zabika.ru 1 2 3 4

Социальный проект совместной


организационно-методической деятельности педагогов

и творческой деятельности воспитанников

школы-интерната № 3 по здоровьесбережению

«Мы выбираем здоровье!»
авторы:

Малышевская Т. Ю.(воспитатель);

Самардак О. Ф.(педагог-организатор);

детская Группа Инициатив

школы-интерната № 3
Цель:

Создание ценностно-ориентационного пространства культуры здорового образа жизни, формирующего мотивацию и поведение воспитанников, которые обеспечат сознательное

бережное отношение подростков к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:


  • Обобщение результатов и обмен опытом деятельности педагогов школы по проблеме здорового образа жизни.

  • Создание методической копилки учебно-воспитательных дел и мероприятий по здоровьесбережению.

  • Расширение круга информированности и образованности подростков в сфере здоровьесбережения.

  • Оказание помощи в формировании индивидуального понимания и в создании личной программы здорового образа жизни каждому воспитаннику школы.

  • Способствовать организации внутришкольных объединений по пропаганде здорового образа жизни.

  • Ориентация подростков на пропагандирование идей проекта по принципу «равный обучает равного».

Участники проекта:

Педагоги школы, дети и подростки 10 – 19 лет, находящиеся на воспитании в школе-интернате № 3.

Сроки реализации проекта:

2007/2008 уч.г – 2009/2009 уч.г.

Краткая идея программы проекта:

Проект «Мы выбираем здоровье! » - совокупность вариативных форм и методов воспитания культуры здорового образа жизни. Программой проекта предусматривается пропагандирование принципов здорового образа жизни, так как существует категории воспитанников, которые не умеют и не стремятся быть здоровыми. Программа проекта предусматривает взаимодействие и сотрудничество участников методического объединения педагогов и одной из лидерской групп ученического самоуправления, действующей в сфере пропаганды здорового образа жизни. Одним из приоритетных направлений реализации проекта «Мы выбираем здоровье!» является технология «равный обучает равного». Логическим завершением программы данного проекта станет итоговая игра «Планета Здоровья».


Уровни реализации проекта:


  1. Индивидуально-личностный.

  2. Уровень классного коллектива.

  3. Общешкольный.

  4. Внешкольный.

Механизм реализации проекта:

В основе построения программы проекта лежит принцип деления на периоды. В каждом периоде выделены этапы, которые имеют условные временные рамки и решают свои задачи через организацию игрового модуля, совместные и обособленные заседания методического объединения педагогов и самоуправленческой лидерской группы по ЗОЖ воспитанников, обучающие и тренинговые занятия, проведение мероприятий программы и участие в них.

Актуальность выбранного направления:

Формировать у граждан Республики Беларусь убеждение в престижности здорового поведения, и воспитывать потребность в здоровом образе жизни необходимо с детства. Сегодня недостаточно сформирована система оптимальной организации досуга детей и молодёжи, что является причиной раннего приобщения к алкоголю, распространения курения и наркомании. При очень приблизительном расчёте 20% уровня здоровья зависит от наследственных факторов, 20% - от условий внешней среды, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Сегодня деятельность учреждений образования сориентирована на выполнение основных государственных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения: «Здоровье народа», «Формирование здорового образа жизни», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Национальные действия по преодолению и предупреждению распространения пьянства и алкоголизма», «Здоровый я – здоровая страна». 2004 год дал старт Республиканской информационной акции «Беларусь – за здоровый образ жизни».

Поэтому движение за здоровый образ жизни - часть национальной идеи. Оно остаётся одной из приоритетных проблем, стоящей как перед врачами, так и педагогами.


Заявленный социальный проект представляет собой образовательное пространство, одну из вариативных технологий сохранения и укрепления здоровья детей, способствует формированию у подростков отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.

Педагогу важно суметь определить принципы и методические правила, которым необходимо неукоснительно следовать самим педагогам, а затем приобщить к ним своих воспитанников. И естественно существуют оздоровительные программы и системы, уже созданные специалистами, которые вполне доступны широкому кругу педагогов. Но задача методического объединения педагогов школы-интерната №3 – создать собственную индивидуальную программу конкретно для себя и своих воспитанников. Хорошо составленная программа и план здорового образа жизни помогут и будут способствовать принятию правильных решений детьми в отношении своего здоровья; укреплению связей между знаниями о своём здоровье, отношении к нему; уменьшению количества случаев заболеваний в школьном коллективе; обучению воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью; стимулированию открытости при разговоре о вредных привычках; включению методов и приёмов мониторинга и оценки проведённого обучения.

