zabika.ru 1 2 ... 14 15

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ


ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра русского языка


«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебно-методической

работе д.м.н. Анартаева М.У.

____________________________

«_____»_____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: Русский язык
Код дисциплины: R Ya 1106
Специальности: 5В110200 «Общественное здравоохранение», 5В110400 «Медико-профилактическое дело», 5В110100 «Сестринское дело», 5В110300 «Фармация», 5В074800 «Технология фармацевтического производства»
Объем учебных часов (кредитов*): 270 ч. (6*)
Курс: I
Cеместр: I, II

2013 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с Типовой программой по русскому языку (Алматы 2012), разработанной в соответствии с ГОСО РК 6.08.085-2010 «Языки триединства (казахский, русский и иностранные языки)», утвержденной и введенной в действие приказом МОН РК от 14.02.2011 № 14, рассмотренной на заседании Республиканского Учебно-методического совета (протокол № 2 от 14.10.2010г.).


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры от «__» ________ 2013 г.

Протокол №____

Заведующая кафедрой русского языка, к.ф.н., доц. ________ Амандыкова С.Х.


Рабочая программа обсуждена цикловой методической комиссией по общеобразовательным и гуманитарным дисциплинам от «___» _______2013 г.

Протокол №____

Председатель комиссии ________________Амандыкова С.Х.

Рабочая программа обсуждена на центральном методическом совете ЮКГФА

Протокол №___ от «____»__________2013 г.

2.1 Введение

В целях развития русского языка как средства межнационального общения ГОСО в языковом образовании сохраняет за русским языком социальные функции языка науки и культуры и выделяет для развития только те стандартные уровни обучения, которые обеспечивают указанные функции русского языка.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями к кредитной технологии и содержит те рекомендации, реализация которых необходима в лингвистическом образовании в рамках государственной программы «Триединство языков» и предназначена для студентов казахских групп высших фармацевтических и медицинских учебных заведений Республики Казахстан, изучающих русский язык.
Коммуникативные цели и задачи практического владения языком являются концептуальными, базисными. Формируя и совершенствуя новые речевые навыки и умения, связанные с профессиональной и научной сферой коммуникации, студенты овладевают дополнительным по отношению к родному языку средством общения, получают в конечном виде глубокое и качественное профессиональное образование.
Содержание программы определяется коммуникативными потребностями студентов в научно-профессиональной сфере, целями и задачами обучения русскому языку как средству научной деятельности. Иноязычная подготовка в неязыковых высших образовательных учреждениях предусматривает овладение уровнем базовой стандартности B2+LSP, LAP. Особенностью подготовки на данном этапе является овладение языком для специальных целей (LSP, LAP) на уровне его дальнейшего использования в профессионально-ориентированном общении по профилю конкретной специальности в производственной деятельности.
Программа составлена с учетом принципов преемственности и межпредметных связей. В соответствии с ними программа ориентирует на продолжение школьного курса и на отражение межпредметных понятий и актуального для языковой подготовки содержания смежных дисциплин: психологии, ЗОЖ, экологии, валеологии, социальной медицины и др.

2.2 Цель дисциплины

Основная цель курса русского языка – формирование у будущих специалистов коммуникативной компетенции – способности решать лингвистическими средствами реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях научной сферы, формирование межкультурностей в процессе образования на уровнях базовой стандартности (В2), (LSP, LAP).

2.3 Задачи обучения:


  • формировать понятие о языке и его месте в системе фармацевтического и медицинского образования;

  • обладать навыками ведения НИР в ранге медицинского работника, владеть высоким уровнем преподавания русского языка в учебных заведениях названного профиля;

  • способствовать развитию логики мышления на основе научных текстов по специальности;

  • оперировать необходимыми профильно-ориентированными знаниями в конкретной ситуации;

  • обладать умениями и навыками принятия рациональных решений и оперирования идей;

  • внедрять проблемно-модульное обучение;

  • использовать игровые и компьютерные технологии;

  • использовать модели специально-профессиональных ситуаций общения;

  • внедрять технологии интерактивного обучения;

  • совершенствовать развитие в себе новых качеств, мотивации к исследовательской деятельности;

  • ориентироваться в складывающихся учебных ситуациях и находить оптимальное решение;

  • владеть навыками самостоятельного анализа научно-медицинской литературы;

  • сформировать навыки использования научной литературы по специальности с целью получения информации, способствующей формированию профессиональной компетенции.


