zabika.ru 1

Резолюция областного совещания руководящих работников и специалистов системы образования «Реализация государственной политики в системе регионального образования»

Резолюция областного совещания руководящих работников и специалистов системы образования «Реализация государственной политики в системе регионального образования»
В региональной системе образования на всех уровнях в 2012/2013 учебном году последовательно проводились мероприятия по повышению качества образования, укреплению материально- технической базы.

Сохранила стабильность и позитивную динамику система дошкольного образования.

Показатель охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием выше республиканского на 7,2%. Восстановлены 52 бассейна в дошкольных учреждениях. Снизилась заболеваемость до 4,9 дней, пропущенных одним ребёнком по болезни (респ. – 6,3 дня).

Пятый год подряд регион лидирует в республике по количеству учащихся 9 и 11 классов, сдавших выпускные экзамены на высоком и достаточном уровнях.

По итогам централизованного тестирования абитуриентами области получено 24 стобалльных результата (2012г. -13).

Обеспечена непрерывность олимпиадного движения. На заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам в 2013 году учащиеся области завоевали 98 дипломов (2012 г. – 101), существенно улучшив качество дипломов (21 диплом 1 степени, 2012г. – 14).

Трое учащихся области стали победителями олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». На международных олимпиадах учащиеся области получили две серебряные медали (физика, география) и одну - бронзовую (информатика). Третий год область лидирует по итогам участия в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» по количеству дипломов. Значительно улучшена база для использования информационных технологий в образовательном процессе, 168 школьных библиотек функционируют в статусе информационно-библиотечных центров.

Продолжается работа по оптимизации сети специального образования. В среду здоровых сверстников интегрированы 70% воспитанников и учащихся, обучающихся по специальным программам. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составил 98,9%.


В учреждениях профессионально-технического образования (далее - УПТО) 1170 выпускников 35,9% (в прошлом году – 33,9%) получили уровень квалификации 4 и выше. Повышению качества образования способствует также успешная работа учебных хозяйств УПТО сельскохозяйственного профиля.

Во всех УПТО созданы подразделения по производству продукции и оказанию услуг.

В 2012/2013 учебном году получило дальнейшее развитие гражданское и патриотическое воспитание молодежи. Сложилась система взаимодействия учреждений образования с семьей, направленная на решение актуальных проблем образования и семейного воспитания. Активно внедрялись современные технологии педагогического взаимодействия. Сократилось количество детей, признанных нуждающимися в государственной защите, и количество вновь выявленных детей-сирот. Показатель возвращенных в семью детей увеличился до 60,4%.

Осуществлен ряд дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности детей.

Более 7 лет сохраняется ситуация снижения подростковой преступности.

За истекший год на 0,3% увеличилось количество педагогических работников школ с высшим образованием. Высшую и первую квалификационные категории имеют 74,3% (2012г. – 74,2%) педагогов.

На 5,6% вырос образовательный уровень педагогов дошкольных учреждений.

Проводится системная работа по повышению профессионального мастерства педагогов.

Выполняются прогнозные показатели социально- экономического развития отрасли. Продолжаются работы по укреплению материально-технической базы и благоустройству учреждений образования.

В то же время анализ состояния работы позволил определить ряд проблемных вопросов.

В системе дошкольного образования обострилась проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях микрорайонов-новостроек и жилых районов с высокой плотностью застройки.

Учреждения дошкольного образования остро нуждаются в современном компьютерном оснащении.


Остается недостаточным процент обеспечения дошкольных учреждений современным игровым и надворным оборудованием, средствами обучения.

Наличие случаев детского травматизма свидетельствует о нерешенности в полном объеме вопроса создания безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении. Не хватает медицинских работников, воспитателей.

В системе общего среднего образования анализ результатов ЦТ высветил ряд проблем в качестве предметной подготовки выпускников школ. Низка эффективность выступления областных команд на республиканской олимпиаде по ряду предметов. Отмечаются случаи низкого уровня предметного преподавания, зачастую отсутствует мотивация учащихся на получение качественного образования.

Администрациями учреждений г.Гродно не в полной мере используются возможности созданных филиалов кафедр ГрГУ им. Я.Купалы.

В большинстве учреждений образования нет беспроводного выхода в Интернет. Неэффективно внедрение электронных средств обучения средствами предметных кабинетов.

Не все дети с ОПФР получают помощь специалистов. Остается актуальным вопрос открытия интегрированных групп для организации профессионального обучения выпускников с ОПФР. Только одно учреждение спецобразования реализует экспериментальный проект.

Проблемой остается комплектование и сохранность контингента в УПТО. Не в полном объеме выполняется план выпуска квалифицированных рабочих. В связи с сокращением контингента неэффективно используются учебные площади ряда учреждений. Результаты централизованного тестирования по учебным предметам показывают проблемы в освоении программ общего среднего образования учащимися УССО и УПТО.

