zabika.ru 1

2. Раздел ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Раздел 1. Художественно-публицистические жанры

на страницах СМИ
Тема 1. Специфика журналистской информации. Особенности жанровой палитры СМИ

Цель лекции: дать понятия о жанрах журналистики.

Вопросы к теме:

1. Жанры в журналистике

1. Специфика журналистской информации

Краткое содержание темы (тезисы): Сообщение факта – ключевая особенность журналистской информации. Особенности жанровой системы в СМИ. Задачи жанров в журналистике. Основные жанры.

Задания для самоконтроля:

Состав конспекта по работе В. Корконосенко

Выявление особенностей жанров.

Литература: 1,2,6
Тема 2. Художественно-публицистические жанры как система и предмет изучения. Реализация жанров в СМИ
Цель лекции: дать понятие о жанровой системе

Вопросы к теме:


  1. Общее и особенное в характеристике жанров

  2. Многоликость жанров

  3. Реализация жанровой системы

Краткое содержание темы (тезисы): Реализация и многообразие жанров в журналистике. Обогащение жанрового материала. Разновидности жанров.

Задания для самоконтроля:

  1. Сопоставление жанровых форм

  2. Составление модулей жанра

Литература: 1,3,5,8
Тема 3 Общее и особенное в художественно-публицистических жанрах

Цель лекции: Показать разнообразие реализации жанров.

Вопросы к теме:

  1. Проблема публицистического вступления

  2. Обязательность соблюдения законов жанра

Краткое содержание темы (тезисы): Необходимость точного определения жанровой формы в журналистике. Критерии жанров. Три вида жанров в газете. Информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Задания для самоконтроля:

1.Составление схемы жанров

2. Стилистика жанров

Литература: 1,3,7

Тема 4. Жанр очерка, его особенности.

Цель лекции: Показать особенности жанра очерка.

Вопросы к теме:


  1. История очерка как жанра

  2. Особенности очерков, их виды

Краткое содержание темы (тезисы): Особенности очерка. Портретный очерк. Путевой очерк. Научно-популярный очерк. Средства типизации в очерке. Важность сюжета и композиции в жанре очерка.

Задания для самоконтроля:

  1. Привести примеры очерков, их разновидности

  2. Аспекты очерка

Литература: 8,15,2,12
Тема 5. Очерк А.П.Чехова «Остров Сахалин» как пример жанра. Анализ одного из очерков.
Цель лекции: показать особенности текста очерка «Остров Сахалин»

Вопросы к теме:

  1. История создания А.П. Чеховым очерка

  2. Специфика очерков «Остров Сахалин»

Краткое содержание темы (тезисы): Портрет героев в очерке А.П. Чехова. Роль речевой характеристика. Деталь и подробность. Психологический анализ. Композиция.

Задания для самоконтроля:

  1. Анализ одного из очерков

  2. Какова природа очерка?

Литература: 12,7,15
Тема 6. Путевой очерк. Особенности жанра. Примеры очерков. Специфика очерка.
Цель лекции: показать особенности путевого очерка

Вопросы к теме:

  1. Роль пейзажа в путевом очерке

  2. Композиция путевого очерка

Краткое содержание темы (тезисы): Примеры путевых очерков. Особенности жанра. Развитие путевых очерков. Специфика путевого очерка в произведениях русских писателей

Задания для самоконтроля:

  1. Модель путевого очерка

  2. В чем специфика этого жанра?

Литература: 1,6,8,10,14,15
Тема 7 Научно-популярный очерк. Зарисовка. Примеры жанра. Композиция жанра и специфика.
Цель лекции: Указать специфику данного жанра

Краткое содержание темы (тезисы): пересечение жанровых особенностей в очерке. Жанровая свобода зарисовки. Тональность зарисовки. Ритмика изложения. Композиция жанра и специфика.


Задания для самоконтроля:


  1. Сопоставить разные виды очерков

  2. Сюжетное единство очерка-зарисовки

Литература: 1,2,4,5,6,14,15
Тема 8. Использование сатиры, юмора и иронии в сатирических жанрах. Их различия
Цель лекции: показать различие сатиры, юмора и иронии и их использование.

Вопросы к теме:

  1. Чем отличаются эти понятия?

  2. Сопоставьте иронию с юмором и сатирой

Краткое содержание темы (тезисы): Определение понятий. Их роль в сатирических жанрах. Парадоксальное использование иронии, сатиры и юмора в сатирических жанрах. Реализация сатирических жанров.

