zabika.ru 1 2 ... 43 44

Пряжников Н.С.

Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники


УДК 37.0 Б Б К 74.200.52 П85

Пряжников Н.С.

П85 Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники

(8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с- (Педагогика. Психология. Управление).

ISBN 5-94665-293-1

Данное методическое руководство адресовано школьным психологам, классным руководителям, социальным педагогам для проведения про-фориентационной работы с учащимися 8—11 классов

Представленные в книге игры, упражнения, опросники, дискуссии подробно описаны с методической точки зрения, адаптированы для использования педагогами, несут в себе глубокий воспитательный потенциал (формирование у учащихся нравственных, гражданских качеств) MHOI ие игры и упражнения имеют шутливую форму, поэтому эмоционально благоприятно воспринимаются учащимися

Предлагаемые методики могут быть использованы для проведения профориентационных занятий, тематических классных часов, индивидуальных консультаций.

Методики для удобства использования сгруппированы по разделам: для работы с классом (20—25 человек), с группой (10—15 человек), с группой (3—6 человек), для индивидуальной консультации.

В книге также представлены научно-методические основы школьной профориентации.

УДК 37.0 ББК 74.200.52

ISBN 5-94665-293-1

© О О О «ВАКО», 2005
Содержание
От автора

Раздел 1.

Научно-методические основы школьной профориентации

Профориентация и профессиональное самоопределение

Формирование субъекта профессионального самоопределения

Личная профессиональная перспектива (лпп)

Активизирующая профконсультационная методика

Психолог-профконсультант как организатор помощи самоопределяющемуся клиенту

Взаимодействие школьного профконсультанта с семьей подростка

Взаимодействие профконсультанта со смежными специалистами

Организация профориентационных занятий и профконсультаций


Дискуссионный метод: обсуждение специально подготовленных ситуаций

Предпрофильная и профильная подготовка в школе

Информационное обеспечение профориентационной работы со школьниками

Программы профориентационной работы со старшеклассниками

Оценка эффективности профориентационной р а б о т ы

Раздел 2.

Методики для работы с классом (20—25 человек)

Профориентационная игра «пришельцы»

Пр0ф0риентаци0нная игра « три судьбы »

Бланковая игра «бизнес-риск-мен»

Бланковая игра «торг»

Бланковая игра «я - компаньон»

Активизирующий опросник «перекресток»

Опросник «перекресток - 2»

Активизирующий опросник «будь готов!»

Активизирующий опросник «самооценка нравственности, гражданственности (снг)»

Активизирующий опросник « справедливость , самооценка, самоуважение, рефлексия (ссср) »

Активизирующий опросник « престижная профессия »

Активизирующий опросник «сейчас и потом»

Активизирующий опросник «как поживаешь ? »

Игра-дискуссия «заработная плата работника (зпр)»

Раздел 3.

Методики для работы с группой (10—15 человек)

Игровое упражнение «подарок» («любимое блюдо», «маскарадный костюм»)

Игровое упражнение «профессия на букву»

Игровое упражнение «самая-самая»

Игровое упражнение «цепочка профессий»

Игровое упражнение «день из жизни

Игровое упражнение «человек-профессия»

Игровое упражнение «автопортрет»

Игровое упражнение «кто есть кто?»

Игровое упражнение «походка» («поступь профессионала»)

Профориентационная игра «ловушки-капканчики»

Профориентационная игра «эпитафия»

Карточная бланковая игра «комплимент»

Карточная бланковая игра «сударь-государь»

Карточная бланковая игра «болван»

Упражнение «советчик»


Раздел 4.

Методики для работы с группой (3—6 человек)

Игра «профконсультация»

Карточная игра «страшный суд»

Настольная игра «страна богатых и умных»

Карточная игра «тудема-сюдема»

Карточная игра «психо-бизнес»

Раздел 5.

Методики для индивидуальной консультации

Карточная игра «человек-судьба-черт»

Порядочный уважаемый человек

Опустившийся человек

Профессьянс «формула-5»

Профессьянс «кто? что? где?»

