zabika.ru 1

Как уберечь ребёнка от


наркотиков, алкоголя и

других психоактивных веществ

Рекомендации для родителей.

Дошкольный возраст.

В эти годы ребёнок приобретает то, что с ним остаётся надолго, определяет его последующее его развитие. К возрасту 3-4 года укрепляется эмоциональная саморегуляция, 4-5 лет нравственная саморегуляция, 6 лет формируются деловые личностные качества ребёнка. Именно в этом возрасте появляется самосознание, осваиваются нравственные первичные нормы, усваиваются правила человеческого поведения. Источником моральных представлений детей являются взрослые, этот опыт передаётся в процессе общения, наблюдения и подражания. Дети не только учатся выполнять нормы, но и внимательно следят за тем, чтобы и другие, находящиеся рядом с ними, следовали этим правилам и нормам. На этом этапе требуется помощь в обучении удовлетворения своих потребностей, дети нуждаются в постоянном внимании родителей, общении с ними. Факторами риска на этом этапе являются: физические, эмоциональные перегрузки, страхи, тревожность.

Младший школьный возраст.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, подчинение и подражание им, особенно учителям. Вы и сами замечали, очень часто ребёнок в разговоре произносит фразу: «А Анна Ивановна (первая учительница) сказала, что…» Дети полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки, характеризуя себя, повторяют, что о нём говорит взрослый.

Важное личностное образование, закрепляющееся в этом возрасте – самооценка. Она зависит от характера оценок, даваемых взрослым, его успехом в различных видах деятельности. Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания, но требуют от взрослого большой ответственности, внимательного контроля за своими действиями и суждениями. Если взрослые мало поощряют детей за их успехи, больше наказывают за неудачи, формируется мотив избегания неуспеха, низкая самооценка, растёт тревожность, страхи. Таким образом, увеличиваются факторы риска, к биологическим и социальным присоединяются психологические, мы взрослые сами принимаем в этом участие.


Подростковый возраст.

Подростковый возраст не случайно слывет «трудным». Этот период перехода от детства к взрослому состоянию, когда происходят значительные изменения в физиологической, эмоционально-личностной, психологической сферах человека. В этом возрасте развивается самосознание, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления.

Для подросткового возраста характерна смена деятельности. На передний план выходит уже не учеба, а общение со сверстниками. Но, к сожалению, у многих подростков оказываются несформированными социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться: слушать другого человека, поддерживать разговор, реагировать на критику и критично оценивать действия других людей. Авторитет родителей уменьшается.

Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций – протест против родителей, вызов против запретов и давления родителей, группирования со сверстниками, реакцией подражания, развитием «хобби» и т.д. Растёт влияние сверстников, взрослые теряют авторитет.

К факторам риска прибавляется:

- психическая и социальная незрелость;

- эмоциональная неустойчивость, напряжённость;

- неадекватная самооценка, низкий самоконтроль;

- инфантильность, избыточная зависимость от других;

- наличие признаков резкого изменения характера, не свойственные данному ребёнку в период физического взросления;

- низкая устойчивость к стрессам и психическим перегрузкам, непереносимость конфликтов;

-нарушения эмоциональной- волевой сферы.

В совокупности особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст может оказаться периодом риска для начала употребления алкоголя, наркотиков, развития других форм отклоняющего поведения.

Первое употребление алкоголя и наркотиков часто происходит именно в подростковом возрасте.

Почему подростки начинают экспериментировать с ПАВ?


  • нередко из любопытства,

  • в компании, из желания «доказать свою взрослость», «быть как все»,

  • протестная реакция против родителей, попытка привлечь даже таким способом к себе внимание родителей

  • Любопытство и поисковый инстинкт новых ощущений очень часто приводят к употреблению различных психоактивных веществ.

  • Низкая самооценка, неуверенность в себе, неумение противостоять жизненным трудностям, рекламе, давлению сверстников приводят к употреблению ПАВ

  • Нарушения эмоциональной сферы: тревожность, внутреннее напряжение, депрессии, страхи, чувство одиночества и ненужности на сегодняшний день являются ведущими причинами начала употребления.


Так как во многом причины начала употребления алкоголя и наркотических веществ лежат в социально-психологических особенностях подросткового возраста, то и профилактика этих явлений должна быть направлена на оказание помощи подростку, развитие у него определенных социально-психологических навыков, развитие личности, привитие здорового жизненного стиля.

В вашей семье традиции здорового жизненного уклада, ценится взаимопонимание, взаимное уважение и учитываются интересы всех членов семьи, трудности подросткового возраста вместе вы сможете преодолеть.