Принципы здоровьесберегающей программы

Принцип «Не навреди!» - идеально актуальный как для медиков, так и для педагогов. Отношение к своим воспитанникам предполагает заботу о них и их здоровье.

Принцип повторения умений и навыков представляет ценность в сфере практической деятельности. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности.


Функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

Принцип активности предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Задача педагога – помочь детям включиться в поиск важной и полезной информации по проблеме полезных оздоровительных привычек и адекватного ситуации поведения.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей позволяет педагогу ориентировать детей на осмысление нравственных основ своего безопасного поведения как важнейшего условия своей будущей состоятельности и успешности.

Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Содержательная сторона проекта:


Периоды программы

Этапы

Задачи

Содержание

Форма


  1. Организационный (игровое название – «Человек и его здоровье») 01.09.08- 31.10.08




Подготовительный (игровое название – «Старт»)

01.09 – 20.09


Адаптацион

ный (игровое название – «Это Я!»)

21.09 – 10.10


Информационный (игровое название – «Мир здоровья») 11.10 – 31.10


- определить и разработать организационно-содержательные аспекты проекта

- определить и довести до сведения участников проекта задачи и задания к программе

- определение психофизических и личностных особенностей детей и подростков, степени интереса к заявленной проектом проблеме ЗОЖ

- диагностика запросов, интересов и пожеланий детей
- обеспечение информационно-познавательным пространством по профилю проекта

- реализация творческого, интеллектуального и физического потенциала детей

- ориентация подростков на участие в пропагандировании ЗОЖ

- разработка программы проекта

- подготовка методических материалов

- отбор участников смены

- поиск и подбор партнеров для сотрудничества и оказания содействия в реализации проекта
- поиск и накопление ребенком разноплановой информации о себе и своем здоровье

- осмысление подростком полученной информации, выделение важной и значимой для него

- определение перспектив деятельности на период проекта
- организация и проведение мероприятий, связанных с идеей проекта

- реализация основных принципов и идей периода

- включение участников проекта в разноуровневые и различные виды КТД

- реализация обучающей и просветительской линии периода

- подготовка материалов к выпуску методической копилки проекта

-«Методическая копилка проекта»

- «Банк партнеров и участников проекта»

самопрезентация «Мой паспорт здоровья»

- КТД «Формула ЗОЖ»

- анкета «Я думаю так»

- обучающая экспресс-эстафета «Арифметика здоровья»

- ДИ «Образ здоровья»

- тематические дни «Мир опасности», «Здаровыя грамадзяне – здаровае грамадства», «Здоровые дети – богатство нации», круглый стол «Здоровые дети – счастливые дети», КТД «Спорт без границ», «От экологии души к экологии Земли», неделя здорового образа жизни, микрокурсы по выбору «Совершенно несекретно», конкурс плакатов «Здоровому миру – да!»


  1. Организационно-содержательный ( игровое название – «Центр здоровья») - 01.11.08 31.03.09


Организационно-адаптацион

ный (игровое название – «Здоровому миру – да!»)

01.11 – 31.11.

Реализацион

но-сдержатель

ный

(игровое название

- «Школа будущего – школа здоровья»

01.12.08– 01.03.09

- развивать лидерские качества, организаторские инициативы

- развивать нравственные и коммуникативные качества

- создание игрового пространства для самостоятельного поиска и выбора детьми способов здоровьесбережения средствами творческо-проектной деятельности

- создание площадки для демонстрации индивидуальных и коллективных достижений участников проекта

- демонстрация вариантов и способов поддержания своего здоровья и здоровья окружаю

- формирование потребности в здоровом образе жизни

щих

- включение каждого подростка в самостоятельные размышления и поиск путей оздоровления посредством составления личной программы оздоровления

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения

- формирование потребности в здоровом образе жизни

- расширение сферы культуры здорового образа жизни

- формирование позитивного мировоззрения, направленного на самоусовершенствование, сохранение и укрепление здоровья

- противостояние настойчивым деструктивным предложениям сверстников, знакомых и незнакомых людей

- обучение по принципу «равный обучает равного»

- марш-протест «Нет опасным привычкам!»

