zabika.ru 1 2 ... 4 5



Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Установа адукацыі

«Гродзенскі дзяржаўны універсітэт

імя Янкі Купалы»

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор


С.В. Агиевец


15 февраля 2011



СТРАТЕГИЯ

Факультета экономики и управления

на 2011-2015 гг.




Рекомендована к утверждению на Совете факультета экономики и управления

19. 01.2011г. Протокол № 1

Ученый секретарь Совета


С.Е. Витун



Паспорт


1.

Название

Стратегия факультета экономики и управления на 2011-2015 гг.

2.

Утвержден

19.01.2011г.

3.

Ответственный за разработку

Ли Чон Ку




4.

Разработчики (ответственные за разделы стратегии)

Ли Чон Ку

Цехан О.Б.

Марковская Н.В.

Куликов А.М.

Игнатенко И.И.


5.

Проректор по учебной работе (и общим вопросам)

Войтукевич Ю.А.




6.

Проректор по учебной работе и управлению качеством

Белых Ю.Э.




7.

Проректор по научной работе и инновациям

Хацкевич Г.А.




8.

Проректор по учебной и воспитательной работе и социальным вопросам

Агиевец С.В.




9.

Проректор по учебной работе и экономике

Сенько В.В.




10.

Главный бухгалтер

Гацук В.С.




11.

Место и срок хранения

Факультет экономики и управления (Горького, 95), 10 лет



  1. Краткое описание факультета

История экономического образования в Гродненском государственном университете началась в 1992 году с момента образования выпускающей кафедры международных экономических отношений и международного права и набора на специальность «Международные экономические отношения». На кафедре работали преподаватели ГрГУ- доктор юридических наук Томсинов В.А., кандидат юридических наук Толочко О.Н. и кандидат экономических наук Бадюков А.Ф., а также приглашенные из Риги (Латвия) кандидаты экономических наук Чирич Г. Ф. и Ли Чон Ку.


Создание экономического образования в Гродненском государственном университете имени Я.Купалы стало социально значимой акцией, символизирующей оптимизм и надежды на процветание молодой независимой Беларуси, явилось реакцией на острую нехватку профессионалов в сфере рыночной экономики и бизнеса.

В 1997 году на базе кафедры международных экономических отношений и международного права, кафедры прикладной математики и кафедры экономики и управления был создан факультет экономики и управления. Смена парадигмы экономического образования нашла отражение в подготовке современных экономистов со знанием иностранных языков и серьезной математической и информационной подготовкой. С момента образования факультет экономики и управления подтверждает свою приверженность принципам академической свободы, паритету между университетским традициями и современными инновационными технологиями.

Совместимость с европейским образованием отражается в учебных планах и программах читаемых дисциплин, в методах управления факультетом и структуре специальностей. Сегодня факультет экономики и управления – это 1032 студентов дневной формы обучения, 2183 студентов заочной формы обучения, 71 штатный преподаватель и 35 человек учебно-вспомогательного персонала. Все кафедры факультета являются выпускающими по соответствующей специальности


Название кафедры

Специальность

Заведующий кафедрой

Коммерческой деятельности и международных экономических отношений

Коммерческая деятельность

(дневная – 4 года;

заочная – 5 лет;

заочная сокращенная – 4,5 года)

Мировая экономика

(дневная – 5 лет)

Белоусов Александр Леонидович.


кандидат юридических наук, доцент


Финансов и кредита

Финансы и кредит

(дневная – 4 года;

заочная – 5 лет;

заочная сокращенная – 4,5 года)


Витун Светлана Емельяновна,

кандидат экономических наук, доцент

Экономики и управления на предприятии

Экономика и управление на предприятии

(дневная – 4 года;

заочная – 5 лет;

заочная сокращенная – 4,5 года)

Карпов Владимир Алексеевич,

кандидат экономических наук, доцент

Математического и информационного обеспечения экономических систем

Информационные системы и технологии в экономике

(дневная – 5 лет)

Ляликова Валентина Ивановна,

кандидат физико-математических наук, доцент

Менеджмента

Менеджмент

(дневная - 4 года;

заочная -5 лет)

Рабцевич Валентина Вениаминовна, доктор исторических наук, профессор

Бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

(дневная – 4 года;

заочная сокращенная – 4 года)

Сильванович Валерий Иванович,

кандидат экономических наук, доцент


С 1997 года на факультете ведется подготовка магистрантов дневной и заочной формы обучения по следующим специальностям:

1 – 25 80 02 «Мировая экономика»

1 – 25 80 03 «Финансы, денежное обращение и кредит»

1 – 25 80 04 «Экономика и управление народным хозяйством»

1 - 25 80 08 «Математические и инструментальные методы экономики»

На факультете ведется подготовка аспирантов по специальности 1 - 25 80 08 «Математические и инструментальные методы экономики».

