zabika.ru 1

Проза и стих. Ритм. Размер. Метр. Рифма. Строфа.

Прозаическая и стихотворная речь – это две формы интонационно-звуковой организации литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.

Прозаическая и стихотворная речь используются во всех трёх литературных родах. Существуют пограничные явления – верлибр или стихотворения без единого ритма, рифм, строфики, стихотворения в прозе, ритмизованная проза.

Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы.

В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха. Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы. В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.

Стопы бывают двухсложные и трёхсложные.

Двухсложные:

Ямб – двухсложная стопа с ударением на втором слоге:

Его зарыли в шар земной

А был он лишь солдат.

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград. (С. Орлов)

Хорей – двухсложная стопа с ударением на первом слоге:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. (А. Пушкин)

В чистом виде хорей встречается редко. Ритмическое разнообразие хорея достигается за счет применения разного количества стоп в строчках.

Трёхсложные стопы.

Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге:

Тучки небесные, вечные странники… (М. Лермонтов).

Или:

Как бы прошёл я все муки

В той неуютной дали,

Если б не помнил в разлуке

Запах родимой земли? (А. Жигулин).

Шестистопный дактиль совпадает с классическим гекзаметром:


Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид… (перевод Н. Гнедича).

Пятистопный дактиль называют пентаметром. Сочетание гекзаметра с пентаметром образует элегический дистих.

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи

Старца великого тень чую смущённой душой. (А. Пушкин).

Амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге:

Последняя тучка рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури. (А. Пушкин).

Или:

Пестрели коврами покрытые вьюки. (М. Лермонтов).

Одностопный амфибрахий встречается редко, двухстопный – часто.

Румяной зарёю

Покрылся восток

В селе за рекою

Потух огонёк. (А. Пушкин).

Анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге:

Перелётный вспорхнул ветерок

Прозвенел золотой голосок. (Ф. Блок).

В принципе можно составить стихотворение из односложных слов, в котором не будет стоп. Подобное есть у В. Брюсова:

Верь в звук слов:

Смысл тайн – в них. –

Тех дней зов,

Где взник стих.

Дай снам власть,

Пусть вихрь бьёт;

Взвей стяг – страсть:

Путь вдаль – взлёт!

Каждый тип стопы может иметь несколько повторений в строке. Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения.

Идеальная схема чередований называется метром.

Размер – количество ритмических повторений (стоп) в стихотворной строке. Иногда слово размер употребляют как синоним метра или стопы.

В стихах редко наблюдаются классические метры. Разнообразие стихам придаёт отступление от идеальных схем.

Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, энклитика, проклитика, вольный стих.


Рифма

Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое.

Рифма в письменных источниках известна в Китае со 2-го тысячелетия до новой эры, в Аравии – с V –VI cт, в Европе – с IX cт.

У славянских народов рифма впервые появилась в фольклорных жанрах – в пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях. У некоторых народов стихосложение обходится без рифмы.

Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.

Классификация рифм.

А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул.

Б) По месту ударения – мужские (с ударением на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на третьем от конца), гипердактилические (на четвёртом и далее).

У В. Брюсова есть стихотворение, в котором сознательно использованы все виды рифм, от сверхдактилических до мужских:

Ветки, тёмным балдахином свешивающиеся,

Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,

Звёзды, в ясном небе слабо вздрагивающие,

Штампы роз, свои цветы протягивающие,

Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается,

Теней сеть, что странным знаком складывается,

Вкруг луны живая дымка газовая,

Рядом шопот, что поёт досказывая,

Клятвы, днём глубоко затаённые,

И ещё – ещё глаза влюблённые
Блеск зрачков при лунном свете белом,

Дрожь ресниц в движении несмелом,

Алость губ, ускользнувших прочь,

Милых, близких, жданнных… Это – ночь!

В) По качеству звучания – на точные (полные) – вал – звал, грозы –морозы, града – ограда),

и неточные (приблизительные). – Среди приблизительных различают ассонансные (пояс-поезд, ветер-светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные.


Г) В зависимости от числа совпадающих слогов – на богатые (глубокие), – молодой- золотой, голодная, подклолодная, сеновала, миновала – и бедные – край –игра, жар – ножа.

Д) По составу – на простые, составные (росли мы-палимы, лбом бы-бомбы, власть им - счастье, полюса-по лесу) омонимические и каламбурные.

Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбурам. (Д. Минаев).

Е) По тому, какие слова каких частей речи рифмуются – на грамматические и неграмматические.

Ж) По частотности употребления – на банальные(стёртые, затасканные – кровь-любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы) и редкие (изысканные ), а также экзотические – талии-Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС.

З) по способу размещения в стихотворении – на смежные (параллельные, парные) – аабб, перекрёстные – абаб, охватные (опоясные, кольцевые) – абба, и тернарные – аабввб.

Стихотворения с одной повторяющейся рифмой называют моноримом.

Стихотворения, в котором рифмуется каждое слово, называется панторифмой:

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну. (В. Брюсов).

Или:

Вы думаете, здесь живёт Брик, исследователь языка?

Ошибаетесь: здесь живёт шпик и следователь Чека.

Отдельные строчки в строфе могут быть не зарифмованными, они называются холостыми:

Пускай утопал я в болотах.

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова, –

Я снова всё это пройду. (М. Исаковский).

Строфа.

Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи. Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими. Стихотворения могут быть равнострочными и разнострочными. В современной поэзии наблюдаются явления, когда строфические стихи перемежаются с прозаическими в ключениями.


Строфа может охватывать разное количество строк. Самая малая строфа состоит из двух строк – дистих (ааббвв…).

Условно строфы делят на строгие и свободные.

Виды свободных строф:
Двустишие – аа бб вв –

Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв –

Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба –

Пятистишие (квинтила) – абааб –

Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – аБаБаБ, (ронсарова строфа) – ААбВВб –

Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – “Бородино” М, Лермонтова.

Восьмистишие (октет) – ааббввгг, абабаааб, абвгабвг –

Октава – АбАбАбвв – “Домик в Коломне” А. Пушкина.

Девятистишие (нона) – АбАббВбВВ (спенсерова строфа)

Децима – аббаввггвв, АбАбВВгДДе (одическая строфа – “Энеида” И Котляревского) –

Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбаабАБаббаА

Онегинская строфа – АбАбВВггДееДжж

Терцина – разновидность терцета, вид трёхстрочного стиха пятистопного ямба, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с первой и третьей в следующей терцине. Терцин в произведении может быть сколько угодно, но всё произведение завершается отдельной строчкой, которая рифмуется сов торой строкой последней терцины.
Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха:

Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме АбАбАбвв.

Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами –

Сонет – Вид стиха, состоящий из четырнадцати строкпяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема – абба абба ввг ддг – французский, или итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), или английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж.

Сонет возник в Италии в ХIII ст. В России первый сонет написал В. Тредиаковский, в Белоруссии – Я. Купала – «Жніво”, “па межах родных і разорах” и “Запушчаны палац”.в 1910 году.

Существуют различные варианты сонета: хвостатый (два четверостишия и три терцета), сплошной (на двух рифмах), опрокинутый (два терцета и два катрена), безголовый (без первого четверостишия), половинный (один катрен и один терцет), хромой ( с неравностопными четвёртыми строками катренов).

Созданы циклы сонетов, называемые венок сонетов и венок венков сонетов.

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБаАаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а2-й – в 8-й.