zabika.ru 1

Рекомендации по обобщению педагогического опыта


Передовой педагогический опытэто опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.
Критерии передового педагогического опыта


Критерии

Характеристика критериев

1. Актуальность


Соответствие:

• социальному заказу государства, общества;

• Закону об образовании РК;

• прогрессивным тенденциям социального развития общества;

• региональной образовательной политике;

• идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;

• профессиональным интересам определенных категорий педагогов;

Способствовать:

• решению актуальных задач общества;

• решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.

2.Научность, соответствие достижениям науки

Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.

3. Результативность

Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике.

Результативность может выражаться:

• в уровне обученности учащихся;

• в уровне воспитанности учащихся;•

• в личностном развитии учащихся;

• •в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.

4. Новизна


Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:

• в комбинации элементов известных методик;

• в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

• в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)

5. Стабильность

Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:

6. Оптимальность

Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.

7. Перспективность

Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.


Структура целостного описания опыта работы.
Введение


  • Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности, лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность).

  • тема - закладывается основная идея опыта, то, что обобщается в докладе, должно соответствовать заглавию. Заглавие должно быть лаконичным.

  • актуальность и перспективность опыта;

  • цель, задачи;

  • общая схема, смысловой план, дать предварительную характеристику проблемы;
  • адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;


  • новизна данного опыта;

  • вычленить причины, которые побудили учителя к поиску своих подходов к обучению и воспитанию. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.

I. Научно-методическое обоснование.

Анализ научно-педагогической литературы по теме опыта. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.

II. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею.

Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.

III. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
Цель (для чего) содержание (что) методы и средства (как) результат (какой)
Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы учителя.

IV. Условия, при которых создавался опыт

  • Прописать личностные и профессиональные качества педагога.

  • Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.
  • Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.


  • Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог.

  • Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.

V. Результативность.

Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

  2. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

  3. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1996.

  4. Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987.


Примечание. При описании опыта ссылки на приложения обязательны.

Перечень возможных материалов приложения к описанию опыта работы.

(содержание приложений строго зависит от темы опыта и соответствует ссылкам в его описании)

  • Данные мониторинга результатов экспериментального исследования.

  • Авторские программы, модифицированные программы, проекты.

  • Тематическое планирование.

  • Поурочные планы.

  • Система уроков, занятий по теме опыта.

  • Компьютерное обеспечение занятий.

  • Сценарии вечеров, праздников, и т.п.

  • Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.

  • Творческие работы учащихся.


Требования к оформлению
  • В текстах не допускается сокращение названий и наименований.


  • Все страницы должны быть пронумерованы.

  • Объем целостного описания опыта с приложением должен составлять не более 20 – 25 страниц.

  • Шрифт Times New Roman, 14 размер, межстрочный интервал – одинарный, поля: верхнее, нижнее- 2см, левое –3см, правое – 1,5см.

Структура исследовательской работы






Содержание


Вопрос для ответа

Цель

Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся вашей педагогической деятельности

Что хотите изменить в ученике?

Какие качества личности хотите воспитать в ученике?

Какие способности хотите развить?

Какие изменения в обученности ученика предполагаете?

Задачи

Шаги к достижению цели

Какие промежуточные результаты нужно получить, чтобы достичь цели, и какие шаги нужно при этом сделать?

Гипотеза

Логическое обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий

Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели?

Что будете проверять?

Объект

Область, в границах которой находится то, что будет изучаться

Что исследуется?

Предмет


Знание о фактах, влияющих на изменение состояния ученика (его развитие, обученность, воспитанность).

Функция предмета исследования – фиксация, удержание границ воздействия.

Как рассматривается объект: какие свойства, отношения функции выделяются в объекте?

Какая часть объекта будет раскрываться в данном исследовании?

Этапы

исследования

Некоторые части, промежуточные результаты и последовательность их достижения. Части позволяют в определенные временные интервалы преемственно реализовать систему мер, заложенную в гипотезе.

Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются им для достижения цели?

Диагностический инструментарий

Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков

С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами?

С помощью какого типа задач или задания для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?

Критерии оценки ожидаемых результатов

Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки

С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность исследования?

Как вы предполагаете фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?


Образец

Управление образования

Институт повышения квалификации

и переподготовки кадров системы образования


Тема

(слово «тема» не прописывается, кавычки не ставятся)


автор фамилия, имя, отчество

занимаемая должность

орагнизация образования

(без сокращений)
Астана

2009

Схема рецензии работы


  1. Тема работы.

  2. Краткое описание работы (что представляет собой работа).

  3. Предназначение (кому рекомендуется).

  4. Основные достоинства:

- актуальность и значимость;

- результативность.

5. Перспектива применения.

6. Подпись рецензента с указанием ученой степени, занимаемой должности.

Структура защиты педагогического опыта.

1. Начните с определения темы, которая легла в основу опытной работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.

2. Выделите исследуемую проблему, которая вытекает из темы и как бы суживает границы поиска, инновации.

3. Изложите основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок, инноваций.

4. Выделите ведущие идеи своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики.

5. Дайте краткую характеристику содержания образовательной области, предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся, остановитесь на особенностях программы (возможно, авторской). Определите, в чем новизна подходов к преподаванию вашей области знаний, предмета, вида деятельности.

6. Покажите особенности технологии, которую вы избрали, чтобы образование, воспитание носило развивающий, деятельностный характер, позволяющий превратить ребенка в субъект воспитательно-образовательного процесса.

7. Остановитесь на структуре вашего урока, занятия, в отличие от традиционного, представьте модель вашего учебного занятия в свете вышеизложенных идей реформирования образования.


8. Опишите систему уроков, занятий, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, особое внимание уделив содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.

9. Не забудьте аргументировать нововведения, подтвердить их диагностическим материалом.

10. Проанализируйте результативность своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.