Уважаемые родители, если у ребёнка возникли проблемы, вы чувствуете, что сами с ними не справляетесь, обращайтесь к специалистам, будьте готовы к совместному сотрудничеству.
Как узнать, что ребёнок начал употреблять ПАВ?
Самые первые признаки болезни проявляются в изменении поведения ребёнка. Вдруг он стал, слишком возбудим, появилась беспричинная злоба, раздражение, агрессия, снизился интерес к учёбе. Дома ребёнка трудно удержать. Могут появиться приступы чрезмерной весёлости, повышенной двигательной активности, сменяющиеся безразличием, заторможенностью. Колебания настроения могут меняться в течении дня несколько раз.

Вы заметили, что из дома пропадают вещи, деньги.


Внешний вид ребёнка изменился: небрежность, неряшливость в одежде.

Вас должны насторожить:

- неестественно узкие или неестественно широкие зрачки, независимо от освещения,

- невнятная растянутая речь, неуклюжие движения , запах изо рта, от волос и одежды (если ребёнок употребляет химические вещества ),

- всегда длинные рукава одежды, даже в солнечную погоду,

- в карманах одежды, Вы можете обнаружить : шприцы, иглы, различные лекарственные препараты, разбитые ампулы, порошкообразные вещества.

Прислушайтесь к речи ребёнка. Вы можете услышать в его разговоре с друзьями такие слова – закинулся, ширнулся, дурь, соломка, чек, экстази, винт, крэк, кокс, мулька. Это слова наркоманов.
Если у Вас возникли подозрения.

Из практики можно отметить, что очень часто родители не замечают первых употреблений ПАВ , а заметив, пытаются справиться силовыми методами с этой проблемой, тем самым вызывая протестное поведение ребёнка, закрепляют употребление ПАВ.

Уважаемые родители если у вас возникли подозрения, не паникуйте!

Поговорите с ребёнком, расскажите откровенно о своих подозрениях. Не кричите, разговаривайте спокойно и доверительно. Ребёнок не настроен, обсуждать с вами этот вопрос, не торопите, выберите другой момент для разговора в ближайшее время.

Если ваши предположения подтвердились, обратитесь к специалисту (наркологу, психологу) и получите консультацию, он Вам поможет выбрать тактику дальнейшего поведения , болезнь серьёзна и не пройдёт сама. Главное не оставайтесь один на один с проблемой, не пытайтесь методом давления и силы её решить .
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был счастливым и здоровым?

Любите своего ребёнка! Общайтесь с ним, обнимайте, своими словами и жестами показывайте, что вы слышите его, понимаете его, и поддерживаете, всегда готовы придти на помощь, не заменяйте любовь только тщательным уходом.

Попробуйте научиться видеть чувства ребёнка по выражению его лица, жестам, даже если он их скрывает. Для детей очень важно , чтобы мама и папа чувствовали и понимали его, знали что с ним происходит.


Научите ребёнка выражать свои чувства, чтобы он не боялся и впоследствии понимал чувства других людей.

Объединяйтесь, когда есть трудности, преодолевайте их вместе.

Одобряйте и хвалите даже за небольшие успехи. Важнее то упорство с которым ребёнок выполнял задание ,а не результат.

Если вы рассержены на малыша, оценивайте поступок, а не личность, т. е. выражайте своё недовольство отдельными действиями, но не ребёнком в целом.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства.

Говорите о своих чувствах ребёнку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о его поведении.

Учите малыша говорить «нет». Объясните, что существуют ситуации, предложения, на которые можно и нужно отвечать отказом. Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.
Воспитывая своих детей, родители оказывают определённое воздействие на них, последствия этого влияния могут быть серьёзными и отразится на личности ребёнка, способствовать возникновению различных проблем.


  • Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть,

  • растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины,

  • высмеивают – он замыкается,

  • находится в зоне постоянного конфликта родителей – становится агрессивным.

  • А если ребёнка поддерживают – он учится ценить себя, прибавляется уверенность,

  • живёт в понимании и доброте – он учится находить любовь в окружающем мире.

Относитесь внимательно к потребностям детей, попробуйте строить взаимоотношения на взаимопонимании и доверии, не забывайте давать возможность детям отвечать за свои поступки.

Во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивные ростки во взаимоотношениях. Легко оборвать ниточку, связывающую Вас и детей, труднее её сохранить и найти такое положение нити, чтобы она связывала, помогала, но не тяготила.

В заключении несколько советов для беспокойных родителей.


На консультацию приходят родители и задают вопрос начало, которого звучит у всех одинаково:

«Что делать, если ….?»,

а вторая часть вопроса у каждого своя, попытаемся ответить на некоторые из них.
Как быть с врунами?