С момента проведения первой Международной научно-практической конференции «Региональная экономика» в 1998 году стало доброй традицией ежегодное проведение двух международных конференций, получивших известность не только в стране, но и за её пределами: Международная научно-практическая конференция по проблемам экономического развития предприятий и региона и Международная научная конференция студентов, магистрантов и аспирантов НИРС ФЭУ «Экономика и менеджмент 21 века: новые методы, формы и технологии». Основные направления научно исследовательской работы ученых факультета тесно связаны с проведением исследований развития экономики Гродненского региона и трансграничного сотрудничества, что находит отражение в учебно-методической и издательской деятельности:


    • Актуальные проблемы социально-экономических процессов Гродненской области

    • Процессы реформирования финансово-кредитного механизм Республики Беларусь в рамках создания таможенного союза с Россией

    • Проблемы и перспективы модернизации предприятий и хозяйственных объединений Гродненской области

    • Инновационный менеджмент на предприятии и в регионе

    • Рыночная трансформация народного хозяйства Гродненской области: социально-экономические условия

    • Социально-экономические процессы в Гродненском регионе, математическое, компьютерное моделирование и прогнозирование общественной динамики

    • Исследование инфраструктуры товарного рынка Гродненской области

    • Многовекторность внешнеэкономической сферы Гродненского региона в контексте стратегии инновационного устойчивого развития экономики

Динамическое развитие факультета экономики и управления объясняется успешным сочетанием трех составляющих:


  • Фундаментальная подготовка

  • Экономическое образование

  • Управленческие навыки и компетенции

Создание системы менеджмента качества, разработка стратегии развития факультета подчеркивают стремление факультета соответствовать международным стандартам и определяют начало нового этапа развития факультета.
Нормативные документы, использованные при разработке


  1. О некоторых вопросах высшего образования: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18 янв. 2008 г., N 68: в ред. постановлений Совмина от 16.04.2008 N 565, от 23.12.2008 N 2010, от 06.05.2009 N 599, от 26.02.2010 N 285, от 23.07.2010 N 1095 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  2. Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 03.10.2002 г., № 1376 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / редкол.: Я.М. Александрович [и др.] - Минск, 2004.

  4. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы // Рэспублiка. – 2010. - 11 ноября.

  5. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года. – Режим доступа: http://www.government.by.- Дата доступа: 20.12.2010
  6. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Закон Республики Беларусь, 29.10.1991г., № 1202-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010


  7. Об образовании: Закон Республики Беларусь, 11 июля 2007 г.,. №252-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010

  8. О высшем образовании: Закон Республики Беларусь, 11.07.2007 г., №252-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010

  9. О развитии в высших учебных заведениях Республики Беларусь систем управления качеством образования и приведения их в соответствие с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь и международных стандартов: приказ Министра образования Республики Беларусь, 24.12.2008 г., № 1000 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010

  10. Об основах государственной научно-технической политики: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г. N 2105-XII: в ред. Законов Республики Беларусь от 12.11.1997 N 83-З, от 20.07.2006 N 162-З, от 04.05.2010 N 115-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  11. СТБ ISO 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования.

  12. СТБ ИСО 9000-2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  13. СТБ ISO 9004-2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

  14. Положение о факультете экономики и управления: приказ ректора ГрГУ им. Я.Купалы №1608 от 23.11.2010г.




  1. Использованная литература

  1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер, – Минск, 2007.
  2. Акулич, И.Л Маркетинг / И.Л. Акулич, И.З.Герчиков: учеб. пособие. – Минск: Интерпресссервис; Мисанта, 2003.


  3. Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф. – М., 2009.

  4. Ветлужских, Е. Стратегическая карта, системный подход и KPI: инструменты для руководителей / Е. Ветлужских. – М., 2008.