2.4 Конечные результаты обучения

- овладение системой языка и способами ее использования в межкультурно-коммуникативной деятельности;

- овладение системой речи и коммуникацией как готовность и способность осуществлять коммуникативные акты.
Студент должен:

- уметь использовать научную литературу по специальности с целью получения информации, способствующей формированию профессиональной компетенции;

- понимать, как развивается информация текста, строить его логико-композиционную основу;

- иметь представление об особенностях функционирования системы языка в научном дискурсе;


- овладеть методами и приемами структурно-семантического анализа научного текста;

- развивать логику мышления на основе текстов по специальности;

- извлекать из текста необходимую информацию, описывать, обобщать и интерпретировать ее в учебно-профессиональном общении;

- сформировать знания о языковых формах выражения различных типов информации научного текста;

- использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения.
Владеть навыками:


  • применения в своей профессиональной сфере всех видов речевой деятельности;

  • формирования знаний о смысло-структурных особенностях текстов научного стиля;

  • умения производить смысло-лингвистический анализ текста: определять систему проблем, формулировать основную мысль текста;

  • извлечения из текста необходимой информации, умения описывать её, обобщать и интерпретировать с целью использования в процессе учебно-профессионального общения.


2.5 Пререквизиты:

За исходный уровень владения русским языком принимаются конечные требования к содержанию основного общеобразовательного уровня подготовки школьников, соответствующего уровням А1 (5-7 классы), А2 (8-10 классы) и В1 (выпускники школ).
2.6 Постреквизиты:

Конечной целью является достаточный уровень освоения LSP, LAP как «инструмента» для решения интеллектуальных и социальных задач в будущей профессиональной деятельности с учетом межкультурного фактора.

Поставленная цель достигается путем решения задач каждого уровня овладения русским языком, отраженных в дескрипторах достигаемого уровня, реализуемых в моделируемых формах речи и типах коммуникации.
2.7.1 Тематический план практических занятий

I семестр



Название темы и содержание

Формы проведения

Продолжи-тельность занятия

І

Язык и его основные функции. Научная речь и язык моей специальности.

1

Язык как средство общения. Речь: виды и формы речи. Система языка и основные функции языка. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений.

Вступительное слово.

Объяснение. Сбор материала, его анализ и обработка. Лекция. Творческая работа. Работа с текстами: анализ лексического состава с выделением основных пластов лексики.


3 ч.

2

Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. ССЦ как компонент текста. Способ связи предложений в тексте: цепная и параллельная связи.

Выразительность речи. Источники выразительной речи. Экспрессивный синтаксис.

Диалоговая технология. Анализ и выводы. Решение ситуационной задачи. Проверка домашнего задания. Работа с текстами (чтение, анализ текста, выделение основной темы, смысла, определение идеи текста). Аукцион знаний.

Уточнение приобретенных знаний

3 ч.

3

Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения. Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения.

Богатство речи. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций.



Лекция. Опора на пререквизиты.

Объяснение нового материала. Сопоставительный анализ текстов различных стилей. Определение основных особенностей функциональных стилей. Работа в парах. Перекрестное оценивание.

3 ч.

ІІ

Моя Родина – Казахстан. Совершенствование этики речевого поведения.

1

С чего начинается Родина… Просторы моей родины.

Функциональные стили современного русского языка: их лингвистические особенности и стилевые черты. Общая характеристика функциональных стилей речи.

Особенности делового общения.

Речевой этикет. Деловой этикет. Регламентированность делового общения.

Вступительное слово. Умение студента понимать информацию над темой личной, общественной, учебной и профессиональной сфер жизни, отмечать выделяемые положения в аргументации и в общем плане понимать имплицируемые положения в текстах и прямых сообщениях. Работа с текстами. Формирование представлений о типологической природе текстов различных стилей.

3 ч.

2

Астана – город будущего.

