zabika.ru 1 2 ... 26 27

Святитель Феофан Затворник


Послание святого Апостола Павла к Галатам истолкованное святителем Феофаном


Содержание


Введение 2

1) Сведения о стране Галатийской и жителях. 2

2) Основание Церквей в Галатии. 3

3) Повод к написанию Послания. 4

4) Содержание Послания. 7

5) Время и место написания. 8

6) Разделение. 8

ПРЕДИСЛОВИЕ (1, 1-10) 9

а) Надпись и приветствие (1, 1—5). 9

б) Начало Послания (1, 6—10). 21

аа) Что заставляет Апостола писать Послание (1, 6—7) 21

бб) Предмет, который Апостол будет доказывать 6 Послании (1, 8—10) 27

ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 11-2, 21) 32

1) О непосредственно откровении Евангелия святому Павлу Самим Господом (1, 11-16) 33

а) Доказывает это своим авторитетом (1, 11—12) 33

б) Подтверждает это внезапною своею переменою (1, 13—16) 35

2) От других Евангелию не мог научиться святой Павел (1, 17—24) 42

а) Ни от Апостолов (1, 17—20) 42

б) Ни от других (1, 21—24) 47

3) О согласии учения святого Павла с учением прочих Апостолов, что торжественно утверждено на Апостольском в Иерусалиме Соборе (2, 1—10). 48

а) Побуждение и цель хождения в Иерусалим (2, 1—2) 48

б) Как был принят христианами там? (2, 3—5) 54

в) Как отнеслись к нему Апостолы? (2, 6—10) 58

4) Твердость святого Павла в учении о свободе от закона, обнаруженная в противостании святому Петру, когда тот не по времени и месту оказал снисхождение иудействующим христианам (2, 11-21) 65

а) Сказание о сем событии (2, 11—14) 65

б) Речь по поводу его (2, 15—21) 73

аа) Сначала Апостол держит внимание все на том же случае (2, 15—18) 74

бб) Затем Апостол показывает, как на Господа Единого должно возложить упование спасения (2, 19—21) 80

ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3-5, 12) 84


А) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕНУЖНОСТИ ЗАКОНА ИУДЕЙСКОГО ДЛЯ ГАЛАТОВ, КАК ЯЗЫЧНИКОВ (3, 1-14) 85

1) Первое — из получения ими Святаго Духа помимо закона (3, 1-5) 85

2) Второе доказательство ненужности закона для галатов, как язычников: так изначала, в обетовании аврааму, богом положено, чтоб язычникам войти в достояние божие верою (3, 6—14) 92

Б) ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВОЗРАЖЕНИЙ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ ВЕРЫ ПОМИМО ЗАКОНА (3, 15-29) 102

1) Закон не отметает обетования, данного Аврааму (3, 15—18) 103

2) Для чего же дан закон? (3, 19—29) 107

В) УБЕЖДЕНИЕ ИЛИ УГОВАРИВАНИЕ ГАЛАТОВ ПРИНЯТЬ ДОКАЗАННУЮ ИСТИНУ О НЕНУЖНОСТИ БОЛЕЕ ЗАКОНА И НЕ ВЯЗАТЬ СЕБЯ ЗАКОНОМ (4, 1-5, 12) 117

1) Умовые убеждения (4, 1—10) 117

а) Ценные для иудея (4, 1—7) 117

б) Ценные для язычника (4, 8—10) 123

2) Впечатлительные для сердца убеждения (4, 11—20) 128

а) Преславность дела (4, 21—5, 1) 137

б) Необходимость (5, 2—6) 145

в) Легкость и удобство (5, 7—12) 152

НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5, 13-6, 10) 157

1) Общее начало христианской жизни (5, 13-25) 158

2) Достодолжный характер совершеннейших и руководящих в христианском обществе лиц, с кратким указанием отношения к ним руководимых (5, 26-6, 6) 170

3) Сильнейшее побуждение к жизни духовной и всякому доброделанию. (похоже на заключение нравоучительной части.) (6, 7—10) 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6, 11-18) 181



       

Введение

1) Сведения о стране Галатийской и жителях.


Галатия, к Церквам которой святой Павел писал Послание, есть малоазийская область, окруженная Пафлагонией, Понтом, Каппадокией, Фригией и Вифинией. Населена она была греками; но в III веке до Рождества Христова к ним поселились
и с ними смешались галлы, а потом и евреи не в малом количестве.

О галлах рассказывают, что они поднялись с берегов Рейна, под предводительством Бриенна. Их было три племени: трокмы, толистобои и тектосаги, — всё кельты. Сначала они нападали на разные местности Македонии и Греции, а потом во Фракии дали себе некоторую оседлость, основав нечто похожее на воеводство под именем Тиле. Между тем они не переставали удовлетворять своим воинственным наклонностям, — и это подало повод Никомеду I (280 — 255 до Р. X.), царю Вифинскому, пригласить их к себе на помощь в борьбе его с братом своим Кивелом. С этой целию они перешли в Малую Азию в 280 году до Рождества Христова под предводительством Леонора и Лотара; но там и остались, получив от Никомеда, за содействие ему, земли в Вифинии. Эти земли они не переставали расширять на счет соседних областей, пока не сделал им отпора Пергамский царь Аттал, одержав над ними победу, которая произвела на них такое впечатление, что они сочли лучшим переменить самое место своего поселения и перешли на реку Галис, протекающую посреди Галатии с юго-запада на северо-восток. Это было в 240 году до Рождества Христова. Тут они оселись окончательно и не переменяли уже более своего местожительства. Скоро после этого, в 189 году до Рождества Христова, консул Манлий подчинил их римлянам, оставив, однако же, им собственное управление под своими владыками, кои потом получили титло царей. С этих пор они обратились к мирным занятиям и искусствам и стали возделывать свою плодородную и цветущую страну. Естественным следствием этого было то, что они посредством гражданских и житейских сношений смешались с местными греками, усвоив их нравы и язык, хотя, по замечанию блаженного Иеронима (в начале 2-й книги Толкований), в его даже время некоторые там говорили таким языком, которым говорили тревиры. От этого все жители той области получили название галлогреков, а самая область — Галлогреции. Но потом эти названия заменились другими, и их стали звать галатами, а страну их Галатиею,— может быть, от племенного имени их — кельты, из которого чрез кальты и калаты могло образоваться и название — галаты с Галатиею. Павзаний (древнегреческий писатель, автор «Описания Эллады») (у преподобного Филарета Черниговского в предисловии к Толкованию Послания к Галатам) пишет: «недавно стали называть их Галатами; издревле же они себя и другие их называли кельтами». Блаженный Иероним, в начале 2-й книги своего Толкования Послания к Галатам, приводит мнение Лактанция, что как галлов ради белизны их тела называли галатами, то есть молочными, от греческого: γαλα,— молоко,— то и страна та, где галлы смешались с греками, по сему поводу получила название Галатии.


Богатая Галатийская страна начала привлекать евреев,— может быть, скоро после того, как, со времени Александра Македонского, они то вынуждаемы были выселяться в разные области, то увлекались к тому собственными промышленными желаниями и предприятиями. Особенно же число их должно было умножиться в сей стране после того, как Август заявил свое покровительство переселяющимся туда иудеям и велел указ о том прибить в Анкирском храме, как писал Иосиф Флавий.



следующая страница >>