  5. Клочков, А. KPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов / А. Клочков. – М., 2010.

  6. Корпоративная стратегия / ред. О. Нижельская, пер. А. Куницын. – М., 2008.

  7. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. – 10 изд.: учебник. – СПб.: Питер, 2003.

  8. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г.Армстронг, Дж. Сондерс; пер. с англ.; учебник. – 2-е европейское изд. – М.; СПб.; Киев: Вильямс, 1999.

  9. Курс MBA по менеджменту, Аллев Р. Коэн, Москва, 2009.

  10. Передовые подходы к стратегии бизнеса / под ред. Н. Нарциссова. – М., 2007

  11. Сенге, П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / П. Сенге. – М., 2009.

  12. Толкач, В.  Внедрение сбалансированной системы показателей / В. Толкач, С. Данишевич, М. Гавриша. – М., 2008.

  13. Томпсон-мл., А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III; пер. с англ.– 12-е изд.– М. : Изд. дом «Вильямс», 2006. – 928 с.

  14. Хервиг, Р. Ф. Сбалансированная система показателей / Р. Ф/ Хервиг, В. Шмидт. – М., 2007.

  15. Сайт Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: www.minrdu.by. – Дата доступа: 12.11.2010

  16. Сайт Совета Министров Республики Беларусь. – Режим доступа: www.government.by. – Дата доступа: 02.10.2010
  17. Беларусь: есть ли потенциал для рывка? / Ежедневник.by. – Режим доступа: http://www.ej.by/news/2010-03-01/belarus_est_li_potencial_dlya_ryvka.html. – Дата доступа: 15.11.2010


  18. 10-самых востребованных профессий будущего. – Режим доступа: http://www.keywork.ru/journal/131.php. – Дата доступа: 13.10.2010

  19. Самые востребованные профессии в 2030 году. – Режим доступа: http://rabota.mail.ru/news/974/ – Дата доступа: 15.11.2010

  20. Профессии будущего // Знамя юности. – 2009. - 25 февраля.

  21. Сайт Министерства связи Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mpt.gov.by/new/modules/informat/ – Дата доступа: 05.11.2010


Глоссарий
Абитуриент – лицо, подавшее документы для зачисления на обучение в число студентов университета на первую или вторую ступень получения высшего образования.

База данных – упорядоченная совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и обработки данных.

Бюджетирование – процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением.

Бюджет – календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений планирования и контроля в процессе управления деятельностью организации.

Бюджетные средства – средства, предусмотренные получателю бюджетных средств распорядителем бюджетных средств.

Видение – представление о желаемом будущем состоянии организации, точка зрения относительно того, какой должна стать организация в будущем.

Внебюджетные средства – средства, получаемые от приносящей доходы деятельности организаций и не включенные в республиканский или местные бюджеты.

Вступительные испытания – комплекс мероприятий, направленных на оценку учебных достижений абитуриентов для зачисления их на конкурсной основе.


Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования, или профессионально-технического образования с общим средним образованием, или среднего специального образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация, а также степень магистра.

Данные – информация, представленная в формализованном виде, пригодном для обработки или передачи как вручную, так и с помощью средств автоматизации.

Довузовская подготовка – деятельность по привлечению в университет абитуриентов, их профессиональной ориентации и подготовке к вступительным испытаниям в университет.

Документ – информация и соответствующий носитель.

Инновации (нововведения) – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок [III,10].

Интеграция – процесс и результат взаимосвязи, взаимодействия, сближения и объединения в единое целое каких-либо частей, элементов – стран, их экономик, социальных и политических структур, культур, социальных и политических групп, этносов, партий, движений, организаций и т.д.

Интернационализация – процесс современного развития, состоящий во взаимосвязи и взаимозависимости различных государств и организаций, ведущий к возникновению международных объединений в различных сферах.

Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций [III,10].

Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений [IV,21].


Информатизация обучения – это процесс, направленный на оптимальное использование современных информационных средств и технологий в процессе обучения для обеспечения уровня информированности каждого члена общества, необходимого и достаточного для улучшения качества труда и условий жизни в социуме.

Информационная технология – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации.

Информационно-коммуникационная инфраструктура – совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации.

Информационно-коммуникационные технологии – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.

Информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах.