Методика «профконсультационные перечни»

Литература
ОТ АВТОРА

Представленные в книге методические материалы приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с реформой системы образования, ядром которой является профильное обучение. В России наблюдается некоторое возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа. Во многом проблемы возрождающейся школьной профориентации связаны с плохим осознанием цели такой работы, когда цель понимается либо слишком упрощенно («помочь выпускникам получше устроиться и адаптироваться в условиях рынка»), либо слишком усложнено («помочь самореализоваться, самоопределиться, а то и - самотрансценден-тироваться»).

В предлагаемой книге школьные психологи, классные руководители и другие специалисты, проводящие профориентационную работу в школе, найдут полезные материалы и методики.

Во первых, научно-методические основы школьной профориентации, которые даются с учетом современных тенденций в школьном образовании, а именно необходимости первичного профессионального самоопределения учащихся (в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки).

Во-вторых, методически подробно разработанные и описанные оригинальные (авторские) игры, упражнения, опросы, дискуссии. Эти методики могут стать основой для проведения тематических (профориентационных) классных часов, профориентационных занятий и консультаций.


В данном пособии помимо описания авторских активизирующих методов представлены и некоторые рассуждения о сущности и целях школьной профориентации в условиях современной России.

Кроме того, в пособии описаны возможные образцы профориен-тационных программ, куда можно включать и методики данного пособия.

4

От автора

Для удобства использования все методики разбиты па группы, предназначенные для работы:

- с классом (20-25 человек);

- с группой (10—15 человек);

- с группой (3-6 человек);

- для индивидуальной консультации.

Часть ранее публиковавшихся методов представлена в несколько модифицированном варианте.

Важное замечание: предлагаемый методический материал предназначен не только для активизации профессионального самоопределения подростков и старшеклассников, но и для активизации самих педагогов и психологов в их работе, поскольку многие методики допускают творческое переосмысление и значительную импровизацию со стороны практических работников образования.

Важной особенностью предлагаемых практических методик является то, что большинство из них психологи могут модифицировать и использовать в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. эти методики не являются строго стандартизированными. И все-таки мы рекомендуем сначала провести их в том виде, в котором они представлены, и лишь затем, освоив основную процедуру, начинать импровизировать. Поскольку данные методы предполагают значительную импровизацию, то они вполне могут считаться активизирующими не только для учащихся, но и для самих психологов-практиков.

Желаем вам удачи в работе, а также побольше смелости при рассмотрении с учащимися сложнейших вопросов профессионального и личностного самоопределения.

Раздел 1.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ О С Н О В Ы

ШКОЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ


В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профди-агностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориен-тационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профкон-сультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация - это ориентирование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову).

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:

1) Профессиональное самоопределение- более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение- это более сложное понятие.

2) Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение- от самого человека.

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жиз-

6 Раздел 1. Научно-методическиеосновы школьной профориентации


пи (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, (упруг, хозяин дома, родитель...). Такое понимание близко к жизненному самоопределению и русской традиции.

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера - это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь ныть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники - коллеги... ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда»...

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение... П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.


Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей - самотрансценден-цию (по В. Фрапклу): «...Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а гланное - и умении человека находи и, новые с мыслы и конкретном доле и во всей своей жизни...»

Формирование субъекта профессионального самоопределения 7

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрапсценденции...

Н.А Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»...

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопре деления как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов...

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем профконсультанта (педагога) является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей...

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Понятие «оптант» предложено Е.А Климовым, который разработал наиболее известную в России периодизацию развития человека как субъекта труда (1996). Оптация - это стадия профессионального самоопределения, чаще всего соотносимая с подростковым возрастом, поскольку именно для подростка наиболее актуальна проблема план и р о в а н и я своей дальнейшей ж и з н и , проблема социального, жизненного, профессионального и личностного самоопределения. Правда, в положении оптанта могут оказаться и взрослые люди, размышляющие о смене профессии или места работы.


