zabika.ru 1

Пресс-релиз

В целях разъяснения принимаемых Правлением Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) решений, также основных направлений деятельности антимонопольного органа 2 февраля 2010 года Межрегиональной инспекцией по защите конкуренции по Актюбинской и Западно-Казахстанской областям (далее - Инспекция) проведен брифинг с участием представителей СМИ.

Выступил начальник Инспекции Камшимбаев Азамат Абдрахманович о целях и задачах поставленных перед антимонопольным органом и результатах проведенной работы по устранению нарушений субъектами рынка антимонопольного законодательства.

Коллегиальным органом управления антимонопольного органа является – Правление Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство). 

В компетенцию Правления антимонопольного органа входят следующие вопросы: определение приоритетов в области формирования и развития конкурентной политики; утверждение методик, отнесенных к компетенции антимонопольного органа; принятие решений о согласии или запрете на экономическую концентрацию, о пересмотре или отмене этих решений; одобрение ежегодного годового отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и мерах, принимаемых по ограничению монополистической деятельности и т. д.

Правление состоит из пяти человек. В состав Правления входят руководитель антимонопольного органа - Председатель Агентства, его заместители и два представителя от Правительства РК.

26 января 2010 года состоялось 12-е заседание Правления Агентства, на котором утверждены 3 заключения по результатам проведенных Инспекцией расследований на рынках продовольственной продукции, ГСМ и переработки зерна Актюбинской области.

1. В частности, на рынке продовольственной продукции выявлен факт недобросовестной конкуренции, выразившийся в призыве к дискриминации покупателя (поставщика).

ТОО «Талапкер Плюс» в договоре с поставщиком куриных окорочка навязывало ему условия в части обязательств сдавать товар по индивидуальным ценам, которые должны быть ниже цен, действующих для других организаций не менее чем на определенную договором процентную ставку. В случае нарушения поставщиком этих условий оставлял за собой право расторжения договора в одностороннем порядке.


Принимая во внимание, что поставщик куриных окорочка реализует свой товар не только ТОО «Талапкер Плюс», но и другим субъектам рынка - его конкурентам (потенциальным конкурентам) можно сделать вывод о том, что действия ТОО «Талапкер Плюс» направлены на принуждение поставщика к применению дискриминирующих условий к иным покупателям.

Тогда как в соответствии со статьей 24 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) действия конкурента покупателя (поставщика) непосредственно или через посредника, направленные на принуждение поставщика (покупателя) к отказу от заключения договора или применению дискриминирующих условий к иным покупателям (поставщикам) по равнозначным договорам являются призывом к дискриминации покупателя (поставщика).

В соответствии с подпунктом 8) пункта 2 статьи 16 Закона призыв к дискриминации покупателя (поставщика) относится к недобросовестной конкуренции, запрещенной антимонопольным законодательством.

В этой связи Инспекцией за период с 28 декабря 2009 года по 12 января 2010 года проведено расследование нарушений антимонопольного законодательства в отношении ТОО «Талапкер Плюс».

По результатам расследования в настоящее время в отношении данного субъекта возбуждено административное производство по части 2 статьи 147-4 Кодекса РК «Об административном правонарушении» (далее - КРКоАП), в результате которого будет наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от 250 МРП до 300 МРП.

2.
На рынке розничной реализации ГСМ выявлены факты антиконкурентных согласованных действий между ТОО «Мунай Сервис ЛТД» и ТОО «West Oil» с филиалом АО «КазМунайГаз Онимдери», направленных на необоснованное ограничение реализации бензина марки АИ-80, АИ-92,93 за наличный расчет за период с 10 июля по 10 ноября 2009 года.

Тогда как в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 11 Закона запрещаются согласованные действия субъектов рынка, направленные на ограничение конкуренции, в том числе касающиеся необоснованного ограничения производства либо реализации товаров.


В связи, с чем Инспекцией в отношении вышеуказанных субъектов рынка проведено расследование нарушений антимонопольного законодательства.