Инфраструктура – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Качество высшего образования – соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства.

Клиент – субъект, использующий услуги другого субъекта [III,11].

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения [III,12].

Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Миссия университета – генеральная цель, отражающая смысл существования, предназначение и общественную роль университета.


Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики [III,7].

Образовательный процесс – процесс формирования нового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций, осуществляемый путем организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности обучающихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Образовательная услуга – услуга, связанная с образованием.

Обучение – процесс передачи, восприятия знаний и соответствующих умений и навыков.

Партнер – участник какой-либо совместной деятельности.

Переподготовка специалистов – процесс, который относится к дополнительному образованию и обеспечивает получение новой квалификации соответствующего профиля образования на уровнях высшего и среднего специального образования и подтверждается дипломом о переподготовке установленного образца.

Подготовительное отделение – структурное подразделение высшего учебного заведения, предназначенное для повышения уровня общеобразовательной подготовки лиц, имеющих общее среднее, профессионально-техническое и среднее специальное образование, и создания им необходимых условий для поступления в вузы.

Повышение квалификации специалистов – процесс, который относится к дополнительному образованию и обеспечивает углубление профессиональных знаний и навыков работников на соответствующих уровнях полученного ранее основного образования и подтверждается свидетельством о повышении квалификации установленного образца.


Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Потребитель – организация или лицо, получающие продукцию.

Приоритет – понятие, показывающее важность, первенство.

Программа – совокупность связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, не доступных при управлении ими в отдельности.

Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечными датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.

Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Рынок – совокупность отношений, которые складываются между продавцом и покупателем в процессе купли-продажи товаров и услуг.

Самоокупаемость – принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации.

Самостоятельная работа студента – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность.


Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Стратегическая цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, которое должно быть достигнуто при реализации стратегии.

Стратегия университета – взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов для достижения целей организации и усиления конкурентных позиций.

Студенческое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива студенчества, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Финансовые ресурсы – это все источники денежных средств, аккумулируемые организацией для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

Финансы – экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств, фондов.

Хозяйственная деятельность – это деятельность организации, направленная на достижение поставленных целей и задач с максимальным извлечением прибыли от результатов этой деятельности.

Широкополосный доступ – доступ во внешние сети и Интернет со скоростью, обеспечивающей предоставление большинства востребованных электронных услуг.

Электронная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.

Энергосбережение – организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.


KPI (Key Performance Indicator) – ключевые индикаторы выполнения поставленных целей и задач,

SWOT-анализ – метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы) и разработке вариантов стратегий.
Миссия факультета экономики и управления

Факультет экономики и управления Гродненского государственного университета им. Я.Купалы стремится быть лучшим в области предоставления лицензированных образовательных услуг по подготовке специалистов с высшим образованием и академической степенью, проведения научных исследований и разработок, консультаций и мероприятий в образовательной сфере экономики и менеджмента.

Политика ФЭУ в области качества

Политика в области менеджмента качества факультета экономики и управления ГрГУ им. Я.Купалы направлена на постоянное обеспечение своих потребителей услугами на уровне, продиктованном национальным рынком, и непрерывное улучшение качества данных услуг на основе эффективной обратной связи с потребителями, поставщиками и сотрудниками.

Нашими приоритетами при принятии решений являются:


  • Удовлетворенность потребителя;

  • Компетентность персонала;

  • Корпоративная культура;

  • Инновационные образовательные технологии;

  • Оптимизация затрат;

  • Здоровье и безопасность.

Разработка, внедрение и поддержание эффективного функционирования системы менеджмента качества, которая охватывает персонал и деятельность всего факультета, направлены на реализацию данной политики. Сотрудники факультета экономики и управления являются компетентными специалистами в своей области деятельности и прилагают усилия к тому, чтобы факультет получил заслуженное признание и занял ведущее положение на республиканском рынке образовательных услуг в сфере экономического и управленческого образования.

Высшее руководство является лидером в реализации настоящей политики качества и обязуется обеспечивать своих сотрудников поддержкой и соответствующими ресурсами.

Политика качества ФЭУ одобрена на всех уровнях управления и направлена на подтверждение того, что все предоставляемые факультетом услуги удовлетворяют требованиям клиентов ФЭУ и превосходят их ожидания.



следующая страница >>