В своей периодизации Е.А Климов выделяет основные этапы становления субъекта труда, и в каком-то смысле - это этапы становления субъекта профессионального самоопределения, поскольку профессиональные выборы, а значит, и проблемы самоопределения представлены на всех этапах жизни.

1 Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальпейшего развития и приобщения человека к труду.

2 Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с

8 Раздел 1. Научно-методические основы школьной профориентации

конкретными профессиями (игры и шофера, во врача, и продавца, в учителя. ). Заметим, что Д . Б . ЕЛЬКОНИН,, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что «игра - это для труда», и само возникновение детской сложно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6 - 8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно планировал свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия оптации (optatio - от лат. желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптантавполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный. Как отмечал сам Е.А. Климов, оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии.


5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уроне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член.

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: лучший среди нормальных, среди хороших, т.е. работник заметно выделяется па общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, по превращает такого специалиста в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую час и. души), Таким образом, высший уровень развития любою специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образо-

Формирование субъекта профессионального самоопределения 9

вание являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.

Сразу заметим, что субъектом профессионального самоопределения сразу не становятся. Например, дошкольник, заявляющий, что собирается стать летчиком, делает такое заявление во многом еще не осознанно, и потому не может считаться субъектом своих профессиональных выборов. Но даже в подростковом возрасте, когда старшеклассник уже начинает что-то понимать в серьезной (взрослой) жизни, он еще только на пути к настоящей субъектности. И задача педагогов и психологов заключается в том, чтобы помочь, подготовить подростка к сложным жизненным выборам. Но это должна быть такая помощь, когда выборы делаются подростком самостоятельно, и только тогда он может считаться полноценным субъектом самоопределения. Но и в этом случае субъектность не является абсолютной.


Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения определяется тем, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и т.п. И тогда возникает непростой вопрос: какова же доля участия в жизненном выборе самого человека?

Сложная, многоуровневая организация субъекта самоопределения о п р е д е -ляется тем, что выбор обычно растянут по времени (он должен еще как бы «созреть»). Кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения.

Противоречивый характер субъекта самоопределения определяется тем, что сам выбор - это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив. Получается, что между этими альтернативами всегда существуют определенные (прежде всего, внутренние, на уровне сознания и отношения самоопределяющегося человека) противоречия, которые и должен разрешить субъект.

Можно также условно выделить следующие парадоксы субъектности в профессиональном самоопределении:

Первый парадокс. Чем больше мы познаем самоопределяющегося человека, тем в большей мере мы лишаем его субъектности, т.к. он становится более прогнозируемым... Чтобы преодолеть соблазн манипуляции сознанием самоопределяющегося человека, важно повышать этическую ответственность профконсультанта, чтобы он не превращал помощь в манипуляцию...

Второй парадокс. Смысл выбираемой профессии часто находится не и самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за работу (в зарплате, престиже и т.п.). Нередко смысл меняется в ходе развития чело-

10 Раздел 1 Научно-методические основы школьной профориентации

века (у многих в начале трудовой деятельности смысл - вне труда, но потом они втягиваются в работу и находят смысл уже и самом труде)

Третий парадокс. Часто настоящий труженик не получает справедливого вознаграждения, а явным бездельник живет припеваючи -происходит обесценивание труда... К сожалению, это стало почти нормой жизни. В этой ситуации многих людей-тружеников спасает ориентация на смысл самого процесса труда, тогда как ориентация на смысл вознаграждения делает человека несчастным, ущемленным и т.п. Известный драматург B.C. Розов отмечает: «Главная награда за мой труд - это моя радость труда, а не ордена и премии...» Но далеко не все творческие люди готовы к такой позиции.


Четвертый парадокс. Если человек не хочет самостоятельно решать свои проблемы (он потому и пришел за помощью к психологу, да еще заплатил ему деньги), то можно ли вообще говорить о субъекте самоопределения? Это один из наиболее сложных вопросов-парадоксов: нередко смысл помощи в том и заключается, чтобы постепенно формировать у человека готовность быть реальным субъектом...

