zabika.ru 1 ... 2 3 4 5

7. Повышение качества работы кредитных организаций.

Повышение конкурентоспособности российских банков требует перехода всей банковской системы на качественно новый уровень развития. Задача каждой кредитной организации – обеспечить перестройку внтурибанковских процессов, совершенствовать подходы к построению систем управления (в т.ч. корпоративного, управления рисками, системы внутреннего контроля), бизнес-планирования, организационных структур и банковских процедур.

Улучшение качества деятельности является фактором роста доверия к банковской системе и обеспечения высокого уровня ее финансовой устойчивости.
7.1. Развитие корпоративного управления.

7.1.1 В целях развития корпоративного управления, перестройки внутрибанковских процессов, необходимо осуществить комплекс мер:

- банки должны иметь детально проработанные планы действий на случай возникновения выходящих из-под контроля обстоятельств (в т.ч. при угрозе кризиса, при системных сбоях автоматизированных систем, невыполнении обязательств со стороны третьих лиц, при наступлении иных чрезвычайных обстоятельств);

- при оценке качества управления в банках необходимо использовать концепцию качества деятельности кредитных организаций. При этом надзорный орган не должен диктовать банкам какие-либо конкретные схемы и модели корпоративного управления, организации управления рисками и внутреннего контроля по результатам проведения Банком России оценок качества корпоративного управления;

- банковскому сообществу для организации эффективной системы корпоративного управления следует внедрить в практику кодексы корпоративного поведения, а также системы управления, обеспечивающие их соблюдение;

- региональным банковским объединениям совместно с ГУ ЦБ необходимо развернуть деятельность по разработке региональных программ развития банковского сектора на средне- и долгосрочную перспективу, направленных на повышение уровня корпоративного управления и повышения функциональной роли банков в экономике.


7.1.2. Ассоциация российских банков разработает план реализации комплекса мер по развитию корпоративного управления с указанием приоритетных направлений по годам на период 2005-2008 гг.

7.2. Стандарты качества деятельности банков.

7.2.1 Основным инструментом повышения качества корпоративного управления как отдельных банков, так и банковской системы в целом должны стать национальные стандарты качества банковской деятельности. Выработка единых стандартов, это не только возможность повышения внтурикорпоративного уровня требований к качеству, фактор повышения доверия со стороны потребителей услуг, но и возможность использования этих критериев со стороны ЦБ РФ, а также иностранными партнерами.

Анализ показывает, что качество работы банков может быть повышено, в частности, за счет улучшения организации работы. Наибольшее количество нарушений допускается банками по клиентским операциям (12%-20%); по операциям с денежными средствами (11-16%); при составлении отчетов (7%-10%). При этом от действий сотрудников банка зависит 40%-44% нарушений.

В настоящее время вопрос оценки качества находится в исключительной компетенции Банка России. Только ЦБ РФ может выдвигать соответсвующие требования (например, критерии отбора банков в Систему страхования вкладов.

7.2.2 Банковское сообщество планирует разработать и внедрить в практику национальные стандарты качества банковской деятельности. Стандарты должны базироваться на обобщении лучшего отечественного и зарубежного опыта в области технологий ведения банковского бизнеса с учетом требований действующего российского законодательства, а также рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

В течение 2005-2006 гг. целесообразно разработать следующие стандарты:


  • Стандарт качества для оценки активов, под залог которых Банк России будет рефинансировать кредитные организации;

  • Стандарт формы договора о залоге;

Анализ показывает, что только внедрение в практику Стандартной формы договора о залоге, принимаемой как банками, так и ЦБ РФ позволит значительно (на 20%-30%) повысить объемы кредитования. Использование данного стандарта качества будет являться как для ЦБ РФ, так и для банков основанием отнесения кредита к менее рискованной группе.


  • Стандарт по оценке качества внутреннего контроля в банке;

  • Стандарт качества корпоративного управления;

  • Стандарт прозрачности формы собственности;

  • Стандарт качества менеджмента (в том числе качества управления и контроля банковских рисков);

  • Стандарт качества банковских договоров (финансовой документации) по кредитам и депозитам (включая договоры с физическими лицами);

  • Стандарт качества раскрытия информации (банком и клиентом).


7.2.3 При выработке положений национальных стандартов качества банковской деятельности банковскому сообществу необходимо обеспечить взаимодействие в этом процессе с Банком России, а также другими заинтересованными организациями.

7.2.4 Ассоциация российских банков планирует обеспечить добровольное и постоянное соответствие банков- членов Ассоциации Национальным стандартам качества банковской деятельности.

