zabika.ru   1 ... 2 3 4 5

5ОБЗОР (Обязательное и добровольное членство)




Обязательное членство

Добровольное членство

Страны члены ЕС

  1. Австрия

  2. Франция

  3. Германия

  4. Греция

  5. Италия

  6. Люксембург

  7. Нидерланды

  8. Словакия

  9. Словения

  10. Испания


Восточно-европейские страны

  1. Беларусь

  2. Молдова


Страны Западных Балкан

  1. Албания

  2. Босния и Герцеговина

  3. Македония

  4. Сербия и Черногория


Средиземноморские страны

  1. Турция

Страны члены ЕС

  1. Бельгия

  2. Кипр

  3. Чешская республика

  4. Дания

  5. Эстония

  6. Финляндия

  7. Венгрия

  8. Ирландия

  9. Латвия

  10. Литва

  11. Мальта

  12. Польша

  13. Португалия

  14. Швеция

  15. Великобритания



Восточно-европейские страны

  1. Болгария

  2. Румыния

  3. Российская Федерация

  4. Украина


Страны члены EFTA

  1. Исландия

  2. Норвегия

  3. Швейцария


Страны Юго-западной Азии

  1. Израиль

  2. Армения

  3. Грузия


Источник: EUROCHAMBRES, Работа на европейский бизнес

6КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩУЮ СИСТЕМУ ПАЛАТЫ


(аргументы за и против – системы: добровольная и обязательная)


Отрывки из статьи Марии Елены Прайс (María Helena Price), заместитель редактора «Economic Reform Today».

Введение

Хотя палаты глубоко связаны с контекстом исторического развития нации, в настоящее время превалируют две их базовые «модели». Одна из моделей – «континентальная», происходящая из средневековых гильдий; сначала появилась во Франции, затем быстро распространилась в других европейских странах и их колониях: в Германии, Италии – и недавно, в Словении. Этот тип палаты также известен, как «государственно-правовой» прототип, так как палаты создаются согласно национальному законодательству. Другая доминантная модель – англо-саксонская, образовавшаяся в Великобритании при более либеральной экономической политике. В таких странах палаты учреждаются в рамках частного права, обычно требуется регистрация в реестрах ассоциации. Большинство континентальных и англо-саксонских систем палат входят в одну национальную «зонтичную» палату. В некоторых из них местные палаты должны иметь членство; в других они не должны.

В то время как большинство палат можно классифицировать в одну из этих двух моделей, в некоторых странах палаты вобрали в себя черты обеих систем; что делает палату более приспособленной к политическому и экономическому развитию своей страны. Япония и Таиланд являются странами, выбравшими смешанную или гибридную систему палаты.

Отличие между двумя главными моделями имеет фундаментальное значение, поэтому люди, принимающие решения, должны осторожно все взвесить, если они собираются реформировать свою торговую палату или создавать новую. При анализе базовых черт обеих моделей было выявлено четыре самых решающих поворотных отличия: требования для членства в палате, источники финансирования, объем услуг и взаимотоношения с правительством.

Сила в количестве

Палаты континентального типа имеют значительное конкурентное преимущество, так как все предприятия являются их членами. В дополнение к сильной финансовой мускулатуре, которая наращивается при помощи гарантированного дохода от членских взносов, обязательное членство оказывает политическое влияние на правительство: так как палаты континентального типа представляют полный спектр сферы предпринимательства.


В США, с другой стороны, где членство в палате является добровольным, количество членов обычно варьируется от пары сотен в маленьких городках до нескольких тысяч в больших мегаполисах.