Развитие субъектности в профессиональном и личностном самоопределении можно рассматривать в контексте формирования готовности к построению и реализации образов и идеалов, к которым стремится развивающаяся личность. И предполагается, что каждый человек выбирает для себя лучшие образы, понимая их по-своему. Это стремление к лучшим образам и идеалам условно обозначается как «элитарные ориентации» самоопределяющейся и развивающейся личности.

В таком контексте на уровне онтогенеза конкретного человека можно выделить следующие линии развития субъекта самоопределения:

первая линия: развитие фантастического (сказочного, мифологического) представления об элите;

вторая линия: развитие независимости от внешнего окружения (родителей, воспитателей, учителей, начальников);

третья линия: развитие внутренней свободы и самостоятельности личности (преодоление самого себя как части толпы - по Ф. Ницше, преодоление в себе бессознательного толпы - по К.Г. Юнгу).

При этом исходной позицией является общая логика развития чувств, намеченная еще Л.С. Выготским: путь от интер- к интрапси-хической функции сознания, когда ребенок сначала воспрпнимает чувства других людей, близких, и в общении с ними воспринимаем саму структуру и смысл чувств.

Первая линия развития субъекта самоопределения связана с исследованием развития представлений о соотношении высшего, элитного и мас-сового, относящегося к жизни простолюдинов.

Вероятно в качестве первых «учителей-просветителей» здесь выСТУПАЮТ авторы (и исполнители) pазличных сказок, легенд, мифов,


Формирование субъекта профессионального самоопределения 11

на которых воспитываются все дети мира. Наиболее типичный сюжет многих сказок с вязан с тем, что главный герой в результате невероятных, волшебных событий из простолюдина превращается в принца, короля, героя-спасителя, который получает обычно в награду опять же принцессу, корону и т.п. Особенностью детских сказок является то, что они пронизаны идеей добра, поэтому в итоге на тропе оказывается человек добрый, умный и прекрасный, т.е. элитарность уже с детства отождествляется с самыми достойными качествами человека.

Э. Берн считает, что иллюзии, на которых основаны «жизненные, сценарии» многих людей, формируются уже у маленьких детей, например, образ доброго Санта Клауса, который «следит» за их поведением и все учитывает. «Большинство людей всю жизнь ждут Санта Клауса или кого-то на него похожего», - пишет Э. Берн. Но уже в подростковом и далее - во взрослом возрасте наблюдается принципиальное раздвоение этой линии развития:

1) В одном случае человек не стремится (или не может) понять реальность и определить свое место (смысл) жизни в этой реальности, что по словам В.В. Петухова, означает для человека катастрофу (Петухов, 1996, с. 103) и тогда человек начинает выдумывать себе сказки, как бы оправдывая этим свое существование. В этом случае можно говорить о человеке как о мнимой личности (мничности), поскольку, как отмечает В.В. Петухов, выдуманная сказка суть просто ложь, без намека - фантомная культура, имитирующая подлинную и моделирующую собственный сон. Э. Берн пишет, что все люди в итоге делятся на тех, кто живет в ожидании Санта Клауса (жизни) и кто живет в ожидании смерти, мрачной фигуры с косой в руках (Берн, 1988, с. 252).

2) В более благоприятной ситуации человек все-таки обретает смысл, выделяет для себя достойный элитарный идеал и таким образом создает основу для настоящего чувства гордости и значимости собственной жизни. В этом случае даже построение недостижимого идеала (тоже своеобразной фантазии) вполне оправдано, поскольку, как сказал Г. Селье, «идеалы создаются не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать путь» (Селье, 1987, с. 45).


О несомненной связи, которая существует между эмоциями и фантазией, прекрасно сказал Л.С. Выготский: «Чувство и фантазия являются не двумя друг от друга отдаленными процессами, но, в сущности, одним и тем же процессом, и мы вправе смотреть на фантазию как на центральное выражение эмоциональной реакции» (Выготский, 1987, с. 199). Анализируя условия построения человеческой биографии, Б. Ливехуд отмечает, что «детские фантазии являются основой, на которой в будущей профессиональной и социальной жизни разовьются творческие способности» (Ливехуд, 1994, с. 44).

