zabika.ru 1

Шарипова Гульнара Насриденовна – учитель русского языка и литературы


школы-лицея №53 г.Астаны

Тема: интеграция уроков русского языка с другими дисциплинами
Цель: расширение горизонтов школьных научных дисциплин и содействие учащимся проникнуть в глубины изучаемых предметов, что за внешним их различием «кроются по существу тождественные структуры и понятия».
Задачи:


  1. Изучить и проанализировать научно-педагогическую литературу по теме опыта.

  2. Применить и использовать интеграцию уроков русского языка с другими

дисциплинами на практике.

  1. Показать результат по данной технологии.



Несмотря на многолетний педагогический опыт (34 года), я постоянно нахожусь в творческом поиске: задача подготовки человека к жизни, формирования цельной гармоничной личности, декларируемая сегодня, не может быть выполнена полностью, если мы не обратимся к новой технологии.

Это интеграция, интегральная основа – языковедческий подход к объединению языков (родного, международного общения, математики и компьютерных), с помощью которых человек добывает знания о мире.

Сведения о мире, о жизни людей и о человеке разбросаны сейчас по самым разным учебникам, а иногда и вообще неизвестны школьникам. Устранение этого пробела путем интеграции такой информации в единый курс, - я считаю, задача первостепенной важности.

Совершенно очевидно, что объединение разнообразных видов мыслительной деятельности и жизнедеятельности детей и взрослых, направленных на осмысление мира и себя в нем, должно происходить на культурологической основе. В интегрированный курс включены такие предметы, как литература, история, театр, музыка, живопись, языки и даже математика, физика, химия, биология, география. Они рассматриваются как история развития взглядов человека на мир и себя. Этот интегрированный курс предлагает, на мой взгляд, активное вхождение ученика в определенную эпоху культуры, некий культурный пласт.


Помогает ему в этом история, в которой он находит некоторые исторические события и даже живет (в игре, разумеется) гипотетическим героем, а не зубрилой – мучеником.

Литература раскрывает ему психологию, переживания людей того времени, в чем-то похожие на наши, а в чем-то другие.

Театр, где ученик в нем играет роли героев той литературы, более всего помогает ему познать наших предков и понять себя, поскольку драматургия «не читки требует с актера, а полной гибли всерьез».
Живопись дает возможность зримо и ярко увидеть образы, созданные художниками той эпохи, а музыка – понять и почувствовать душевные переживания человека из прошлого.

В процессе всей этой жизнедеятельности в пространстве культуры мои учащиеся приобретают не только «стереоскопическое» понимание законов, по которым они живут и развиваются. Кроме того, происходит формирование личности ученика, так как все психические процессы, которые он способен в себе развить, «понадобятся» ему для усвоения культуры. В результате коллективной жизнедеятельности, активного «проживания» в культурной среде, ученик воспроизводит в своем опыте разные стороны жизни людей, всевозможные отношения между ними, то есть осуществляется его воспитание и самовоспитание.

Это интегрированные уроки: русского языка и музыки, литературы и истории, литературы и музыки, русского языка и математики, русского языка и технологии, русского языка и истории, литературы, русского языка и информатики.

Совершенно очевидно, что интегрирующий подход к обучению влечет за собой коренную ломку сегодняшней классно-урочной системы, требует других программ, учебников, социального оборудования классов с пространством сцены. И какими бы нереальными ни казались подобные идеи сегодня, но мы все равно всерьез перестраиваем систему обучения и воспитания детей, если начнем думать прежде всего об ученике.

В основе современной и плодотворной идеи интеграции образовательных курсов и предметов лежит именно культурологический подход, поскольку культура сама по себе интегральна, она объединяет все слагаемые эпохи, ставя в ее центр человека.

Учащиеся заинтересованы учебным процессом, они с удовольствием ждут такие уроки, потому что именно на этих занятиях могут творчески и без комплексов показать себя и продемонстрировать свои знания.