Защитники континентальной модели делают упор на другое преимущество обязательного членства: как в национальных, так и в местных политических дебатах палаты континентального типа могут претендовать на обращение к более широкому сегменту делового сообщества. Все предприятия и предприниматели, включенные в экономическую деятельность, должны быть членами палат континентального типа. Но вопрос о том действительно ли эти организации по настоящему представляют своих членов, вызывает некоторые споры В странах с континентальной моделью существуют также много палат добровольного типа для таких отраслей как сельское хозяйство или палат предприятий малого и среднего бизнеса, профессионалов и т.д. Главная причина, почему они предпочитают добровольную организацию, состоит в том, что палаты с обязательным членством не могут адекватно представлять интересы некоторых отраслей экономики.

Интересно проанализировать японскую и тайскую модели. Хотя обе и были созданы согласно законодательству, но членство в них: и в японской и в тайской, - добровольное. Японские палаты охватывают малые предприятия, а тайские - открыли двери фермерам и другим лицам, вовлеченным в сельское хозяйство, которое до сих пор составляет основу экономики этой страны. Безусловно, люди, определяющие политический курс своей страны, могут захотеть последовать примеру этих палат, если в их странах есть экономические секторы (например, сельское хозяйство, сфера услуг), в настоящее время не охваченные деятельностью палат.

Организуя палаты добровольного типа можно усилить их голос в национальной политике. Например, 1,200 торговых ассоциаций представляющие специфические фирмы или промышленные предприятия являются членами Торгово-промышленной палаты США, верховной организации местных и государственных палат в США, в которых членство – добровольное. Их объединенная позиция укрепила их возможность диктовать свои условия в правительственных кругах.


С финансовый точки зрения…

Сторонники континентальной системы выделяют одно из самых больших преимуществ этой модели: надежная и стабильная финансовая база. И действительно: обязательные членские взносы, выплачиваемые непосредственно членами (в Германии), либо выплачиваемые косвенно посредством специальных налогов (во Франции), которые взимаются государством, составляют львиную долю дохода палат континентального типа (70% - 80%). Некоторые палаты также получают определенные государственные субсидии или государственные фонды за выполнение или помощь местному правительству в продвижении туризма или экономического развития.

Преимущество иметь глубокий карман очевидно. Во-первых, палаты с хорошим содержанием могут предложить больше услуг; даже субсидировать некоторые эти услуги для малых и средних фирм-членов (эксперты-консультанты и семинары). Во-вторых, палаты могут избежать одной из самых больших опасностей, грозящей независимости и целостности любой из добровольных организаций: попасть в финансовое рабство от горстки игроков большого бизнеса, преследующей свои узкие интересы.

Необходимость – мать изобретения…

Однако есть и обратная сторона гарантированного потока доходов. Палаты созданные на добровольной основе – более креативны, работают старательнее и эффективнее, чтобы угодить своим членам, от которых они финансово зависят. Это объясняет, почему на стоимость услуг обычно приходится более половины дохода большинства местных палат США и других палат англо-саксонского типа. Они достигли такой диверсификации дохода только ценой больших усилий, направленных на результат, на разработку проектов, задаваемых жизненной потребностью и благодаря возрастающему числу оказываемых услуг - от образовательных программ до планов группового страхования.

Членство имеет свои привилегии…

Кроме «традиционного» программного меню, палаты занимаются различного рода деятельностью: делают публикации, организуют торговые ярмарки, семинары и тренинги, и т.д. Палаты континентального и смешанного типа предоставляют своим членам расширенное меню других широкомасштабных услуг, таких как:


  • Немецкие предприятия получают практическую помощь от 43 двухсторонних палат, учрежденных за границей;

  • Французские фирмы получают советы от более чем 2,000 консультантов , которых нанимают их палаты по различным вопросам: от туризма до науки и техники

  • Все местные японские палаты предоставляют малым предприятиям бесплатные консультационные услуги по финансам, налогообложению, труду и менеджменту, в то время как национальная палата в Токио предлагает услуги по урегулированию споров в международной торговле;

  • Тайские палаты делают существенные скидки в магазинах для своих членов.