Давайте сначала разберёмся – а почему дети врут?

- Самая безобидная причина лжи – игра детской фантазии, стремление выдать желаемое за действительное. Порой дети так увлекаются, что не могут вовремя остановится в сочинительстве небылиц, а то и сами перестают видеть разницу между действительностью и вымыслом.

- Нередко дети привирают, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Если ложь принимает систематический характер, можно предположить неуверенность в себе, низкий уровень самоуважения, который ребёнок пытается поднять искусственно. Есть над, чем подумать родителям.

- Ложь из боязни кары. В этом случае склонность лгать соответствует чаще степени озлобленности родителей, чем значительности проступков. Справедливому, доброжелательно настроенному родителю ребёнок легче сознается в том , в чём действительно сильно провинился, а озлобленным родителям, готовым к физическим наказаниям, страшно поведать даже о случае, когда вины ребёнка нет.

- Часто лгут дети тех родителей, реакция которых на действия детей непоследовательна, непредсказуема, сильно подвержена эмоциям.

- Лживость родителей. Пожалуй, эта причина пускает наиболее глубокие корни в душах детей, создавая в их подсознании общий фон лживости человеческих отношений. Дети рождаются доверчивыми и прямолинейными, обманывать чаще всего учим мы их сами.
Теперь ответим на вопрос что делать?

- Прежде всего, само собой, разумеется спросить себя, насколько вы сами честны перед ребёнком, перед остальными людьми. Самое лучшее средство против вранья – создать в доме климат незыблемой правдивости.

- Второе важное требование к родителям – всегда выполнять обещание детям.


- Для детей-выдумщиков до подросткового возраста можно сочинить сказку о ребёнке, который врал.

- Полезно объяснить, что правда родителям нужна для того, чтобы своевременно помочь в решении проблем ребёнка.

А самое главное обратите внимание – какую проблему пытается решить ребёнок с помощью лжи. Помогите её разрешить, предложите другие способы решения, ребенок ими не владеет, поэтому и врёт.
Почему дети воруют деньги, и что с этим делать?
Причины:

- Родители не дают деньги в полное распоряжение ребёнка, а самому зарабатывать негде.

- Родители не покупают ребёнку что-то очень важное, вожделенное для него (в младшем возрасте, например, страстно желаемую игрушку).

- Стремление к самостоятельности, жгучее желание самому решать, что покупать.

- Нечестность, вороватость детей – следствие нечестности родителей. Если они часто неискренни, обманывают детей, в семье царит атмосфера недоверия и неправды.

- Часто с помощью денег и приобретённых на них ценностей подростки решают свои личные психологические проблемы, особенно, если их статус в ребячьей среде оставляет желать лучшего.

- Худший вариант – родительские деньги предназначаются дворовому верзиле-вымогателю. Самое неприятное, если ребёнок оказался жертвой подростковой «организованной преступности».

Что делать?
- Прежде всего – между ребёнком и родителями должно быть полное взаимное доверие. У родителей, которые сами детям никогда не лгут, их не обманывают, дети им отвечают тем же, а воровство в такой семье – редкость.

- Силовое наказание за проступок – самый лёгкий и простой способ, он даёт выход вашим эмоциям, но самый не- эффективный и усугубляет проблему.

- Есть ещё один излюбленный способ решения проблемы- спрятать подальше деньги от домашнего воришки. Тогда Вы начинаете игру- они прячут, другой находит.

- Больше эффекта будет от серьёзного разговора, после того как уляжется буря вашего гнева. Прояснить ситуацию, незабывая о том, что главная цель родителя не запугать ребёнка, а перенести в его сознание и подсознание - что можно, что нельзя.


- Хорошие результаты может дать такой приём как ограничение в чём-то не ребёнка, а всей семьи.

- Можно помочь подростку самому заработать, тогда решится проблема с воровством, а подросток будет ходить с гордо поднятой головой.

- Помогают уйти от домашних краж и семейные советы, на которых решаются разные вопросы, в том числе и бюджет.

В заключение хотелось бы сказать о том, что мы родители, сталкиваясь с какой-либо проблемой, часто занимаем обвинительную позицию. В наших руках выяснить, что к ней привело, устранить причины. Пока мы обвиняем и бездействуем, проблемы растут как сорняки. Не пора ли перестать готовить для них почву?!
Как помочь тревожному ребёнку?
В стране замкнутых детей.
Что делать, если ребёнок агрессивен?
Ответы на эти и многие другие вопросы Вы можете получить на занятиях для родителей, которые проходят в центре помощи детям и подросткам по адресу: