zabika.ru 1

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО РЕЕСТРА ПРАВОВЫХ АКТОВ СНГ

Байкова В.Г., 1 курс, ГУП

Научный руководитель: Атрушкевич М.М., к.и.н., доцент
Правовой акт − это официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. Виды правовых актов международных организаций могут быть различными и зависят от целей и задач организации [1, с.19].

Основу правовой базы СНГ составляют правовые акты, принимаемые на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ. Виды актов этих органов, процедура их подготовки и принятия определены Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ от 7 октября 2002 года. Согласно правилу №16, «Правил процедуры на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств» подписываются договоры, принимаются заявления, обращения, а также протокольные решения. Кроме того, по вопросам организации внутренней деятельности Содружества Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ принимаются решения. На заседаниях Совета министров иностранных дел и Экономического совета принимаются решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств подписываются договоры и принимаются решения. Правотворческая функция других органов Содружества в основном заключается в разработке и одобрении проектов документов, вносимых на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ [2, с.163−165].

Анализ правовой базы Содружества показывает, что в последнее время наибольшее количество документов принимается в сфере борьбы с преступностью и международным терроризмом, экономической сфере сотрудничества государств-участников Содружества, а также по вопросам, касающимся совершенствования деятельности органов Содружества и правотворческой деятельности СНГ [3, с.35].


Важным шагом на пути совершенствования правотворческой деятельности СНГ стало принятие 15 сентября 2004 г. Советом Министров иностранных дел решения о создании Консультативного комитета руководителей правовых служб. Членами этого Комитета являются руководители министерств иностранных дел государств-участников СНГ или лица, их замещающие. Среди основных задач Комитета: обсуждение международно-правовых аспектов деятельности СНГ, опыта и практики государств Содружества в области международного права, имплементации международных обязательств, а также обсуждение актуальных вопросов международного права, в том числе работы других органов и форумов в области кодификации и прогрессивного развития международного права.

Актуальность совершенствования системы учета правовых актов обусловлена, в первую очередь, необходимостью использования современных компьютерных технологий в области систематизации правовых документов. При этом наряду с системами создаются банки данных правовой информации, в которые включаются тексты документов, системы по предоставлению информации заинтересованным юридическим и физическим лицам в электронном виде, а также организуется официальное опубликование правовых актов.

В настоящее время проблема систематизации и учета правовых актов находит различные решения. Во многих государствах-участниках СНГ созданы государственные реестры и регистры, в которых осуществляется систематизация и ведение фонда национального законодательства, государственная регистрация нормативных правовых актов органов исполнительной власти, учет нормативных правовых актов административно-территориальных образований, как на бумажных носителях, так и в электронном виде [4, с.136].

В Республике Беларусь, начиная с 1999 г., Национальным центром правовой информации Республики Беларусь осуществляются работы по ведению Национального реестра правовых актов на бумажных и электронных носителях. Правовой основой выполнения данных работ является Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь».


В рамках Содружества Независимых Государств решением Совета глав правительств от 14 сентября 2004 г. была утверждена Концепция Единого реестра правовых актов и других документов СНГ. В соответствии с Концепцией, Единый реестр правовых актов и других документов СНГ осуществляется на основе их сбора, систематизации, обработки, поддержания в актуальном состоянии, накопления, хранения, поиска, распространения и обеспечения доступности правовой информации, имеющейся в Едином реестре. Правовому акту и другому документу СНГ, включенному в Единый реестр, присваивается регистрационный номер Единого реестра.

Таким образом, совершенствование процессов систематизации, учета и регистрации правовых актов и других документов СНГ позволит упорядочить все потоки правовой информации, осуществить инвентаризацию правовых документов, организовать их юридическую и иную обработку и хранение, а также обеспечить оперативный обмен правовой информацией и передачу данных. Создание Единого реестра правовых актов и других документов СНГ может стать положительным примером организации системы учета правовых актов в электронном виде для других межгосударственных образований, таких как Союзное государство и Евразийское экономическое сообщество.


Литература

1. Устав Содружества Независимых Государств // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». − 1993. − С. 19–32.

2. Решение о Правилах процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». − 2002. – С.162 −170.

3. О ходе ратификации документов и выполнении внутригосударственных процедур по документам, принятым Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ: постановление Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ №34 от 6 декабря 2002 г. // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств − участников СНГ. − 1999. − С. 35 − 36.

4. Протокол об утверждении Положения об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2000 г., №658) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». − 2000. – №2(35). − С. 135 − 138.