Англо-саксонские палаты предлагают широкий ассортимент услуг и льгот для своих членов. Многие услуги уникальны: такие как предзаявочная информация о тендерах в государственном секторе, которую национальная палата Филиппин регулярно предоставляет своим членам. Эти палаты также распространяют деловую информацию, организуют тренинги и предоставляют консультационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса.
Палаты США не держат такое большое количество консультантов-специалистов как их коллеги во Франции и Германии, но зато при Торговой палате США находится хорошо известный институт Организационного менеджмента. Основанный в 1921 году, институт за последние двадцать лет обучил более 41,000 представителей палат. Участники посещают курсы и семинары, проводимые в восьми университетах по всей стране. Палата США также осуществляет программу помощи местным палатам, в целях доведения качества оказываемых ими услуг до оптимального уровня.
Делегированные задачи. . .

Несомненно, качество услуг является решающей движущей силой для палат с добровольным членством. Почему? Скажем честно: их существование и финансовая выживаемость напрямую зависит от степени удовлетворения ими клиентов. Таким образом, эти организации ориентируются на жизненную потребность и требуют от своих сотрудников больше креативности и сознательности, чем во многих государственно-правовых палатах.


Одной из наиболее отличительных характеристик государственно-правовых палат является их взаимоотношения с государством. Прежде всего, им делегируются широкий спектр функций, которые обычно выполняет государственный сектор. В Германии, например, палаты должны проводить каждый год выпускные экзамены около 360,000 человек, прошедших ученическую форму профессионального обучения, проверять заявки, которые подают предприятия перед обращением за требуемой официальной регистрацией, создавать торговые арбитражные суды и выпускать деловые бумаги, такие как сертификаты происхождения.

На “смешанных" японских палатах лежат подобные обязанности (например, выдача товарных документов и проведение квалификационных тестирований). В некоторых областях японские палаты имеют больше влияния, чем многие континентальные палаты. Они ведут обязательные реестры экономической деятельности, и фирмы должны давать им потенциально конфиденциальную информацию, такую как данные по производству и продажам.
И привилегированный доступ к лидерам…
Палаты континентального типа имеют гарантированный (согласно правовым нормам) доступ к правительственным должностным лицам. Такая привилегированная позиция, несомненно, дает им возможность влиять на экономический курс своей страны и защищать интересы своих членов. Однако есть и подводные камни в такой тесной близости между правительством и бизнесом.

Например, в Германии закон требует, чтобы все правительственные органы консультировались с палатами по законопроектам и правовым нормам, которые смогли бы повлиять на интересы делового сообщества. На местном уровне их вклад касается муниципальных бюджетов и налогов, городского строительства и планов экономического развития. Парламентские комиссии также консультируются с палатами. Каждый год они предоставляют в палаты более 170 меморандумов.

Принимая во внимание традиционно сильные узы между правительством и деловым сообществом в Японии, «смешанные» палаты не только вносят вклад в государственные и законодательные учреждения, но и по закону должны назначать своих представителей в некоторые центральные государственные советы.


В действительности, палаты частно-правового типа достигают удивительных успехов в деле влияния на государственную политику, как путем собственных усилий, так и благодаря своей независимости. Торговая палата США, например, делает гораздо больше, чем просто защищает интересы своих членов перед должностными лицами в органах законодательной и административной власти. Она первая разработала очень эффективную тройственную стратегию для мобилизации индивидуальных и ассоциированных членов в сильный, единый фронт по ключевым политическим вопросам.
Привлечение «первичного уровня»
Тактика защиты привлечения «первичного уровня», так называемой, низовой защиты состоит в налаживании тесной и быстрой связи с индивидуальными членами, чтобы они, прямо контактируя с законодателями, могли поддержать или не поддержать предложенные законопроекты. Также палата организует около 40,000 местных предпринимателей, с региональной экспертизой и облегчением доступа к своим представителям в конгрессе. И, наконец, палаты привлекают государственные и местные палаты для работы по принятию законов, защищающих бизнес. Эта программа коалиционного строительства, известная как GAIN (Grassroots Action Information Network) – Информационная сеть низовых акций – выстроена с целью держать в курсе членов палат, если в законодательных или административных органах возникают инициативы, резко меняющие ход событий, с тем, чтобы они могли бы выставить лобби против некоторых законодательных актов. Государственная телевизионная станция, принадлежащая Палате, транслирует ежедневные программы, которые оповещают ее членов и всю остальную публику о текущих деловых вопросах. Для привлечения зрительского интереса станция также ведет трансляцию и из других стран.