- творческая ситуация «Этюды о здоровье»

- проспект «Отдыхаем здорово»

- ярмарка рецептов здоровья

- марафон «За модуль на здоровье»


- турнир «Физкульт-ура»

- игровая ситуация «Здоровое сердце»
- музей вредных привычек

- индивидуальный поиск «Выбирай сам»

- компания «Век без никотина»

- конкурс «Самый здоровый класс»

- уроки здоровья по темам (отдельный план)

- внутришкольные и районные конкурсы мероприятий по здоровому образу жизни («Мир без наркотиков» и «Профилактика СПИД»)

- конкурс визуальной рекламы

«Да здоровью!»

- конкурс «Физкультминутка»

- игровая ситуация «Перекрёсток здоровья»


3. Аналитический (игровое название - «Здоровью - Да!») 01.04.08 – 20.05.08

Рефлексивно-аналитический

(игровое название – «Здоровью – Да!»

- подведение итогов проекта

- организационно-методический анализ, демонстрация видеофильма по проекту, творческие исследования педагогов по образовательно-оздоровительным технологиям

- анализ проекта

- выработка перспектив развития программы

- создание методической копилки

технологий здоровьесбережения




Положение

об общешкольном конкурсе

«Самый здоровый класс»

Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом

Задачи:


  • Привлечь максимально возможное количество учащихся и педагогов к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности

  • Обучить воспитанников методам и приемам организации активного отдыха

  • Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни
  • Активизировать работу по профилактике табакокурения, алкоголизма, токсикомании


Организация конкурса:

    1. общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится с .1.12 2008 по 10.01.2009 г.г.

    2. участие в конкурсе классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, врач, социально-психологическая служба. Жюри использует следующие критерии оценки:

      1. участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях – 10 баллов

      2. организация классом разнообразных спортивно-оздоровительных мероприятий – 20 баллов

      3. выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет по пропаганде ЗОЖ – 15 баллов

      4. организация походов, экскурсий, прогулок – от 5 баллов

      5. участие в спортивных секциях, кружках – 5 баллов (за каждого ученика)

      6. соблюдение санитарно-гигиенического режима в учебных кабинетах, спальнях, бытовых помещениях – 20 баллов

      7. организация в классе ежедневной утренней зарядки – 5 баллов

      8. пропуски уроков по болезни – минус 1 балл (за каждого ученика)

      9. пропуски уроков без уважительной причины – минус 10 баллов (за каждого ученика)

      10. наличие у учащихся вредных привычек – минус 10 баллов (за каждого ученика)

      11. нарушение санитарно-гигиенического режима – минус 30 баллов


Награждение победителей конкурса: промежуточные итоги конкурса подводятся в завершение каждого месяца. Победители всего конкурса награждаются ценными подарками.


Отчет

о проведении внутришкольного конкурса

«Самый здоровый класс»

Внутришкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в период с 01 декабря 2008 г. по 10 января 2009 г.. и являлся совместной акцией актива первичных школьных организаций ОО БРСМ и ОО БРПО, объединенных участием в творческой группе по ЗОЖ школы. Этот промежуток времени был выбран неслучайно, т.к. помимо основных целей, указанных в положении, конкурс преследует еще одну, а именно: профилактировать в наиболее сензитивный для заражения острыми респираторными вирусными инфекциями заболевания, с ними непосредственным образом связанные.


Техника конкурса представляла собой проведение долгосрочной соревновательной игры, промежуточные итоги которой подводились 2 раз в месяц (при необходимости – чаще). Для подведения итогов была сформирована Комиссия здоровья, в состав которой входили представители каждого класса (по одному), педагог-организатор и главный врач школы. Для удобства каждый класс вел свой «Журнал здоровья», где фиксировались все деяния учащихся данного класса согласно критериальным пунктам, указанным в положении. Все решения Комиссии здоровья зафиксированы в протоколах заседаний.

По итогам конкурса победителем оказались 5 и 6 классы, набравшие практически одинаковое количество баллов. Активно принимали участие в конкурсе 4, 5, 8 и 6 классы. 7 и 9-е классы были менее активны, порой вовсе бездействовали. Причиной, скорее всего, является степень заинтересованности в победе своего класса воспитателей, т.к., по наблюдениям, вместе с воспитанниками игру поддерживали педагоги только в классах, чья степень активности оказалась высокой.

В будущем планируется привлечение к участию в данном конкурсе администрации школы в полном составе в качестве компетентных наблюдателей, фиксирующих критериальные пункты положения, за наличие которых предусмотрено наложение штрафных санкций.

