zabika.ru 1

проект


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО СТАТИСТИКЕ НА 2009-2011 ГОДЫ

1. МИССИЯ И ВИДЕНИЕ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО СТАТИСТИКЕ


Миссия Агентства Республики Казахстан по статистике (далее – Агентство по статистике) заключается в содействии развитию конкурентоспособности Казахстана путем максимального удовлетворения потребностей пользователей (население, бизнес, государственные органы и международные организации) в качественной статистической информации.

Видение Агентства Республики Казахстан по статистике: государственный орган, к 2011 году сопоставимый со статическими офисами стран ЕС по показателям удовлетворенности качеством статистики, нагрузки на респондентов и использованию административных источников.

2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ


Развитие государственной статистики направлено на достижение стратегических целей развития Республики Казахстан, на создание условий для повышения эффективности деятельности системы государственных органов и призвано способствовать информационно-статистическому обеспечению программных документов и ежегодных посланий Президента народу Республики Казахстан.

Агентством по статистике осуществляется ежегодная разработка 1041 базовых и 15 500 детализированных статистических показателей по 20 направлениям (отраслям) статистики.

Показатели разрабатываются с ежегодной, полугодовой, квартальной, ежемесячной и единовременной периодичностью с различной степенью детализации по группам признаков или классификаторам. Используются 10 государственных классификаторов, соответствующих мировым стандартам и более 100 отраслевых классификаторов, номенклатур и справочников. Временной период между вводом в действие основных классификаторов в Европейском Союзе и в Казахстане составляет примерно два года.

Сроки опубликования и степень детализации статистических показателей соответствуют мировой практике, значительная часть данных распространяется через Интернет на бесплатной основе. В тоже время пользователи недостаточно информированы об имеющихся в распоряжении Агентства данных и возможностях расширения охвата или глубины статистических наблюдений.


В производстве государственной статистики участвуют Национальный Банк и государственные органы, которыми ежегодно проводится более 130 обследований, а также ведутся государственные базы данных и регистровые системы.

Основными способами получения данных являются проведение статистических наблюдений с использованием статистических форм по юридическим лицам и домашним хозяйствам, регистрация цен, интервьюирование населения и ведение учетных (регистровых) систем. Основной проблемой в организации сбора данных являются высокая нагрузка на респондентов за счет недостаточного использования имеющихся административных данных и сложности форм и методологии обработки первичных данных по отдельным группам показателей. Кроме того, существует дублирование сбора аналогичных показателей различными государственными органами и недостаточное применение регистровых систем и выборочных наблюдений.

Средняя нагрузка на предприятия составляет 8 статистических отчетов в месяц (от 4 до 50 форм, в зависимости от размера предприятия, региона и способа проведения обследования), при этом время, затрачиваемое средним респондентом на заполнение отчетности варьируется от 2 до 29 человеко-дней в год в зависимости от размера предприятия. Данные показатели превышают в 1,5-2 раза показатели зарубежных статистических офисов. Более того, в зарубежных странах (Норвегия, Канада, Австралия) на законодательном, технологическом и организационном уровнях обеспечено полное использование данных всех административных источников для производства статистических показателей, что также способствует снижению нагрузки на респондентов (уменьшение количества отчетов, сдаваемых предприятием государственным органам).

В тоже время, с учетом внедрения новой системы планирования, ориентированной на результаты, требуется расширение охвата, дополнительная детализация и создание инструментария для мониторинга исполнения государственными органами Стратегических планов развития.

Действующее законодательство в области государственной статистики, в основе которого лежит Закон Республики Казахстан «О государственной статистике» от 7 мая 1997 года, требует модернизации по следующим направлениям: обеспечение четкого разграничения между сбором информации для статистических и прочих целей, обеспечение доступа Агентства по статистике к административным данным (распределение полномочий и ответственности государственных органов), урегулирование ответственности по представлению качественной первичной информации.


Обработка данных осуществляется с использованием более 200 программных комплексов, разработанных более 10 лет назад, незначительно модернизированных и при сложных расчетах требующих значительного объема неавтоматизированных работ.

