zabika.ru 1

Занятие № 18


  1. Тема: Рубежный контроль №1. Ферменты. Энергетический обмен.

Типы окисления. Витамины.

  1. Цель:

  1. Оценить знания, полученные при изучении тем: «Ферменты. Энергетический обмен. Типы окисления. Витамины.»

  2. Оценить практические навыки путем решения ситуационных задач.

  3. Оценить коммуникативные навыки при собеседовании со студентами по вопросам билетов рубежного контроля.

3.Задачи обучения:

1) Научить студентов умению анализировать изученный материал и выделять из большого объема теоретических знаний знания, которые будут в дальнейшем полезны им на клинических дисциплинах.

2) Научить студентов при решении ситуационных задач применять теоретические знания для объяснения результатов лабораторных работ по изучению действия ферментов.

3) Научить студентов при решении ситуационных задач по витаминам умению показать связь проявлений авитаминоза с биохимическим механизмом действия данного витамина.

4) Научить студентов умению вести диалог с преподавателем по вопросам билетов рубежного контроля.

5) Стимулировать студентов к изучению профессиональной литературы и поиску информации в интернете.

4.Основные вопросы темы:

1.Ферменты желудочного сока и катализируемые ими реакции.

2. Ферменты поджелудочного сока и катализируемые ими реакции.

3. Ферменты кишечного сока и катализируемые ими реакции.

4.Какие ферменты имеют диагностическое значение при инфаркте миокарда. Их строение. Катализируемые реакции.

5. Какие ферменты имеют диагностическое значение при гепатитах. Их строение. Катализируемые реакции.

6.Реакции дегидрирования в ЦТК. Понятие о строении этих ферментов. Участие витаминов в построении их коферментов.

7.Реакции окислительного декарбоксилирования ПВК и α-кетоглутарата. Участие витаминов в этих реакциях.


8.Реакции трансаминирования. Диагностическое значение ферментов, катализирующих эти реакции. Понятие о строении этих ферментов.

9.Ферменты антиоксидантной защитной системы. Катализируемые реакции, понятие о строении этих ферментов.

10. Монооксигеназное окисление. Какие ферменты участвуют в этом пути окисления? Значение этого пути окисления. Напишите реакцию образования тирозина из фенилаланина.

11.Ферменты цепи биологического окисления. Понятие об их строении.

12.Этапы энергетического обмена. Показать связь между отдельными этапами.

13.Коферментная роль витамина В1 , показать связь биохимического механизма действия витамина с проявлениями авитаминоза.

14. Коферментная роль витамина В2 , показать связь биохимического механизма действия витамина с проявлениями авитаминоза.

15. Коферментная роль витамина РР , показать связь биохимического механизма действия витамина с проявлениями авитаминоза. Антивитамин РР.

16. Коферментная роль витамина В6 , показать связь биохимического механизма действия витамина с проявлениями авитаминоза. Антивитамин В6

17.Биологическая роль витаминов С и Р. Показать связь биохимического механизма действия витаминов с проявлениями авитаминоза.

18.Биологическая роль антианемических витаминов. Показать биохимические механизмы возникновения авитаминоза.

19.Антидерматитные витамины. Биохимические механизмы их действия.

20. Антиоксидантные витамины. Биохимические механизмы их действия.

21.Биологическая роль витамина А и биохимические механизмы проявления авитаминоза. Провитамины А.

22. Биологическая роль витамина Д и биохимические механизмы проявления авитаминоза. Витамеры витамина Д. Профилактика авитаминоза Д.

23. Биологическая роль витамина К и биохимические механизмы проявления авитаминоза. Витамеры витамина К. Антивитамины.

24.Витаминоподобные вещества, их участие в биохимических процессах.


Ситуационные задачи (прием практических навыков).

5.Методы обучения и преподавания:

Метод-комбинированный:

Комбинированный опрос ( письменный опрос, собеседование).

Средства обучения: электронный вариант лекций по теме ферменты, «практикум по биологической химии», ситуационные задачи из силлабуса и учебного пособия для самостоятельного изучения биохимии «Белки, ферменты, энергетический обмен, витамины. Часть 1.»



  1. Задание на дом: На первое занятие весеннего семестра подготовить:

«Обмен липидов. Липиды пищи и их значение. Переваривание липидов. Всасывание продуктов гидролиза липидов. Образование мицеллы. Роль стенки кишечника, легких, жировой ткани и печени в обмене липидов. Транспортные формы липидов (хиломикроны, липопротеины), их состав, место образования и значение». Выполнить упражнения к занятию из учебного пособия для самостоятельного изучения биохимии «Обмен веществ и его регуляция. Часть 2.»

Вопросы для самоподготовки к следующему занятию:

1.Липиды пищи, их классификация и значение.

2.Ферменты пищеварительных соков, участвующие в переваривании липидов.

3.Строение и роль желчных кислот в переваривании и всасывании липидов.

4.Мицелла, строение, состав.