Этот подход многократно приносил свои плоды: например, возникло NAFTA (North America Free Trade Agreement) – Североамериканское свободное торговое соглашение – а совсем недавно – договор ВТО, в котором Национальная палата США и ее филиалы играют главную роль в получении поддержки, несмотря на сильное противодействие некоторых партий. Возможно, наилучшим доказательством успеха данного подхода является непреходящий поток политиков и должностных лиц торгово-промышленных палат как из уже установившихся, так и из новых демократий, например, из России и Южной Африки. желающих пройти обучение в Палате США для того, чтобы заострить свои навыки лоббирования и освоить искусство переговоров с правительственными органами.


Политики должны видеть за всеми этими успехами более фундаментальные вопросы. Хотя палаты частно-правового типа и не гарантируют привилегированный доступ в коридоры политической власти, они имеют конституционное право заставить правительство услышать их голоса, так же как и любая организация или человек может это сделать в демократическом и репрезентационном обществе. Им придется побороться за возможность быть услышанным, но это и есть свобода энергичного обмена различных взглядов.
Фаустовская сделка…?
Нет сомнений, что палаты с обязательным членством и, благодаря этому, финансовой безопасностью имеют сильное конкурентное преимущество. Им легче лоббировать интересы своих членов через свою гарантированную консультативную роль в государственных и местных органах, определяющих политику, а также через широкий спектр принятых общественных функций. Но вопрос в том: не будет ли цена за правительственные привилегии слишком высока?
Во-первых, так как палаты континентального типа являются государственно-правовыми субъектами, их организация и деятельность регулируются законом. Государственное регулирование само по себе не обязательно бывает плохим. Но в подобной системе размах потенциального государственного контроля над такими организациями может навести на тревожные мысли. «Пагубное» партнерство гитлеровского «тысячелетнего рейха» и немецких предпринимателей высшего звена является отличным примером, как может все плохо сложиться. Другой случай, когда Муссолини разрушил бизнес и другие организации под благородным, на первый взгляд, предлогом корпоратизма, а граница между частным и государственным была стерта коммунистическими режимами во имя демократического централизма.

Менее злостными, но обладающими тем же разрушительным потенциалом являются долговременные союзы латиноамериканских и азиатских диктатур и большого бизнеса.

Не удивительно, что в новых демократиях опасность такой фаустовской сделки выше. Главная причина такой опасности лежит в хрупкости их институционных структур, в том числе их вновь образованные или «атрофированные» организации частного сектора.


Так же имеют значение и другие сильные факторы. Главный из них: социоэкономический разброд, который часто сопровождает переход этих стран к открытым рынкам и демократическому управлению. Другой фактор – слабость – или отсутствие системы сдержек и противовесов и свободы прессы, так что бизнес и под стать ему правительство имеют больше возможностей втихомолку извратить всю систему.