Итог

интерактивного исследования

«Сигаретный плен»
время проведения: 09 января 2009

место проведения: школа-интернат №3

участники: воспитанники школы-интерната 4 – 9 классов

количество участников: 113 человек

организатор: творческая группа по ЗОЖ школы-интерната №3


Краткое содержание проекта-соревнования «Мы свободны от курения»

(проект разрабатывается и будет реализовываться в 2009/2010 уч.г. в школе-интернате №3 в рамках деятельности ДиМОО и творческой группы по ЗОЖ школы-интерната №3)


По международной классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана болезнью. Социальная опасность курения заключается не только во вреде здоровью курящего и его близких, но и в том, что курение может стать началом более страшного пути.
В настоящее время курение в нашей стране получило такое широкое распространение, что перестало восприниматься как проблема. Основные усилия сегодня направлены на профилактику алкоголизма и наркомании - химических зависимостей, приносящих человеку и обществу более ощутимый вред. Однако профилактика курения не менее важна. Антитабачное воспитание и просвещение, направленное на предупреждение табачной зависимости, является одним из основных компонентов государственной политики по сохранению здоровья населения.
Одна из главных причин, почему подростки курят - «быть как все». Курить модно, это поднимает престиж подростка среди сверстников. Одним из мотивов первой пробы сигареты является «любопытство» и составляет 49,7%.
В связи с этим представляется целесообразным проведение массовой профилактической работы среди учащихся 6-7 классов, так как именно в этом возрасте в результате сильного социального давления происходит «взрыв» интереса к курению у подростков.
ЦЕЛЬ
Создание условий для предотвращения или, по крайней мере, отсрочки начала курения среди подростков.
ЗАДАЧИ
- Развитие умения подростков принимать свои собственные решения и сопротивляться социальному давлению;
- Распространение положительного представления о некурении среди молодежи, о важности и ценности здорового образа жизни;
Профилактика должна быть комплексной и задействовать четыре сферы личности: биологическую, психическую, физиологическую, духовную.
Здоровый образ жизни предполагает здоровье в этих сферах личности - заботу о своем физическом здоровье, психических состояниях, социальных отношениях, духовной сфере, активную жизненную позицию.

При организации профилактических мероприятий необходимо помнить о том, что является причиной химических зависимостей, что важно для того социального слоя, на который мы направляем нашу деятельность, на каком языке необходимо говорить, чтобы нас услышали и поняли.

Важно строить деятельность комплексно, привлекая к ней педагогов, психологов и формировать у подростка концепцию здорового образа жизни, опирающуюся на сознательное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Активное включение в воспитательный процесс общеобразовательных школ интерактивных технологий, форм профилактической работы, предложенных в проекте, значительно эффективнее пассивного слушания или наблюдения. Профилактическая работа должна быть направлена на глубокие личностные формирования: на научение личности конструктивно справляться с возникающими трудностями, умение обращаться за помощью, находить поддержку, осознавать причины.
Цели проекта достигаются с помощью создания положительного социального опыта, оказания социальной поддержки и увеличения самоконтроля по отношению к курению среди подростков. Молодой человек - не объект кампаний за здоровый образ жизни, а равноправный участник, имеющий возможность влиять на принятие решений.
В соревновании может принять участие любая группа учащихся 4-9-х классов, в состав которой входит не менее 10 человек. Проект включает:
- заключение индивидуальных и коллективных соглашений, в которых участники обещают на протяжении определенного времени не курить;
- периодическое подведение итогов соревнования (заполнение бланков подтверждений участия в соревновании), как среди школьников, так и среди педагогов (ежемесячная рефлексия деятельности);
- проведение мероприятий, направленных на поддержку соревнования с целью стимулирования активности участников соревнования, усвоения ими полученных знаний;
- проведение итоговой лотереи и розыгрыш призов.

Поддерживающие мероприятия осуществляются в течение всего периода соревнования и решают следующие задачи: оказание поддержки классам в их решении оставаться некурящими, предоставление правдивой информации о курении, пропаганда здорового образа жизни, сплочение коллектива и др. В профилактике курения молодой человек должен быть активно действующим лицом, а не пассивным объектом. Используется два типа мероприятий: профилактические (дискуссии, ролевые игры и т.д.) и поощрительные (культурно-развлекательные мероприятия для классов-участников соревнования). Поддерживающие мероприятия могут быть организованы на уровне класса, школы или района.

В ходе соревнования развиваются умения участников принимать собственные решения, быть ответственным за них, сопротивляться социальному давлению, рекламе. Узнаются преимущества некурения. В течение учебного года ребята получают поддержку в своем решении бросить или не начинать курить. Форма профилактической работы в виде соревнования представляется более эффективной.

