zabika.ru 1

Приложение № 3


Статья «Страна советов и благих намерений»
18.03.09
У нас страна по-прежнему советов, благих намерений, мораториев и меморандумов, стратегий и программ, которые не реализуются. Хотелось бы уже давно стать страной конкретных дел, причем опережающих.

Сотни предложений внесены с 1998 г. на ежегодных Форумах предпринимателями, они просто проигнорированы, как и прямые указания Президента

Тонны бумаги с предложениями от ФПК лежат в тумбочках и столах Правительства без рассмотрения и движения. Зато десятки тонн справок, отписок и ненужных отчетов циркулируют в бюрократическом аппарате. Рассмотреть предложения бизнеса нет ни времени, ни желания.

Бессмысленные и многочисленные рабочие группы и экспертные советы призваны дублировать и подменять госорганы из-за их неисполнения своих функций и безрезультатность проедания средств налогоплательщиков. Непонятно, почему малый бизнес должен писать программы и законы за Правительство и всевозможные институты стратегических и экономических исследований, на которые, кстати, ежегодно уходит десятки млн. USD. Вот яркий пример – доклад 2002 г. под названием: «10 простых шагов для развития промышленности Казахстана». Обратите внимание и на год, и на актуальность содержания.

Доклад

на Форуме предпринимателей Казахстана

г.Астана 18 сентября 2002 г.

10 простых шагов для развития промышленности Казахстана
До сих пор декларация о развитии промышленности не имеет ничего общего с реальными действиями. За 6 лет переговорного процесса на 11 году независимости, Казахстан не имеет никакой внятной промышленной политики в перерабатывающих отраслях, в том числе отраслевых региональных программ. С принятием среднесрочной программы развития Казахстана до 2010 года произошла ревизия приоритетов Стратегии 2030 г.

Например, легкая и деревообрабатывающая промышленности из приоритетных превратились в слабоконкурентные и не требующие внимания, а в полученном сегодня проекте концепции индустриальной политики, деревообрабатывающей промышленности вообще нет.


Мы понимаем, что Вам надоело слушать одни и те же вопросы, а нам постоянно вносить предложения по решению вечных вопросов, поэтому, мы предлагаем десять простых шагов навстречу отечественным производителям.

Предсказуемая Промышленная политика позволит предпринимателям выстроить свои планы и снять социальную напряженность.

На первом этапе, основной целью концепции промышленной политики, должно быть опережающий рост перерабатывающей промышленности на основе корректировок в правовой, структурной и фискальной политики.
I шаг – это корректировка законодательства.

а) Необходимо из всех законов максимально убрать ссылки на то, что порядки и правила устанавливаются Правительством или уполномоченным органом. Законы должны быть прямого действия и исполняться и органами государственной власти и предпринимателями.

б) В проектах законов не прошедших общественную экспертизу включаются статьи сомнительного или неоднозначного толкования.

Например, в проекте нового лесного кодекса статья 31 п.2 дословно гласит: «Для удовлетворения потребностей в топливной древесине общеобразовательных и дошкольных учреждений, иных учреждений, финансируемых за счет государственного бюджета, …, лесные ресурсы представляются во временное краткосрочное лесопользование на основании решений территориальных подразделений уполномоченного Государственного органа на срок до одного года без проведения тендера».

Во-первых, кто эти иные учреждения?

Во-вторых, что дошкольные учреждения имеют спецтехнику и специалистов?

Подобные дыры встречаются и в других принятых законодательных актах, в том числе и «Административном кодексе».
II шаг – укрепление структуры управления развитием промышленности.

а) Мировой опыт показывает, что в переходный период участие государства в развитии промышленности является обязательным. Поэтому в Министерстве индустрии и торговли необходимо создать отраслевые департаменты, которые должны работать с Форумом предпринимателей Казахстана, отраслевыми общественными объединениями, наиболее прогрессивными отечественными производителями.


б) Как вариант, предлагаем кардинально сократить количество контролирующих РГП, а достойных специалистов перевести на развитие промышленности. Сегодня, нам кроме как с министром просто не с кем разговаривать.

в) Кроме того, необходимо создать единый реестр и рейтинг, всех отечественных промышленных предприятий, в том числе малых и средних, по отраслям. (Проблема в том, что существующая форма регистрации юридических субъектов и сбор статистических данных не раскрывают объективную картину деятельности предприятия в промышленных секторах).
III шаг – Совершенствование системы государственных закупок.

Мы рассматриваем госзакупки как одну из лучших форм инвестиционной поддержки отечественных товаропроизводителей, а не посредников.

Ситуация следующая:

Объявление заранее распределенных тендеров, под «отметившихся откатами» поставщиков (пароль «откат 10-20% от бюджета лота»), по скромным расчетам, из двести шестидесяти семи миллиардов тенге на проведение госзакупок, около двадцати шести миллиардов тенге оседает в карманах организаторов и посредников.

Замораживание финансовых средств участников на два месяца – это банковские гарантии, гарантийные взносы, как беспроцентное кредитование государственных предприятий отечественными товаропроизводителями;

Все Промышленники Казахстана знают друг друга в лицо, но на тендерах, как правило, мы видим незнакомые фирмы и лица.