5.Роль стенки кишечника в обмене липидов.

6.Хиломикроны. образование, состав, превращения в организме.

7.Липопротеины, виды, состав, место образования. Превращения и значение.

8.Внутрисосудистый липолиз, значение.

9.Роль легких в обмене липидов.

10.Роль жировой ткани в обмене липидов.

11.Роль печени в обмене липидов.

  1. Письменный опрос по билетам рубежного контроля (прилагаются).

  2. Собеседование по ответам на вопросы билетов рубежного контроля.
  3. Подведение итогов рубежного контроля : ознакомление студентов с полученными оценками.


  4. Литература:

Основная:


1.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия»- М., 2004 –С.

2. Николаев А.Я. «Биологическая химия»-М., 2007- С.

3. Северин Е.С. «Биологическая химия»- М., 2008 –С.

Дополнительная:

1. Тапбергенов С.О., Тапбергенов Т.С., «Медицинская и клиническая биохимия» Павлодар, 2004

2. Мари Р., Гриннер Д., Мейес П., Родуэлл В. «Биохимия человека», 2003

3. Кольман Я., Рем., К-Г., «Наглядная биохимия»., М.: Мир,2004

4. Биохимия . Тесты и задачи: учебное пособие для студентов медвузов, под ред. член-корр., РАН, проф .Е.С. Северина.- М.,2005

5. Биохимия в вопросах и ответах под ред. член-корр., НАН РК, д.х.н. проф .С.М. Адекенов- Астана, 2003

6. Сеитов З.С. «Биологическая химия», Алматы, 2000г.

7. С.М.Плешкова и др. «Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии. Обмен веществ и его регуляция. Часть 2.», А., 2009- С. 89-231.

7.Контроль


На данном занятии оцениваются знания, практические навыки, коммуникативные навыки:

Оценку компетенции Знание проводить при письменном опросе.

Оценку за практические навыки выставлять за решение ситуационных задач по лабораторным работам.

Оценку коммуникативные навыки выставлять за умение студента поддерживать диалог с преподавателем при собеседовании по ответам на вопросы билета, за умение отстаивать свою точку зрения, за доброжелательное отношение к собеседнику.

СРСП № 15

  1. Тема: Ферменты. Энергетический обмен. Типы окисления. Витамины.

  2. Цели:

  1. Закрепить материал по теме рубежного контроля.

  2. Формировать навыки работы с профессиональной литературой и решения ситуационных задач.

  3. Формировать умение работать в команде.

3.Задачи обучения:

1.Решить ситуационные задачи.

2.Стимулировать студента к изучению профессиональной литературы и поиску информации в Интернете.

3. Научить студентов работать в команде.

4.Форма проведения:

Метод - комбинированный:

1)Консультации по вопросам студентов.

2)Работа в малых группах.

5.Задания по теме:


  1. Консультация по вопросам и задачам рубежного контроля – преподаватель выясняет у студентов трудные вопросы, по которым дает разъяснения.

  2. Работа в малых группах или защита СРС :

- работа в малых группах проводится в виде решения ситуационных задач;

- по желанию студентов работа в малых группах может быть заменена на защиту СРС, так как это заключительное занятие семестра.

Для работы в малых группах студенты делятся на группы по 4-5 человек, получают билеты с заданиями:

Задание №1: Какие витамины могут быть рекомендованы при полиневритах? Ответы обоснуйте.

Задание №2: Какие витамины могут быть рекомендованы при анемиях? Ответы обоснуйте.

Задание №3: Какие витамины могут быть рекомендованы для улучшения работы сердца? Ответы обоснуйте.

Задание №4: Какие витамины оказывают антиоксидантное действие. Ответ обоснуйте.

  1. Раздаточный материал:

Электронный вариант лекций по теме, билеты для письменного опроса, силлабус, билеты для работы в малых группах.

7.Литература:

Основная:


1.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия»- М., 2004 –С.

2. Николаев А.Я. «Биологическая химия»-М., 2007- С.

3. Северин Е.С. «Биологическая химия»- М., 2008 –С.

Дополнительная:

1. Тапбергенов С.О., Тапбергенов Т.С., «Медицинская и клиническая биохимия» Павлодар, 2004


2. Мари Р., Гриннер Д., Мейес П., Родуэлл В. «Биохимия человека», 2003

3. Кольман Я., Рем., К-Г., «Наглядная биохимия»., М.: Мир,2004

4. Биохимия . Тесты и задачи: учебное пособие для студентов медвузов, под ред. член-корр., РАН, проф .Е.С. Северина.- М.,2005

5. Биохимия в вопросах и ответах под ред. член-корр., НАН РК, д.х.н. проф .С.М. Адекенов- Астана, 2003

6. Сеитов З.С. «Биологическая химия», Алматы, 2000г.

7. С.М.Плешкова и др. «Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии. Обмен веществ и его регуляция. Часть 2.», А., 2009- С. 89-231.