zabika.ru 1

Человек и мир. II класс

Тема «Звери».

Цели:
создать содержательные и организационные условия для формирования представления о понятии «звери»; развивать умение определять основные признаки животных, их образ жизни, способ питания; расширять кругозор; обогащать словарный запас, развивать монологическую речь учащихся; воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе

Оборудование: мультимедийная установка; демонстрационный материал, карточки с дифференцированными заданиями, конверты с заданиями для групповой и парной работы; аудиозаписи пения птиц, «Жаворонок» (оркестр П. Мориа), музыкальной физминутки.


Содержание урока


I. Организационный момент

— Ребята, представьте, что вы находитесь не в классе, а в телестудии, где снимается передача «В мире животных». ( Звучит запись оркестра П. Мориа «Жаворонок».) В нашей студии: ведущая — Елена Геннадьевна, участники — учащиеся II «А» класса СШ № 25 г. Гомеля и уважаемые гости.

Мир животных богат и разнообразен. Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие в этот мир. Даю разноуровневые задания для отдельных учащихся. А в какую страну вы хотели бы отправиться? (Дети перечисляют страны: Россия, Украина, Польша, США, Германия, Англия, Франция, Турция, Израиль и т.п.)



— Эти встречи у вас впереди, а сейчас давайте совершим путешествие по нашей родной Беларуси. Назовите столицу нашей страны, областные центры, страны-«соседи».


II. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания

Первая остановка.
  • Какая группа животных самая многочисленная? (Насекомые.)


  • Почему насекомые так называются?

  • Какое животное самое сильное на Земле?

  • Как муравьи помогают заблудившемуся в лесу человеку?

  • С каким насекомым сравнивают трудолюбивого человека?

  • Как называется дом пчелы?

  • Как вы думаете, о чём говорит количество точек на крыльях божьей коровки?





Вторая остановка.

— У какого вида животных такая характеристика: 2 ноги, 2 крыла, перья? (Птицы.)

Звучит аудиозапись пения птиц.

  • Какие группы птиц вы знаете?

  • Назовите представителей каждой группы.

Проверка домашнего задания. Сообщения детей о птицах.

Аист

Белорусскую природу нельзя представить без аиста. Любят на нашей земле этих крупных птиц с размахом крыльев почти 2 метра. Они часто гнездятся возле жилья человека.

Аисты — очень заботливые родители. Когда яйца насиживает один из родителей, то второй приносит ему корм. Аисты кормятся полёвками, рыбой, насекомыми и даже змеями.



III. Обобщение изученного материала и выведение темы урока учащимися

Дети заполняют строки таблицы и делают вывод: тема урока «Звери».


IV. Работа над новым материалом

— Хозяева следующей остановки передали вам свои визитные карточки. По описанию вы должны определить, кто прислал свои визитки.

Возьмите конверт 1 и выполните задание в парах.

Игра «Визитка». Проверка выполненного задания.

Физминутка для глаз.



— Эту часть урока мы проведём в виде устного журнала:

1-я страница — «Звери — кто они?»;


2-я страница — «Знакомые незнакомцы»;

3-я страница — «Звериные домики»;

4-я страница — «Звериные семейки».

Сообщения детей о животных.

Медведь

Это бурый медведь, один из самых опасных зверей наших лесов. Медведь — хищник. Хотя его основная еда — мёд, орехи, ягоды, грибы, коренья и мелкие грызуны, он может напасть и на крупного зверя. Осенью медведь нагуливает жир и делает запасы на зиму: почти полгода ему предстоит провести в берлоге. Зимой там появятся на свет медвежата.

Заяц

Это заяц. Живёт он везде, питается травой, молодыми ветками, корой деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, куница, крупные хищные птицы. Довольно часто ему приходится от них убегать. Бегает заяц отлично — у него большие сильные задние ноги. Заяц может легко бежать в гору, а вот под горку у него не получается — из-за очень коротких передних лап он кубарем катится вниз.