По- прежнему остается низким процент закрепления выпускников на первом рабочем месте после обязательной отработки по распределению.

Не все учебные хозяйства УПТО выполнили поставленную задачу по достижению уровня урожайности зерновых 40ц/га или не ниже среднерайонного.

Актуальной задачей остается организация воспитательной работы с использованием современных коммуникационных технологий, формирование у обучающихся информационной культуры.

Не снимаются с повестки дня вопросы безопасного и ответственного поведения детей и подростков, гибели детей от внешних причин.

Имеются случаи формального подхода в планировании и проведении мероприятий шестого школьного дня.

Установлены случаи по несвоевременному выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им необходимой помощи, признанию нуждающимися в государственной защите. Проблемой остается некачественное сопровождение детей в замещающих семьях и переданных на патронатное воспитание, развитие приемных семей, повышение их наполняемости.

Вызывает тревогу тот факт, что на педагогические специальности подают документы абитуриенты с низкими баллами.

Ощущается нехватка учителей физики, математики, иностранных языков, а также педагогов- дошкольников. Остается проблема совершенствования профессионального мастерства педагогов через самообразование. Актуальной для руководителей учреждений образования остается задача по мотивированному включению педагогов в аттестационный процесс. Медленными темпами идет процесс подтверждения высшей квалификационной категории педагогическими работниками.

Осложняется выполнение ремонтных работ по подготовке учреждений к началу учебного года, ввода объектов образования в связи с проведением государственных закупок посредством электронного документооборота через сеть Интернет. Не во всех учреждениях образования устранены замечания органов МЧС и ЦГЭ.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности, повышения качества образования участники совещания считают, что в 2013/2014 учебном году необходимо обеспечить:


  1. В дошкольном образовании:

- увеличение количества мест в дошкольных учреждениях за счет нового строительства, реконструкции, оптимального использования имеющихся площадей, открытия групп с режимом пребывания от 2 до 7 часов, в том числе на платной основе, стимулирования создания учреждений частной формы собственности в городской местности;


- внедрение компьютерных программ для составления ежедневного меню, меню-требования, анализа выполнения натуральных норм;

- создание в каждом районе образовательных центров для обеспечения эффективной реализации учебной программы дошкольного образования;

- принятие мер по повышению ответственности руководителей и педагогов дошкольных учреждений за создание условий для безопасной жизнедеятельности воспитанников;

- доведение до 80% обеспеченность дошкольных учреждений современным игровым и надворным оборудованием, средствами обучения;

- принятие мер по оснащению учреждений компьютерной техникой и программными средствами, активизацию работы по созданию сайтов, системное информирование населения;

- ходатайство перед районными исполнительными комитетами о введении в штатное расписание учреждений дошкольного образования ставки социального педагога.

2. В системе общего среднего образования:

- совершенствование работы по повышению результативности выступления на заключительном этапе республиканской олимпиады, конкурсах исследовательских работ через организацию деятельности региональных формирований, укрепление ресурсного обеспечения работы с одаренными учащимися, эффективное взаимодействие учреждений общего среднего образования с учреждениями высшего образования;

- широкое использование в образовательном процессе и управленческой деятельности возможности мобильных классов, лингафонных кабинетов, проекционной, компьютерной техники;

- принятие мер по организации беспроводного доступа в Интренет на основе технологии wi-fi с целью максимально полного вовлечения в образовательный процесс мобильных устройств личного и коллективного пользования, обеспечения доступа из большинства учебных аудиторий к информационным ресурсам учебного заведения, удаленным информационным ресурсам, управляемого ограниченного доступа в Интернет;

- максимальное использование потенциала филиалов кафедр ГрГУ им. Я.Купалы, открытых на базе учреждений общего среднего образования г.Гродно.


3. В системе специального образования:

- продолжение целенаправленной работы по оптимизации сети учреждений специального образования;

- максимальный охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью детей с ОПФР;

- вовлечение учреждений специального образования в исследовательскую, инновационную и экспериментальную деятельность, внедрение зарубежного опыта инклюзивного образования;

- принятие мер по открытию интегрированных групп для детей с ОПФР в системе профессионального образования;

- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для детей с ОПФР.

4. В системе профессионального образования:

- выполнение Программы оптимизации региональной сети учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;

- участие в работе предметных методических объединений педагогических работников районов преподавателей учебных предметов УПТО и приглашение преподавателей УССО;

- развитие инновационной инфраструктуры учреждений профессионального образования путем расширения ресурсных центров, технопарков;

- сокращение потери численности контингента в УПТО по неуважительным причинам, в том числе включая механизм досрочного выпуска, а также пополнения контингента за счет восстановления на вакантные места студентов и учащихся, обучавшихся ранее в УССО и УВО;

- оптимизацию перечня возделываемых сельскохозяйственных культур в учебных хозяйствах УПТО с учетом экономической эффективности, завершение комплексного благоустройства территорий учхозов;

- продолжение работы по созданию подразделений по производству продукции и оказанию услуг в УПТО, расширив перечень их деятельности;

- совместную профориентационную работу учреждений профессионального образования и организаций- заказчиков кадров с целью выполнения контрольных цифр приема и увеличению объемов целевой подготовки.