Например, по Российскому закону: «Иностранные поставщики товаров могут принимать участие в конкурсе только в случае, если производство товаров, работ, услуг для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно», к сожалению, в наш закон данная поправка не вошла.
Мы предлагаем внести корректировки в порядок подготовки, проведения тендеров, а также определение критериев оценки победителя:

а) необходимо жесткими административными мерами реализовать импортозамещение, именно, в государственных закупках, довести их уровень до 70-80%;


б) установить ежегодно повышающиеся квоты по госзакупкам для отечественных товаропроизводителей дифференцированно по отраслям;

в) ввести в состав тендерных комиссий представителей отраслевых бизнес-ассоциаций;

г) при определении победителя тендера, учитывать рейтинг как один из критериев оценки;

д) создать при Агенстве по госзакупкам межотраслевой экспертный совет для мониторинга проводимых тендеров.

е) для открытости проведения тендера и создания архива, записи хода всех действий конкурсной комиссии производить видеозапись.

IY шаг – Подготовка технических специалистов.

Конкурентоспособность промышленности страны напрямую зависит от качества трудовых ресурсов, прочной связи между предприятиями, учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами.
а) подготовка линейных рабочих для различных отраслей промышленности в ПТШ;

б) пересмотр обучающих программ для инженерно-технических работников с учетом перехода всех отраслей промышленности на международные стандарты;

в) распространение практики стажировки в центрах России и дальнем зарубежье руководителей предприятий и преподавателей;

г) увеличение количества грантов и кредитов для подготовки технических специалистов для всех отраслей;

д) оснащение материальной базы ВУЗов новейшей техникой.
Y шаг – Достижение опережающего роста перерабатывающей промышленности через изменения инвестиционной кредитной политики.

Сегодня 90% всех инвестиций, идут в инфраструктуру и базовые отрасли. Необходимо, во-первых, устранить привилегии отдельным личностям и предприятиям, во-вторых, решить задачу привлечения инвестиций для всех отраслей перерабатывающей промышленности. Увеличить сроки кредитования с 5 до 15 лет.
С целью рационального распределения правительственных кредитных линий со ставкой 10% необходимо:

а) признать все отрасли перерабатывающей промышленности импортозамещающими;


б) производить кредитование по ставке 10% через Фонд поддержки предпринимательства, согласно, критериев малого бизнеса, с исключением практики кредитования крупных промышленных предприятий;

в) законодательно закрепить возможность создания кредитных товариществ во всех отраслях перерабатывающей промышленности;

г) снизить до нулевой ставки импортные пошлины на сырье, материалы и комплектующие для всех отраслей, не производимые в Республике Казахстан;

д) отменить НДС на ввозимое технологическое оборудование, в том числе и для поставщиков.
YI шаг – Легализация заработной платы и основных средств.

На сегодняшний день более 40% предприятий находятся в теневом бизнесе. Для легализации заработной платы предлагаем ввести инструменты инвестиционных налоговых скидок:


  • с увеличением заработной платы производить регрессию налоговых ставок социального налога;

  • скидки на прибыль в размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и производственное строительство;

  • более быстрое списание стоимости основного капитала – поможет промышленности в финансировании роста, модернизации и увеличении производственных площадей;

  • система инвестиционных налоговых скидок в развитие депрессивных регионов, программы по уменьшению загрязнения окружающей среды, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (по приоритетам государства).

Компенсацией будет расширение налогооблагаемой базы и отчислений в пенсионную систему. В переходный период многие предприниматели на средства заработанные, например, в шоп-туризме, приобрели помещения и оборудования, которые не числятся на балансе и открыли производства. При девальвации тенге стоимость основных средств обесценилась в два раза, вытекает проблема недооценки стоимости всех основных фондов республики, считаем, необходимым предоставить возможность проведения переоценки основных средств по рыночной стоимости без взимания подоходного налога, либо простого внесения в баланс.

YII шаг – Проблемы сертификации и лицензирования.

а) необходимо направить международные и отечественные гранты на внедрение системы менеджмента качества и проведения сертификации продукции по международным стандартам.

б) торговля лицензиями и разрешениями превратилась в основной вид бизнеса Министерств и РГП. Для решения данной проблемы необходимо сократить перечень лицензируемых видов деятельности, упростить процесс и сроки.
YIII шаг – Продвижение товаров отечественного производства на внутреннем и международной рынках.

Взаимодействие крупного и малого бизнесов:

а) пересмотреть и узаконить критерии бизнесов в промышленности;

б) обязательное (законодательное) определение малого бизнеса, как инфраструктуры крупных предприятий Казахстана и субподрядчиков национальных компаний.
К сожалению, при формировании делегаций для ведения деловых переговоров идет формальный подход к подбору делегатов, не отрабатывается программа визитов, с учетов интересов Казахстанской стороны.
IX шаг – Пропаганда и популяризация движения по развитию отечественной перерабатывающей промышленности в СМИ за счет госзаказа.

а) создание программы на телеканале «Хабар» под условным названием «Час предпринимателя»;

б) организация теледебатов по вопросу вступления Казахстана в ВТО на ТРК «Хабар»;

в) выделение одной полосы в газете «Казахстанкая правда» для освещения вопросов развития отечественных производителей;

г) освещение проведения конкурсов на лучшее предприятие по отраслям;

д) популяризация движения «Покупай Казахстанское».
X шаг – Принятие срочных неотложных мер по поддержке всех отраслей промышленности в связи с вступлением в ВТО.

Мы хотим видеть не PR-компанию правительства о поддержке отечественного производства, а принятие до конца года ряда постановлений правительства по комплексному решению всех проблем каждой отрасли перерабатывающей промышленности, включая перечисленные мною в докладе, перед вступлением в ВТО.

Для уточнения позиции правительства в процессе вступления в ВТО включить представителей действующих отраслевых ассоциаций Форума предпринимателей Казахстана в рабочие группы.