Устанавливаемые формалистические демократии также должны остерегаться злоупотребления властью, исходящей из двух закоренелых традиций. Одна их них: сращивание политических и экономических элит, как это очевидно в Южной Корее, Таиланде и Бразилии. Другая – историческая склонность к иерархически организованным, частным, отраслевым ассоциациям, а также к централизованному правительству. Подобное долгое время было в Мексике, где правительство осуществляло надзор за предприятиями, требуя от них в большинстве случаев обязательного членства. Одно из немногих исключений – ассоциация работодателей (Coparmex), президент которой недавно подтвердил: «Мы имели возможность высказываться по многим вопросам, потому что членство. . . в нашей организации - добровольное".
Искусство возможного…
Все институты – включая палаты – так же, как и их деятельность – можно усовершенствовать, как это хорошо доказала история. В случае с торгово-промышленными палатами эксперты, выполнявшие сравнительный анализ двух базовых моделей ТПП подтвердили, что динамика их недавних изменений отражает изменения в национальной «окружающей среде», чьей неотъемлемой частью они являются. Далее, обе модели имеют, бесспорно, сильные стороны, на которых лица, определяющие политический курс где бы то ни было, могут основываться - только не надо делать ошибок и не опираться на принципы, чужеродные прошлому и будущему своей страны.

При создании «лучшей» организации есть много возможных способов действия. Некоторые специалисты, например, заявляют, что главным преимуществом континентальной модели является ее привилегированный правовой статус, который дает палате финансовую устойчивость и облегчает путь к лоббированию. Недостатком данной модели является то, что привилегированный статус и доступ к правительственным чиновникам может способствовать вмешательству правительства в дела палаты, и даже будет угрожать демократически процессам. Дружба с привилегиями может слишком дорого обойтись!


Во-вторых, гарантированный доход часто служит причиной неэффективности услуг для членов и, возможно, слишком «благосклонного» отношения к правительству.

По контрасту, независимость является фирменным знаком и самой привлекательной чертой англо-саксонской модели. Индивидуалы и компании могут присоединиться к этим организациям, наилучшим образом, защищающим и продвигающим, их интересы, и которые им подотчетны. Как реально добровольные ассоциации они свободно противостоят политике государства – выражают свою точку зрения и позицию без оглядки на официальные карательные меры.
Предложения – возможности выбора при решении модели…


  • Брать на себя другие задачи государственного сектора

Делегирование некоторых государственных функций может быть полезным всему деловому сообществу, правительству и народу. Это может быть либо рекламная деятельность (например, торговые миссии, семинары и курсы) либо услуги (ученичество и обучение работников). Данный подход не только дает палатам возможность увеличить количество оказанных услуг, но и усиливает их финансовые тылы. Важно получить согласие правительства на делегирование функций, без условий оказывать политические услуги за услуги.

  • Пересмотреть законы о палатах и другие нормативные акты

Лица, определяющие стратегию развития в некоторых странах (с палатами государственно-правовой модели), хотели внести поправки в законы и нормативные акты, чтобы увеличить автономию палат. Если некоторые правительства хотят удержать «общий контроль» над палатами (качество услуг, финансы), то они могут позволить палатам пересмотреть их подзаконные акты. В некоторых случаях они могут позволить администрации палат предоставлять новые услуги без предварительного одобрения правительства.

  • Стабилизировать спрос финансовыми стимулами

Жизнеспособность палат, в конечном счете, зависит от того, как их работа удовлетворяет деловое сообщество. Поэтому имеет смысл дать им ресурсы достаточные для выполнения своей работы, но недостаточные для бездельничанья. Доход от членских взносов должен финансировать только часть их бюджета. Если закон не ограничивает деятельность палат, то их администрация имеет весомый стимул для изобретения новых, дающих доход, услуг. Кроме предоставления особых услуг для членов палаты есть и другая возможность извлечения дохода, например, сдавать помещения в аренду другим организациям.


Будут ли работать вышеприведенные модели для страны, целиком зависит от ее прошлой и настоящей культуры в самом широком смысле слова. Искусство возможного означает научиться использовать «старые кирпичи» в духе новой концепции палаты и отбросить все, что уже не пригодно. В конечном счете, целью должно быть усиление вклада бизнеса в общество, независимость от государства и сохранение базовых свобод, необходимых для свершения всего этого.


7ПРИЛОЖЕНИЕ: EUROCHAMBRES – Работа на европейский бизнес



(Источник: www.eurochambres.be)





<< предыдущая страница