Деятельность по проекту основывается не следующих принципах:
- Ответственность. Ответственность участника, а не педагога;
- Доверие. Куратор не контролирует, а поддерживает;
- Открытость. Трудности не скрываются, а разрешаются;


Реализация данных принципов позволяет подросткам:
- принять ответственность за свое здоровье, за свою жизнь;
- иметь свободу выбора (курить - не курить) при полной осведомленности;
- приобрести опыт построения демократических взаимоотношений;
- осознать механизмы преодоления трудностей, разрешения проблем.

Деятельность по проекту разбита на два этапа.
На протяжении первого этапа (1-е полугодие) проект будет реализовываться на базе ГУО «Школа-интернат №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Соревнование классов будет длиться 3 месяца (октябрь – декабрь). В нем примут участие не менее все классы. На протяжении этого этапа реализации проекта происходит решение задач двух планов: формирование положительного опыта некурения среди подростков, развитие умения принимать свои собственные решения, сопротивляться социальному давлению и передача технологии работы по проекту представителям Партизанского района г.Минска, которые будут внедрять ее самостоятельно на протяжении 2 этапа.

Второй этап реализации проекта – 2-е полугодие 2009/2010 г.. В этот период деятельность будет осуществляться на базе других школ Партизанского района и на базе школы-интерната №3, которая апробировала программу в ходе реализации 1 этапа. Особенность второго этапа заключается в том, что технология соревнования классов, свободных от курения будет внедряться собственно представителями территории (методистом и координатором).

  План реализации проекта




Название мероприятий

Вид мероприятий

Срок проведения

1

 

Создать инициативные группы для работы над проектом

сентябрь

2

 

Подготовить необходимый инструментарий для проведения аналитической  работы

сентябрь

3

 

Утверждение плана работы групп

сентябрь

1

О курении

Анкетирование

сентябрь

2

Влияние курения на растущий организм

беседа

октябрь

3

О вреде курения

Показ к\ф

октябрь

4

Составление графика посещения

 

 

5

« Знаменитые люди против курения»

Выпуск  агитплакатов

ноябрь

6


Жизнь без сигарет

Сочинение

декабрь

7

Демонстрация химических опытов с сигаретами

 

январь

8

Отказ от курения в течение 1 дня

акция

февраль

9

В здоровом теле – здоровый дух

Спортивные соревнования

март

10

Курить – здоровью вредить

Классный час

сентябрь

11

Мы против курения

Концертная программа

апрель

12

Борьба с курением

Родительские собрания с анкетированием

ноябрь

13

Курение: иллюзия и реальность

 Биологический вечер

февраль

14

Класс свободный от курения

соревнование

май

15

Итоговое анкетирование

 

май

 

                                   Анкета о курении


 

1. Ваше отношение к курению?

 - не курю,

-курю

-пробовал

-веду борьбу с курением.

 

2. Мотивы вашего курения

-стремление казаться взрослым

-подражание товарищам

-любопытство

-привлечь внимание

 

3.Частота курения

- в неделю 1-3 сигареты

-ежедневно 2-3 сигареты

-более 3 сигарет

 

4.Страдаете ли вы простудными заболеваниями?

-в течение года не болел

-болею 102 раза в год

-болею 3 раза в год и чаще

-кашель по утрам.

 


                                 Составлена программа по отказу от курения.

 

1 этап. Думайте о том, что бросить курить необходимо и почему вы хотите бросить курить.

 2 этап. Примите решение бросить курить.

 3 этап. Подготовьтесь к тому, что вы бросаете курить.

 4 этап. Бросьте курить.

 5 этап. Воздерживайтесь от курения.

 

План-сценарий пресс-конференции

«Подростковое курение: причины и профилактика»

- С какого возраста и по каким причинам курение становится актуальной проблемой для детей, подростков и молодых людей?

Безусловно, в подростковом возрасте, и это, если можно так сказать, - закономерно. Подросток - это уже не ребенок, и еще не взрослый, он активно ищет свое место в мире, пробует себя и мир на прочность, примеряет на себя различные роли, желает поскорее повзрослеть, переживает стрессы и ищет ту компанию сверстников, в которой он будет "своим", принятым.
Первые пробы табака могут происходить из любопытства, из желания подражать значимым взрослым или сверстникам, из желания быть принятым в компанию.

