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, городе Аркалыке Костанайской области). Данная Программа не была выполнена в полной мере вследствие отсутствия четко разработанных в то время механизмов возвратности заемных средств и стабильных источников финансирования.

      Имеется положительный опыт микрокредитования путем выдачи грантов со стороны международных и отечественных организаций, частных и неправительственных организаций по поддержке малообеспеченных граждан.


1.2.2. Социальная сфера

1.2.2.1. Демография и миграция

      На начало 2002 года население Казахстана составило 14820,9 тыс. человек, в том числе 56,3% населения проживают в городской, 43,7% - в сельской местности. За 2001 год численность населения уменьшилась на 21 тыс. человек.
      Общий коэффициент рождаемости за 2001 год в целом по республике составил 14,9 родившихся на 1000 человек, коэффициент смертности - 10,0 случаев на 1000 человек.
      Естественный прирост населения в 2001 году составил 73,2 тыс. человек, что на 4,1 тыс. человек больше, чем в 2000 году.
      В демографическом аспекте старшая группа (свыше 58 лет - для женщин и 63 - для мужчин) не находится под прямым риском бедности: фактически доля пожилого и старого населения в бедных домохозяйствах ниже, чем в общей выборке. Группа среднего возраста (31-40 лет) имеет большую долю в числе бедных, так же как и молодежь.
      Средний размер семьи в Казахстане составляет 3,6 человека, однако он различается по регионам. Юго-западные регионы, населенные в основном коренным населением, имеют больший состав семьи.
      В 2001 году 48,1% населения с доходами ниже прожиточного минимума из общей численности малообеспеченных граждан проживали в домашних хозяйствах, состоящих из 5 и более лиц. Таким образом, риск попасть в категорию бедных у многодетных семей гораздо выше.
      Миграционные потери страны за 2001 год составили 94,3 тыс. человек и уменьшились на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года.
      Наибольшее иммиграционное давление испытывают следующие области (за счет прибывающих из соответствующих сопредельных государств): Мангистауская, Южно-Казахстанская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская и Восточно-Казахстанская.

      Значительное влияние на состояние бедности и безработицы оказывают стихийные миграционные процессы, вызванные безработицей, экологическими проблемами. Экологически неблагоприятное состояние регионов (например, бывшая территория Семипалатинского испытательного ядерного полигона, Приаралье), недостаток питьевой воды и другие проблемы вынуждают население самостоятельно перемещаться в более благоприятные для проживания территории.


1.2.2.2. Обеспеченность населения медицинской помощью

      Совокупное воздействие психологических стрессов, неполноценного питания и экологии в ходе реформ стали одной из причин увеличения заболеваемости, особенно по типам болезней, характерных для бедных слоев населения.
      Несмотря на позитивную тенденцию к снижению, все еще на высоком уровне находится показатель младенческой смертности, около 55% беременных женщин страдают анемией. Женщины репродуктивного возраста подвергают опасности свое здоровье вследствие абортов.
      Заболеваемость туберкулезом в 2001 году по сравнению с 1996 годом увеличилась на 78,3%. Остается высоким уровень заболеваемости вследствие употребления психотропных веществ, психических расстройств, злокачественных заболеваний, болезней, передающихся половым путем.
      В наиболее сложном положении находится сельское здравоохранение. Недостаточный уровень финансирования сельского здравоохранения с 1990 по 2000 годы и отток медицинских работников из села привели к значительному сокращению сети сельских медицинских организаций и снижению обеспеченности медицинскими кадрами сельской местности.
      Принятые в последние годы меры по улучшению первичной медико-санитарной помощи сельскому населению позволили наметить определенные пути улучшения в развитии сельского здравоохранения. К 2002 году практически все населенные пункты были обеспечены медицинским работником или медицинской организацией.
      Вместе с тем по-прежнему остается низким качество медицинского обслуживания, особенно в государственном секторе. Присутствует замещение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи платными услугами из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и платными медицинскими услугами, имеют место высокая стоимость платных медицинских услуг и лекарственных средств, недостаточная информированность населения о перечне гарантированных государством бесплатных медицинских услуг.



<< предыдущая страница   следующая страница >>