zabika.ru 1 2 3 4

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ


Да здравствует молодой учитель! Молодые учителя импульсивны, в манере их поведения много общего с тем, как ведут себя старшеклассники. Это их роднит и сближает и даёт им право судить как бы со стороны. У них есть преимущество людей, не совершивших ошибок, хотя бы потому, что они ещё совсем не действовали. Тут молодые учителя и старшеклассники почти на равных, они, как это иногда называют, консолидируются и представляют собой довольно устойчивую школьную социальную силу. Их оценки школьных событий и проблем во многом совпадают. Они понимают друг друга без лишних слов. Именно через молодых учителей, их участие, их поддержку легче выйти на старшеклассников и привлечь их к делу. Но, скажу откровенно, у молодых учителей есть черты, которые меня очень волнуют. Нынче им свойственно некое философствование, какая-то ложная умудрённость: было, всё было, как будто было с ними. Отсюда – пассивность, инертность. Но у нас – дети! И чтобы не творилось в мире, какие бы истины не перевешивали, есть и непреложное: Родина, её история и будущее, совесть, честь, порядочность. Конечно, походы, КВНы – это хорошо. Однако, когда я говорю об инициативности, я имею в виду прежде всего не развлекательство. Активность – это не «два притопа, три прихлопа». Это общественная мысль, забота, это перспективная идея и её воплощение, это конструктивность. Всё это – свойства молодости.

Может быть, чтобы стать потом педагогической основой школы, тебе сейчас надо не упустить того, что может подарить человеку только молодость. Очень желаю тебе этого и потому, не становясь в позу всезнающего и всеумеющего сверхпециалиста, эдакого педагогического супермена, хочу дать тебе несколько советов. И если я беру на себя смелость советовать, то делаю это просто так, без всяких притязаний. Просто по-дружески.

Итак, СОВЕТ ПЕРВЫЙ:

Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоём снисхождении. Да, она тебя ждёт, можно сказать, с распростёртыми объятиями, она хочет, чтобы ты у неё был, но у неё есть достоинство. И это достоинство – дети. Поэтому не надо глядеть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.


Так что сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более, что хороший учитель лучше посредственного поэта или актёра. Впрочем, наверное, не следует сравнивать профессии. Дело ведь не в том, какая профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом следует разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно. Разобраться - значит понять, по душе ли тебе труд учителя.Но не торопись с выводами.

Сначала вникни во ВТОРОЙ СОВЕТ:

Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество, как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приёмы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остаётся собой. Вспомним Л.С.Выгодского: «Творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Как же распознать, что в тебе твоё, а что – чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. Но если у тебя не будет внутреннего чувства истины, ты будешь не учитель, а «чего изволите?» Это другая крайность, в противовес самомнению. И потом, кто сказал, что учитель создаёт свой образ раз и навсегда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твёрдый. Меняющийся».

Образ – не схема, а живое лицо. Оно может быть весёлым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.


СОВЕТ ТРЕТИЙ:

Не замыкайся в своём учительстве. Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в самых разных её проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

Будучи молодым учителем, я, например, увлекался туризмом. В студенческие годы я был активным участником походов, писал туристские песни, работал даже инструктором туристского лагеря. В школу я пришёл с большим энтузиазмом, запасом навыков, опыта и большого желания научить туризму своих учеников.

Во-первых, будучи классным руководителем, я, можно сказать, сразу завевал свой класс именно тем, что почти каждое воскресенье отправлялся с ребятами в поход. Во-вторых, среди учительской молодёжи у меня нашлись сторонники и сподвижники. Мы стали проводить общешкольные слёты, где обязательным атрибутом были костры, песни, туристские эстафеты. В-третьих, каникулы у нас стали временем многодневных походов. В-четвёртых, благодаря повальному увлечению туризмом в школе стало намного интереснее, образовался устойчивый нравственный микроклимат, стиль взаимоотношений товарищеский, открытый, весёлый. Пожилым учителям поднять такое дело не под силу.

И опять же нужно помнить, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет к этому способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Но тогда должно быть что-то другое, что тебе свойственно. А самое главное – и тут уж особые способности не нужны – тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.


Творческий человек, как правило, многогранен. Я не говорю о гениях, но их примеры общеизвестны и очевидны: Пушкин, Лермонтов, Шевченко, Маяковский – не только поэты, но и художники. Грибоедов и Пастернак – ещё и композиторы. Некрасов и Тургенев любили охоту. Учителю тоже нужна увлечённость, и мне кажется, что если эта увлечённость сосредоточена только на преподавании, - этого мало. Правда, бывает и другая увлечённость – меркантильность, стремление любыми средствами добыть как можно больше денег. Михоэлс однажды рассказал такую притчу. Один человек нашёл бутылочный осколок, поднёс его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Осколок ему очень понравился, но показался слишком обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял и позолотил одну сторону стекла. Осколок стал ценной вещью. Но когда человек снова поднёс его к глазам, он не увидел ничего, кроме своего отражения.

Увлечённость, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, на дуде игрец. Но про иного учителя говорят: он – эрудит, или: он – хороший методист, или: он – энтузиаст внеклассной работы. Это комплименты только в том случае, если все другие стороны деятельности тоже хороши.

Поэтому ЧЕТВЁРТЫЙ СОВЕТ:

Помни о комплексном характере учительского труда. Всё имеет значение: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это всё взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то чисто условно. Заметь, любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально. Ты можешь возразить, что тебе известны учителя, которые хорошо знают свой предмет, но не владеют методикой, или такие, что дают уроки, которые после звонка как ветром сдувает, или такие, у которых дети стоят на головах, а они орут и оскорбляют их. Да, такие есть. И я советую тебе сделать всё, чтобы такими не быть. Они несчастны также, как и их ученики.