У каждого человека, начиная с совсем детского возраста, в процессе взросления формируются свои и убеждения и представления о самых разных событиях, явлениях. И к подростковому возрасту эти представления начинают реализовываться уже не мысленно, а в действиях. Применительно к курению можно сказать, что если курению приписываются такие "функции" как облегчение общения, взрослость, "крутизна" и это актуально для ребенка, то он совершает первые пробы и при этом даже приходится преодолевать достаточно негативный первый опыт - первые пробы как правило сопровождаются неприятными ощущениями - тошнота, головокружение, кашель плюс естественные опасения, что заметят родители, страх наказания.

Если проба произошла из чистого любопытства, то продолжения может и не последовать. Но если курение - это символ чего-то очень важного для ребенка, то привычка может и закрепиться.

- Но ведь не все подростки начинают курить. С чем это связано?

Мы уже сказали, что в подростковом возрасте те представления, которые уже сложились к этому моменту, начинают реализовываться в действиях. Поэтому нужно обратиться к более раннему возрасту и посмотреть, под влиянием чего и как складываются у ребенка установки, касающиеся курения.
Знакомство детей с употреблением табака происходит в раннем детстве при наблюдении за поведением старших. Центральную роль в этом играет семья.
То, что принято в семье, закладывает соответствующее отношение ребенка к табакокурению. Оно накладывает отпечаток на эмоционально-оценочное отношение к этому занятию и соответствующее поведение ребенка в будущем. Противоречие между отрицательным эмоционально-оценочным отношением к курящим людям и любовью к родителям, даже если они курят, закономерно решается в пользу подражания родителям.

- Многие дети курящих родителей просят их бросить курить и говорят о том, что сами курить не будут.

Такое поведение детей вызвано заботой о родителях, страхом, что с ними что-то случится, они заболеют. Ведь дети из разных источников наслышаны о вреде курения, уже в дошкольном возрасте, а тем более позже, они могут более или менее внятно рассказать, чем вредно курение.

Могу рассказать эксперимент, который в 90-х годах проводился сотрудниками НИИ наркологии в одном из детских садов. Детей просили нарисовать человека, а потом еще нарисовать курящего человека. При анализе рисунков и в беседе было четко выявлено отрицательное отношение к курению - курящие человечки были нарисованы меньшими по размеру, более темными красками, более небрежно, некрасиво. Сами дети говорили, что курить не будут. Однако когда детям через некоторое время воспитателем и психологом была предложена игра под названием "семейный праздник", и взрослые не вмешивались в игру детей, то они увидели, что через некоторое время мальчики устроили "перекур на балконе", демонстрируя и умение обращаться с "сигаретами" и эмоционально положительное отношение к курению. Девочки тоже вскоре устроили "перекур" на кухне. Одним словом, дети увлеклись так, что взрослым пришлось прекращать игру. Более длительное исследование показало, что большая часть этих детей к подростковому возрасту начали курить, и в основной массе это были дети курящих родителей.


- Значит, все предопределено или можно как-то повлиять на ребенка, подростка, провести профилактику курения?

Существуют разные подходы к профилактике курения.

- Один из самых распространенных - это информирование о вреде курения. Информация, поданная к месту, ко времени и авторитетным для ребенка человеком, действительно может повлиять на решение ребенка, подростка. Многие ребята обращались к нам, например, после увиденных картинок "легкие курильщика".

- Другой подход состоит в том, чтобы помочь ребенку сформировать собственное негативное отношение к курению. Этот подход предполагает более активную позицию ребенка, а не просто подачу ему какой-то информации. Сейчас в некоторых школах Москвы проходит конкурс, предложенный Общественным советом по проблеме подросткового курения. Дети 6-8 классов (тот самый подростковый возраст) сами собирают информацию, выполняют различные задания - пишут сочинения, делают газеты и т.д.
(Сюжет и комментарий.)

- Давайте вернемся к теме профилактики. Как еще можно предупредить возможное начало курения?

Профилактикой будет считаться и предупреждение тех причин, которые могут привести к курению: умение переживать стресс, справляться с неприятностями, чувствовать себя уверенно в общении со сверстниками - это очень актуально в подростковом возрасте.
В младшем школьном возрасте можно обращать внимание на умение детей отстаивать свое мнение, противостоять давлению окружающих, уметь отказываться от рискованных предложений, не боясь потерять авторитет.
И все-таки основополагающей является позиция семьи, и основная профилактика должна происходить в семье.

- Если ребенок, подросток уже курит, есть ли способы ему помочь?