12 Раздел 1. Научно-методические основы школьной профориентации

Вторая линия развития субьекта самоопределения (развитие независимости человека от внешнего окружения родителей, воспитателей, учителей), ПРОХОДЯ через разные этапы, МОЖЕТ принести либо к формированию покорности, неуверенности, конформизма, либо (при более благоприятных обстоятельствах) к самостоятельности, внутреннеей свободе и адекватному восприятию действителености.

Здесь умеегно вспомнить и о нескольких рождениях личности, когда осуществляется иерархия мемивов и происходит их осознание (по А.Н. Леонтьеву), и о важной роли старшего подросткового возраста и юности, когда происходит переход от зависимости к независимости и решаются проблемы, связанные с профессиональным и личностным самоопределением (по Л.И. Божович, Д.Б. Эльконину, которые опирались на принципы периодизации развития, предложенные еще Л С Выготским), и о стадиях психосоциального развития, когда формируются чувства доверия, инициативности, полноценности, признания другими, сотрудничества, и происходит становление идентичности личности, выступающей как ее интегрирующее свойство (по Э Эриксону)

Еще 3 Фрейд писал, что «..ребенок не может удержаться, чтобы не обнаружить, к какому социальному слою принадлежат его родители Он учится узнавать других родителей и сравнивать их со своими Небольшие инциденты в жизни ребенка, заставляющие его испытывать неудовлетворенность, с самого начала провоцируют его критиковать своих родителей, позволяя ему использовать, чтобы укрепить свое критическое отношение, знание, которое он получает о других родителях, более предпочтительных в определенных отношениях»


Особенностью третьей линии развития субъекта самоопределения (развитие внутренней свободы и самостоятельности личности) является то, что здесь можно исследовать готовность человека к преодолению внутренних проблем, препятствующих полноценному лич-ност ному развитию Это то, что можно увязать с самоактуализацией личности (по А Маслоу), с самотрансцеидеицией (по В Фрапклу), с развитием целостности, социальной заинтересованности личности и чувства социальной включенности в общество (по А Адлеру) Как отмечает А Адлер, каждый человек стремится стать значительным, но люди ошибаются, если они не понимают, что эта значительность может быть достигнута лишь благодаря их вкладу в жизнь других.

Сложность преодоления в себе стереотипов массы определяются и общим культурно-историческим развитием и особенностями этого paзвития в каждой конкретной стране. Например, Э. Берн пишет «В США ты не станешь мужчиной если не сделаешь первого взноса за дом, не задолжаешь в бизнесе и не затратишь годы упорного труда,

чтобы вырастить и выучим, детей (Берн, 1988, с. 272-273)

Личная профессиональная перспектива (ЛПП) 13

«Самый великий день жизни того или иного человека, - пишет далее Э.Берн, - это день, когда для покупки дома идет в заклад заработок двух или трех десятилетий» (там же, с. 273). На основании этого всех людей можно разделить на следующие группы: а) неудачников (у них не хватает сообразительности осуществить заклад); б) непобедителей, составляющих основную массу молчаливого большинства (это те, кто всю жизнь выплачивают стоимость залога) и в) победителей (это те, кто держит заклад) (там же, с. 273).

Призывая преодолевать в себе внутреннего раба, А. Менегетти пишет, что обычно индивид, делая выбор, реализует только самого себя, но тот же выбор, после того как определены его границы, а ситуация с максимальной точностью сконструирована, может быть мгновенно адаптирован для миллионов и миллионов людей (Менегетти, 1996, с. 81). Претендующие на успех молодые люди не должны, выбирая, отдавать приоритет своим биологическим потребностям, но должны сохранять верность своей задаче продолжения творения, оставаясь сознающими свою ответственность со-творцами вселенной и становиться деятельными участниками бытия (там же, с. 89). Только это дает полноценное чувство жизни, прожитой не зря, жизни творческой, деятельной (элитной в высшем смысле этого слова).


следующая страница >>