zabika.ru 1

МКОУ СОШ №5, г. Нововоронеж


Учитель: Малкина Л.Н.

Класс: 4
Урок литературного чтения
Тема: В.В.Бианки «Сова»
Цели 1) познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – сказки-несказки, расширять словарный запас учащихся, совершенствовать технику чтения;

2) развивать речь, мышление, наблюдательность, речевой слух при нахождении рифмы;

3) воспитывать интерес к творчеству В.В.Бианки; любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, электронная презентация, книги В.В.Бианки.
Учебник: Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова «Родное слово», 2 часть, М, «Дрофа», 2007
Литература: 1) «Русские писатели», Библиографический словарь, часть 1, М, «Просвещение», 1998

2) В.В.Волина «Занимательная азбуковедение», М, «Просвещение, 1994

3) Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова. Книга для учителя, 4 класс, М, «Дрофа», 2008

4) Ю.Дмитриев и др. «Книга природы», М, «Детская литература, 1990

Слайд 1.

1. Оргмомент.


2. Речевая разминка


  • Упражнение на дыхание «Согреем руки»

Слайд 2

что нету слов на букву ы.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Были ли у кого дома затруднения при составлении плана? Сдайте тетради на проверку.

4. Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем изучать раздел «Сказки русских писателей».

Отгадайте, о ком мы будем сегодня читать сказку.

Днём спит, ночью летает

и прохожих пугает.

Дети: Это сова.

Слайд 3.

Учитель: – Что вы знаете об этой птице?

Дети: Сова – хищная птица. Ведёт ночной образ жизни. Летает беззвучно.

Учитель: Есть совы, которые охотятся только днём, например, белая сова. Но в основном совы охотятся ночью. У них очень хороший слух, ориентируются они по звуку. Приносят ли совы пользу?


Дети: Да, совы уничтожают грызунов.

Учитель: В.В.Бианки написал сказку «Сова».

Слайд 4.

5. Биография В.В.Бианки.

Ученик: Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного биолога. Семья жила рядом с музеем, и маленький Виталий пропадал там целыми днями. В доме Бианки было множество всякого зверья, и не только домашние животные, рыбки, но и змеи. Любовь к природе у мальчика воспитал отец. Он брал сына с собой в лес, приучал записывать все свои наблюдения.

Рассказы и сказки В.Бианки печатались в журналах «Ёж» и «Чиж», а затем – в «Мурзилке».

(Рассматривание книг писателя.)

6. Постановка проблемы.

Учитель: Сказку В.Бианки можно назвать сказкой-несказкой. А почему? На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.

7. Работа над темой урока.


  1. Чтение сказки хорошо подготовленными учениками.

Учитель: Почему сказка называется «Сова»?

Дети: Сова – главный персонаж сказки.

  1. Повторное чтение сказки «цепочкой».

1 часть

Учитель: Как обратилась Сова к Старику?

Дети: «Здорово, друг!»

Учитель: А что ответил Старик?

Дети: «Какой я тебе друг!»

Учитель: Как разговаривал Старик с Совой?

Дети: Невежливо, даже грубо.

Учитель: Давайте попробуем передать голосом правильную интонацию в разговоре Старика с Совой.

(Работа в парах. Чтение диалога на с.20 без слов автора. Прослушивание чтения отрывка вслух.)

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – немножечко присесть,


Шесть – за парту тихо сесть.

2 часть

Учитель: Почему мыши так расхрабрились?

Дети: Потому что Сова на них не охотилась, сидела в дупле.

Учитель: Прочитайте, как Сова предупреждала Старика о возможной беде?

Прислушался ли Старик к совету Совы?

Дети: Нет, не прислушался.

Учитель: Как ответ Старика характеризует его?

Дети: Старик легкомысленный, ненаблюдательный

Слайд 5.

Словарная работа:


  • волдырь – болезненное образование на коже, наполненное жидкостью вздувшееся место.

3 часть

Словарная работа:

  • клевер кормовитый – предназначенный для корма скоту.

  • Цветень – пыльца.

Учитель: Почему клевер не стал родиться на лугу?

Дети: Потому что шмели перестали его опылять.

Учитель: Что стало с коровой?

Дети: Она стала худой.

Учитель: Прочитайте, о чём предупреждала Сова.

Изменилось ли поведение Старика?

Дети: Да, он призадумался, замолчал.

4 часть

Учитель: Как дальше изменилось поведение Старика?

Дети: Старик стал браниться.

Учитель: Прочитайте, что произошло в результате ссоры Старика с Совой? Кто заметил, что это?

Дети: Невидимые нити.

Слайд 6.

Учитель: Что произошло с невидимыми нитями в природе?

Дети: Они были нарушены.

Учитель: Что понял Старик?

Дети: Природа – единое целое. Нельзя нарушать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе.

Учитель: Какая встретилась пословица в сказке?

Дети: Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.

Учитель: Как вы её понимаете?


Дети: Дружить не тяжело, а без друга плохо.

5 часть

Учитель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Старик помирился с совой. В природе восстановились невидимые нити.

Слайд 7.


  1. Речевая работа.

Учитель: Найдите в тексте созвучия (рифмы).

Дети: уши торчком, нос крючком

– раздолье – приволье

– рыщут – ищут

(поговорка)

Мыши не волки, не зарежут тёлки.

Учитель: Зачем В.Бианки использовал их в сказке?

Дети: Для выразительности речи.

Учитель: Назовите разговорные слова и выражения.

Дети:

  • пустой чай

  • утекай

  • стала тощать

  • молоко сбавлять

  • кланяться

  • дело не клеится

  • уваживать

Учитель: Почему В.Бианки выбрал для сказки именно образ Совы?

Дети: Сова – символ мудрости.

Слайд 8.

Учитель: Почему это произведение называется сказкой-несказкой? Что в нём сказочного?

Дети: Сова и мыши разговаривают.

Учитель: А что в этой истории несказочного?

Дети: Существующая связь в природе, зависимость одного явления от другого. Старик пьёт чай без молока, потому что Сова перестала летать на луга.

Слайд 9.

8. Домашнее задание

читать по ролям с.20-23,

подобрать потешки про сову

Слайд 10.

9. Рефлексия

Учитель: Что понравилось, запомнилось на уроке?

(Ответы детей)

Учитель: Продолжите фразу.

«Книга желаний» – Если бы я мог стать книгой, я бы рассказал …, потому что …