Большинство людей, решивших бросить курить в состоянии сделать это самостоятельно, имея на то большое желание. В то же время врачи и психологи пользуются разными способами, помогающими облегчить процесс отвыкания от курения. Это и психотерапевтические воздействия - внушение отвращения к курению в легком гипнотическом состоянии, и работа с причинами, которые привели к курению (развитие уверенности в общении, умение снимать стресс и т.д. без обращения к сигарете), и иглоукалывание, и медикаментозная помощь. Было бы желание. Наверное, самая главная часть работы - это помочь закрепиться появившемуся желанию отказаться от курения.



План-сценарий тематической встречи

«Подросток и алкоголь»
В последнее время очень много говорится об угрозе наркомании. И за этой темой почти незаметной стала другая - употребление алкоголя подростками. А это проблема не менее важная. Последствия употребления наркотиков сильны и очевидны - они становятся заметны практически сразу. Проявления последствий употребления алкоголя отодвинуты по времени, нарастают постепенно и оттого не так бросаются в глаза.
Что такое алкоголизм: вредная привычка или тяжелое заболевание?
До сих пор среди врачей и ученых разных стран существуют разные ответы на этот вопрос. Некоторое время назад в нашей стране (еще в Советском Союзе) основным был так называемый морализаторский подход к алкоголизму: пьянство клеймилось позором, алкоголики объявлялись безвольными людьми, павшие жертвой стремления к выпивке. И меры лечения носили в основном воспитательный характер: пьянство и пьяницы осуждались, их поведение разбиралось на собраниях трудовых коллективов. Одновременно с этим лечение алкоголиков производилось в психиатрических клиниках, то есть алкоголизм рассматривался и как порок, и как психическое заболевание, требующее медикаментозного лечения. Широко использовался гипноз (внушение в гипнотическом состоянии отвращения к алкоголю), до сих пор используется введение больному препаратов, которые при принятии алкоголя вызывают неприятные реакции организма: тошноту, рвоту, нарушения сердечной деятельности и так далее.

Недавно мне попался любопытный документ 80-ых годов, рекомендации для врачей. В нем предписывалось следующее: при обращении алкоголика в наркологический диспансер его разрешалось не ставить на учет, в случае если он подготовится и сдаст лечащему врачу зачет по основам наркологических знаний. Считалось, что после того, как алкоголик узнает все последствия употребления алкоголя, он перестанет пить. Если употребление и после этого не прекращалось, алкоголик считался или очень распущенным, или психически больным. В настоящее время алкоголизм рассматривается как нарушение и в биологической сфере организма (феномен физической зависимости), и в психологической (нарушение мотивационной, эмоционально-волевой сферы, наличие личностного дефекта), и как социальная и духовная проблема.

Со временем появились новые методы лечения алкоголизма?
Безусловно. Последнее время наряду с медикаментозным лечением активно используется психотерапия - и самого пьющего, и его семьи, ближайшего окружения. Она направлена не только на осознание последствий употребления, но и на анализ причин, подталкивающих к употреблению, на поиск других способов адаптации к миру.
Мы говорим о подростках. Каковы основные причины, по которым подростки начинают употребление алкоголя?
Какие-то причины вытекают из особенностей характера: неумение переносить стресс, справляться с неприятностями, плохое настроение, повышенная тревожность. Это может быть выраженное стремление к получению удовольствий, новых ощущений при низком самоконтроле, и при этом отсутствие умения доставлять себе удовольствие путем какой-то деятельности, требующей усилий, творчества.
В подростковом возрасте это может быть стремление показать себя, свою взрослость. Это способ войти в компанию значимых сверстников или ребят постарше.
То есть некоторые причины могут быть обусловлены самим возрастом - это повышенная потребность в общении, тяга к компаниям, стремление нарушать правила, желание быть самостоятельным. Первые пробы могут состояться именно из-за этого.
А вот если есть достаточно серьезные личностные изъяны, да еще помноженные на семейное неблагополучие и неблагоприятную наследственность, тогда мы можем говорить не просто о риске первых проб, но и о риске злоупотребления.
Какого рода семейное неблагополучие может привести подростка к употреблению алкоголя?

Не только к употреблению алкоголя, к любому отклоняющемуся поведению. Это алкоголизм родителей, особенно матери. Это недостаток внимания и контроля. Впрочем, переизбыток тоже - в таком случае мы получаем либо инфантильную избалованную личность, не способную самостоятельно строить свою жизнь, либо подростковый бунт, который может сопровождаться и уходами из дома, и употреблением алкоголя. Недостаток тепла, доброго эмоционального отношения может заставить подростка искать "утешения" в компании сверстников и в употреблении.

