zabika.ru 1

Самойленко Наталья Евгеньевна,


учитель-дефектолог сш№1 г.Ошмяны
Тема: «Звук и буква «Ч».

Цели:


  1. Автоматизировать звук «Ч» в слогах и словах со стечением согласных.

  2. Развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа.

  3. Формировать навыки словообразования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов и словоизменения существительных по падежам.

  4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховую память.


Оборудование: предметные картинки на звук “Ч”, мяч, картинки с изображением бабочек для наклеивания в тетрадь ребенка.
Этапы занятия:


  1. Оргмомент. Дыхательное упражнение «Погреем ладошки» и самомассаж кистей рук (растирание ладоней, обхватывающие и поглаживающие движения по пальцам).

  2. Артикуляционная гимнастика.

Ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения из комплекса для звука «Р»(при необходимости его постановки у ребенка).

  • «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

  • «Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

  • «Оближем губки»

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

  1. Пальчиковая разминка.

Дефектолог предлагает ребенку изобразить кистями рук фигурку «Пароход».

Обе ладони поставлены на ребро, все пальцы прижаты «ковшиком», а большие пальцы подняты вверх.

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка: «ч-ч-ч».

c:\documents and settings\administr\рабочий стол\картинки\2012-03-23 16-43-39_0219.jpg




4.Выделение звука «Ч» из слов.

Этот этап занятия проводится с использованием компьютерной игры «Учись говорить правильно». Выбирается 3 уровень сложности. Ребенку необходимо внимательно слушать слова и выбрать те из них, в названии которых слышен звук «Ч».

5.Буква Ч.

Нарисовать контур буквы в воздухе всеми пальцами поочередно (сначала одной, затем другой руки).

6.Проверка домашнего задания.

Ребенок называет картинки, наклеенные в тетради.

«Ч» в конце слова «Ч» в начале слова

Ночь, меч, ключ, меч чай, чайка, чайник, чаша

c:\documents and settings\administr\рабочий стол\картинки\2012-03-23 16-55-41_0223.jpg


c:\documents and settings\administr\рабочий стол\картинки\2012-03-23 16-53-36_0222.jpg c:\documents and settings\administr\рабочий стол\картинки\2012-03-23 16-57-46_0224.jpg

7.Запомни и повтори слоги.
чка-чко-чку-чки ачк-очк-учк-ичк

чко-чку-чки-чка очк-учк-ичк-ачк

чку-чки-чка-чко учк-ичк-ачк-очк

чки-чка-чко-чку ичк-ачк-очк-учк
8.Звуковой анализ слов.


  • Рассмотри рисунки и назови их. Какое слово спряталось в слове БАБОЧКА?

(БОЧКА). Какое слово короче? На сколько звуков слово БАБОЧКА длиннее слова БОЧКА? (На 2 звука).

c:\documents and settings\administr\рабочий стол\картинки\2012-03-27 15-41-28_0226.jpg

  • Назови картинки.


c:\documents and settings\administr\рабочий стол\картинки\2012-03-27 15-43-37_0227.jpg

Какими звуками отличаются слова УДОЧКА, УТОЧКА?

9.Игра с мячом «Назови ласково».

Блюдце- коса- Таня-

Кольцо- пуговица- Соня

Сумка- лиса- Валя-

Яйцо- утка- Женя-

Майка- линейка- Саня-

Туча- ночь- Ваня-

10.Игра «Буква Ч потерялась»

Вставь в слова пропущенную букву Ч, прочитай их. Назови буквы, которыми отличаются эти слова.

П

О




К

А




К

О




К

А




Д

О




К

А




Т

О




К

А




Н

О




К

А


11.Развитие мелкой моторики.

Догадайся, какую бабочку надо дорисовать в 1, 2, 4 рядах и дорисуй.

c:\documents and settings\administr\рабочий стол\картинки\2012-03-27 15-45-54_0228.jpg
12.Игра «Скажи дальше».

Дефектолог предлагает ребенку закончить предложение о бабочке.




В поле летают разноцветные … .

На цветке сидит и усами шевелит … .

Женечка увидела красивую … .

Она очень хочет поймать эту … .

Женечка с сачком гонится за … .

В музее выставлена большая коллекция … .

… - самое красивое насекомое.

Танечка рисует в альбоме жучка и … .

Ласточка на лету ловит мошек, жучков и … .

Ласточка кормит своих птенчиков жучками, мошками, … и другими насекомыми.

13.Итог занятия. Домашнее задание.

Дефектолог предлагает ребенку наклеить в тетрадь картинки красивых и ярких бабочек, отмечает его старания и правильное произношение звука «Ч» на занятии.




Д/З: посчитать наклеенных бабочек (одна бабочка, две бабочки и т.д.); сравнить бабочек на картинке и найти отличия.