7.2.5 Необходимо перейти к системе формализации параметров работы при оценке деятельности банков на основе профессионального суждения. Требуется выработка принципов вынесения суждения и проведение ранжирования оцениваемых критериев по степени значимости.

Основой такого подхода должны стать выработанные в банковском сообществе требования к бизнес-процессам банков, построенные в соответствии с национальными стандартами качества деятельности банков.

Введение формализованных параметров позволит снизить степень субъективности при вынесении окончательного суждения. Одновременно, выработка единых принципов повысит требования к профессиональной квалификации как специалистов банков, так и территориальных учреждений Банка России, так как вынесение суждения будет основываться на учете обширного перечня экономических факторов и показателей.

7.3 Внутренний контроль и управление рисками.

7.3.1 Надлежащий уровень качества работы банков во многом зависит от эффективности систем внутреннего контроля, постоянного совершенствования систем управления всеми видами банковских рисков.

Обобщение опыта работы банков показывает, что их усилия должны быть сосредоточены на решении следующих задач по развитию внутреннего контроля:


  • развитие и совершенствование мер, направленных на снижение банковских рисков, в т.ч. становление эффективной системы хранения и использования кредитных историй, системы регистрации залогов;

  • обеспечение надежности банковских автоматизированных систем, их резервирование (дублирование), а также разработку эффективных планов восстановления бесперебойного функционирования указанных систем в случае негативного воздействия на них внешних событий;

  • обеспечение свободного раскрытия необходимой информации (не являющейся коммерческой, банковской, государственной тайной);

  • совершенствование подходов к внедрению риск-менеджмента в банках. При разработке новых нормативных актов следует предусматривать необходимое время на адаптацию банков к новым требованиям, своевременно обеспечивать банки необходимыми информационными и методическими материалами и оказывать на постоянной основе помощь в обучении банковских кадров риск-менеджменту.

  • разработка и внедрение в банках меры по расширению деятельности внутренних аудиторов и усилению функций их независимости.

Банковскому сообществу совместно с Банком России необходимо развернуть работу по постепенному сближению российских требований и стандартов с международными, в т.ч. рекомендациями Базельского комитета в области управления рисками.
7.4 Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций. Переход на МСФО.

7.4.1 Для повышения транспарентности деятельности кредитных организаций в 2005 году необходимо с учетом признанных международных подходов подготовить проект изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", в котором должны быть уточнены требования к публикуемой отчетности кредитных организаций, включая ее содержание, порядок и сроки публикации.


7.4.2 Банку России совместно с АРБ необходимо развернуть работу по разработке и совершенствованию рекомендаций по анализу консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов.

7.4.3 Требуется также совместно с АРБ начать подготовку к внедрению в практику международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций (Базель II). При этом должны быть выработаны сроки и этапы внедрения в российскую банковскую систему стандартов Базель II на период до 2008 года.

7.4.4 Необходимо объединить усилия АРБ и Банка России в решении вопроса о регламентации процедуры «признания» МСФО на территории РФ, а также определении органа, отвечающего за перевод и публикацию признанных стандартов на территории РФ.

7.4.5.До середины 2005 года Банковскому сообществу совместно с Банком России необходимо выработать подходы к оценке банков на основании показателей отчетности кредитных организаций, составленных по МСФО и РПБУ.

В 2004г. только у 15% банков активы по МСФО были ниже, чем по РПБУ. Более низкая величина капитала (1-2%) по МСФО отмечена менее, чем у 1/3 банков. Однако, при этом лишь 50% банков дали согласи ЦБ РФ на раскрытие сведений по ф.101 (оборотная ведомость по счетам) и ф. 102 (отчет о прибылях и убытках). По оценкам экспертов, достигнутый положительный результат по МСФО нивелируется при раскрытии качества статей баланса. В первую очередь отмечается наличие в банках низких резервов на возможные потери (это допустимо только в условия полной стабильности во всех сферах, в т.ч. социальной и деловой).
*****

Ассоциация российских банков считает, что одобренная XVI Съездом АРБ Стратегия повышения конкурентоспособности банковской системы должна использоваться органами государственной власти, Центральным банком Российской Федерации и его Главными управлениями в регионах России, кредитными организациями в качестве основы при разработке нормативных правовых актов, а также в повседневной деятельности. АРБ будет анализировать ход этой работы и информировать банковское сообщество об её итогах.




<< предыдущая страница