Задания для самоконтроля:

  1. Какова роль сатирического комментария?

  2. Чем отличается юмор от сатиры и иронии?

Литература: 2,5,7,12,14
Тема 9. Разновидности сатирических жанров-фельетон и памфлет. Примеры.
Цель лекции: показать особенности и различия между фельетоном и памфлетом.

Вопросы к теме:

  1. Модель фельетона

  2. Модель памфлета

Краткое содержание темы (тезисы): Определение жанров фельетона и памфлета. Их различия. Язык в этих жанрах. Роль сатиры и юмора. Фельетон как синтез.

Задания:

  1. В чем суть фельетона?

  2. Особенности памфлета

Литература: 2,5,7,12,14
Тема 10. Логика построения фельетона. «Двупиковость» жанра. Особенности юмора.
Цель лекции: Показать особенности фельетона. Синтез 3-х начала в фельетоне «Двупиковость». Композиция. Актуальность и злободневность жанра. Анализ

Вопросы к теме:
Краткое содержание темы (тезисы):
Задания для самоконтроля:

  1. Сделать анализ текста фельетона

  2. Каким должен быть фельетонный факт?


Литература: 5,7,8,12,15

Тема 11. Образ-персонажа и образ-тизис в фельетоне.


Цель лекции: показать особенности композиции геройного ряда фельетона. Ассоциативная тема в фельетоне

Вопросы к теме

1.

Краткое содержание темы (тезисы): «Образ-персона» - персонифицированный образ в тексте. Конкретный носитель зла. «Образ-тезис» - обобщение негативного явления, социальной ситуации. Ассоциации в фельетоне. Анализ текстов.

Задания для самоконтроля:


  1. Что такое образ-тезис в фельетоне?

  2. Что вскрывает образ-персона

Литература: 5,7,8,12,15,16
Тема 12. Художественная типизация в фельетоне. Сатирическое и комическое.
Цель лекции: показать роль художественной типизации в жанре

Вопросы к теме
Краткое содержание темы (тезисы): Сатирическая типизация и ее роль в фельетоне. Вымысел в фельетоне. Герой «с подселением». Сатирическое и комическое. Фельетонный образ. Развернутое сопоставление.

Задания для самоконтроля:

  1. Роль типизации в фельетоне

  2. Что такое образ «на подселение»?

Литература: 5,16,21,12,15
Тема 13. Памфлет. Сатирическое и публицистическое начало в памфлете. Примеры жанра.
Цель лекции: Показать жанровое отличие памфлета от фельетона

Вопросы к теме

  1. Когда появился памфлет как жанр?

  2. Что лежит в основе памфлета?

Краткое содержание темы (тезисы): Определение памфлета. Публицистическое и сатирическое в памфлете. Факт, лежащий в основе памфлета. Объект обличения в памфлете. История памфлета. Композиция памфлета. Развитие жанра памфлета в журналистике.

Задания для самоконтроля:

  1. Сделать анализ памфлета

  2. В чем особенности композиции памфлета?

Литература: 12,15,5,7,8
Тема 14. Развитие памфлета как жанровой формы. История жанры.
Цель лекции: показать историю жанра и его развитие.

Вопросы к теме:

  1. Кто развивал жанр памфлета?


  2. Чем памфлет отличается от фельетона?

Краткое содержание темы (тезисы): Обличительность как основная черта памфлета. Редкость памфлета в журналистике. Памфлетисты Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Д. Дефо и др. Я Галан и его памфлет «Плюю на пану!» (1949 г.). М. Стурда и его памфлет. Современная история памфлета.

Задания для самоконтроля:

  1. Назовите выдающихся памфлетистов

  2. Обличительность памфлета – его главная черта?

Литература: 7,8,12,15,16
Тема 15. Журналистское расследование как синтезирующий жанр.
Цель лекции: показать жанровую специфику журналистского расследования.

Вопросы к теме:

  1. В чем специфика жанра?

  2. Поведение людей в расследовании

Краткое содержание темы (тезисы): Обогащение содержания и характера, форм материалов журналистики. Журналистское расследование как новый жанр. Элементы других жанров в журналистском расследовании. Журналистские версии. Элементы репортажа и др. жанров. Синтетичность жанра.

Задания для самоконтроля:

  1. Может ли быть данном жанре элемент очерка?

  2. Какова роль использования документов в журналистском расследовании?

Литература: 15,16,12,14