В связи с этим формулирую свой ПЯТЫЙ СОВЕТ:

Будь счастливым. Правда, это больше похоже на пожелание, чем на совет. Тогда я скажу так: будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть даже иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» и «что бы» пишется и слитно и раздельно: «Чтобы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно взять на вооружение, как девиз.

Я отнюдь не хочу выглядеть в твоих глазах эдаким бодрячком. В жизни каждому бывает тяжело и горько, у каждого случается несчастье и горе. И у меня иногда просто опускаются руки. И утром, бывает, не хочется вставать и идти в школу. И даже дети порой так надоедают… Но надо всё это преодолевать. Жизнь – это преодоление трудных и даже критических ситуаций. Но у тебя всё будет хорошо. Собери свою волю. Не будь лапшей. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего.

Да, мы иногда идём на разного рода компромиссы, и это не противоречит тому, что сейчас было сказано. Это апелляция к разуму. Бескомпромиссность – это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель всё равно должна быть. И не только цель урока, и не столько цель урока, сколько цель всего твоего учительства.

Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Хотя, впрочем, недотёпа – это тоже образ, и иногда довольно симпатичный, пусть даже смешной. И, конечно, образ чисто внешний. Внутри у тебя, дорогой мой, всё чётко и уверенно.

ШЕСТОЙ СОВЕТ:

Будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз – и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» – это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Двое мальчишек подрались. Кого вы накажете? Они оба говорят: «Мы играем!» Я прихожу в класс и спрашиваю: «Кто сломал стул?» Тот, кто сломал, отсутствует. Все остальные молчат, хотя знают. У них есть свои понятия о чести. Я им говорю: «Ребята, с мебелью очень трудно». И они это понимают и в душе осуждают сломавшего, но они его выдать не могут. Лучше соврут: «Это сломал кто-то не из нашего класса». Парадокс: врут и считают, что поступают честно. И самое смешное то, что я с ними согласен. Таких ситуаций у тебя будет миллион. Не увлекайся в следствие. У меня девятиклассницы попались: курили в подъезде. Потом долго рыдали у меня в кабинете, и мне показалось, что они действительно раскаиваются. Я согласился пока не вызывать родителей и велел им к понедельнику выучить стихотворение Маяковского «Я счастлив». Счастлив потому, что бросил курить.


Скажу откровенно: я тоже иногда вру. Не обманываю принципиально, а так … привираю для красы. У меня был случай на уроке. Я рассказывал о том, как Некрасов потерял рукопись романа Чернышевского «Что делать?» Он выронил сверток, когда ехал на извозчике. Приехал домой – рукописи нет, единственного экземпляра! «Представляете, - говорю я ребятам, - в каком отчаянии был Некрасов. Он схватился за голову и просто рвал на себе волосы!»

Ребята сидят тихо, и по их глазам видно, что им Некрасова жаль. Вдруг с задней парты раздаётся голос любителя истины: «Но ведь Некрасов был лысым…» Класс хохочет, и я – громче всех. Что это доказывает? Только то, что надо быть честным и правдивым, что тебе и советую.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ:

Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говориться, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон – это всё.

Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Или ты называешь какую-нибудь фамилию, а они смеются, потому что в классе есть однофамилец. В класс пришёл новенький: Пушкин! Смеялись над ним до тех пор, пока не привыкли. Потом, когда говорили «Пушкин», все представляли Алёшу, а не великого поэта. Смеются над всем, что касается нежных отношений. Дьяконова сидит за последней партой, а за предпоследней Маштаков, который всё время оборачивается к Дьяконовой. Я говорю: «Маштаков, ну что ты всё время смотришь на Дьяконову? Обрати внимание и на меня!» Все смеются. Дьяконова даже не краснеет. В таких ситуациях важно не обидеть.

Не надо смотреть на юмор, как на приём. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Всё, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так, хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке учитель должен владеть, в том числе и смешной. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит» класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеётся, и учитель смеётся, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.


СОВЕТ ВОСЬМОЙ:

Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно, дети тебя всё равно раскусят.

Часто учителя сравнивают с актёром, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай. Вспомни: настоящий актёр вживается в роль, стремиться постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же надо перевоплощаться.

Сходство между учителем и актёром заключается, может быть в том, что и тот и другой выходят к аудитории, на публику. Если между актёром и зрителем не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза. В такие минуты учитель счастлив.

Больше всего я не люблю, когда учитель на уроке не говорит, а декламирует или выступает. Он как будто уже не он, а кто-то другой, по его понятиям лучше того, каким он является на самом деле. А на самом деле хуже, потому что искусственнее. Он притворяется, и это всем понятно.

Самое главное в том, что такой учитель как бы приучает детей к этой ложной патетике, и некоторые доверчивые дети думают, что так и должно быть. Формируется безвкусица. Находятся ученики, которые через какое-то время сами становятся учителями, причём такими же. Вот какие основы мы закладываем.

Между тем романтики, увлечённые учителя не обязательно говорят с пафосом. Душевные крылья, которые возносят их над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети.

СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ:

Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление и играли в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчика.


В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно.

Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри. Демонстрировать это неприлично. Честолюбие всё-таки играет вспомогательную роль, как стимулятор дела. Главное – дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хотя не всегда нам ясно до конца и значение дела, и его результат. Как сказал поэт:

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

Он же в этом стихотворении сказал ещё и то, что учителю надо помнить всегда в применении к себе:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха и успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Это твоё кредо, запомни! Ты всегда на виду, тем более у детей, которые всё видят и всё замечают. От их внимательного взгляда не ускользнёт ничего. И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные судьи и ценители, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья. Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.

И МОЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕСЯТЫЙ СОВЕТ:



следующая страница >>