По результатам которого также возбуждены дела об административном правонарушении в отношении ТОО «Мунай Сервис ЛТД» и ТОО «West Oil» по части 2 статьи 147 КРКоАП.

В настоящее время материалы направлены в специализированный административный суд г. Актобе для рассмотрения.

В случае положительного решения суда сумма штрафа ТОО «Мунай Сервис ЛТД» составит 5% от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, что составит 1 502 976 тенге, с конфискацией монопольного дохода в размере – 278 496 тенге.

Сумма штрафа ТОО «West Oil»
составит – 38 428 тенге, при этом монопольный доход субъектом рынка не получен.
Вместе с тем, Агентством совместно с территориальными подразделениями были проведены расследования нарушений антимонопольного законодательства в отношении субъектов рынка поставки ГСМ (ТОО «Торговый Дом «ПетроКазахстан», ТОО «Гелиос» и др.) на предмет злоупотребления своим доминирующим положением.

По результатам расследования в отношении ТОО «Торговый Дом «ПетроКазахстан» возбуждено дело об административном правонарушении. Наложен штраф в размере 10% от дохода, поученного в результате осуществления монополистической деятельности – 142 634 579,2 тенге.

Материалы по расследованию в отношении ТОО «ТД «ПетроКазахстан» переданы в финансовую полицию для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц указанного товарищества, а также товариществу вынесено предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Административное дело по факту недобросовестной конкуренции со стороны ТОО «Гелиос» рассматривается в специализированном экономическом суде г. Алматы.

Кроме того, по фактам ограничения реализации бензина (реализация по талонам) завершены расследования в отношении ТОО «Гелиос», ТОО «Sinooil», АО «Тургай Петролеум». По итогам расследований в отношении ТОО «Гелиос», ТОО «Sinooil» приняты решения о возбуждении дел об административных правонарушениях и передачи материалов в специализированный административный суд г. Алматы. В случае положительного решения суда сумма штрафа составит 1 171 474 200 тенге и 102 361 900 тенге соответственно.


3. На рынке переработки зерна также проведено расследование по фактам злоупотребления своим доминирующим положением со стороны ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат».

Так, ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат», являясь субъектом-доминантом, при заключении договоров на переработку пшеницы со всеми потребителями обусловливало им обязательство в течение 20 дней выбрать зерноотходы и отруби, согласно расчетам выхода муки. В случае не выполнения этих условий право распоряжения отрубями и зерноотходами переходит ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» по своему усмотрению.

При этом в договоре заключенного между ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» и ТОО «Казахстанская Зерновая Компания» данные обязательства отсутствуют в связи с включением обязательств принять в течение 30 дней произведенную продукцию: муку в мешкотаре, и обеспечить вывоз отрубей и зерноотходов насыпью при условии оплаты за оказанные услуги.

Тогда как обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений и применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка без объективно оправданных на то причин являются нарушением антимонопольного законодательства, предусмотренным статьей 13 Закона.

По результатам проведенного расследования возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» по части 3 статьи 147 КРКоАП.

Материалы также направлены в специализированный административный суд г. Актобе для рассмотрения.

В случае положительного решения суда сумма штрафа составит 10% от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, что составит 7 831 241 тенге, при этом монопольный доход в данном случае не определяется.

Об окончательном решении по всем вышеуказанным административным делам будет информировано дополнительно.

При этом хотелось бы отметить, что Инспекцией будет продолжена работа по предупреждению, предотвращению, пресечению и устранению нарушений антимонопольного законодательства. В случае выявления фактов нарушений антимонопольного законодательства будут приняты меры, установленные административным и уголовным законодательствами.

Однако, некоторые предприниматели ошибочно расценивают действия антимонопольного органа как проверочные мероприятия. Деятельность антимонопольного органа, прежде всего, направлена на защиту их же интересов от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Задача антимонопольного органа создать конкурентное поле на товарных рынках, обеспечить равный доступ для всех субъектов рынка.