По состоянию на 1 января 2008 года общее техническое состояние по Агентству по статистике является критическим: на 1 персональный компьютер приходится в среднем 6 сотрудников, по отдельным регионам показатель составляет 12 человек на одно рабочее место. Серверное оборудование полностью изношено, морально устарело 3-5 лет назад. Районный уровень не обеспечен автотранспортной техникой, что не позволяет проводить специализированные статистические наблюдения, требует содержания дополнительного штата сотрудников на уровне сельских округов.

В рамках бюджета 2008 года часть потребностей в средствах вычислительной техники будет закрыта, степень оснащенности составит порядка 85%. Для обеспечения качественной и затратоэффективной разработки запланированного объема статистических показателей к 2010 году требуется провести полное переоснащение рабочих мест сотрудников, включая обеспечение транспортом, мебелью и офисными помещениями и оснащением.

Ключевой проблемой является обеспеченность Агентством по статистике высококвалифицированными кадрами: у 60%, сотрудников центрального аппарата опыт методологической работы отсутствует, 70% сотрудников руководящего звена территориальных органов к 2011 году выйдут на пенсию, государственным языком владеют менее 50% сотрудников, иностранными языками владеют не более 30 сотрудников. По состоянию на 1 января 2008 г. отсутствует система повышения профессионального роста и обучения; с 2005 года в РК не осуществляется выпуск специалистов с высшим образованием по специальности «Статистика», уровень специализированных курсов не соответствует потребностям Агентства по статистике. На территориальном уровне из вновь принимаемых сотрудников только 15% продолжают работу более 3 лет.

Международное взаимодействие Агентства по статистике реализуется на многостороннем и двустороннем уровнях с различными статистическим организациями (Статистическая Комиссия ООН, Европейская Экономическая Комиссия ООН, Организация Экономического Сотрудничества и Развития, Евростат, Турецкое агентство международного сотрудничества, Статистический комитет СНГ и др.) и национальными статистическими офисами.

Ввиду отсутствия необходимого финансирования, Агентство по статистике принимает участие не более, чем в 40% проводимых международных конференций и семинаров по основными направлениям статистики. До настоящего времени Агентство по статистике занимало позицию реципиента технической и иной помощи, что не согласуется с проводимой внешней политикой по позиционированию Казахстана в качестве конкурентоспособного государства.

В сравнении с другими странами, уровень доверия к официальной статистике и степень удовлетворенности качеством данных в Республике Казахстан являются относительно невысокими, (менее 50% по специальному обследованию), к примеру, в развитых странах (Канада, Австралия Финляндия, Норвегия и др.) данный показатель составляет более 85%.

Таким образом, проблемными областями в деятельности Агентства РК по статистике (слабые стороны и недостатки существующей системы государственной статистики) являются:


  1. недостаточно эффективная нормативная правовая база;

  2. недостаточное использование данных административных источников (межведомственное взаимодействие) для разработки статистических показателей;

  3. значительная нагрузка на респондентов;

  4. недостаточно автоматизированная технология работ и организационная структура;

  5. низкая техническая оснащенность Агентства по статистике;

  6. недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами.


3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО СТАТИСТИКЕ

Стратегические направления деятельности Агентства РК по статистике на 2009-2011 годы:


  1. институциональное развитие системы государственной статистики и развитие взаимодействия с поставщиками и пользователями статистических данных (проблемные области 1,2,3);

  2. развитие статистической инфраструктуры и методологии (проблемные области (3,4,5);

  3. развитие кадрового потенциала и международное сотрудничество (проблемная область 6);




Стратегические направления и цели

Стратегические цели государства, на реализацию которых направлена деятельность государственного органа

Наименование стратегического документа, нормативного правового акта

институциональное развитие системы государственной статистики

повышение эффективности и конкурентоспособности РК

Послание Главы Государства народу Казахстана от 6.02.2008 г. «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики»

развитие статистической инфраструктуры и методологии

содействие развитию экономики и политической системы

развитие кадрового потенциала и международное сотрудничество

приближение системы переподготовки кадров к мировым стандартам, представление интересов РК в международных организациях

Основными целями стратегического плана, отражающими потребности общества в деятельности Агентства по статистике являются постоянное развитие системы статистических показателей, высокий уровень доверия к данным официальной статистики и снижение нагрузки на респондентов.