Волк

Это волк, сильный и выносливый хищник, размером с крупную собаку. Живут волки стаями. В стае всегда есть вожак, которому все остальные беспрекословно подчиняются. У этого зверя острое зрение и прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки много часов, несколько дней может обходиться без еды.

Лиса

Это всем известная рыжая лисица. Своё жилище она чаще всего устраивает в старых норах других животных (например, любит забраться в дом барсука). Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень проворно. Этим лисы приносят большую пользу.

Белка

Это белка. Её можно встретить и в лесу, и в городе — в парках и скверах. Отличительная особенность этого зверька — большой пушистый хвост. При прыжках с ветки на ветку хвост служит белке одновременно парашютом и рулём. Почти все время белки проводят на деревьях. Там они устраивают гнезда и ищут пропитание: шишки, орехи, птичьи яйца, птенцов, насекомых. Летом белка рыжая, зимой — серая. Зимой белки питаются грибами и орехами — запасами, которые сделали летом.


— Ребята, а правильно ли мы сделали, поместив среди зверей ежа? У него ведь колючки? (В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что колючки это видоизмененная шерсть.



Вывод о характерных признаках животных.


«Знакомые незнакомцы»

— Закончите фразу:

Неуклюжий, как…

Косой, как …

Выносливый, как…

Хитрый, как …

Обсуждение образа жизни животных.

— Медведь лазит по деревьям, ловко ловит рыбу, ходит так, что ни одна ветка не хрустнет под ногами, на скаку может догнать лошадь, развивая скорость до 60 км/ч.

Вывод: медведь быстрое, ловкое животное.

— В русских народных сказках кумушка лиса часто рядом с волком. А как на самом деле? (На самом деле волк — опасный враг для лисы. В тех лесах, где много волков, лисы почти не водятся.)

— Для чего лиса оставляет свой помёт у норы барсука? (Так она выгоняет хозяина-чистюлю и занимает его жилище.)

По рисунку учебника сравнивается лиса и волк.

Вывод: у волка ноги сильные, длинные, мощные, а у лисы короткие, тонкие, слабые. Поэтому волк может долго преследовать свою добычу, а лиса часами лежит перед мышиной норкой, притворяясь мертвой.

По рисунку учебника сравниваются лиса и белка.

Физминутка.

Дети исполняют «Танец маленьких утят».


Работа в группах «Звериные домики».

Группы получают лист с заданием: соединить стрелкой картинку зверя с его домиком.

— Кому не хватило домика?

Информация о зайце.

Заяц спит очень чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, закрывая их лишь на минуту. Зимой спит в неглубоких ямах. Но вот чудеса: перед этой ямой нет никогда заячьих следов. Почему? Заяц ложится в ямку со скока, поэтому поблизости нет следов.


— Почему зайца называют косым? Как заяц убегает от врагов? Куда зайцу легче бежать, вверх или вниз?

Вывод: заяц ловкое, осторожное животное.



V. Закрепление

«Звериные семейки».

Учитель предлагает закончить предложение:

У зайца…

У ежа…

У лисы…

У волка…

У белки…

— Ежата, лисята, волчата, бельчата рождаются слепыми и беспомощными. А вот зайчата появляются на свет зрячими и через несколько часов могут уже двигаться самостоятельно. Как вы думаете, почему?



VI. Беседа об охране животных

— Все звери очень разные. Одни большие, другие маленькие. Но все они нужны природе.
Нужны все на свете!

Нужны все подряд!

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.


— К сожалению, многие звери стали редкими. Они занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Это барсук, бурый медведь, зубр, рысь.


Беседа «Береги природу».



VII. Подведение итога урока

Заполнение таблицы, но теперь полностью — с новыми данными о животных.



VIII. Домашнее задание

Нарисовать фантастическое животное, объединив в нём отличительные признаки различных животных. Рассказать об этом животном.



IX. Рефлексия

— Что понравилось на уроке?

— Что нового узнали?

— Какие задания были наиболее интересны?

— Передайте своё настроение на уроке с помощью картинки «Солнышко».