zabika.ru 1







7 класс

Тема : Православная церковь в Московской Руси.

Цель урока: восприятие и осознание учащимися исторического учебного материала, доказывающего, что православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в деле единения земель Руси.

Задачи урока:

  • определить, какую роль играла православная церковь в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия; какое место занимала церковь в жизни населения Московской Руси;

  • создать условия для развития умений и навыков учащихся выявлять существенные признаки исторического явления, прослеживать причинно-следственные связи, работать с историческими источниками, способствовать формированию исторического мышления и творческих способностей; развивать познавательную самостоятельность учащихся;

  • содействовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к православной вере.

Тип урока: изучение и усвоение новых знаний.

Методы учебной деятельности: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная.

Оборудование: настенная карта, учебник, информационный блок, раздаточный материал

Оформление доски

Карта «Московское государство»

Карта «Монастыри в Северо-Восточной Руси»


Православная церковь

в Московской Руси

План
  1. Роль церкви в жизни страны.


  2. Религиозные споры, ереси.

  3. Митрополит Алексий, Сергий Радонежский.

  4. Русские монастыри.




Девиз урока:

«Залог жизненного успеха заключается не в том, чтобы делать то, что нравиться, а в том, чтобы любить то, что делаешь». Эдисон

Проблемный вопрос: «В чем заключалось значение Русской православной церкви для Московской Руси?»

Ход урока

І.
Организационный момент.

- Добрый день всем! Пусть он будет по-настоящему добрым, полезным, радостным и успешным.

Залог жизненного успеха заключается не в том, чтобы делать то, что нравиться, а в том, чтобы любить то, что делаешь.

Эдисон

- Давайте будем успешны в жизни и сегодня на уроке. Проверьте свою готовность к уроку: наличие учебника, рабочей тетради, ручки и дневника.

Успешный человек не только организован, энергичен, но и трудолюбив. И хочется надеяться, что сегодняшний урок пройдет с пользой для нас.

Исходя из темы, записанной на доске, попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке (ответы учащихся).

Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним все, что мы знаем о православной церкви.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

- Мне хочется сделать повторение пройденного необычным для вас. Я буду стоять на некотором расстоянии и задавать вопросы. Если ответ будет правильным я сделаю шаг вперед. Если ответ не будет дан или будет не правильным, сделаю шаг назад. Постарайтесь, пожалуйста, поскорее приблизить меня к вам, чтобы продолжить работу совместно.


Игра «Вспомнить все»


  1. Что такое христианство?



  1. Когда на Руси было принято христианство?



  1. При каком князе было принято христианство?



  1. Что такое православие?



  1. Какой титул носил глава православной церкви?



  1. Как титуловали руководителя православной церкви?



  1. Как и князья, митрополиты должны были ездить к хану, чтобы получить ….



  1. Что такое ересь?



  1. Кого называли еретиками?



  1. В каком году отмечалось тысячелетие крещения Руси?

Итак, сегодняшняя тема нашего урока «Православная церковь в Московской Руси» (запись в тетрадь)

Познакомьтесь, пожалуйста, с планом урока.

План

  1. Роль церкви в жизни страны.

  2. Религиозные споры, ереси.

  3. Митрополит Алексий, Сергий Радонежский.

  4. Русские монастыри.

Проблема урока: В чем заключалось значение Русской православной церкви для Московской Руси?

Решить эту проблему нам поможет работа над следующими задачами:

  1. Определить роль православной церкви в Московской Руси .



  1. Выявить причины ересей в русских землях.


  1. Охарактеризовать деятельность митрополита Алексия и монаха Сергия Радонежского в истории Московской Руси.




  1. Проанализировать роль монастырей в истории Руси.

ІІІ. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

Россия… Святая Русь… Что стоит за этими именами?

Кто на протяжении тысячи лет ковал и пестовал несгибаемый державный дух русского патриотизма?

Кто вдохновлял отважных и укреплял малодушных?

Кто научил русского человека быть верным без лести, мужественным – без жестокости, щедрым без расточительства, стойким - без фанатизма, сильным – без гордости, милосердным – без тщеславия, ревностным – без гнева и злобы?

Ответ прост: - Православная церковь.

Сегодня мы можем вспомнить множество примеров, когда в трудный для Руси час Православная церковь делом доказывала ей свою верность, до конца разделив ее неласковую судьбу.

Это святитель Кирилл благословил дружину благоверного князя Александра Невского на битву с псами-рыцарями, которая состоялась на льду Чудского озера.

Это и святой преподобный Сергий, игумен Радонежский, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сначала старец советовал князю почтить дарами и честью злочестивого Мамая: «Писание учит нас, что если враги хотят от нас чести и славы, - дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это… и Бог … вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню». Преподобный Сергий предрек князю победу и – в нарушение всех обычаев и правил, как зримый образ участия Церкви Русской в борьбе за свободу Родины – дал ему двух иноков – воителей, Пересвета и Ослябю, павших в сече на донских полях с бесчисленными безымянными русскими ратниками, шедшими на смерть за веру и отечество, защищая Святую Русь от господства «поганых»

  1. Более подробно определить роль православной церкви в Северо-Восточной Руси нам поможет решение первой задачи.