5. В воспитательной работе:

- формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания на основе государственной идеологии и государственных символов Республики Беларусь, подготовки к празднованию 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, Победы советского народа в Великой Отечественной войне, развития молодежного парламентаризма в регионах, активного использования информационных технологий;

- оптимизацию системы дополнительного образования детей и молодежи, совершенствование шестого школьного дня, переориентацию объединений по интересам на работу в субботний день и вечернее время;

- качественное выполнение социально-педагогическими центрами координирующей функции в работе учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, оказанию им необходимой помощи, своевременному признанию нуждающимися в государственной защите;

- отработку механизма сопровождения детей в замещающих семьях и переданных на патронатное воспитание, развитие приемных семей, повышение их наполняемости;

- постоянное и системное информирование населения по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания через средства массовой информации, сайты учреждений образования, отделов образования, спорта и туризма райисполкомов;

- качественное постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования совместно с отделами образования, спорта и туризма райисполкомов, детскими интернатными учреждениями.

- проведение системной работы по повышению ценности института семьи, ликвидации проблем деформации детско-родительских отношений.

6. В работе с кадрами:

- целенаправленную и системную профориентационную работу по ориентации лучших выпускников на педагогические специальности;


- совместно с райисполкомами принятие мер по закреплению кадров в сельских районах;

- продолжение работы по повышению образовательного уровня педагогов через заочную форму обучения, переподготовку;

- открытие филиала кафедры педагогического факультета ГрГУ им.Я.Купалы на базе учреждения общего среднего образования, совместную работу по подготовке кадров по дефицитным специальностям;

- выполнение поставленных на 2013 год задач по сертификации педагогов как пользователей ИКТ, аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории;

- контроль за эффективностью урока, повышение персональной ответственности учителя;

- направление усилий методических служб на актуализацию и углубление предметных знаний педагогов, совершенствование педагогической техники учителя, методики преподавания учебных предметов;

- расширение практики адресной методической помощи педагогам через сайты методических служб и различные формы дистанционного обучения;

- качество и эффективность организации и проведения стажерской практики молодых педагогов, в том числе по вопросам воспитательной работы и классного руководства.

7. В экономике образования и укреплении материальной базы:

- принятие оперативных мер по окончанию до 29.08.2013г. ремонтно-строительных работ на объектах учреждений

образования, используя внутренние ресурсы (внебюджетная деятельность, шефская, спонсорская помощь);

- продолжение работы по устранению имеющихся нарушений противопожарных и санитарных норм и правил;

- системный контроль за соблюдением техники безопасности и охраны жизни и здоровья детей в учреждениях образования, пожарной безопасности;

- повышение квалификации и уровня знаний нормативной правовой базы членов конкурсных комиссий и самих руководителей учреждений образования по проведению электронных торгов;

- организацию целевых семинаров и курсов с вновь назначенными руководителями учреждений образования, технических служб по вопросам контроля за техническим состоянием зданий и сооружений, обеспечением их эксплуатационной надежности;


- проработку вопроса с финансовыми отделами районных исполнительных комитетов о введении дополнительных ставок работников столовых городских учреждений общего среднего образования, питание учащихся в которых организовано отделами образования, спорта и туризма;

- выполнение доведенных показателей социально-экономического развития по итогам работы за 2013 год.

8. ГУО «Гродненский областной институт развития образования»:

8.1. Изучить и обобщить практику работы учреждений образования Зельвенского района по организационному и содержательному наполнению шестого школьного дня.

8.2. Издать методические рекомендации «Разработка программы воспитания в учреждении образования».

8.3. Создать и распространить электронный методический ресурс «В помощь классному руководителю».

8.4. Изучить опыт работы Щучинского отдела образования, спорта и туризма по внедрению в практику работы учреждений образования рейтинга успешности учителя.

9. Управлению образования Гродненского облисполкома:

9.1. Подготовить протокол поручений заместителя председателя Гродненского областного исполнительного комитета Жука И.Г. по итогам областного августовского совещания руководящих работников и специалистов системы образования.

9.2. Проработать вопрос:

9.2.1. совместно с Министерством образования РБ и УО «Гродненский государственный университет им Я.Купалы» по открытию бюджетных групп по переподготовке педагогов учреждений дошкольного образования, не имеющих специального дошкольного образования;

9.2.2 совместно с управлением здравоохранения Гродненского облисполкома по заполнению ставок медицинских сестер в учреждениях дошкольного образования;