К 2011 году требуется обеспечить разработку не менее 17 тыс. статистических показателей ежегодно, снизить нагрузку на респондентов не менее чем на 30%, обеспечить уровень удовлетворенности качеством официальной статистикой не менее 80%. Достижение указанных целевых индикаторов будет обеспечено путем решения задач по каждому стратегическому направлению к 2011 году.



Наименование

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Стратегическое направление 1. Институциональное развитие системы государственной статистики и развитие взаимодействия с поставщиками и пользователями статистических данных

Цель: Снижение нагрузки на респондентов за счет использования административных источников

Целевой индикатор: снижение нагрузки на 30% к 2011 году.




Задача 1: Максимальное использование баз данных государственных органов для разработки стратегических показателей

Разработка и принятие Закона «О государственной статистике»

НПА

-


-

1

-

-

обеспечение полного доступа к первичным данным НК, МЮ, МВД и др. государственных органов для расчета статистических показателей

% от общего числа данных

30

30

100

100

100

электронный обмен данными с государственными органами (в соответствии с мероприятиями по внедрению е-правительства)

%, от количества используемых систем

-

5

25

50

75

Снижение нагрузки на респондентов (времени, затрачиваемого предприятием на заполнение форм статистических отчетов)

%, от существующего уровня

-

-

10

10

10

обеспечение интеграции с существующими информационными системами государственных органов

%, от количества используемых систем

-

-

5

25

50




Цель: Достижение высокого уровня доверия данным официальной статистики

Целевые индикаторы:


достижение к 2009 году не менее 65 % доверия к официальной статистике

к 2010 году – не менее 75% доверия к официальной статистике

к 2011 году – не менее 80% доверия к официальной статистике





Задача 2: расширение перечня услуг, оказываемых пользователям статистики, использование Интернет-портала, как источника информации, обеспечение обработки запросов в электронном виде (почта, он-лайн, подписка)

количество посещений Интернет-портала Агентства по статистике

посещений в год

0

менее 1000

не менее 25 тыс.

не менее 40 тыс.

не менее 80 тыс.

количество запросов, обработанных в электронном виде

% от общего числа

0

1

30

60

100

количество подписчиков на рассылку электронных статистических данных

чел.







не менее 1200

не менее 3000

не менее 3200




Стратегическое направление 2. Развитие статистической инфраструктуры и методологии

Цель: Обеспечить разработку показателей и постоянное развитие системы статистических показателей, включая внедрение системы статистического мониторинга целевых показателей развития государственных органов


Целевой индикатор: расширение количества и качества разрабатываемых показателей в соответствии с лучшей мировой практикой – ежегодно не менее 5% статистических наблюдений




Задача 1: модернизация и развитие методологии разработки статистических показателей, внедрение новых статистических показателей

Внедрение новых статистических обследований

ед.

-

1

3

3

3

Внедрение новых статистических обследований, характеризующих достижение целевых индикаторов государственными органами

ед.

-

-

1

-

-

Проведение аналитических исследований

ед.

6

4

5

5

5

научно-исследовательские работы

ед.

6

12

12

12

12

обработка форм в электронном виде

ед. (% от обследований)

-

-

36 (25,7)

105 (75)


140 (100)

внедрение новых показателей

% новых показателей

-

-

5

5

5

оптимизация ведомственных форм отчетности

%

-

-

50

100

100




Цель: уточнение широкого перечня показателей, характеризующих общую численность населения, его распределение между городской и сельской местностью, по полу и возрасту, семейному положению, национальности, знанию языков, уровню образования, а также количества домашних хозяйств, источникам дохода, занятости и условиям жизни и состояния жилого фонда республики

Целевой индикатор: актуализированные данные по демографическим, социально-экономическим признакам жителей РК

Задача 2: проведение Национальной переписи населения

проведение Национальной переписи населения

ед.