На партах лежат карточки характеризующие роль православной церкви в жизни Московской Руси.

Работая в парах (1 ряд и 2 ряд) отметьте правильные ответы ( п. 1 с. 112-113)

  1. Чтобы выявить причины возникновения ересей в русских землях нам поможет решение второй задачи.

На партах лежат карточки , где нужно выполнить ряд заданий.

Работая в парах (3 ряд и 4 ряд) выполните задания (п. 3 с. 114- 115)

Проверка результативности работы пар (1 и 2 ряда).



  1. Способствовала феодальной раздробленности.

  2. Пользовалась большим авторитетом и привилегиями.

  3. Способствовала единению русских земель.

  4. Поддерживала ханов Золотой Орды.

  5. Вдохновляла народ на борьбу с Золотой Ордой.

  6. Ханы назначали главу русской церкви.

  7. Духовенство активно участвовало в повседневной жизни простых людей.

  8. Митрополит русской церкви назначался в Константинополе.

  9. Духовенство было изолировано от народа.

  10. Церковь являлась крупным землевладельцем.

  11. Церковь способствовала закрепощению крестьян.

Проверка результативности работы пар (3 и 4 ряда).

  1. Заверши предложения:

1). В средневековье религия определяла взгляды людей на:

А).____________________________________________

Б). ___________________________________________

В). _____________________________________________


2). Еретики-стригольники

А). осуждали ______________________________________ и

Б). настаивали ________________________________________.

3). Еретики в Великом Новгороде в конце ХV в.

А). выступали против _________________________________

Б). отрицали _________________________________________

В). считали ___________________________________________ .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Уинстон Черчилль советовал: «Сочетай работу с отдыхом, не позволяй себе уставать ни от работы, ни от отдыха».

Вы хорошо поработали, теперь пришло время отдохнуть.

Зарядка для глаз. Упражнения на расслабление.


  1. Чтобы решить следующие задачи вы должны объединиться в две группы.

1 гр. – работает над решением третьей задачи.

Задание:

1). Заполнить таблицу «Роль митрополита Алексия и монаха Сергия Радонежского в истории России»




АЛЕКСИЙ

СЕРГИЙ

Вклад в укрепление могущества Москвы







Деятельность на пользу Церкви








2). Ответьте на вопросы:

1. В чем сходство деятельности Алексия и Сергия?__________________

2. Почему они своей деятельностью стремились укрепить положение Москвы?_____________________________________________________

3. Насколько по-вашему мнению, один человек в Московской Руси мог повлиять на ход истории?________________________________________

2 гр. – работает над решением четвертой задачи.

Задание: Докажите, что монастыри играли важную роль в истории Руси.

Над решением задач работаем 7 минут.


  1. Проверка результативности работ групп.

А). Выступает первая группа

(документальный фильм о Сергие Радонежском (8 имн)

Б). Выступает вторая группа.

  1. Давайте вернемся к проблемному вопросу: “В чем заключалось значение Русской православной церкви для Московской Руси?”

(Высказывания учащихся)

  • Церковь вдохновляла население Руси на борьбу против Золотой Орды и стала верной союзницей московских князей в “собирании русских земель”.

  • Митрополит Алексий своей деятельностью подготовил Москву для решительного столкновения с Золотой Ордой.

Труды преподобного Сергия увенчались созданием множества монастырей, несущих в глухие непроходимые леса и болота свет Евангельского учения. Это влекло за собой смягчение нравов, развитие культуры, в частности развитие речи и письменности, появление рукописей, а затем и книг….

  • Монастыри играли важную роль в жизни русских земель. Они способстовали колонизации и хозяйственному освоению новых территорий. За молнастырскими стенами сохранялись бесценные культурные сокровища – книги, произведения искусства.

ІV . Подведение итогов урока.


- Подходит к концу еще один урок изучения истории Московской Руси.

Выполнили ли мы условия успешного изучения темы?

А теперь , давайте составим синквейн на тему урока

Церковь.

Русская, христианская.

Еденила, собирала, укрепляла.

Пользовалась авторитетом и наделялась особыми привилегиями.

Православная.

V. Рефлексия.

1. Какое впечатление осталось у вас от сегодняшнего урока?

2. Что запомнилось лучше всего?

3. Подумайте, насколько успешны вы были на уроке.

Совместно давайте определим самых-самых, кто был успешным, творческим, находчивым и вручим медали «Умник» и «Умница».

VІ. Домашнее задание.

Параграф 20, составить синквейн на тему «Митрополит Алексий», «Преподобный Сергий Радонежский».

VІІ. Заключительное слово учителя.

- Я благодарю вас за сотрудничество, творчество, познание духовного мира и хочу, чтобы вы душой и сердцем откликались на прекрасное, помня слова Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб нежной улыбкой наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

- Продолжайте познание православного мира! Пусть оно будет полезным, творческим и радостным! Спасибо за урок! До свидания!