Что же грозит подростку, употребляющему алкоголь? Может ли он превратиться в алкоголика и как скоро?
Алкоголизм как болезнь развивается по своим законам. Всего выделяется три стадии алкоголизма. Первая стадия может наступить и через полгода, и через 2-3 года регулярного употребления (в зависимости от возраста, состояния здоровья и наследственности, от частоты и количества). Первая стадия - это стадия психической зависимости. Основные проявления - это получение большого количества положительных эмоций от выпивки и ее предвкушения. Общее состояние организма при этом более менее в норме. Трезвость в течение длительного времени начинает тяготить, чего-то не хватает. Постепенно растет доза алкоголя, выпивки учащаются, но, как правило, человек не подозревает о том, что болезнь уже начала прогрессировать.
Что же происходит на второй стадии?

Вторая стадия редко встречается в подростковом возрасте, все-таки процесс требует времени. А вот в юношеском - уже встречается часто. Особенно у тех, кто начал регулярно выпивать в 12 - 14 лет. Здесь к психической зависимости присоединяется физическая. Это значит, что алкоголь стал необходим человеку для поддержания не только его настроения, но и физического самочувствия. На следующий день после опьянения алкоголик во второй стадии чувствует себя отвратительно, может не помнить, что с ним происходило (провалы в памяти), пытается "поправить самочувствие" очередной дозой спиртного, попадая в порочный круг. Становятся явными проблемы со здоровьем, психикой, проблемы в семье и социальной жизни. Именно на этой стадии, как правило, люди обращаются за лечением, так как алкоголь слишком явно начинает разрушать их жизнь. Увы - результат лечения не всегда положителен. И не от слабого развития медицины или психологии. Человек, становясь алкоголиком, постепенно привыкает к своей новой жизни, разрыв с прежней жизнью становится все больше, и то, что раньше было для него неприемлемым, становится совершенно нормальным. Его психика меняется таким образом, что если раньше было совершенно невозможным ходить немытым, дурно пахнущим и падать на улице, то теперь это становится вполне допустимым. А если употребление началось достаточно рано, то подростку-алкоголику, к сожалению, и сравнивать такую жизнь не с чем - ведь он так и не успел сложиться как личность до того, как начал разрушаться.
Третья же стадия - стадия полной деградации, и физической и моральной. Кстати, в народе настоящими алкоголиками считают именно таких - лежащих под забором и потерявших человеческий облик. Но это уже конечная стадия.
Какие существуют методы профилактики подросткового алкоголизма?
Они вытекают из причин. Это развитие тех черт характера, которые делают злоупотребление алкоголем ненужным и бессмысленным. Если человек в состоянии получать от жизни удовольствие, умеет адекватно общаться, справляться с неприятностями, решать проблемы, имеет определенные цели, то и потребности в алкоголе у него не возникает. То есть пробы алкоголя все равно происходят, но гораздо меньше шансов, что они перерастут в злоупотребление. Важно, чтобы не произошло в сознании этой связки: алкоголь, это то, что мне по жизни очень нужно. Но, к сожалению, даже не у подростков, а даже у детей существуют подобные представления, то есть некие положительные ожидания от употребления. Откуда они берутся? Дети наблюдательны, они как будто читают подтекст поведения взрослых, в первую очередь родителей. Если в семье положительное отношение к алкоголю, бытует представление, что алкоголь - незаменимое средство в праздник, от усталости, для аппетита, при простуде, в горе и в радости, то дети впитывают эти представления, а потом начинают их реализовывать. Такие представления складываются задолго до первой пробы, и это обязательно должны знать родители, и подумать над своим собственным отношением к алкоголю. Более того, не стоит провоцировать ребенка на первую пробу, предлагать ребенку спиртное. Многие родители, поступающие таким образом, оправдывают это тем, что, мол, лучше в кругу семьи и под контролем, чем неизвестно с кем и на улице. Однако, то, что по этому поводу думают сами дети, может сильно отличаться. Часто дети это воспринимают предложение родителей как своеобразное разрешение, будто им дали добро на употребление. И попав в ситуацию, когда им предложат спиртное, могут и не отказаться, нет страха перед первой пробой - она уже была. А ведь по статистике (и в российском масштабе, и по исследованиям нашего Отделения) первые пробы происходят как раз в семье. Такие дети гораздо более терпимо относятся к алкоголю, ждут от него больше положительных эмоций, несмотря даже на то, что первая проба часто вызывает неприятные ощущения. По возможности стоит отодвинуть момент первой пробы спиртного до более старшего возраста, тогда риск последующего злоупотребления значительно уменьшится.



следующая страница >>