zabika.ru 1

РОЛЬ СЕМЬИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая

Работа ни была на производстве, знайте, что дома

Вас ожидает еще более ответственная, более сложная,

Более тонкая работа – воспитание человека.

Надо понять каждому из вас,уважаемые отец и мать,

Что невоспитанный, человек, нравственный невежа –

Это то же, что самолет, выпущенный в полет

С испорченным двигателем: погибнет он сам

И принесет гибель другим людям.

В.А. Сухомлинский

Учебный труд – это труд умственный, который требует большого напряжения нервной системы. И к этому труду организм ребенка должен приучаться постепенно.

Учение направлено не только на усвоение системы знаний, но и на овладение способами, приемами учебной работы. Процесс усвоения невозможен без воспитания умений рациональной деятельности умственного труда.

Семья может оказать существенную помощь детям в привитии культуры умственного труда, создать благоприятные условия для учебы и правильно организовать их умственную деятельность.

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА.

Это связано с выполнением школьником учебной работы, оборудованием рабочего места, соблюдением правил чередования труда и отдыха и выполнением требований гигиены умственного труда.

Если занятия каждую неделю проводятся по-разному, то режим дня можно изменять каждую неделю, обязательно учитывая время для занятий спортом, занятий по интересам, занятий в различных кружках.

Важное место в режиме надо отводить сну. Следите, чтобы ребенок спал положенное время, вставал и ложился в одно и то же время.

Готовить домашние задания тоже лучше в одно и то же время, но не сразу после уроков, после возвращения из школы. Даже после обеда нужен небольшой перерыв (около 2 часов) для отдыха. Умственная работа сразу после обеда будет непродуктивной.

Особое внимание уделите организации рабочего места. Нельзя, чтобы ребенок готовил уроки сидя на диване или лежа на полу. Посторонние разговоры, шумы отрицательно влияют на работоспособность. Не забывайте о проветривании комнаты, освещенности.


Взрослые должны проследить, как дети чередуют выполнение легких и трудных уроков. Для каждого ребенка степень трудности предметов определяется индивидуально, т.к. может быть совершенно разной. Для тех, кто трудно включается в работу, можно начинать занятия с легких уроков.

Если по предмету задано и письменное и устное задание, то начинать надо с устного (правило, закон, формула) и потом переходить к письменному заданию. Выполнять лучше задание в тот день, когда его задали, т.к. то, что не усвоено на уроке наиболее интенсивно закрепляется сразу после восприятия. Чтобы предупредить забывание материала, надо провести работу по по его закреплению в день восприятия.

После 40 – 45 минут работы надо делать 10 – 15 минутный перерыв, когда можно заняться физическим трудом ( сменить вид деятельности ).
ОРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Предполагает воспитание наиболее рациональных методов и приемов учения: учит работать с учебником, дополнительной литературой, справочниками (выделять главную мысль, разбивать текст на логические смысловые части, составлять план, пересказывать прочитанное . Этим методам учит учитель на уроке. Однако, не все ученики пользуются им при подготовке домашнего задания. Работая самостоятельно, ребенок может неправильно выбрать методы и приемы учебной работы, которые сводятся к заучиванию темы урока, прочтению материала.

В начальных классах ребята пересказывают материал близко к тексту. В средних классах объем изучаемого материала увеличивается, возрастает его сложность. Одного заучивания будет недостаточно. Вместе с чтением нужно проводить активную мыслительную обработку изучаемого материала: делить текст на смысловые логические части, находить главную мысль.

Например, при работе с учебником:


  • чтение параграфа про себя или вслух;

  • деление текста на смысловые части;
  • выделение в каждой части главной идеи, доказательств;


  • выяснение смысла непонятных слов и терминов;

  • пересказ текста своими словами.

У школьника, освоившего этот метод, заучивание и запоминание идет одновременно с чтением текста, выделением главного и составлением плана. Впоследствии смысловая обработка материала будет автоматически сливаться с чтением. Есть материал, который обязательно нужно запомнить не пропуская: теоремы, правила, законы, иностранные слова. В этом случае ребенку родители должны объяснить, что работать надо систематически, потому что потом очень трудно наверстать упущенное.
ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ НЫХ ИНТЕРЕСОВ.

Интересы не передаются по наследству. Они возникают и развиваются в определенных условиях жизни и деятельности людей. Особое значение имеет окружающая среда, воздействие окружающих людей, природы. Родители создают обстановку в семье, которая может способствовать развитию интереса к окружающей жизни, людям, книгам. Это может быть собственный пример, беседы, которые затрагивают интересы ребенка.

Значение личного примера родителей в создании познавательной атмосферы очень велико. Если родители требую высоких оценок, а сами никогда не читают, не следят за новостями, достижениями науки, производства, техники, событиями