Официально-деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации.

Виды делового общения. Деловая беседа. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Резюме. Анкета.


Вступительное слово. Интерактивная экскурсия. Аудирование текста с извлечением основной информации. Сбор материала, его анализ и обработка. Анализ текста. Видеопрезентация. Дискуссия.

3 ч.

3

Викторина «Кто лучше знает Казахстан?»


Публицистический стиль и его особенности.

Речевые тренировки.

Высказывания, выступления, обмен мнениями о прочитанном, дискуссия на заданную тему, диалоги в определенных коммуникативных ситуациях, связанные с естественной профессиональной деятельностью.


Творческая работа. Создание текста в соответствии с заданной темой. Консультация. Комплексный анализ текста. Выработка навыков композиционно-смыслового членения текста разных жанров.

3 ч.

ІІІ

Здоровье и здоровый образ жизни.

1

Современная наука о здоровье: состояние и перспективы.

Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов: аннотация, реферат, рецензия.


Мини лекция. Интерактивная экскурсия. Извлечение информации из различных источников. Беседа. Дискуссия. Развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Определение темы текста, идеи, ключевых слов и словосочетаний.

3 ч.

2

Пути и средства формирования отношения личности к здоровью на различных этапах жизненного пути.

Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля.


Мини лекция. Извлечение информации из различных источников. Беседа. Дискуссия. Развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

3 ч.

3

Роль гигиены в здоровье и жизни человека. Главные заповеди ЗОЖ.

Условия функционирования научной речи: научная сфера общения, преобладание письменной формы над устной, монологической речи над диалогической.


Характерные черты научного стиля: логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, насыщенность терминами.


Устное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (подробное или сжатое изложение содержания текста). Выполнение творческих работ.

3 ч.

IV

Закон. Права человека и их защита.

1

Конституция – источник общепризнанных прав человека. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах. Определение особенностей научного стиля на различных уровнях языка.

Вступительное слово. Диалоговая технология. Беседа. Работа с текстами. Составление собственных монологов-рассуждений на основе прочитанного. Поисковая работа.

3 ч.

2

Профессиональные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников (Закон «О здоровье граждан в РК», статьи 66-67).

Конструкции для выражения характеристики, признаки лица, предмета, явления. Анализ текстов научного стиля: чтение, выделение средств, с помощью которых определяются характерные черты научного стиля (логичность, точность, обобщенность и отвлеченность).



Интерактивная экскурсия. Работа в малых группах. Опрос. Беседа. Работа с текстами. Структурно-смысловой анализ текстов. Опора на пререквизиты.

3 ч.

3

Перспективы развития фармацевтического и медицинского образования. Международные требования к охране здоровья.

Знакомство с жанрами научной речи. Деление текста на смысловые части, беседа по содержанию текста. Монологи и беседы-полилоги о научном стиле.



Постановка и решение проблемного вопроса. Уточнение приобретенных знаний. Работа с текстами. Исследование языкового материала на основе смысло-речевых ситуаций.

3 ч.

V

Природа и человек.

1

Стратегическое взаимодействие общества и природы. Концепция устойчивого социального развития общества.

Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли; композиционная четкость, логика изложения, информативность как ведущие признаки научного текста.


Вступительное слово. Интерактивная экскурсия. Сбор материала, его анализ и обработка. Объяснение теоретического материала. Работа с текстами: анализ текста, определение микротем текста. Консультация.

3 ч.

2

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Природная среда и здоровье населения.

Тема текста. Структура и смысл текста. Тема как предмет или явление, которая рассматривается в тексте. Обозначение темы текста существительным, встречающимся в различных падежах.


Дискуссия. Презентация выполненной работы. Объяснение теоретического материала. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (подробное или сжатое изложение содержания текста).

3 ч.

3

Природа и человек в художественных произведениях. Эссе на тему «Природа и человек».

Замена темы в тексте местоимением или синонимичным выражением. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы в тексте.


Сравнительный анализ. Работа в парах. Перекрестное оценивание. Сочинение-рассуждение. Выполнение контрольных заданий.

3 ч.







Итого:

45 ч.



следующая страница >>