1










Цель: Снижение нагрузки на респондентов за счет упрощения форм и внедрения современных способов обработки данных

Целевой индикатор: снижение нагрузки на респондентов


Задача 3: модернизация форм и внедрение современных информационных технологий



















обработка форм в электронном виде, 8 интегрированных информационных подсистем, 4 регистровые системы

ед. (% от обследований)

-

-

36 (25,7)

105 (75)

140 (100)




Стратегическое направление 3. Развитие кадрового потенциала и международное сотрудничество

Цели: достижение высокого уровня доверия данным официальной статистики, обеспечение развития статистики за счет повышения грамотности пользователей статистической информацией и высокого уровня квалификации сотрудников

Целевой индикатор: систематическое повышение квалификации сотрудников (100%) и пользователей статистической (3 тыс. человек) информации




Задача 1: создание системы постоянного обучения использованию статистической методологии и современных способов обработки и анализа данных

создание «Центра тренинга и исследований статистики»

ед.

-

-


1

-

-

обучение сотрудников АРКС

ед.

100

250

2000

2000

2000

обучение респондентов

ед.

100

250

10000

10000

10000

обучение пользователей

ед.

-

50

3000

3000

3000

внедрение учебных модулей для различных групп пользователей

ед.

-

-

10

20

30

ежегодное участие в международных семинарах по основным сферам статистики

ед.

8

12

15

15

15

проведение 3 международных семинаров в РК

ед.

-

1

3

3

3

4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО СТАТИСТИКЕ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ


Функциональными возможностями Агентства по статистике, способствующими реализации Стратегического плана развития на 2009-2011 годы являются:

1. Штат центрального аппарата расширен до 250 сотрудников за счет расширения существующих отраслевых подразделений и создания служб развития информационных технологий и человеческих ресурсов, контроля качества и внутреннего аудита, стратегического планирования и пресс-службы.

2. Планируется проведение анализа эффективности организации работ на территориальном уровне с возможным перераспределением функции и задач между центральным аппаратом и областными департаментами статистики, между областными департаментами статистики и районным уровнем, а также на уровне сельских округов.

3. Планируется создание системы обучения сотрудников и пользователей статистикой путем развития «Центра тренинга и исследований в области статистики».

4. Запланированы мероприятия по соблюдению бюджетного законодательства и формированию системы внутреннего аудита.
Возможные риски приведены в таблице.

Наименование риска

Возможные последствия

Механизмы и меры управления

Недостаточное финансирование

Неполная реализация стратегических направлений

Утверждение достаточного бюджета Агентства по статистике

Неэффективное взаимодействие с государственными органами для производства статистических данных

Недостаточное использование административных источников и государственных баз данных в качестве основы производства статистических показателей

Утверждение новой редакции Закона «О государственной статистике»


Кадровые риски, в т.ч. отсутствие системы подготовки и обучения профессиональных кадров для государственной системы статистики

Снижение профессионализма сотрудников Агентства, качества статистических данных

Создание Центра тренинга и исследований в области статистики»

5. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАН СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН.



Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года

Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года

Кодекс о налогах и других обязательных платежах в бюджет от 12 июня 2001 года

Таможенный Кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года

Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года № 1677 «Об утверждении Стратегии гендерного равенства в Республики Казахстан на 2006-2016 годы»

Закон Республики Казахстан «О Национальном банке» от 30 марта 1995 года

Закон Республики Казахстан «О государственном предприятии» от 19 июня 1995 года

Закон Республики Казахстан «О государственной статистике» от 7 мая 1997 года

Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Программы совершенствования государственной статистики Республики Казахстан на 2006-2008 годы» от 6 февраля 2006 года № 71

Постановление Правительства Республики Казахстан «Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты» от 26 декабря 2007 года № 1297

Послание Главы Государства народу Казахстана от 6.02.2008 г. «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики»